Добро и зло
в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита
Говоря о
проблеме добра и зла в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" нельзя,
как мне кажется, выделить четких линий добра и зла, хотя в целом произведение
носит жестко критический характер.
Так, например,
композиция любви Мастера и Маргариты не столько необычна по своей сути, сколько
по самому ее оформлению. Именно это оформление придает тот самый загадочный
характер, который передал Булгаков своему роману, и здесь своеобразная
символика Булгакова сыграла решающую роль. Мы привыкли относиться к любви,
описываемой в романах различных писателей, как к явлению чисто положительного
характера, однако Булгаков, связывая Маргариту с изменой мужу, а также со
сверхположительными эмоциями, возникающими в ней с приобретением демонической
силы, поставил под вопрос единство того мнения, которое столь часто
господствует среди нас. Маргарита - далеко не "тургеневская девушка"
и не Анна Каренина Толстого по своему складу натуры и ума. Это достаточно
дерзкая, грубая женщина, которая любит власть и восхищение. С другой же стороны
Маргарита во имя Мастера готова на все, что достаточно облагораживает ее
характер и поведение.
Вторым примером
неоднозначности добра и зла в романе является отношение Римского Прокурора
Понтия Пилата к Иешуа. С одной стороны, он не прощает той необычности
поведения, которая характерна для Иешуа, с другой - он видит в нем избавителя
от душевных и физических страданий, пророка. Таким образом, первый роман
Булгакова "Мастер и Маргарита" направлен вниз, на духовное падение, а
второй роман Булгакова "О Понтии Пилате" стремиться ввысь, к
духовному озарению.
Как связаны оба
романа? Должно быть какое-либо связующее звено, которое соединило бы будущее и
прошлое. Этим звеном является Воланд. Он и есть та самая точка зрения, та самая
позиция Булгакова, которая строится на основании вечности, а не момента. Воланд
- это зеркало, в котором отражаются все поступки людей прошлого и настоящего
времени. Он не является злом или добром в романе. Он зеркало истории. Почему
Маргарита тянется к Воланду, личности властной и сильной? Возможно потому, что
общаясь с ним, она соприкасается с позицией вечности, а это крайне необычно и
глобально для нее. Вот и третий пример неоднозначности падения духа, но перед
ним, как и полагается, мгновенное озарение, прозрение, которые должны толкнуть
человека к самоусовершенствованию. Мастер и Маргарита проведут какое-то время в
Аду, думая над тем, как они прожили жизнь, а далее наступит озарение, которое
поведет их к свету, о котором говорил Левий Матвей, а значит и к вечному
духовному освобождению.
Период
соприкосновения Маргариты с позицией вечного в романе "Мастер и
Маргарита" соответствует распятию Иешуа на кресте в романе "О Понтии
Пилате". Только, соответственно, при распятии Иешуа происходит затемнение
рассудка Понтия Пилата.
Почему же оба
романа Булгакова так плавно перетекают один в другой? Потому, что Воланд
отражает позицию вечности, отражает и каждый момент действительности. С его
появлением в Ершалаиме и Москве ничего не меняется в жизни людей и ходе
истории.
Если бы можно
было изобразить произведение Булгакова схематично, то мы бы увидели график,
одна ветвь которого направлена вверх, а другая вниз. Это функция кубической
параболы, где верхняя часть графика отражает действие романа "О Понтии
Пилате", нижняя - действие романа "Мастер и Маргарита", а точка,
где одна часть переходит в другую - позиция Воланда. Таким образом, добро и зло
в произведении М.А.Булгакова уравновешены, и, постоянно переходя то в один, то
в другой аспекты, они создают сложную композицию романа.
Я считаю, что
Булкагов создал гротескную картину современного ему общества и людей. Это
наводит меня на мысль, что в основе "Мастера и Маргариты" лежит идея
справедливости. Недаром все нечестные и непорядочные герои романа, были
разоблачены Воландом и его свитой. Я думаю, что роман М.А.Булгакова
"Мастер и Маргарита" нельзя назвать ни романом прошлого, ни романом
будущего, так как проблемы, рассматриваемые в романе были, есть и будут очень
актуальны во все времена, особенно это относится к главной проблеме романа -
проблеме добра и зла.
Список
литературы
Егорова И.
Добро и зло в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/