Реферат по предмету "Культура и искусство"


Литература Руси

Литература
Руси

Общий подъем
Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой
плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской,
церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта
литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом
общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до
читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли
религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также
потребностями времени; нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом
общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо
мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

Нам неведомы
имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава.
Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник
княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х
годов XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в
яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой
истории.

Во второй
половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические
произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи
Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре
Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном
распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых
покровителях и защитниках Русской земли.

В последней
четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись
была его завершающей фундаментальной работай. До этого он создал знаменитое
«Чтение о житии Бориса и Глеба». В нем, как и в «Слове» Илариона, как позднее в
«Повести временных лет», звучат идеи единства Руси, воздается должное ее
защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая
политическая вражда в русских землях.

Литература XII
в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и
светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими
обобщениями; возникают новые жанры литературы.

На склоне лет
Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из
любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале ХII в. один из
сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение
игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек отправился к гробу
Господню и проделал длинный и трудный путь — до Константинополя, потом через
острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где
в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем
Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при
дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у
гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли; около гроба Христа
он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан». И
«Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы.

XII — начало
XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые
пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила
Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм,
размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе.
Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий
человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского,
разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским
сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек,
по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать
ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу.
Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает
себя.

Автор середины
XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику
Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество
Гомера, также воссоздает образ высоконравственного человека, чуждого
властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

В своей «Притче
о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на
христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия,
рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он
ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности
вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает
национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно
важна в то время, как Владимиро-Суздальские князья начали осуществлять
централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия.

Одновременно с
этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались,
переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно
переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий,
жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство
религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей
русской культуры.

Но, конечно,
наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и
христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных
мотивов прозвучало в «Слове о полку Игореве». Это поэма эпохи. Это ее
поэтическое образное выражение. Это не только взволнованный призыв к единству
Русской земли, не только горделивый рассказ о мужестве «русичей» и не только
плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в мировой истории, о связи Руси
с окружающими народами. Века «Траяна» и Херсонес, венецианцы, немцы, греки —
все они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь тот, кто выражает ее
подлинные интересы.

А ведь эти
произведения XII в., звучавшие на всю Русь, были созданы в период самой большой
политической раздробленности страны.
Письменность,
грамотность, школы Руси.

Основой любой
древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое
время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с
церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство
о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949
г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел
глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна»
(пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде
бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство
византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла.

Во время
отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием,
написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали
основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части
основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных,
южных и западных славян задолго до их христианизации.

История
создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий
распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы.
Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но
азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не
существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант
Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Талантливый
лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв,
дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и
несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном
алфавите — б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления — ять, юс, ижица, фита.


Итак славянский
алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим.
Каждая из них имела свое название: А — «аз», Б — «буки» (их сочетание
образовало слово «азбука»), В — «веди», Г — «глаголь», Д — «добро» и так далее.
Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» — цифру 1, «В» — 2,
«Р» — 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

В честь своего
создателя новая азбука получила название «кириллица».

Некоторое время
наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука — глаголица.
Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием.
Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в.
она почти полностью исчезла.

Надо вспомнить
и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в.,
имели «противени» — копии, также написанные на славянском языке. К этому
времени относится существование толмачей-переводчиков н писцов, которые
записывали речи послов на пергамент.

Христианизация
Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь
со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из
Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава
Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как
церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские
исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы
становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской,
боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское
летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные
сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах
Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской
эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом,
грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала
письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии. Кадры первых
русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые
были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее
при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси
в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде,
особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества,
зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах
население было почти сплошь неграмотным.

С XI в. в
богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра
Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в
нем школу для обучения девочек.

Ярким
свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах
являются так называемые берестяные грамоты. В 1951 г. во время археологических
раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова извлекла из земли
бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. «Я двадцать лет ждал этой
находки!» — воскликнул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский,
давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того времени должен был
найти отражение в массовом письме, каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги
письмена либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные свидетельства,
либо на бересте. С тех пор в научный оборот введены сотни берестяных грамот,
говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси люди
любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые документы, обмен
информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита
написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «От Микиты ко Улианици. Поиде за
меня…».

Осталось и еще
одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые
надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу.
Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир
Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в
толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох
тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Береста — очень
удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое
лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее
слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму.
Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом»
— из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в
виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте
позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление
древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них
служил пергамен — кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой,
тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем
натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе
с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на
прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что
этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день.

Сшитые тетради
собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу
требовалось с 10 до 30 шкур животных — целое стадо! По свидетельству одного из
писцов, работавшего на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги было уплачено три
рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги
обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим
пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало
определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб
был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок,
затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным
ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые
чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так
как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду
опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет.
Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо
железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и
многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет,
устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал
чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы —
сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению,
древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных
свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

На Руси в
средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был «устав» — с
буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный
печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный «устав»
сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким
наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет
спустя, в XV в., начали писать «скорописью» — плавно соединяя соседние буквы. В
ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.

Для украшения
рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом — вязью.
Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название — вязь),
образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге.
Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех
видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в
старообрядческих книгах и декоративных надписях «под старину».

На страницах
древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не
делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без
привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые,
преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком «титло» —
горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто
употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т. п. Из Византии была
заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения — «силу».

Долгое время не
существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с
которого начиналась следующая страница.

Любопытны и
некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания
в ходу была только точка, заимствованная из византийской, письменности. Ставили
ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец
фразы. В ХV-ХVI вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например,
запятые — для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел
нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего
два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые
рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку
— небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы
или раздела. Первую, заглавную букву в тексте — «инициал» — писали крупнее и
красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного,
птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят
— «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» — небольшим
рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Самым сложным видом
иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных
от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты
заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту.
Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера
иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие
размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного
исполнения.
Летописи
Руси.

Летописи — это
средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой
истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы,
и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е. погодных
изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые,
способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им
соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее
понимали летописцы.

Летопись была
делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись
давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел
бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному
княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в
противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не
удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали
составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы,
работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на
Руси, но и в других странах.

Летописание, по
наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения
христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в. Она была
призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии
Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением
на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи
были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые
грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи. Они
располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими
записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и
великокняжеские архивы. Им подручней всего было выполнить эту ответственную и
важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они
жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими
истоками.

Ученые считают,
что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения,
охватывающие не сколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в
том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для
первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о
походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в
Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а
также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в
пору существования летописей к ним при соединялись все новые рассказы, сказания
о впечатляющих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097 г. и ослеплении
молодого князя Василька, или о походе русских князей на половцев в 1111 г.
Летопись включила в свой состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни — его
«Поучение детям».

Вторая летопись
была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм
Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие
материалы.

Уже на первом
этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой
коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей,
документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств.
Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор
соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и
редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко
ценилось киевскими князьями.

Очередной
летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под
именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А
потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Свод, за
который взялся монах Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу
историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей
мере пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя
Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый
автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора был в этом
смысле вершиной раннего русского летописания.

В первых
строках своей летописи Нестор поставил вопрос «Откуда есть пошла Русская земля,
кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля стала есть». Таким
образом, уже в этих первых словах летописи говорится о тех масштабных целях,
которые поставил перед собой автор. И действительно, летопись не стала обычной
хроникой, каких немало было в ту пору в мире — сухих, бесстрастно фиксирующих
факты, но взволнованным рассказом тогдашнего историка, вносящего в
повествование философско-религиозные обобщения, свою образную систему,
темперамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом уже говорили,
Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Русь — это один из
европейских народов.

Используя
предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры
Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий,
которые охватывают как внутреннюю историю Руси — становление общерусской
государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с
окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах
Несторовой летописи — князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные
деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации монастырей, закладке
новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской
жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений,
выражений недовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем о
восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это
автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько
вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в
своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его
религиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам. Убийство,
предательство, обман, клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но
превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные
человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси,
патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с
точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских
государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно значительно в преддверии
начавшегося политического распада.

В 1116—1118 гг.
летопись снова была переписана. Княживший тогда в Киеве Владимир Мономах и его
сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской истории
Святополка, по заказу которого в Киево-Печерском монастыре и писалась «Повесть
временных лет». Мономах отнял летописание у печерских монахов и передал его в
свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Сильвестр и стал автором нового
Свода. Положительные оценки Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния
Владимира Мономаха, но основной корпус «Повести временных лет» остался
неизменным. И в дальнейшем Несторов труд входил непременной составной частью
как в киевское летописание, так и в летописи отдельных русских княжеств,
являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.

В дальнейшем по
мере политического распада Руси и возвышения отдельных русских центров
летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои летописные
своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Владимире-Волынском,
Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. В каждом из них отражались особенности
истории своего края, на первый план выносились собственные князья. Так,
Владимиро-Суздальские летописи показывали историю правления Юрия Долгорукого,
Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись начала XIII в.
стала по существу биографией знаменитого князя-воина Даниила Галицкого; о
черниговской ветви Рюриковичей повествовала в основном Черниговская летопись. И
все же и в местном летописании четко просматривались общерусские культурные
истоки. История каждой земли сопоставлялась со всей русской историей, «Повесть
временных ле» являлась непременной частью многих местных летописных сводов,
некоторые из них продолжали традицию русского летописания XI в. Так, незадолго
до монголо-татарского нашествия, на рубеже ХII-ХIII вв. в Киеве был создан
новый летописный свод, в котором отражались события, происходившие в Чернигове,
Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно, что
автор свода имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств и
использовал их. Хорошо знал летописец и европейскую историю. Он упомянул,
например, III крестовый поход Фридриха Барбароссы. В различных русских городах,
в том числе в Киеве, в Выдубицком монастыре, создавались целые библиотеки
летописных сводов, которые становились источниками для новых исторических
сочинений ХII-ХIII вв.

Сохранение
общерусской летописной традиции показал Владимиро-Суздальский летописный свод
начала XIII в., охвативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода
Большое Гнездо.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.