Реферат по предмету "Культура и искусство"


Состояние культуры в России XVII в.

Культура
XVII в.

XVII в.
характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения:
среди помещиков грамотных было около 65%, купечества — 96, посадских людей —
около 40, крестьян— 15%. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье.
Широкое распространение получают учебные пособия; особой популярностью
пользовался "Букварь" Василия Бурцева (1633). Появляются средние
школы, где изучаются иностранные языки и другие предметы (1640-е — частная
школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е — школа в Чудовом
монастыре; 1660-е — государственная школа для подьячих). В 1687 г. открывается
первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия —
для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Произведения
общественной мысли начала века создаются под свежим впечатлением Смутного
времени, бурные события которого рассматриваются в них с различных точек
зрения. Дьяк Иван Тимофеев во "Временнике" (1620-е гг.) осуждал
Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших
царскую власть; Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря в своем
"Сказании" винил русских людей в забвении религии и т.д. В середине и
второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого,
"Политика" Юрия Крижанича, в которых последовательно обосновывается
самодержавный образ правления, доказывается, что только единоличная власть
способна навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. Сочинения,
содержащие резкую критику государственной власти и официальной церкви, породили
раскол; самым ярким из них было "Житие протопопа Аввакума" — своего
рода автобиография, написанная духовным вождем раскола.

В литературе
идет процесс "обмирщения", преодоления религиозной тематики и жестких
средневековых канонов. Чрезвычайную популярность приобретает бытовая повесть,
посвященная темам, волнующим читателей: столкновение младшего и старшего
поколений, нравственный выбор героев, их личные переживания ("Повесть о
Горе-Злосчастье", сер. XVII в.; "Повесть о Савве Грудцыне",
1660-е гг.; "Повесть о Фроле Скобееве", 1680-е). Основные персонажи —
купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко
отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные
конфликты XVII в. породили еще один жанр — демократическую сатиру, которая
пародировала жития ("Слово о бражнике"), судопроизводство
("Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче").

Отход от
церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Церкви сер. XVII
в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметричной
группировкой объемов и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов, что
отвечало, очевидно, вкусам купечества и посадских людей. Светское, отчасти даже
языческое, сказочное начало, которое современники называли "дивным,
узорочьем", отчетливо проступало в этой архитектуре (московские церкви
Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; Ярославские церкви Ильи
Пророка, Иоанна Златоуста). Патриарх Никон объявил решительную борьбу этому
стилю, запретил строительство шатровых церквей, но добился лишь некоторого
единообразия конструкций; пышная, светская по сути, декоративность оставалась
отличительной чертой церковной архитектуры. Так, для ярко расцветшего в конце
XVII в. стиля "нарышкинское барокко" была характерна большая
симметрия и уравновешенность объемов; однако своей декоративностью — белый
резной камень на фоне гладких кирпичных стен — церкви этого времени даже превосходили
своих предшественниц (церковь Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы близ Москвы,
Воскресения в Кадашах). Из гражданских построек самыми замечательными были
Теремной дворец Московского Кремля и сказочно-причудливый деревянный дворец
Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

В иконописи
пер. пол. XVII в. продолжала господствовать "строгановская школа",
мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и
технически совершенному исполнению канонов. Во втор. пол. XVII в. заметным
явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются
реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица,
используя светотень и пр. ("Спас Нерукотворный"). Новые черты
живописного искусства проявились и в парсунах — портретах реальных лиц (царей
Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I).
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зміни у морфемній структурі слова
Реферат Hurrican Essay Research Paper Hurricane ErieOn June
Реферат Изменение качества водных ресурсов Калининградской области в зависимости от характера загрязнения
Реферат Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания
Реферат Учёт затрат формирование и методы калькулирования себестоимости
Реферат Государственный аппарат России в 1900 – 1917 г.г.
Реферат Король Лир (King Lear)
Реферат Romeo And Juliet Fate Or Free Will
Реферат Загальнодержавні податки та їх значення для бюджету
Реферат Самый таинственный герой романа ЛН Толстого Война и Мир
Реферат History Project Essay Research Paper Need a
Реферат Исполнительная власть понятие и место в системе разделения властей. Функции исполнительной влас
Реферат Сжатие данных методами Хафмана и Шеннона-Фано
Реферат Общественные взгляды Тургенева
Реферат Путешествия и туризм