ЧУВСТВО
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Исторически
сложилось, что эмигранты всегда казались некоторым людям угрозой британским
моральным, социальным и культурным ценностям, чье присутствие радикально
изменит общество. Однако, этот взгляд совершенно упускает из виду трудности
определения британских норм в разные периоды истории Великобритании. Эмигранты,
конечно, в определенной мере изменили общество и отношения внутри него, но
Британские острова всегда были населены несколькими различными культурами.
Существует множество различий между четырьмя нациями Англии, Уэльса, Шотландии
и Ирландии, а также разнообразие культур внутри этих стран. Такое многообразие
своих культур и присутствие сообществ эмигрантов ставят под вопрос значение
определения "типично британский".
"Типично
британское" поведение приписывается всему населению Британских островов с
1070 года, когда была образована Великобритания. С тех пор в это понятие
вкладывается стабильность и централизованность института управления без ущерба
для сложившихся национальных традиций. Но история Британских островов до начала
XVIII века представляет собой не историю единого государства, а историю четырех
совершенно различных стран и их народов, которые нередко воевали друг с другом.
Народы
нынешнего Соединенного Королевства сохранили важные национальные и культурные
различия. Политические термины, такие, как "британский" и
"Британия" кажутся весьма искусственными многим из них. Иностранцы
часто называют британцев англичанами, и нередко с трудом различают британские
культуры и не замечают раздражение неанглийского населения, связанного с таким
обращением.
Шотландцы,
уэльсцы и северные ирландцы в основном являются потомками кельтов, в то время
как англичане - потомками англосаксов. Критики замечают, что многие жители
Великобритании не считают себя "британцами", и считают, что
необходимо радикально пересмотреть этот термин в свете мультинациональной и
многорасовой страны, входящей в Европейское Сообщество.
Конечно же, за
века эти четыре нации в какой-то мере перемешались между собой, чему
способствовали группы эмигрантов, прибывающие весьма неравномерными волнами.
Были созданы единая политическая, общественная и государственная системы, в
результате чего все жители островов стали ощущать себя единым народом. Однако,
британцев часто путают с англичанами, потому что, во-первых, англичане - самый
многочисленный из народов на территории Великобритании, во-вторых, объединение
более малочисленных шотландцев, ирландцев и уэльсцев произошло именно под
английской короной, и в-третьих, потому что вся государственная власть
сконцентрирована именно в Англии, точнее, ее юго-восточной части.
Получается, что
господствует национализм англичан, да и сами они не видят особой разницы в
определении себя британцами или англичанами. Представители же других народов
всегда разграничивают свой народ и Великобританию в общем, как правило, не
терпят господства и влияния англичан, считают себя совершенно отличными от них
и предпочитают сознавать себя именно шотландцами (уэльсцами, ирландцами), а не
британцами.
Чувство
национального самосознания до недавнего времени существовало только в
культурной среде, а общее британское правительство было признано всеми четырьмя
народами, за исключением небольшого количества жителей Северной Ирландии.
Однако, в 60-х-70-х годах национализм перебрался в политику в Шотландии и
Уэльсе. Призывы к независимости этих двух стран от Англии привели к началу
создания собственного парламента в Уэльсе и передаче больших полномочий и
свободы действий шотландскому парламенту.
Требования
децентрализировать экономику внутри самой Англии отражают ее региональные
различия. Так как сами англичане как нация весьма разнородны, их обычаи, акценты
и поведение значительно различаются. Жители северной Англии, допустим, считают
себя лучше южан, и наоборот. Жители разных графств и округов сохраняют верность
своему окружению, что часто выражается в спорте, политике, соревнования,
культурных мероприятиях и стиле жизни.
В Уэльсе тоже
присутствуют различия между жителями промышленного юга и в основном
деревенского севера, между западом, жители которого говорят по-уэльски, и
англоязычным востоком и юго-западом.
И все же,
большинство уэльсцев четко выделяют себя как отдельную нацию, отличную от
англичан. Их национальная и культурная уникальность берет корни в их истории,
литературе, уэльском языке, на котором говорит 26% населения, спорте и
национальных фестивалях. Также она отражается в тесной связи между
индустриальным и сельским обществами и подкрепляется политическими,
религиозными и общественными различиями между двумя народами. В наши дни
уэльсцы борются против вытеснения их культуры и языка английскими
эквивалентами, противопоставляя уникальность своего народа политической власти
Лондона.
Аналогичным
образом шотландцы объединяются, защищая свою нацию и культуру, из-за
исторически сложившейся неприязни к англичанам. Шотландцы чтят свои традиции,
которые отражены в местных фестивалях и отличающихся от английской
законодательной, религиозной и образовательной систем. Шотландцы недовольны
тем, что вся политическая власть сконцентрирована в Лондоне, что правительство
не развивает экономику в Шотландии (хотя в Шотландию вкладывается больше
бюджетных денег, чем в Англию или Уэльс). Более 30% шотландцев хотят
политического отделения от Англии.
Однако, они
разделены двумя языками, разными религиями, предрассудками и традициями.
Культурные различия разобщают жителей долин и горцев, а два самых крупных
города - Эдинбург и Глазго - жестоко соперничают между собой.
В Северной
Ирландии общественные, политические и экономические различия между католиками и
протестантами уже давно не новость, и сейчас они еще более усилены
географическими различиями. Значительное количество как католиков, так и
протестантов недовольны англичанами и враждебно относятся к правительству в
Лондоне. Протестанты, хотя и не считают себя англичанами, предпочли бы остаться
в Великобритании, а католики полагают себя ирландцами и хотят присоединиться к
Ирландии. И те, и другие заинтересованы в сохранении местной культуры, музыки и
ирландского языка.
Таким образом,
можно сделать вывод, что современные британцы - смешанный и неоднородный народ,
чья "разношерстность" усугубляется эмигрантами и приносимыми ими
культурами. Соответственно, задача нахождения англичанина, уэльсца, шотландца
или ирландца, который бы подходил под все стереотипы, связанные с
"типичным британцем", становится очень трудной, если не невозможной.
Иностранцы
обычно или рисуют типичного британца на основе собственных наблюдений, либо, в
отчаянии пытаются найти единый образ британского характера, основанный на
анекдотах о Великобритании, путеводителях или книгах.
В то же время,
иногда народы Великобритании и в самом деле олицетворяют эти стереотипы.
Англичане, например, любят представлять себя как спокойных, разумных и
терпеливых людей, обладающих здравым смыслом, а кельтов - как легко возбудимых,
романтических и импульсивных. Кельты, с другой стороны, считают англичан
высокомерными и холодными, а себя - олицетворением всех добродетелей. Англичан,
а часто и всех британцев, полагают сдержанными, неэмоциональными, независимыми
и немного эксцентричными людьми. Кроме того, они обладают особым чувством
юмора, основанном на подтексте, иронии и игре слов. Такие качества можно
дополнить определенной агрессивностью, упрямством и безразличием. Полагают, что
британцы спокойно относятся к работе и экономическому прогрессу, несколько
ленивы и даже предпочитают плыть по течению. Эти стереотипы, конечно, не могут
отразить истинные лица как британского народа в целом, так и четырех его
составляющих.
Культура и
искусство
Культура
жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением
местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также,
хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями
Британской Империи.
Широкомасштабные
изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Наиболее
примечательными образцами этих изменений может послужить преображение
Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах.
"Битлз" были лишь самой первой и наиболее известной из британских
рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры одежды прославились своим
авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад
стала известна далеко за пределами Лондона.
Кроме этих
изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры
после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом
обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования.
Количество учеников, продолжающих обучение после окончания школы, значительно
увеличилось во второй половине 40- годов 20-го века. В то же время значительно
увеличилось количество университетов, колледжей и других обучающих организаций.
В это время
правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в
стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году,
поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило
причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во
многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего
поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го
века.
Хлынувший после
образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из
развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из
развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры
Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.uk.ru/