Изобразительное искусство Вавилона
Создателями первых
образцов изобразительного искусства и архитектуры в Месопотамии были шумеры; в
Аккаде и Вавилонии были переняты и развиты приемы мас-терства и стиль шумерских
художников. Больше всего образцов изобразительного искусства до нас дошло из
Шумера первой половины III тысячелетия. Это, однако, не значит, что в эпоху III
династии Ура и в эпоху древневавилонского царства искусство пережи-вало упадок
в сравнении с предшествующими периодами. Тут дейст-вовали внешние
обстоятельства — военные разгромы, постигшие и царство Ура, и древневавилонское
царство. Во время этих бурных периодов многие образцы искусства погибли, и до
нас дошли главным образом те произведения, которые завоеватели, эламиты и
хет-ты, вывезли в свои столицы.
Изобразительное искусство представлено главным образом в
рельефе и в скульптуре. Рельефные изображения отличаются прими-тивными особенностями
стиля: туловище изображается стоящим пря-мо, лицо — в профиль, ноги — боком
одна за другой. Все персонажи изображаются на одно лицо, но с резким различием
в одежде шуме-ров и аккадийцев. Статуи патеси и царей отличаются толщиной и
тяжеловесностью торсов; но головы сделаны лучше и дают впечатле-ние живого
человеческого лица.
В то же время изображения животных сделаны несравненно-более
естественно, пропорционально и красиво. Это различие надо» объ-яснить тем
обстоятельством, что в области изображения животных существовала чрезвычайно
древняя традиция, восходящая к позднему палеолиту.
К лучшим произведениям шумерского искусства в области рельефа
относятся прежде всего рельефные изображения коров,. быков и телят с
обслуживающими их людьми на фризе храма близ: Ура (нача-ло III тысячелетня до
н. э.). Высоким мастерством отмечены также рельефные изображения на так
называемой «стелекоршунов» с надпи-сью Эачнатума о его походе против Уммы и
одержанной им победе. К сожалению, уцелела только часть рельефов. Один рельеф
изображает грозную фалангу воинов Лагаша во главе с Эаннатумом. Воины идут,
закрытые сплошной стеной щитов, с копьями наперевес, прямо по трупам разбитых
врагов. Два других рельефа изображают пирамиду павших воинов Лагаша,
приготовленную для сожжения, и стаю коршу-нов, пожирающих трупы воинов Уммы.
Кроме того, сохранилась заме-чательная серебряная ваза патеси Лагаша Энтемены,
на которой тонкой резьбой выгравировано изображение божества охоты Имдугуда —
священной птицы, когтящей двух львов. Из статуй шумерских па-теси замечательны
три статуи патеси Гудеа, правившего в Лагаше в период господства гутиев; две
изображают его сидящим и одна—стоя. К сожалению, все три статуи разбиты и без
голов; две голо-вы были найдены отдельно.
Из произведений аккадского искусства наиболее замечательной
является стела царя Аккада Нарамсина и рельеф с изображением ца-ря Хаммурапи.
На стеле Нарамсина изображена сцена из похода царя в горной стране: царь,
окруженный воинами, стоит у вершины горы. Хаммурапн изображен на стеле, на
которой начертаны его законы. Он стоит в молитвенной позе перед богом Шамашем,
передающим ему законы.
Стенная живопись, вероятно, также существовала уже в конце III
тысячелетия. Замечательный образец ее дошел до нас из цар-ского дворца в Мари.
Фреска изображает магическую праздничную церемонию с возлиянием воды, связанную
с молением об обильном урожае.
Таким образом, уже в III—II тысячелетиях до н.э. в
государ-ствах Двуречья сложилась высокая культура: шумеры и аккадийцы обладали
зачатками научных знаний, развитой письменностью, пре-красной литературой.
Однако правильное отражение действительно-сти было невозможным в ту эпоху,
когда господствовало — поддер-живаемое жрецами — религиозное мировоззрение,
когда религия про-славляла царскую власть и обрекала людей на горькое сознание
своего бессилия.
При подготовке этой работы были использованы материалы сайта http://www.studentu.ru