Реферат по предмету "Литература"


Психологизм романа эпопеи Л Н Толстого Война и мир

--PAGE_BREAK--Внешние детали используются лишь как один из видов психологического изображения — прежде всего потому, что далеко не все в душе человека вообще может найти выражение в его поведении, произвольных или непроизвольных движениях, мимике. Такие моменты внутренней жизни, как интуиция, догадка, подавляемые волевые импульсы, ассоциации, воспоминания, не могут быть изображены через внешнее выражение.
Постепенно освоенная литературой сложность психологического мира человека усложняет и изображение связи внешнего с внутренним. По одним только внешним признакам практически нельзя определить, что происходит в душе героя, так как эти признаки неоднозначны, могут быть по-разному истолкованы. Вообще растет несоответствие между внешним и внутренним состоянием, что часто используется писателями как особый, своеобразный художественный прием, усиливающий остроту положения или напряженность внутреннего состояния героя, оттеняющий какие-то особенности его внутреннего мира.
В внешних психологических деталях есть особая форма психологического изображения: портрет. В широком литературоведческом обиходе существует тенденция называть любое портретное описание психологическим — на том основании, что оно раскрывает определенные черты характера, психологии человека. Всякий портрет характеристичен (иначе он просто был бы не нужен в литературе), но не всякий психологичен. Поэтому нам представляется необходимым отделить собственно психологический портрет от других разновидностей портретного описания. Например, в портретах чиновников и помещиков в «Мертвых душах» Н.Г. Гоголя ничего от психологизма нет. Эти портретные описания косвенно указывают на устойчивые, постоянные свойства характера, но не дают представления о внутреннем мире, о чувствах и переживаниях героя в данный момент; в портрете проявлены устойчивые черты личности, не зависящие от смены психологических состояний.
А вот противоположный пример — Л.Н.Толстой пишет о Пьере: Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь". Здесь мы можем по чертам лица героя судить о его психологическом состоянии. У Н.Г. Гоголя штрихи портрета прямо увязываются с авторскими характеристиками героя, с указанием на устойчивые черты его личности («медведь» и «кулак» Собакевич, «дубинноголовая» Коробочка и т.д.)- А у Л.Н.Толстого детали портрета связаны с другими способами психологического изображения. Так, в нашем примере портретный штрих окружен воспроизведением мыслей Пьера и имеющими психологический смысл деталями его мимики и поведения.
Таким образом, психологический и непсихологический портреты входят в разные стилевые микросистемы.
В психологическом повествовании мы находим богатую систему повествовательно-композиционных форм, с помощью которых осуществляется изображение различных сторон внутреннего мира, разных душевных состояний. Прежде всего, отметим значительную роль, которую играет психологическое повествование от третьего лица. Повествование, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком, обладает рядом преимуществ в изображении внутреннего мира, хотя в научной литературе часто можно встретить противоположное утверждение, согласно которому более органичной формой психологизма является повествование от первого лица. Посмотрим, что же дает нейтральное повествование со стороны в плане изображения внутреннего мира.
Во-первых, оно ориентировано прежде всего на такую форму психологического анализа, как авторское повествование о мыслях и чувствах героя. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.
Событие или поступок читатель воспринимает уже не просто в их прямом, объективном смысле, а как стимул или итог определенной внутренней, эмоционально-мыслительной работы или как проявление определенного душевного состояния. Внешние детали, конечно же, мотивируют внутреннее состояние героя, формируют его настроение, влияют на особенности мышления — иногда прямо, иногда очень опосредованно и косвенно, но, как мы уже писали, внешняя деталь не является ведущим приёмом в психологическом изображении, так как воспоминание, догадку, интуицию нельзя изобразить через внешнее выражение. Внешние детали могут не прямо входить в процесс внутренней жизни героев, а лишь косвенно соотноситься с ним. Очень часто такое соотнесение наблюдается при использовании пейзажа в системе психологического письма, когда настроение персонажа соответствует тому или иному состоянию природы или, наоборот, контрастирует с ним. Так, например, в XI главе «Отцов и детей» природа как бы аккомпанирует мечтательно-грустному настроению Николая Петровича Кирсанова — и он «не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воз духа на лице и с этой грустию, с этой тревогой...» А для душевного состояния Павла Петровича та же самая поэтическая природа предстает уже контрастом: «Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...» (гл. XI).
В общем, что в системе психологизма практически любая внешняя деталь, так или иначе, соотносится с внутренними процессами, служит целям психологического изображения. Сказанное относится и к тем художественным деталям, с помощью которых показываются внешние проявления внутренней жизни героя (мимика, пластика, жестикуляция, речь на слушателя, физиологические изменения), она способна дать лишь самый схематичный и поверхностный рисунок душевного состояния
Ведущее место занимает внутренний монолог и авторское повествование о скрытых душевных процессах, но писатель всегда имеет возможность прокомментировать психологическую деталь, разъяснить ее смысл. Вот как развернуто раскрывает, например,
Л.Н. Толстой психологический подтекст такого обыкновенного мимического движения, как улыбка: «Она никак не могла бы выразить тот ход мыслей, который заставил ее улыбаться; но последний вывод был тот, что муж ее, восхищающийся братом и уничтожающий себя перед ним, был неискренен. Кити знала, что эта неискренность его происходила от любви к брату, от чувства совестливости за то, что он слишком счастлив, и в особенности от не оставляющего его желания быть лучше, — она любила это в нем и потому улыбалась» («Анна Каренина» (гл.XXV).
Итак, мы сделаем вывод, что психологизм представляет собой определённый принцип организации художественных элементов в некое единство.
1.2           Традиции психологического повествования в русской литературе конца XVIII- начала XIX веков
В Европе условия развития психологизма сложились впервые, очевидно, в эпоху поздней античности (II—IV вв. н. э.). В таких произведениях, как романы Гелиодора «Эфиопика» и Лонга «Дафнис и Хлоя», мы наблюдаем достаточно развернутое, а временами и глубокое изображение внутреннего мира личности. Рассказ о чувствах и мыслях героев составляет уже необходимую часть повествования, временами персонажи даже пытаются анализировать свой внутренний мир. Вот характерное психологическое изображение из романа Лонга — Хлоя размышляет о своем чувстве к Дафнису: «Сколько раз терновник царапал меня, и я не стонала, сколько пчел меня жалило, и я мед есть продолжала. То же, что теперь сердце ужалило, много сильнее всего. Дафнис красив, но и цветы красивы, прекрасно звучит его свирель, но так же прекрасно поют соловьи, а я ведь о них не думаю».
Это был первый этап развития психологизма. Хотя само по себе освоение внутреннего мира человека было огромным шагом вперед в развитии художественной литературы, с современной точки зрения, а именно по мнению Бухштаба Б.Я., бой определённый принцип организации художественных элементов в некое единство.оминание, догадкупсихологизм античных авторов предстает еще очень несовершенным, временами неубедительным и наивным. Нет еще подлинной глубины психологического изображения, литературе доступны лишь относительно простые душевные состояния, слаба их индивидуализация, сам диапазон чувств слишком узок (изображаются в основном любовные переживания). Формы изображения также довольно примитивны: это в основном внутренняя речь, построенная к тому же по законам речи внешней, без учета специфики психологических процессов.
Античный психологизм, конечно, имел внутренние возможности развиваться и совершенствоваться, но, как известно, в V—VI веках вся античная культура погибла. Соответственно пресеклась и эта ветвь развития психологизма. Художественной культуре Европы пришлось развиваться как бы заново, начиная с более низкой ступени, чем античность. Культура европейского средневековья была типичной авторитарной культурой; ее идеологической и нравственной основой были жесткие, непреложные догмы монотеистической христианской религии. Поэтому в литературе этого периода мы практически не встречаем психологизма.
Положение принципиально меняется в эпоху Возрождения, когда средневековая культура испытывает явный кризис, создавший предпосылки для широкого развития литературного психологизма.
В эпоху Возрождения активное освоение внутреннего мира человека мы находим в таких произведениях, как «Декамерон» Боккаччо, «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Психологизм этих произведений по своим особенностям весьма похож на психологизм поздних античных авторов, но имеет несколько большую художественную разработанность.
С эпохи Возрождения развитие психологизма в европейских литературах уже практически не прерывается. Особенно плодотворной стадией такого развития оказывается рубеж XVIII—XIX веков, с литературными направлениями сентиментализма и романтизма. С середины XVIII века, по словам Г.Н. Поспелова, «в деградирующем феодальном обществе, уже потерявшем свои прежние сословно-иерархические устои и представляющем собой довольно пестрый конгломерат различных прослоек, стали постепенно вызревать основные классовые группировки нового, капиталистического общества, а на этой почве возникали и различные течения общественной мысли, начиналась все более углубляющаяся и усложняющаяся идеологическая борьба». Это повышало ценность личности в системе культуры, ставило с особой остротой вопрос о ее индивидуальном, самостоятельном нравственном и идейном самоопределении, стимулировало развитие идейно-нравственной проблематики. Это вело к качественным сдвигам и в развитии психологизма.
В произведениях таких европейских писателей, как Ж.Ж.Руссо («Новая Элоиза», «Исповедь»), Ричардсон («Памела»), Стерн («Сентиментальное путешествие»), Гете («Страдания юного Вертера»), А.Мюссе («Исповедь сына века»), Гюго, Э.Т.А. Гофман, Л.Тик, изображение внутреннего мира приобретает подлинную глубину. Воспроизведение чувств и мыслей героев становится подробным и разветвленным, делаются успешные попытки проанализировать внутренние состояния и отчасти даже воспроизвести динамику душевной жизни.
Таково в общих чертах развитие психологизма в европейских литературах.
Однако, в XII веке русская литература еще не накопила почти никакого собственного опыта, не было необходимого запаса художественных форм и приемов, с помощью которых можно было бы освоить такой сложный и тонкий предмет, как душевная жизнь человека. Не сложился еще и тот гибкий, выразительный, богатый литературный язык, который позволил бы в полной мере выразить оттенки психологических состояний. Поэтому сколько-нибудь значимый психологизм мог возникать лишь в единичных случаях, а более-менее отчетливо проявился лишь в одном произведении — «Житии» протопопа Аввакума (1673—1675 годов). Автор «Жития» стремится уже не просто рассказать о событиях, но запечатлеть те индивидуальные переживания, которые ими вызваны, дать психологическую мотивировку своим действиям; в некоторых случаях делаются попытки изобразить душевную борьбу и смуту. Но все же и в этом произведении психологизм был еще очень робким, почти все время рационалистичным; он использовал лишь одну форму изображения — психологическое самораскрытие. Главное же в том, что психологизм здесь еще не стал свойством стиля — он появляется лишь от случая к случаю и только в тех фрагментах повествования, в которых оно приобретает характер исповеди.
Широкое же развитие психологизма в русской литературе начинается только в конце XVIII—начале XIX века, в творчестве прежде всего сентименталистов и романтиков — Карамзина («Бедная Лиза», «Остров Борнгольм»), Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Бестужева-Марлинского («Поездка в Ревель», «Замок Венден», «Роман и Ольга»), Загоскина («Рославлев», «Юрий Милославский»), Погорельского («Двойник», «Монастырка»), раннего Лермонтова («Княгиня Лиговская»). Художественные особенности изображения внутреннего мира в русской литературе этого периода в основном совпадают с характером психологизма в соответствующих западноевропейских направлениях.
Качественно новый этап в развитии психологизма наступает в XIX веке, особенно во второй его половине. Это связано с широким распространением и все большей содержательной глубиной реалистического метода. Основной эстетической установкой реализма является установка на познание объективной действительности в ее типических свойствах. В творчестве писателей-реалистов важное значение приобретает раскрытие корней изображаемого явления, установление причинно-следственных связей. Одним из главных становится вопрос о том, как, под влиянием каких жизненных факторов, впечатлений, путем каких ассоциаций складываются и меняются те или иные идейно-нравственные основы личности героя, вследствие каких событий, размышлений и переживаний герой приходит к постижению той или иной моральной или философской истины. По мнению Л.Гинзбург, всё это, естественно, ведет к повышению, изменению его качества, к детализации, подробности, а следовательно, и точности в фиксации психологических процессов и состояний.
Реалистический принцип предполагает изображение личности не только как продукта определенных обстоятельств, но и как индивидуальности, вступающей в активные, широкие и многообразные отношения с окружающим миром: с отдельными людьми, обществом в целом, с социальными институтами, философскими и моральными учениями. В таких связях с действительностью характер раскрывается с разных сторон, идейно-нравственная проблематика становится шире, реальная сложность и богатство характера, а следовательно, и внутреннего мира с большей полнотой воплощается в художественном произведении. Потенциальное богатство характера, рожденное в его связях с действительностью, становится практически неисчерпаемым. Все это непосредственно ведет к углублению психологизма и возрастанию его роли в литературе. В XIX веке отчетливо проявились и общекультурные предтечи психологизма. Во-первых, на протяжении всей человеческой истории неуклонно повышается ценность личности и одновременно возрастает мера ее идейной и нравственной ответственности. Во-вторых, в процессе общественного развития усложняется сам исторически складывающийся тип личности, потому что развивается и обогащается система общественных отношений — объективная основа богатства каждой отдельной личности. Связи и отношения человека становятся более многообразными, их круг шире, сами отношения по своей сути сложнее. Человек оказывается в центре отношений бытовых, семейных, деловых, идеологических, моральных, правовых, и эти связи все больше сплетаются друг с другом, вызывая сложные реакции человека, ставя перед ним жизненно важные идейные и нравственные проблемы. Связи людей становятся интенсивнее, личность начинает жить более напряженно, ускоряется темп жизни, в том числе и внутренней.
Развивается и усложняется и мышление человека о мире: появляется множество нравственных, политических, философских теорий и систем, нередко чрезвычайно сложных и внутренне противоречивых, в «диалог идей» (который тоже становится все более интенсивным) активно включаются произведения искусства; они также являются своеобразным осмыслением жизни и иногда воплощают в себе законченные этические или философские системы. Духовная культура человечества, а следовательно, и культурный кругозор каждого отдельного человека увеличивается и обогащается. В результате существующая в реальной исторической действительности личность потенциально усложняется. Ясно, что эти процессы прямо и непосредственно стимулируют развитие психологизма.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Все это приводит к тому, что реалистический психологизм XIX века уже полностью реализует возможности литературно-художественного освоения внутреннего мира человека и достигает эстетического совершенства. Психологизм таких писателей, как Геккерей и Диккенс, Стендаль и Флобер, Золя и Мопассан, отличается именно нравственно-философскими поисками. Психологизм становится в полном смысле слова ведущим (или одним из ведущих) свойством стиля, а сама задача воспроизведения душевной жизни человека начинает пониматься сентименталистской и романтической эстетикой как одна из первоочередных в искусстве.
Обогащается и «техническая» сторона психологизма: литература осваивает новые продуктивные приёмы и способы воспроизведения внутреннего мира — авторское психологическое повествование, психологическую деталь, композиционные формы снов и видений. Широко применяется психологический пейзаж как средство косвенно воспроизвести прежде всего эмоциональное настроение персонажа по аналогии с «настроением» природы. Начинает активно использоваться внутренний монолог, и делаются попытки хотя бы отчасти построить его по законам внутренней речи. С использованием этих форм литературе становятся доступны сложные психологические состояния, появляется возможность анализировать область подсознательного, художественно воплощать сложные душевные противоречия, т.е. сделать первый шаг к художественному освоению «диалектики души».
Резкое усиление роли психологизма в художественной культуре, его эстетическое совершенствование и возрастающая содержательная значимость в литературе второй половины XVIII— начала XIX века закономерны. Эти процессы связаны как с социальными сдвигами в обществе, о которых говорилось выше, так и с той огромной ролью, которую приобрела личность в системе ценностей сентименталистской и еще более романтической культуры.
Однако сентиментальный и романтический психологизм, при всей своей разработанности имел и свой предел, связанный с абстрактным, недостаточно историчным пониманием личности в мировоззренческой системе этих направлений. Сентименталисты и романтики мыслили человека вне его многообразных и сложных связей с окружающей действительностью, их внимание было сосредоточено на личности как таковой, а не на взаимоотношениях личности со средой. Это обедняло само представление о внутренней жизни человека, сужало диапазон изображаемых психологических состояний, не давало полностью и широко развернуться идейно-нравственным поискам, а в сочетании с возвышенным пафосом придавало психологизму некоторую абстрактность и риторичность. Преодолеть эти ограничения можно было лишь в системе реалистического метода. Но, несмотря на это, надо подчеркнуть, что для своего времени сентименталистский и особенно романтический психологизм был крупнейшим открытием, своего рода прорывом в глубокие и часто тайные области внутренней жизни человека. Полностью соответствуя своему содержанию, психологизм этого периода не был неполноценным в эстетическом отношении по сравнению с реалистическим психологизмом, и свою художественную ценность он вполне сохраняет.
Психологизм Л.Н. Толстого заставляет внешние детали описания работать на изображение внутреннего мира. Внешние детали и в психологизме сохраняют, конечно, свою функцию непосредственно воспроизводить жизненную характерность, непосредственно выражать художественное содержание. Но они приобретают и другую важнейшую функцию — сопровождать и обрамлять психологические процессы. Предметы и события входят в поток размышлений героев, стимулируют мысль, воспринимаются и эмоционально переживаются. Как ни важна, например, с точки зрения сюжета дуэль Пьера с Долоховым, как ни характеристичен сам по себе этот эпизод, все-таки пожалуй, наиболее существенная его функция — служить эмоциональным и мыслительным материалом для Пьера. Дуэль не только прямо вызывает у Пьера поток мыслей и переживаний, она еще вспомнится ему позже, в ряду других, столь же бессмысленных, как ему кажется, событий; всплывет она и в одном из ключевых внутренних монологов, где ставятся центральные этические вопросы романа.
Русская классика не раз показывала, что забвение высоких нравственных идеалов ведет к деградации, разрушению личности, часто — к трагической обреченности на одиночество, на безразличие, на разрыв связей с миром, на запоздалое потому горькое осознание скверно прожитой жизни. Психологизм и здесь оказывался незаменимой формой изображения, притом, что именно подробное и глубокое воспроизведение чувств, переживаний героев позволяет художественно убедительно и эмоционально действенно воплотить нравственный крах, распад личности, забывшей, по словам Чехова, «о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве». Психологизм, таким образом, есть также и форма гуманизма, форма утверждения высоких идейных и нравственных норм.
Итак, мы видели, что психологизм является таким свойством литературно-художественной формы, которое возникает в произведении закономерно, для воплощения определенного содержания — идейно-нравственной проблематики, процесса философско-этических поисков. Таким образом, мы можем говорить о психологическом повествовании, точнее — даже о множестве психологических повествований, так как различия в конкретных особенностях проблематики каждого писателя и даже каждого произведения порождают и соответствующее многообразие индивидуально неповторимых сталей; поэтому у каждого писателя — «свой психологизм».
Очевидно, развитый и богатый психологизм мы наблюдаем в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Ю. Лермонтова… Но психологизму этих авторов предшествовала долгая история его развития, освещенная в этом параграфе работы.

  Глава 2. Своеобразие психологизма романа – эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
2.1 Изображение внутренней жизни персонажа в произведениях Л.Н. Толстого с 1852 – 1862-х годов. («Детство» -1851-1852, «Казаки» – 1860 годов)
Уже в раннюю пору творчества Толстой пришёл к мысли о том, что живой человеческий характер представляет собой сложное сочетание различных, нередко противоречивых черт и качеств. Мысль о «текучести» человека, о его способности изменять и совершенствовать свой характер – основная в толстовской концепции человека.
Весной 1851г., находясь в Москве, Л.Н.Толстой начал работу над повестью «Детство». Значение трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» в истории творчества Л.Н. Толстого в том, что в ней впервые появился типичный толстовский герой – искатель истины, правдолюбец, наделённый даром наблюдательности. Все эти черты героя трилогии Николеньки Иртеньева постепенно формируются, растут, и укрепляются в его натуре, определяя развитие его характера. В «Детстве» Л.Н. Толстой показывает два мира: мир взрослых и мир детей, выбирает мотив сна, который ведёт на действительную смерть матери.
Приём «мелочности» Л.Н.Толстой использует для изображения внутренней жизни персонажа, его переживаний. Например, эпизод смерти мамы Николеньки: «Я был в сильном горе в эту минуту, но невольно замечал все мелочи. В комнате было почти темно, жарко и пахло вместе мятой, одеколоном, ромашкой и гофманскими каплями. Запах этот так поразил меня, что, не только когда я слышу его, но когда лишь вспоминаю о нём, воображение мгновенно переносит меня в эту мрачную, душную комнату и воспроизводит все мельчайшие подробности ужасной минуты» (гл. XXVI). VI. ту мрачную, душную комнату и воспризводит все мельчайшие подробности ужасной минутынём, воображение мгновенно переносит ме Л.Н.Толстой использует такой приём как «смена пространства» для отражения внутреннего мира героя. Время в провинции растянуто (больше внутренних монологов), герой много размышляет, переживает, сочувствует, например, когда Николенька наблюдал за Карлом Ивановичем: «Бывало, он меня не замечает, а я стою у двери и думаю: „Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один – одинёшенек, и никто — то его не приласкает“ (гл.I). А в Москве обобщенное, сокращённое, больше диалогов (сообщение информации).
Развитие действия определяет мир чувств. Взросление персонажа (Николеньки) — открытие в себе фальши, лицемерия (хорошего и плохого). Например, сцена погребения мамы: „Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна. Сверх того, я испытывал какое – то наслаждение, зная, что я несчастлив, старался возбуждать сознание несчастия, и это эгоистическое чувство больше других заглушало во мне истинную печаль“ (гл. XXVI). Сцена похорон – время останавливается, оно приторможено, эта сцена для воссоздания душевных переживаний.
Основной темой произведения „Детства“ является тема самопознания, как мы уже это доказали на примерах. Конфликт – внутреннего мироощущения и внешнего поведения Николеньки. Проблематика — что доминирует в Николеньке? Идея — детская доброта, так как он к этому стремиться. Не зря главным героем является ребёнок, так как Л.Н.Толстому важно показать весь путь духовного развития. Сам Л.Н.Толстой сделал такое признание (весной 1908 года): „Когда я писал “Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства".
«Казаки» — 1860 г.
Л.Н.Толстой в этом произведении использует романтическую трактовку. У главного героя (Оленина) утопические мечты. Герой постоянно размышляет, хочет быть успешным в сражениях, в любви. Но все мечты разрушаются при столкновении с реальным миром. Жизнь на Кавказе для Оленина была открытием нового мира, который сначала глубоко заинтересовывает его, а потом неудержимо влечёт к себе. Излюбленный приём Л.Н.Толстого для изображения внутренней жизни героев – это внутренний монолог, который прослеживается на протяжении всей повести, например, по дороге на Кавказ Оленин думает: «Уехать совсем и никогда не приезжать назад, не показываться в общество» (гл.III). В станице он вполне осознаёт всю мерзость, гадость и ложь своей прежней жизни. Герой стремится к самопознанию и к самореализации, он хочет стать настоящим казаком.
Так же Л.Н.Толстой использует приём как авторский комментарий, например, эпизод во время охоты: «Он вспомнил и о боге, и о будущей жизни так, как не вспоминал этого давно» (гл.XX). Дневник как психологическое средство изображения внутренней жизни героя, глубоко раскрывает душевные переживания Оленина: «Я нынче вернулся домой, увидал её, свою хату, дядю Ерошку, снеговые горы с своего крылечка, и такое сильное новое чувство радости охватило меня, что я всё понял. Я любил эту женщину настоящею любовью, в первый единственный раз в моей жизни» (гл.XXXIII).
В этой повести Л.Н.Толстой рисует характер целого народа, каким он сложился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют религиозные идеи, которые станут для Л.Н.Толстого столь существенными в дальнейшем.

2.2 «Диалектика души» как ведущий приём воссоздания душевной жизни героев в романе – эпопея «Война и мир» (1863 года)
Психологический анализ пользуется разными средствами. Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образам – в изображении их жестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель. Среди всех этих средств анализа особое место принадлежит внешней и внутренней речи персонажей. Их поведение, переживание писатель переводит на язык слов, тогда как, изображая речь человека, он пользуется той же системой знаков, и средства изображения тождественны тогда изображаемому объекту. В прямой речи действующих лиц таятся, поэтому особые возможности непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний. Слово персонажа может стать до предела сжатым отражением его характера, переживаний, побуждений своего рода фокусом художественной трактовки образа.
2.2.1 портрет как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Прочитав роман – эпопея «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, мы заметили, что Толстой уделяет большое внимание изобразительному средству — как портрет, для раскрытия глубины внутреннего мира. Вот, например, Долохов. Он беден, не знатен, а друзья (Курагин, Безухов, Ростов)
— графы, князья – денежные, удачливые. У Курагина и Ростова сёстры – красавицы, у Долохова – горбунья. Он полюбил девушку «небесной чистоты», а Соня влюблена в Николая Ростова. Как и в Печорине свет убил в Долохове лучшие качества души. Но если Печорин не дорожил светским обществом и презирал его, то Долохов напрягает все силы, чтобы быть в этом обществе равным. Для этого надо постоянно играть роль светского льва.
Обратим внимание на деталь портрета: " рот… его всегда имел себе подобие улыбки"; взгляд " светлый, холодный. Во время карточной игры Николая Ростова неотвратимо притягивает «широкостные красноватые руки с волосами, виднеющимися под рубашки».( т.I. ч.третья,VI,249с. ) " Подобие улыбки", " холодный взгляд", хищные, жадные руки – детали, рисующие жестокий, неумолимый облик одного из людей – масок.
Дополняют психологический портрет героя его впечатления от окружающего мира. Причём у Толстого это передаётся нейтральным рассказчиком через чувства и переживания героя. Так, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера, а Кутузов на военном совете в Филях передаётся через восприятие крестьянской девочки Малаши.
2.2.2 Жест как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Ещё очень важной психологической деталью у Толстого является: взгляд, жест, улыбка – указывает внимательному читателю на душевное состояние или мгновенное внутреннее движение героя, например, взгляд Сони и Николая Ростова. " Она просила своим взглядом прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил её за предложение свободы и говорил, что, так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить её" (т.II, ч. первая,I) Или вот такой пример: " Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова ещё у двери, как будто он давно ждал его" (т.II.ч. вторая,XIII, 450с.) Это внешнее проявление говорит о бездушье Долохова.
2.2.3 Внутренний монолог как психологическое средство изображения внутреннего мира персонажа
Приёмом возникновения в психологию действующего лица художественного произведения является – внутренний монолог – размышления, думы, персонажа. Толстой же часто внутренний монолог сочетает с несобственно-прямой речью, т.е. вторгается в потаённые мысли героя, перебивает их, разъясняет, ищет причины тех или иных поступков, от себя передаёт впечатление персонажа.
Вот один из примеров: размышление Пьера Безухова после дуэли с Долоховым:
«Он прилёг на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний поднялись в его душе, что он не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твёрдо – насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, каким оно было, когда он повернулся и упал в снег.
— Что же было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я до этого дошёл?
-Оттого, что ты женился на ней, — отвечал внутренний голос» (т.II, ч. первая, VI)
Одна мысль вызывает другую; каждая в свою очередь переходит цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов…
По мнению Лидии Гинзбург привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что такое жизнь, в чём её высшая справедливость? Отсюда – непрерывное движение мыслей и чувств, движение как столкновение, борьба
(«диалектика») разнообразных решений. Открытия, которые делают герои,- это ступени в процессе их духовного развития.
Лидия Гинзбург различает два типа внутреннего монолога: задача одного из них – аналитически расчленить переживания героев. Например: " Накануне Аустерлицкого сражения князь Андрей думает: " Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придётся наконец показать всё то, что я могу сделать." (т.I. ч. третья,II)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обработка лесоводственной информации
Реферат Защита свидетеля
Реферат Синтезування логічної структури пристрою у базісі АБОНІ
Реферат Системное программирование 2
Реферат Современное состояние вычислительной техники
Реферат Государственное регулирование бумажно-денежного обращения
Реферат Использование ядовитых лекарственных растений в фитотерапии
Реферат Сервісні послуги MS Word
Реферат Системне програмування та операційні системи
Реферат Недоумение счастья Тема любви в рассказах И Бунина
Реферат Система автоматизації проектних робіт як обєкт проектування
Реферат Совершенствование автоматизации работы с клиентами в ООО Екатеринбург-2000
Реферат Создание дистанционного учебного курса CMS Joomla
Реферат Сравнительный анализ портрета М.И.Лопухиной В.Л. Боровиковского (1797) и портрета Е.П. Ростопчиной О.А. Кипренского (1809)
Реферат Несанкціоноване втручання в роботу комп'ютерів