Культура
XVII в.
XVII в.
характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения:
среди помещиков грамотных было около 65%, купечества — 96, посадских людей —
около 40, крестьян— 15%. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье.
Широкое распространение получают учебные пособия; особой популярностью
пользовался "Букварь" Василия Бурцева (1633). Появляются средние
школы, где изучаются иностранные языки и другие предметы (1640-е — частная
школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е — школа в Чудовом
монастыре; 1660-е — государственная школа для подьячих). В 1687 г. открывается
первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия —
для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Произведения
общественной мысли начала века создаются под свежим впечатлением Смутного
времени, бурные события которого рассматриваются в них с различных точек
зрения. Дьяк Иван Тимофеев во "Временнике" (1620-е гг.) осуждал
Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших
царскую власть; Авраамий Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря в своем
"Сказании" винил русских людей в забвении религии и т.д. В середине и
второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого,
"Политика" Юрия Крижанича, в которых последовательно обосновывается
самодержавный образ правления, доказывается, что только единоличная власть
способна навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. Сочинения,
содержащие резкую критику государственной власти и официальной церкви, породили
раскол; самым ярким из них было "Житие протопопа Аввакума" — своего
рода автобиография, написанная духовным вождем раскола.
В литературе
идет процесс "обмирщения", преодоления религиозной тематики и жестких
средневековых канонов. Чрезвычайную популярность приобретает бытовая повесть,
посвященная темам, волнующим читателей: столкновение младшего и старшего
поколений, нравственный выбор героев, их личные переживания ("Повесть о
Горе-Злосчастье", сер. XVII в.; "Повесть о Савве Грудцыне",
1660-е гг.; "Повесть о Фроле Скобееве", 1680-е). Основные персонажи —
купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко
отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные
конфликты XVII в. породили еще один жанр — демократическую сатиру, которая
пародировала жития ("Слово о бражнике"), судопроизводство
("Шемякин суд", "Повесть о Ерше Ершовиче").
Отход от
церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Церкви сер. XVII
в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметричной
группировкой объемов и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов, что
отвечало, очевидно, вкусам купечества и посадских людей. Светское, отчасти даже
языческое, сказочное начало, которое современники называли "дивным,
узорочьем", отчетливо проступало в этой архитектуре (московские церкви
Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; Ярославские церкви Ильи
Пророка, Иоанна Златоуста). Патриарх Никон объявил решительную борьбу этому
стилю, запретил строительство шатровых церквей, но добился лишь некоторого
единообразия конструкций; пышная, светская по сути, декоративность оставалась
отличительной чертой церковной архитектуры. Так, для ярко расцветшего в конце
XVII в. стиля "нарышкинское барокко" была характерна большая
симметрия и уравновешенность объемов; однако своей декоративностью — белый
резной камень на фоне гладких кирпичных стен — церкви этого времени даже превосходили
своих предшественниц (церковь Покрова в Филях, Спаса в селе Уборы близ Москвы,
Воскресения в Кадашах). Из гражданских построек самыми замечательными были
Теремной дворец Московского Кремля и сказочно-причудливый деревянный дворец
Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).
В иконописи
пер. пол. XVII в. продолжала господствовать "строгановская школа",
мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и
технически совершенному исполнению канонов. Во втор. пол. XVII в. заметным
явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются
реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица,
используя светотень и пр. ("Спас Нерукотворный"). Новые черты
живописного искусства проявились и в парсунах — портретах реальных лиц (царей
Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/