Реферат по предмету "Культура и искусство"


Духовный мир греческого полиса

Духовный мир
греческого полиса
Контрольная работа по курсу
Культурология. Выполнила судентка специальности «Бухучет, анализ и аудит»
Чеботарева А. Е.
Российская Федерация
Самарский институт управления
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
Самара 2000

Введение


Каждый период в
истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и ее культура занимают
особое место в мировой истории. Самые высокие оценки греческой цивилизации не
кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная и не самая
древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли
свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону.
Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно
быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного
переворота” — VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая
форма государства — первая в истории демократия. В науке, философии, литературе
и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных
цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Духовная и художественная культура Древней Греции не просто является
ценнейшей частью мировой, она дала толчок развитию европейской культуры. Демократическая и гуманистическая
направленность греческой пайдеи позволила ей стать духовной ценностью в полном
смысле слова, обеспечив европейской культуре возможность занять и сохранить
ведущее место в мире вот уже на протяжении двух тысячелетий. Это означает не просто то, что греческими
мотивами пронизана вся последующая европейская художественная культура.
Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы
мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и
многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и
логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и
техника, материя и ее двойственность...

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла
человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, открыла
человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более
выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам
человек.

Возникновение
полиса, его государственное устройство


В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт,
восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных,
порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах.
Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство
новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других
сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший
новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной
эволюции, — консолидация и развитие полиса, особенно демократического.

Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический
и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной
демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ
Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих
государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское
государство являлось политической организацией свободных граждан,
обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно
представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались
равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она
окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV
в. до н.э.

Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и
политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском
обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности
составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система
опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.

Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная
форма государственной жизни” с присущими ей порядком, свободой и
справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”.
Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех
государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения.

Античная классическая демократия рассматривалась как форма
государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной
свободы гражданина было право частной собственности на средства производства
(и, прежде всего, на главное из них — землю) с возможностью продажи ее или
передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами
(то есть свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование
внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы,
препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной
личности, семьи, сословия, класса.

Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых,
полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не только не
обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только
отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в
Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении
государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было
около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и
только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной
собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя
которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке,
ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие
18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного
обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами
гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого
человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае
материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право
на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое
имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных
обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих
богов.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При этом
индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и
является собственником своего участка.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание,
Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно
собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых
обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано
чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была
обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам
(псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,
решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и
т.д.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению
вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.
В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие
20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко
участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за
посещение собрания полагалось вознаграждение.

Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000
человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась
заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить
проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным
образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно
вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного
собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту
производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания,
сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения
или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель
мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения,
являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае,
если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил.
Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших
30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление
дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор
за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными
лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои
предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение
вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету
направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий),
состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли
обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета,
который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в.
до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым
заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался
в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000
запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию
на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10
коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения
злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению
обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой
инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях
должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими
судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным
собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц
осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по
жребию. Все избранные подвергались проверке – докимасии, во время которой
выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные
качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две
должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение
составляли стратеги).

После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей
деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были
стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых
народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они
распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота,
организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой
продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели
следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях,
имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или
народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять
архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они
действовали редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при
проверке должностных лиц. Специальные должностные лица (около 700) управляли
государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за
порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке,
воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои
должностные лица были в филах и демах.

Демократия


Прежде всего, бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых
в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и
мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных
представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще
имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам; организация
общественных работ и т.д.

Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и
другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства.
Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало.
Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются
на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина,
пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, ойкоса
– частного хозяйства. Он одновременно выступает и как организатор хозяйства
(“ойконом”), и как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в
дела домашние, хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается
активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается
мотовством и расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший
гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком.
Управление домом и участие в общественных делах расценивается как
однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или
трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции
между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии
с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к
управлению трудом (управляющий, ключница), рабы–искусники, рабы – исполнители
чёрной работы.

Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая
активность граждан полиса является исторически необходимой формой их
жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия
развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую
и военную безопасность).

Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь
требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков грамотности
(письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и
сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской
эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего, можно зафиксировать изменения в понимании
добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса.
“Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с
экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в
зависимость от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на
материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Важным
компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности.
Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить.
И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать
победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы
(народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в
любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт
быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников,
её добиваются поэты, драматурги, философы.

Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он
осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и,
прежде всего, народного собрания.

Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности,
готовности принять новое решение, свободное от механического следования
догматическим образцам.





Основные черты афинского права


Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и
Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас
законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они
санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие
наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное
убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность.

Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг
вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием
гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной
собственности на землю и др.).

От законов отличались принятые народным собранием псефизмы –
постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие
правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и
уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

Право собственности и обязательства. Различалось владение – как
фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как
владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего
класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные
имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на
военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой
преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.
Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля,
дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать” от налогообложения и
конфискации (деньги, драгоценности).

Частная земельная собственность считалась предоставленной государством.
Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за
гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим на частной
собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счёт
празднества (литургии). Размер расходов на литургию определялся богатством
обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия –
обязанность снаряжать за свой счёт военный корабль.

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не
требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в письменной
форме. В зависимости от характера договора документ подписывался или обеими
сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор
займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих
лиц и залогом. Особое значение имел залог земли – ипотека. При ипотеке
заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишённого,
однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником
заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во
владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил
обязательство.

Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством договора
между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту,
приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не допускалось.
После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа.
Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины
затруднён. Власть отца над детьми была значительной. Дети были обязаны
повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь
выдать замуж по своему усмотрению.

Преступления и наказания. Право различало преступления против государства
и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими преступлениями
считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных
предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового
имущества. К серьёзным преступлениям относились также убийство, телесные
повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми
родителями, измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные
преступления (кража, поджог).

Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях
против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном размере
от ущерба), при преступлении против интересов государства – о наказании как
таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное
убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были распространены
штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам,
ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных.
Распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических
прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За
ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть
предан суду.





Воспитание и образование


Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Дети
до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу.
Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до
13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или
последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы
были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных,
но не имеющих средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели
учителя-дидаскалы (“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из
рабов, называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В
школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму
использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались
буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и
эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки
из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение,
называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они
занимались системой физических упражнений, которая получила наименование
пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и
плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам.
Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее
известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной
части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в
гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы
подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься
гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их
военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять
военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело,
участвовали в празднествах и театральных представлениях.

Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что
разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев.
Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в
школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено
законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей
ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот
о престарелых родителях.





Искусство, литература, театр


Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера
"Илиада" и "Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь
заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не
только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также
важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о
человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и
судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Античная культура — это также культура Сократа,
философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль
мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость
по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не
абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное
невежество — "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был
постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.
Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ
отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".

Особенностью античной культуры было стремление сделать
культуру способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству,
поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и Дионис,
породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две
культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии,
красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и свободы, стихии природы и
инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.

Почитание Аполлона привело к господству пластического
искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание
Диониса — к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой
жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни,
должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае
возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в
конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,
протесту ради протеста.

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век
создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение
риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,
Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно
только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские
школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная
интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из
полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра,
получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в
следующем столетии прежней социально-воспитательной роли. Трагедия переживала
упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с
высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на
небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до
последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного
мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала
на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э.,
представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство,
особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не
уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

Особое
место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож на современный
театр. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год
(затем – дважды) во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник
начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних
ветров), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых
затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен
ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой
обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных
идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр достиг в Vв. в
Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным
воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр
был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.
Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация
представлений – одна из самых важных и почетных литургий. Со времени Перикла
государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные
представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких
авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

Наука


Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма
своеобразной обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько
позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той
средой, которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в
дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так и научного –
мышления.

Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору,
засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию
искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов
логического доказательства.

Одной из характернейших черт античного общества было
отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало,
что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне
развития. Наоборот: в VI в. до н.э., в эпоху зарождения греческой науки,
греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение
и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь
действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же
унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит
несколько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые особенно
славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по
проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и
имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому
сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая
экспедиция действительно обнаружила этот туннель. Самым интересным было то, что
в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы.
Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое
построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие,
прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая
задача, требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в
проведении геодезических измерений.

Зарождение теоретической математики следует отнести ко
времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать
геометрические теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части;
о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами
по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно
тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически
обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике – той
математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему
трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и
других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих
ученых очень мало использовались в повседневной жизни.

Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда.
Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального
математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки
указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука
нового времени.

Античная наука отражала особенности греческого склада
мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа
мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира
нашел свое отражение и в других сферах античной культуры – в частности, в
греческой литературе и греческом искусстве.

Как было указано выше, основным методом греческой науки
было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности
получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом
созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это прекрасно
выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На вопрос, для чего
человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор отвечал: "чтобы
созерцать небо и устройство всего миропорядка".

Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем
и занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были
крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно,
без учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще
не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже
имела существенные достижения.

Греческие игры


Состязательное начало греческой культуры породило целую
систему знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были
олимпийские игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.

В греческом обществе постепенно утверждалась идея о
победе в каком-либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет
и уважение среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы
состязались в силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла
принести лишь славу, а не материальные блага.

Игры в Греции носили аристократический характер –
участвовать в них могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа
исключались женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).

Древнейшими и самыми важными были игры, впервые
проведенные в 776 году до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и
посвященные Зевсу. Начиная с этого времени, они повторялись каждые четыре года
(до IV века нашей эры, когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские
игры, объявив их языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме
христианством). Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в
Дельфах), Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл
убил каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а
наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта скромная
награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в этом качестве
его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и слагали гимны.

Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в
истории античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из
самых распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Заключение


Особенностью греческой культуры является то, что она
вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и
построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду
жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура
внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники
архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством
высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как
произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас
сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются
современными. В социальной философской проблематике античности преобладает
этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют
задумываться нас и сегодня.

На почве древнегреческой культуры впервые появились и
стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в
развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная
философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового
времени, развитии техники.

Отточенность, яркость и глубина философской мысли,
обширность вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых
достигло ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу,
обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно
благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как
синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре,
литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой
деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую
гуманистическую ориентацию всей системы ценностей древнегреческого мира, к
которой обращались многие великие мыслители, поэты, писатели, художники и
музыканты.

Список
литературы


Боннар Андре,
"Греческая цивилизация". I-IIIкниги.– Искусство, 1992.

Вернан Ж.-П.
Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

Винничук Л.
Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

Гаспаров М.
Занимательная Греция. – Наука и религия, 1990-1991.

Дмитриева Н.А.,
Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

Историки
Античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1-2. – М., 1989.

История Европы.
Т. 1 "Древняя Европа". – Наука, 1988.

Куманецкий К.
История культуры древней Греции и Рима. – М., Высшая школа, 1990.

Левек П.
Эллинистический мир. – М., 1989.

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Походження Сонячної системи 2 2
Реферат Охрана животного мира 3
Реферат Алгебраическое доказательство теоремы Пифагора
Реферат "Техніка тіла" Марсель Мосс
Реферат Compare Mill And Kant
Реферат Мускатный орех
Реферат Управление оборотным капиталом 4
Реферат Изучение опыта выращивания и проект защитных лесных насаждений в условиях Новоселовского района
Реферат Фізична підготовка іноземних армій
Реферат Разработка проекта мероприятий по внедрению автоматизированных систем управления бизнесом в ресторане
Реферат Выпуклые фигуры
Реферат Тенденции развития социальной рекламы в Соединенных Штатах Америки
Реферат Аудит податку на прибуток
Реферат Title Of The Great Gatsby Essay Research
Реферат Аннотация дисциплины «Вяжущие вещества» Профиль «Производство строительных материалов изделий и конструкций» Общая трудоемкость дисциплина составляет 5 зе(180 ч) Цель и задачи дисциплины