Культура и искусство Руси
Прикладное искусство.
Традиционная
книжная миниатюра претерпела в ХVI
в. значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением
книгопечатания. В частности, появилась гравюра на дереве – ксилография. К числу
лучших гравюр ХVI в.
принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге И.
Федорова – “Апостол” (1564 г.). Ученик и последователь первопечатника Андроник
Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во
многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.
Значительного совершенства достигло в ХVI в. художественное шитье. Крупные мастера
этого дела работали в мастерской князей Старицких. Произведения этих мастеров
характеризуются умело созданными композициями, прекрасным подбором цветов.
Замечательные образцы их хранятся в ризнице Загорского историко-художественного
музея. К концу ХVI в.
наметилось стремление украшать шитье драгоценными камнями. Искусной
вышивальщицей была Ксения Годунова, которой принадлежит несколько вещей,
вышитых на бархате.
Музыка и театр.
Имеется
немного сведений о развитии музыки и театрального искусства в ХVI в. Тем не менее на
основании некоторых данных можно судить об общем характере этих искусств того
времени. Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно
связанные с эпосом. Наиболее распространенными музыкальными инструментами того
времени были духовые деревянные инструменты – волынки, сопели, рожки, свирели,
дудки; струнные – гудок, гусли, домра, балалайка; были и ударные – бубны и
бряцала. Последние употреблялись главным образом в войске, где были еще трубы и
сурны. По-видимому, именно в ХVI
в. стали складываться мелодичные лирические песни, возникло характерное для
русской музыкальной культуры сочетание вариантов-подголосков с основной
мелодией.. Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на
церковную музыку. Церковь была вынуждена использовать элементы народной
музыкальной культуры с целью привлечения народных масс к богослужениям. С ХVI в. стал распространяться
колокольный звон. Вместе с тем с конца ХV в. в Россию стали проникать и западноевропейские музыкальные
инструменты – органы, клавесины и клавикорды.
Дальнейшее
распространение получил в ХVI в.
народный театр. Как ни боролась церковь против скоморохов, без них не
обходились народные празднества. Большой популярностью пользовались медвежий
цирк и кукольный театр Петрушки. К сожалению, мы слишком мало знаем о
конкретном содержании произведений народного театра – письменные источники
выходили из среды господствующего класса, враждебно относившегося к народной
культуре. Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы театральной
культуры пыталась использовать в своих интересах церковь. В богослужения
вводились некоторые действа – представления отдельных сцен из “священного
писания”.
Материальная культура и грамотность.
Прогресс
техники происходил в средние века очень медленно. Тем не менее определенные
сдвиги в этом отношении происходили от столетия к столетию и могут быть
отмечены для каждого периода. Наиболее застойной была техника
сельскохозяйственного производства: бороны, косы, серпы, грабли, двузубая соха
с железными наконечниками и деревянный плуг.
Более
заметно прогрессировала техника ремесленного производства: русские мастера
научились делать глубокие буровые скважины (свыше 100 м) для добычи соли. Заметно
выросла обработка металлов. Стали употребляться меховые молоты – “самоковы”. С
конца ХV в. большое
развитие стало получать литейное дело, тесно связанное с обеспечением военных
потребностей. В конце ХVI
в. на московском Пушечном дворе отлита знаменитая “царь – пушка” Андрея Чохова,
богато украшенная различными орнаментами и изображениями и стоящая ныне в
Московском Кремле.
Развитие
денежной системы Российского государства обусловило совершенствование приемов
чеканки монет, производившихся на специальных Денежных дворах. Потребности
государственного двора и феодальной знати стимулировали развитие ювелирного
дела.
Большое
развитие получили гончарное ремесло, различные виды обработки дерева. Во второй
половине ХVI в. была
предпринята попытка организовать производство бумаги (бумажная мельница в
Москве).
В середине ХVI в. была создана
специальная Оружейная палата, сосредоточившая хранение и производство дорогого
оружия, драгоценной утвари, царских регалий и т. п. предметов.
Дальнейшее
развитие получила строительная техника, возродилось производство кирпича.,
стали появляться каменные дома в городах.
Тогда же
сложился своеобразный русский крестьянский костюм – понева и сарафан у женщин,
косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин, кокошник у женщин, валенка у
мужчин (головные уборы). Шестнадцатый век был тем временем, когда оформились и
укрепились многие специфические черты быта русской народности.
В условиях
образования единого государства потребности в грамотных людях значительно
возросли. Это было связано с развитием феодального хозяйства, ремесла,
торговли, а в особенности – с развитием аппарата власти, международных
отношений и укреплением церкви. Правительство, например, проявляло особую
озабоченность тем, чтобы были подобраны грамотные люди для новых губных
учреждений (органов местного управления). На Стоглавом соборе 1551 г. было
принято решение об открытии в домах служителей церкви училищ по учению грамоте,
но оно не было выполнено и обучение грамоте производилось по-прежнему в
домашних условиях. В качестве учебных пособий служили богослужебные книги. Во
второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.
В ХVI в. сложилась культура
великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс.
Именно в ХVI в.
началась история культуры русского народа в собственном смысле слова.
Определяя
основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой
России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими
корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего
развития. В условиях феодального общества, крепостничества, многовековой борьбы
с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила
замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру
господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих
классовых целях.
Культура
народа проникнута светлым духом оптимизма, она жизнеутверждающая по своему
духу. Развитие русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе
особенности и противоречия. Несомненно также, что громадное влияние оказало и
господство религиозного мировоззрения. Церковь, особенно в раннем
средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в
развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои
догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в
развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. Сковывающее влияние
церкви прослеживается и во взаимодействии русской культуры с культурами Запада
и Востока. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от
мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения русского средневековья вошли в круг непреходящих
художественных ценностей нашей страны, они – часть нашего национального
богатства, славы и величия нашего народа.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru