Архитектурная
среда планеты Харбин
Архитектурная
среда жизнедеятельности российской диаспоры в дальневосточном зарубежье
являлась одним из важнейших факторов сохранения ее русских культурных традиций
на чужбине.
Иллюзия родного
края, как пишет живой свидетель событий Харбина Елена Таскина, создавалась из
многих реалий быта и граней духовной жизни россиян, оказавшихся в Китае
(Неизвестный Харбин,1994). И, несомненно, сама материально-пространственная
среда играла в этом созидательном процессе исключительную роль.
То значение,
которое придавалось архитектурному облику зоны обустройства КВЖД, а также
чрезвычайно краткие сроки, в течение которых проектировались и осуществлялись
города, станции и их застройка, свидетельствуют об архитектурно-строительной
деятельности российских специалистов как одном из активнейших и важнейших
направлений в структуре занятости эмиграции в целом.
Всю духовную и
материальную среду обитания россиян в Маньчжурии один из бывших харбинцев
сопоставил с образом Планеты, имя которой - Харбин. Планета Харбинъ как
средоточие всего, что объединяло и способствовало сохранению национального
облика, а не отдельный конкретный город. Географическое положение неважно: сам
ли Харбин, трехреченская глубинка, Хакэ, Дальний или даже Шанхай (Л.Чугуевский.
Мы с одной планеты. Харбин.1993.4). В этой формулировке важна фиксация некой
отдельной субстанции Планеты, родившейся в особых условиях и развивающейся по
своим законам.
Все, без
исключения, очевидцы отмечали в свое время чрезвычайно богатое стилистическое
разнообразие Харбина. Оно являлось производной редкого многонационального
конгломерата города, с явным преобладанием российско-китайских поданных ( Н.А.
Василенко. Русское население в Маньчжурии( конец ХIХ- начало ХХ вв.).Во всей
Восточной Азии в начале ХХ в. Харбин занимал 2-е место после Шанхая по
количеству проживающих в нем представителей различных народов по некоторым
данным до 35. Неизвестный нам автор в статье Город архитектурных стилей в
газете Время за 1943 год характеризует Харбин с точки зрения архитектурного
многообразия как самый интересный город во всем Китае. Поделив все время
существования Харбина на три стилистических периода, автор характеризует первый
этап период официального строительства Харбина,1898-1916гг. - как эпоху
модерна, причем в его европейской интерпретации, т.н. венского модерна. Второй
этап, продолжившийся по предложенной хронологии до 1930-ых гг., являл собой
возрождение классицизма и ренессанса. В эти годы в Харбин приехало много
архитекторов-беженцев из России, которые, не будучи ограничены в своей
творческой работе, украсили Харбин его теперешним разнообразием стилей, включая
и магометанский, мавританский, ближневосточный, китайский и т.д., - пишет
автор. Третий этап после 1932 г. - был отмечен появлением многочисленных
построек в конструктивистском стиле, который, по свидетельству журналиста,
в1940-е годы был наиболее популярным. Автор статьи, в унисон многочисленным
мемуарным высказываниям его современников, выделял православные культовые
сооружения в общем типологическом ряду застройки: многочисленные русские церкви
в Харбине являются ярким примером русской церковной архитектуры, особо
придававшие городам русский облик. А разнообразие объемно-пространственных
композиций и художественного оформления церквей, храмов, часовен позволило ему
выделить несколько условных стилистических направлений традиционно-национальной
архитектуры: так называемые древневологодский, псковский, шатровый, византийский,
владимирский стили и стиль средней полосы России. Ясно, автор статьи не являлся
профессиональным архитектурным критиком, но, несомненно, и то, что дух
архитектурной среды Планеты Харбинъ он передал не только образно, но и
объективно.
В традициях
русской архитектурной культуры конца ХIХ - начала ХХ вв. возводились не только
культовые сооружения, но и самые разнообразные здания: жилые дома и больницы,
вокзалы и гостиницы, административные и торговые здания. Так, например,
торговый дом Чурина и Ко, являющийся для горожан не просто магазином, а
зеркалом всей городской жизни Харбина, по своей архитектуре был типичным
образцом общественного здания российского губернского города руб. ХIХ-ХХ вв.
Район Пристани,
в свою очередь, имел колорит североевропейской архитектуры, Елена Таскина,
например, находит его схожим с привокзальными райономи Риги. В мемуарном романе
Кувшин из раскопа Лариса Кравченко вспоминает улицу Китайскую - главную
торговую улицу Пристани - как некое подобие Кузнецкого Моста в Москве или Петербургского
Невского в уменьшенном масштабе. В вышеуказанной статье о Харбине Город
архитектурных стилей выделены такие, условно говоря, стили как стиль Людовика
ХIV, шведский замковый, что свидетельствует о существовании в архитектурном
облике застройки ретроспективизма и в духе западно- и североевропейской
архитектуры.
Большой
проспект в Новом Городе являлся одним из главнейших символов Харбина, и
представлял, по выражению Ларисы Кравченко, его кавэжэдэвское лицо, Одно
перечисление культовых сооружений и мемориальных комплексов Большого проспекта
говорит о многом как в архитектурном отношении, так и о духовно-религиозной
жизни мультинационального города: Свято-Николаевский кафедральный собор,
японский синтоистский храм, Старое православное кладбище с Покровской церковью,
квартал лютеранской кирхи, квартал католического костела, конвента Святой
Урсулы, буддийский храм и китайское кладбище с пагодой-памятником, Успенское
или Новое кладбище, еврейское кладбище.
Таким образом,
естественно историческое сочетание самых различных в стилистическом отношении
зданий и сооружений в одном архитектурном городском фасаде является главной
чертой архитектурной среды русского Харбина.
Архитектурные
новации России на КВЖД по-разному проявились в двух сферах архитектурной деятельности:
так называемой объемной и градостроительной. В объемной архитектуре они
выразились прежде всего в формировании методов синтезирования русских и
китайских архитектурно-строительных традиций. Градостроительные новации
выразились в разработке новых методов, соответствующих общему руслу
архитектурно-градостроительных поисков и идей европейской России. Конкретная
реализация этих методов на малоосвоенных землях дальневосточного зарубежья
имела свои неповторимые особенности.
Архитектурно-планировочная
структура Харбина к 1915 году представляла собой совокупность отдельных
районов, поселений, городков, постепенно сросшихся в ходе исторического
развития: Старый Харбин (первое местоположение русских на территории будущего
Харбина), Новый Город или Новый Харбин (административный район), Пристань
(коммерческий район), район Модягоу; поселки Мостовой (профессиональный),
Алексеевка (военный), и др., китайский район Фу-дзя-дянь и др.; городки:
сунгарийский, атаманный, корпусный, госпитальный, московские казармы и др.
Генеральный
план Нового Харбина 1904 года (территория, заключенная между речкой Модягоу и
ж/д направлением ДальнийМаньчжурия) представляет собой регулярную планировочную
структуру, частью радиально-кольцевую, частью прямоугольную с развитой,
композиционно оформленной системой площадей, бульваров, открытых зеленых
пространств. Территория, в пределах которой был разработан план, поделена на
три части: западную (слева от ж/д направления на пограничный Владивосток),
центральную (единственно реализованную в натуре и сохранившуюся по большей
части до сих пор) и восточную. Центральная и западная части запроектированны
как единое композиционное целое. Планировочная структура западной зоны Нового
Харбина композиционно полностью подчинена природному очертанию речки Модягоу, а
центральной зоны очертанию ранее проложенной ж/д. Генеральный план Нового
Харбина отразил как традиционные для России классицистические методы, так и
новые методы градостроительного проектирования, характерные для рубежа ХIХ-ХХ
вв. Центричное размещение крупных общественных зданий на площадях,
ориентированных на главную плвнировочную ось Нового Харбина, симметричность
объемно-планировочных решений зданий и сооружений, значимых для
пространственной структуры города; регулярная планировка всех зеленых
пространств; многократное применение приема трехлучья улиц, сквозные
планировочные оси и т.д. традиционные методы прошедшей эпохи классицизма.
Тонкий учет природных планировочных границ, многочисленность открытых зеленых
общественных пространств, разнообразие приемов планировки кварталов и
размещения рядовой застройки и т.д. свидетельствуют о творческом подходе
авторов проекта генерального плана проблемам преемственности архитектурных
традиций России в дальневосточном зарубежье.
Таким образом,
особые условия Планеты Харбинъ это условия инокультурного мира, которые
обусловили, с одной стороны, необходимость сохранения своих культурных (в
данном случае, архитектурных) традиций, а с другой - способствовали активному
созиданию и развитию новых культурных традиций.
Список
литературы
Левошко С.С.
Архитектурная среда планеты Харбин.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.nature.ru/