“В
неестественной позе, по Сомову”
Олег Лекманов
Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана
Кузьмича...
Н.В.Гоголь
В мемуарном
очерке бывшего петербуржца Георгия Иванова, написанном в 1925году, насмешливо
обрисованы московские нравы дореволюционной поры: “...в Москве строились
особняки во «всех стилях» («У нас на все стили хватит»), спали в
«неестественной позе, по Сомову» и ставили «Венецианских безумцев» Кузмина в кругу
миллионеров” (ИвановГ.В. Собр. соч.: В 3т. М., 1994. Т.3. С.250). Комментатор
этого фрагмента В.П.Крейд следующим образом поясняет загадочную фразу,
вынесенную в заглавие настоящей заметки: “Сомов Константин Андреевич
(1869–1939) — живописец и график, член «Мира искусства». Видимо,
подразумеваются его работы «Спящая женщина в синем платье» (1903) и «Спящая
молодая женщина» (1909)” (Там же. С. 679).
Кажется
совершенно очевидным, что комментарий Крейда как минимум недостаточен,
поскольку он не раскрывает источника ивановской цитаты. А на то, что перед нами
цитата, ясно указывают кавычки, в которые помещена у Иванова фраза о Сомове.
Подтекст этой
фразы отыскивается довольно легко. Мемуарист цитирует нашумевшую в своё время
повесть Алексея Николаевича Толстого «Приключения Растёгина», один из
персонажей которой рассказывает другому: “Александр Иванович, знаешь, на
Маросейке торгует, так он до того дошёл — спит, говорят, в неестественной позе,
по Сомову. За ночь так наломается, едва живой. А ничего не поделаешь”
(ТолстойА.Н. Собр. соч.: В 10т. М., 1982. Т.2. С. 45). Комментарий И.В.Кудровой
к толстовской шутке: “Сомов Константин Андреевич (1869–1939) — русский
художник, член «Мира искусства»; в 1910-е годы создал серию стилизованных
картин, представляющих жеманно-эротические сценки дворянского быта конца XVIII
— начала XIXвека” (Там же. С. 597). Этот комментарий оставляет несколько
странное впечатление: как ни крути, сон в неестественой позе трудно счесть
жеманно-эротической сценкой, пусть даже и конца XVIII — начала XIXвека. Вот тут
бы и привести крейдовские сведения о конкретных картинах Сомова, что придало бы
фразе Толстого дополнительный комический эффект: дюжий купчина пытается
подражать “молодой женщине” и “женщине в синем платье”.
Так что
читателю Георгия Иванова посоветуем держать под рукой повесть Толстого, а
читателю повести Толстого — в нужный момент заглянуть в комментарий к Георгию
Иванову.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/