Реферат по предмету "Культура и искусство"


Общественное и художественное сознание

Общественное и
художественное сознание

Соотношение общественного и художественного сознания

Для сравнения можно обратиться к такой форме общественного
сознания, как наука. Несомненно, что такие звенья сознания, как ощущение,
восприятие, образное представление занимают в ней сравнительно ограниченное
место, хотя и проявляются на уровне поисков, опытов.

Обращение к различным формам общественного сознания помогает
дифференцировать эстетическое сознание и, скажем, религиозное. Кажется, что
первое, есть форма наиболее широкого и наиболее личностного сознания по своим
проявлениям. Как субъективная реальность и “текущее настоящее” эстетическое сознание
сказывается многообразнее и тоньше, предметнее и образнее, чем любая другая
форма общественного сознания.

Для художественного сознания характерна “живая мысль”,
действующая предельно свободно, с определенными ценностными установками, то
есть обретающая глубокий личностный смысл для каждого человека в отдельности.

Уровни и формы проявления художественного сознания

Из всех форм общественного сознания именно художественное в
своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически
отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает
чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного,
возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или
антигероического.

Сознание и потребность, отношение и действие – все это система
чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности
и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях,
они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески
активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от
условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом
сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности, характер
и содержательность конкретной эстетической культуры и
нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту
культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического
сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды,
представления, понятия, художественное творчество во всех его видах,
материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д.
Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается
лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим
законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни
общества.

В своей активности эстетическое сознание проявляется в
духовной потребности, которая выражает отношение к внешнему миру. Потребность
эту нельзя противопоставлять ни эстетическому, ни отношению, ни действию, ибо
они имеют диалектический характер. Возникшая потребность заставляет человека
искать средства для ее удовлетворения, что и порождает эстетическое отношение,
воплощаемое уже в активности личности. В вышеупомянутом эстетическом ряду
вполне реален всеобщий закон диалектического взаимодействия теории и практики,
слова и дела.

Следует выделить два наиболее общих уровня художественного
сознания: обыденное и научное. Первое из них – отражение действительности на
эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как
второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется
обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной
силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

Итак, художественное сознание научного уровня проявляется на практике
(эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное
искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории,
которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической
деятельности (культуры).

Целостное проявление художественного сознания возможно при
совокупности теории и практики эстетической деятельности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Transcontinental Railroad And Westward Expansion Essay
Реферат Психологические истоки эгоизма (Психологічні витоки егоїзму)
Реферат Экспертиза кондитерских товаров и кофе
Реферат Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством Белинский
Реферат Reflections On The French Revo Essay Research
Реферат Ответы на билеты по обществознанию (базовый уровень 11 класс)
Реферат Дослідження методів інтерполяції 2
Реферат Анализ работы агентства Рекламный клуб на рекламном рынке
Реферат Smoking Us Bad Essay Research Paper The
Реферат Несколько сочинений по произведениям русских писателей
Реферат 2. Международное разделение труда, научно-техническая революция (нтр) и мировое хозяйство >      Система международного разделения труда. Интеграционные процессы в современном мире
Реферат Экономико-статистический анализ производства молока
Реферат Інформація щодо діяльності Національної комісії регулювання електроенергетики України (нкре) з 17. 0 200 8 по 21. 03. 200 8
Реферат Проект корпоративной сети звукового обеспечения Интеллектуального здания на основе технологии
Реферат Теория империализма и неоколониализма