Реферат по предмету "Маркетинг"


Современное состояние рынка услуг ценообразования предложений и спроса на примере парикмахерской

--PAGE_BREAK--·        платежеспособный спрос населения, который может оцениваться, например, сопоставлением динамики заработной платы и индексом стоимости жизни;
·        движение товарных запасов;
·        объемы внутренних перевозок грузов;
·        объемы экспорта и импорта;
·        курс акций – повышение курса акций предшествует подъему конъюнктуры;
·        движение учетного процента – снижение учетного процента свидетельствует о депрессии в экономике;
·        динамика капиталовложений – уменьшение объемов означает снижение инвестиционной активности и падение спроса на товары;
·        портфель заказов и поступления новых товаров;
·        цены. Они играют главную роль при изучении конъюнктуры. Анализ цен позволяет выявить тенденции в их движении и определить основные факторы, обусловливающие их изменение.
Что, касаясь изучения конъюнктуры парикмахерских услуг, то наибольший интерес представляют такие факторы, как:
1.     Определение емкости рынка, то есть возможных объемов продаж той или иной услуги, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий.
2.     Конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта. Необходимость изучения конъюнктуры определяется потребностью эффективно создавать и продавать услуги, получать прибыль. При изучении конъюнктуры, прежде всего, оценивается общее состояние рынка. Одним словом, изучается влияние системы факторов внутренней и внешней природы на историю и перспективы создания и реализации услуги.
Исследование поведения покупателей. Первым шагом в изучении поведения покупателей является сегментация. Когда салон предлагает клиентам парикмахерские услуги, то руководствуется тем, что людьми движет стремление к красоте и совершенству. Стремление к совершенству побуждает человека приобретать все больше услуг, связанных с его внешним видом. Чтобы добиться этой цели необходимо: как можно лучше знать своих клиентов, научиться анализировать поведение и прогнозировать мотивы клиентов, устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, проводить политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов.
В рыночной деятельности весьма важное значение имеет понятие сегментации. Под ней Барышев А.Ф. понимает разделение всей массы покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), которые характеризуются общностью главных черт и основных требований к товару, а также общей мотивацией покупок данного товара [2:52].
Лебедев О.Т. рассматривает сегментацию рынка, как процесс разбиения потребителей на однородные группы на основе различий в доходах, нуждах, привычках, характеристиках или поведении [11:111].
Рассмотрим основные принципы сегментирования в сфере парикмахерского бизнеса:
1.     Сегментирование по территориальному принципу, клиенты выбранного сегмента должны жить или работать поблизости от салона;
2.     Сегментирование по демографическому принципу, исследуются характеристики клиентов, которые можно найти в статистических материалах переписки населения (возраст, уровень образования, прочие);
3.     Сегментирование по психологическому принципу, (социальное положение, образ жизни и другое);
4.     Сегментирование по поведенческому принципу, изучение мотивации поведения клиентов.
Все эти принципы и данные являются исходным пунктом при сегментировании рынка, определении его тенденции. Они являются основой для анализа рынка [9:256].
Следующим шагом в исследовании клиентов является изучение и моделирование процессов принятия решений о посещении парикмахерских салонов и потреблении парикмахерских услуг.
На осознание потребности в парикмахерских услугах влияют такие факторы, как: время (например, волосы растут, седеют, выпадают, а значит, требуют постоянного ухода и посещения парикмахерской); изменение жизненных обстоятельств (социальный статус); приобретение услуги (приобретение одной парикмахерской услуги может стимулировать потребность в других услугах или в последующих аналогичных); обслуживание в парикмахерском салоне.
На принятие клиентом решения об обслуживании влияют следующие факторы:
·        Индивидуальные различия клиентов: материальные возможности, статус; уровень их знаний о парикмахерских услугах; отношение к парикмахерским услугам; мотивация обслуживания в салоне; индивидуальность, стиль и образ жизни.
·        Влияние среды: культурный уровень; социальное положение; персональное влияние; семья; ситуация.
·        Психологические процессы.
3.     Изучение практики деятельности конкурентов. Главной целью в конкурентной борьбы и конкурентоспособности отдельных услуг салона является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий.
4.     Исследование возможной реакции на появление на рынке новой услуги. Рыночные исследования осуществляются комплексно, всем персоналом фирмы, еще задолго до выхода услуг на рынок. Постепенно набирается статистический материал о емкости рынка, динамики изменения его показателей. Беляев, В.И считает, что наиболее приемлемым иметь ежемесячные показатели, по которым строятся динамические ряды и проводится систематический анализ [3:327].
Завьялов П.С. указывает, что системность исследования рынков это необходимость изучения их как больших систем, которые могут быть разбиты на составляющие подсистемы, вплоть до элементарных.
Комплексность изучения рынка означает, что должны быть приняты во внимание все качественные особенности рынка на каждом из уровней разложения [7:251].
В современных условиях важно не просто правильно определить для себя рынок, но и отыскать на нем ту часть, очень узкую область, место, еще не занятое или недостаточно используемое конкурентами.
1.3           Методы и специфика ценообразования в сфере услуг
Гордин В.Э. подчеркивает, что особенности формирования цен в сфере услуг, обусловленные качественными отличиями услуги от товара, особенности функционирования рынка услуг — это факторы, которыми должны руководствоваться организации сферы услуг в процессе ценообразования [6:131]. Действие этих факторов требует особых подходов при установлении цены на услугу (см. Таблицу 1).
Во-первых, высокая чувствительность рынка услуг к изменению спроса вызывает необходимость значительной дифференциации цен в зависимости от этого показателя. Таким образом, предприятия и организации сферы услуг для устойчивого получения дохода должны учитывать не только колебания спроса, вызванные изменением конъюнктуры рынка, но и его неравномерность во времени на большинство видов услуг. Это обусловливает необходимость широкого применения дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использования системы скидок.
Таблица 1
Особенности формирования цен в сфере услуг
Факторы
Специфические черты формирования цен
Временные (сезонные колебания спроса на большинство видов услуг)
Широкое применение дифференциации цен в зависимости от временных колебаний спроса или использование системы скидок
Неразрывность процесса производства и потребления услуги и невозможность вследствие этого передачи ее другому потребителю
Широкое применение всех видов ценовой дискриминации и соответствующих им ценовых стратегий
Расплывчатость связи цены и издержек производителя, растущая по мере усиления признака нематериальности услуги
Взаимоувязка цены и ценности услуги, складывающейся из полезности услуги и издержек потребителя на ее получение
Локальный характер рынка и наличие естественной монополии
Учет соответствующими организациями сферы услуг управления ценообразованием со стороны органов власти
Наличие большого количества взаимо- заменяемых услуг
Учет конкурентоспособности услуги и ее цены в более широком (межотраслевом) аспекте при разработке ценовой стратегии для разных сегментов рынка
Наличие положительных внешних эффектов потребления услуги
Вмешательство государства в виде установления корректирующий дотации или освобождения от уплаты налогов
Совмещение процесса производства, распределения и потребления услуги
Услуга минует сферу обращения, и цена, будучи по структуре оптовой, выполняет функции как оптовой, так и розничной цены
Во-вторых, сфера услуг представляет собой благодатную почву для применения ценовой дискриминации, которая может быть представлена в следующих формах:
·        ценовая дискриминация первой степени (совершенная), при которой на каждую единицу блага (услуги) устанавливается своя цена, равная цене ее спроса;
·        ценовая дискриминация второй степени (несовершенная), которая находит выражение в продаже различных объемов услуг по разным ценам, так что цена единицы услуги зависит от ее количества, реализованного данному потребителю;
·        ценовая дискриминация третьей степени (сегментация рынка), которая заключается в продаже единицы услуги по разным ценам на различных сегментах рынка.
Применение ценовой дискриминации в сфере услуг становится возможным благодаря неразрывности процесса производства потребления услуги и невозможности вследствие этого передачи ее другому потребителю.
В-третьих, при установлении цены предприятие должно в первую очередь ориентироваться на ценность предоставляемой услуги для потребителя, а не на затраты по ее оказанию. Ценность же определяется не только полезностью услуги, то есть ее способно­стью удовлетворять конкретные потребности, но и другими выгодами, в частности издержками потребителя, которые можно разделить на три составляющие:
·        затраты на поиск наиболее подходящей услуги;
·        затраты на приобретение самой услуги;
·        затраты, возникающие после приобретения услуги.
При этом следует учитывать не только финансовые, но и временные, физические и психологические затраты потребителя.
Чем значительнее разница между полезностью и издержками потребителя, тем выше ценность услуги. Поэтому очень важно правильно определить составляющие «пакета» обслуживания и показать потребителю, в чем для него заключается непосредственная ценность того или иного элемента услуги. В этом случае удаетсяустановить прямую связь между ценой и ценностью услуги.
В общем случае, чем более нематериальна услуга, тем расплывчата связь цены и затрат. Следовательно, для создания эффективной системы ценообразования следует связать цену и ценность, получаемую потребителем услуги.
В-четвертых, на цену услуги значительное влияние оказывают особенности рынка, на котором она производится. Зачастую локальный характер рынка и наличие естественной монополии обусловливают необходимость управления ценообразованием как со стороны федеральных, так и местных органов власти, что требует учета этого обстоятельства соответствующими предприятиями и организациями сферы услуг.
В-пятых, организация, действующая в сфере услуг, должна учитывать наличие большого количества взаимозаменяемых услуг и проводить соответствующую ценовую стратегию и сегментацию рынка.
И, наконец, в процессе ценообразования следует учитывать, что услуги характеризуются высокой общественной значимостью, а также обладают существенными и постоянными внешними эффектами. Наличие положительных внешних эффектов, то есть не отраженной в рыночных ценах выгоды, возникающей при потреблении услуг, требует вмешательства государства в виде установления корректирующих дотаций или освобождения от уплаты налогов. Это накладывает отпечаток не только на процесс формирования и услуги, но и на структуру цены.
Цены на услуги рассчитываются следующим образом:
·        цены на единицу потребляемой услуги;
·        интегральных (агрегатных) цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги;
·        комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг;
·        цен, построенных по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема;
·        цен, определяемых по принципу «all included» («все включено»). В этом случае, как производителю, так и потребителю услуги заранее не известны объем и структура ее потребления, а уровень цены определяется сегментом рынка, на котором будет предлагаться данная услуга, и зависит от вида и объема потребностей, которые могут быть удовлетворены.
Все действующие в РФ цены представляют собой систему. Цены, действующие в сфере услуг, могут быть сгруппированы по определенным критериям (см. Таблицу 2).
Структура цены услуги зависит от влияния особенностей рынка, на котором она предоставляется.
Она характеризуется, прежде всего:
·        уровнем конкуренции. Так, на рынке массовых видов услуг, по которым существует большая конкуренция, организации весьма ограничены в своих действиях по установлению цены и она может характеризоваться незначительной долей прибыли. В том же случае, если фирма имеет возможность про­водить стратегию высоких цен или занимает монопольное положение в предоставлении той или иной услуги, доля прибыли может резко увеличиться;
·        характером зависимости цены и объема спроса. В отраслях сферы услуг чрезвычайно велика эластичность спросе по цене и по доходу, что фактически «задает» границы приемлемой доли прибыли в цене услуги. Эластичность спроса по цене служит фактором оптимизации соотношения цены, объема реализованных услуг и размера прибыли организации. При неизменных издержках производства и распределения услуг доля прибыли в цене услуги зависит от результатов оптимизации.
Таблица 2
Классификация цен на услуги
Критерии классификации
Виды цен
Область применения
По степени государственного регулирования
Свободные
Бытовое обслуживание, платная медицина, туристско-экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищные организации, консалтинговые и аудиторские компании и т.п.
Регулируемые
Жилищно-коммунальное хозяйство; городской транспорт; система обязательного медицинского страхования; организации, оказывающие ритуальные услуги
По способу установления
Твердые, уровень которых не меняется в процессе оказания услуги
Туристско-экскурсионное обслуживание, некоторые виды бытовых услуг (парикмахерские услуги), театрально-зрелищные организации и др.
Подвижные, уровень которых может измениться в процессе оказания услуги
Услуги по ремонту жилья, некоторые сложные медицинские услуги (операции, лечение заболеваний, отягощенных сопутствующими болезнями)
По способу фиксации
Контрактные
Большинство видов услуг
Цены торгов:
а) тендерные;
б) аукционные
1. Услуги по содержанию домов придомовой территории, обслуживанию лифтов, в том случае, если они оказываются на конкурсной основе.
2. Интернет-аукционы на авиобилеты, билеты на некоторые фестивали, театральные представления и т.д.
По времени действия
Постоянные, срок действия которых заранее не установлен
Виды услуг, спрос на которые не четко дифференцирован по времени или сезону
Временные цены:
а) сезонные;
б) цены, устанавливаемые на определенный период времени
1. Туристско-экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищные организации (в разные дни недели и в разное время суток цены различны).
2. Премьерные спектакли, показы, вернисажи
По способу получения информации об их уровне
Публикуемые в каталогах, прейскурантах
Большинство видов услуг
Расчетные
Сложные индивидуальные виды услуг (индивидуальные туры)
    продолжение
--PAGE_BREAK--Дж. Эванс указывает, что цена – важный элемент системы маркетинга, который должен рассматриваться, формироваться и анализироваться как неотъемлемая часть всей системы маркетинговых мероприятий [20:349].
В рамках ценовой политики фирмы выделяются: политика уровня цены (на ассортиментную группу услуг в целом), политика введения цены (на новую услугу данной группы), политика дифференциации цены (по сегментам рынка, времени суток и дням недели, сезонам года и др.)
Все ценовые стратегии подразделяются на три основные группы:
·        стратегия высоких цен («снятия сливок»);
·        стратегия нейтральных цен;
·        стратегия низких цен (проникновение на рынок).
Ценовые стратегии можно классифицировать по различным признакам:
1.     По наличию разных групп потребителей услуг фирмы, что обусловливает использование ценовой дискриминации всех видов;
2.     По особенностям и характеру поведения потребителей, что обусловливает применение:
·        стратегии скидок, широко используемых в рамках основных ценовых стратегий:
— стратегии «случайной скидки», где покупатели по-разному оценивают свое свободное время и необходимость получения данной услуги. Одни, менее чувствительные к уровню цены, могут выбрать первый попавшийся вариант получения нужной им услуги, другие же будут долго искать наиболее устраивающее их сочетание цены и качества услуги. При проведении этой стратегии предприятию следует назначить высокую цену на свою услугу в расчете на неинформированного потребителя и периодически ее снижать, привлекая остальных, или реализовывать услугу по переменным ценам. Вариантом такой стратегии являются купоны, дающие право на получение услуги по цене со скидкой;
— стратегии «периодической скидки», заключающейся в широком смысле применении сезонных цен или цен, устанавливаемых на определенный период времени, в связи с меняющимся во времени (по сезонам, дням недели, времени суток) характером спроса на услуги.
·        стратегии «имидж-ценообразования», суть которой заключается в том, что предприятие использует доверие покупателей к соотношению цена / качество на услуги данной фирмы. Так, установление предприятием относительно низкой цены на услугу хорошего качества приведет к тому, что впоследствии реализация однотипной услуги по более высокой цене будет воспринята потребителем как знак того, что ее качество находится на более высоком уровне. Так как до получения услуги ее реальное качество определить невозможно, такая стратегия может заметно увеличить объем спроса и повысить доходность фирмы.
3.     По наличию определенного набора взаимосвязанных услуг.
На целый ряд услуг применяются так называемые комплексные или агрегатные (интегральные) цены. Это создает возможность широкого использования принципов ассортиментного ценообразования при формировании цен. Они реализуются в следующих ценовых стратегиях:
·        стратегии «убыточного лидера», в соответствии, с которой для привлечения потребителей к какой – нибудь услуге из предлагаемых организацией (часто новой) устанавливается относительно низкая цена, которая впоследствии, скорее всего, будет увеличена (широко применяется в рамках стратегии «проникновения на рынок»);
·        стратегии «ценообразования с приманкой», при которой низкая цена на основную услугу сопровождается высокими ценами на сопутствующие услуги, потребность в которых появится позже;
·        стратегии «двухсоставной», или «двухчастной», цены, в соответствии с которой цена услуги делится на две части – фиксированную (за основную услугу) и переменную (за дополнительные услуги);
·        стратегии «двухчастного» тарифа «с искажением», при котором потребитель, уплатив входную плату, приобретает право на получение определенного количества единиц услуги бесплатно, то есть отсутствует плата за использование. Такое «искажение» позволяет фирме установить более высокую входную плату без потери большого числа мелких потребителей. В некоторых случаях, наоборот, отсутствует входная плата, что привлекает потребителей и позволяет фирме увеличить прибыль за счет высокой платы за использование.
Очевидно, что в зависимости от вида рыночной структуры предприятие сферы услуг применяет различные ценовые стратегии.
Для расчета цен используют различные методы. Причем максимально возможная цена определяется наличием уникальных достоинств услуги (редкость, престижность, дефицитность, особый уровень качества), минимально возможная – уровнем затрат на ее производство; цены услуг фирм – конкурентов и услуг – субститутов характеризуют средний уровень возможной цены.
Поэтапная разработка цен в сфере услуг может быть представлена в виде следующего алгоритма: калькуляция издержек; анализ рыночных цен; установление рыночных пределов (верхнего и нижнего) на основе спроса и издержек; оценка возможного объема реализации (на основе ценовых пределов); расчет вариантов цены с учетом различных ценовых стратегий.
Наиболее распространенными методами ценообразования являются:
·        на основе издержек производства;
·        с ориентацией на спрос (или на ценность услуги для потребителей);
·        с ориентацией на конкуренцию (или на текущий уровень цен);
·        с ориентацией на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Рассмотрим методы ценообразования подробнее:
1.     Метод ценообразования на основе издержек. Суть этого метода заключается в том, что цена формируется на основе как полных, так и переменных затрат. Во втором случае твердая надбавка должна учитывать покрытие постоянных затрат и необходимость получения определенного уровня прибыли после этого. В сфере услуг эта надбавка обычно определяется по отношению к доходу от продаж или к текущим инвестициям. Однако определение цен на основе переменных издержек в сфере услуг затруднено, так как – доля постоянных затрат в составе себестоимости услуги может превышать 50%. В этом случае опора при установлении цены только на переменные издержки может не позволить достаточно полно определить затраты на оказание данной услуги, что не даст возможность принять правильное управленческое решение.
2. Метод ценообразования на основе спроса. Основой метода является субъективная оценка ценности услуги потребителем, которая зависит от ряда факторов: получаемой им полезности от данной услуги, возникновения дополнительных психологических преимуществ, наличие сопутствующих услуг.
Применение этого метода требует, чтобы потребитель мог определить ценность данной услуги по сравнению с другими аналогичными и на этой основе сформировать свои предпочтения по уровню цены. Конечная цена устанавливается таким образом, чтобы потребитель получал некоторую выгоду от потребления данной услуги по сравнению с альтернативой.
Однако практическая реализация этого принципа наталкивается на ряд трудностей, обусловленных тем, что большинство услуг имеет индивидуальный характер, и, следовательно, отсутствует возможность прямого сравнения с заменителями. В этом случае потребитель не может дать точную оценку данной услуги в сравнении с аналогичными услугами других фирм и, следовательно, определить цену.
3. Метод ценообразования на основе конкуренции. На ос­нове конкуренции (с учетом текущих цен) рекомендуется устанав­ливать цены в тех отраслях сферы услуг, где имеется постоянный устойчивый спрос больших групп потребителей при значительном количестве мелких производителей. Поскольку эти услуги однородны и стандартны, то, очевидно, что на них могут быть сформированы практически единые цены в пределах данного локального рынка, нижней границей которых будут средние издержки производства.
4. Метод ценообразования на основе издержек с учетом состояния рынка. Метод представляет собой сочетание предыдущих методов и предполагает учет не только издержек на оказание услуги, но и состояния рынка (его емкости и структуры потребительских предпочтений, насыщенности услугами — заменителями, предлагаемыми конкурентами, и взаимодополняющими услугами), стадии жизненного цикла услуги, конкурентоспособности фирмы и прочности ее позиций на рынке, ценности данной услуги для потребителя. Его применение требует от фирмы больших материальных затрат и времени на сбор и обработку информации, поэтому он обычно применяется на предприятиях сферы услуг в упрощенном виде. В этом случае предприятие устанавливает цены на свои услуги так, чтобы они были выше издержек, производства и примерно соответствовали уровню текущих, рыночных цен.
При принятии решения об окончательном уровне цены на услуги надо принимать во внимание дополнительные факторы, учитывающие «психологический» предел цены для различных сегментов потенциальных потребителей.
·        Эффект цены как «знака» качества. Чем в большей мере потребители воспринимают цену именно в таком смысле, тем они чувствительны к ее абсолютному уровню. В этом случае цена дает возможность покупателю осуществить без особых усилий выбор из массы неизвестных услуг. Это особенно важно учитывать в сфере условиях неосязаемости услуги и асимметричности информации.
·        Эффект представлений о наличии заменяющих услуг приводит к тому, что потребитель может неправильно выбрать услугу-аналог как базу для сравнения цен и сделать неправильный вывод о том, является ли данная услуга относительно дорогой или дешевой. В этом случае производитель имеет возможность несколько увеличить цену на услугу, не опасаясь резкого сокращения спроса на нее.
В то же время возможна и обратная ситуация.
·        Эффект уникальности услуги, который делает покупателя менее чувствительным к росту цены на нее и позволяет производителю повышать цены.
·        Эффект затрудненности сравнения качества взаимозаменяемых услуг, оказываемых разными фирмами, который заключается в том, что потребители менее чувствительны к уровням цен услуг, оказываемых известными фирмами, и легче воспринимают повышение цен на них. Именно этот эффект лежит в основе коммерческой выгоды обладания известной торговой маркой и ведет к рас­пространению франчайзинга, поскольку позволяет реализовывать услуги по высоким ценам, используя стратегию «снятия сливок».
·        Эффект дороговизны услуги, который заключается в том, что чувствительность покупателя к уровню цены тем больше, чем выше доля затрат на ее приобретение в его доходе. Учет этого эф­фекта особенно важен в сфере услуг, где отмечается высокая элас­тичность спроса по доходу.
Одновременно надо иметь в виду, что каждый потребитель имеет свой «ценовой лимит», при превышении которого данная услуга не будет востребована.
Поэтому при определении цен на услугу надо четко определить, для какого сегмента рынка она будет предложена, и выявить «пси­хологический» предел цены для возможных потребителей.
В заключение следует отметить, что, кроме узкого круга госу­дарственных регулируемых цен, цены на большинство услуг являются в настоящее время свободными, то есть устанавливаются организациями – производителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества услуги и процесса обслуживания и уровня затрат на их оказание. Причем предприятие самостоятельно выбирает как вид ценовой стратегии и тактики, так и метод ценообразования, позволяющие наилучшим способом решить поставленные задачи повышения эффективности коммерческой деятельности. Таким образом, ценообразование является активным целевым инструментом управления предприятиями в сфере услуг.

ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ И МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПАРИКМАХЕРСКОЙ «СОНАТА» Г. ИРКУТСКА
2.1 Общая характеристика деятельности парикмахерской «Соната»
Учебно-производственная мастерская салон-парикмахерская «Соната» функционирует и развивается как подразделение Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального лицея №17 г. Иркутска, реализующая парикмахерские услуги в рамках образовательного процесса и является местом прохождения производственной практики лицеистов по профессии парикмахер. В своей деятельности руководствуется Уставом лицея, принятом на общем собрании коллектива и утвержденным директором Департамента образования Иркутской области.
Материально-техническое обеспечение салона позволяет реализовывать не только парикмахерские услуги, но и следующие образовательные программы:
1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации незанятого населения;
2. Курсы целевого назначения, по договорам с предприятиями;
3. Аттестация работников и учащихся лицея;
4. Формирование дополнительных квалификаций (маникюрша, педикюрша и др.);
5. Профессиональная стажировка;
6. Производственное обучение и производственная практика учащихся лицея;
7. Трудоустройство выпускников лицея;
8. Формирование комплексной системы оценки качества профессиональной подготовки выпускников;
9. Организация экспериментальной работы по формированию и реализации инновационных профессиональных образовательных программ и технологий в парикмахерском искусстве;
10. Проведение конкурсов, направленных на оценку, отбор и издание учебников и учебных пособий для системы начального профессионального образования в рамках профессиональной подготовки по профессии парикмахер;
11. Проведение конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов и бизнес-классов, а так же семинаров.
Основной акцент в данной работе направлен на изучение и анализ предоставления парикмахерских услуг.
Салон-парикмахерская «Соната» начал свою деятельность в 2000 году, находится в Свердловском районе, по адресу улица Лермонтова, 92. Площадь помещения составляет 71 кв.м., где располагаются парикмахерский зал, косметологический кабинет, маникюрный и педикюрный залы, солярий и подсобные помещения для сотрудников.
В салоне работает 11 сотрудников:
·        зав. мастерской;
·        администратор – 2;
·        парикмахер – 4;
·        мастер по маникюру и педикюру – 2;
·        косметолог – 1;
·        уборщица – 1;
В салоне оказываются следующие услуги:
Парикмахерский зал:
·        стрижка;
·        окрашивание (простое и креативное);
·        укладка волос;
·        прически различного направления;
·        долговременные укладки и химическая завивка волос.
Маникюрный зал:
·        маникюр (обрезной, комбинированный, аппаратный, мужской, детский, SPA-маникюр);
·        лечение (кутикулы, ногтей);
·        массаж (SPA);
·        парафинотерапия рук;
·        пилинг рук;
·        покрытие (художественное, лак, лечение, закрепление);
·        наращивание (на формах, типсах, акриле).
Педикюрный зал:
·        педикюр (косметический, аппаратный, частичный);
·        массаж стоп;
·        покрытие (художественное, лак, лечение).
         Косметологический кабинет:
·        чистка лица (механическая, атравматическая, дезинкрустация);
·        массаж («Египетский», классический, косметический и другое);
·        депиляция;
·        парафинотерапия (лица, локтей, рук, коленей, галифе и другое);
         Солярий.
Вышеперечисленные услуги оказываются в салоне по предварительной записи. Запись клиентов осуществляет администратор, который также осуществляет выдачу расходных материалов и их учет.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Главными задачами салона является:
1.     Качественное предоставление парикмахерских услуг и удовлетворение потребностей клиентов, работая по правилу «Клиент всегда прав»;
2.     Организация и проведение образовательных программ лицея;
3.     Обеспечение социально-экономического и материально-технического развития салона посредством активизацию образовательной, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2.2 Особенности формирования цен и изучение конъюнктуры рынка
Ценообразование является одним из самых важных элементов управления парикмахерским салоном. Для расчета цены салон «Соната» использует определение цен с ориентацией на конкуренцию.
Устанавливаются цены на парикмахерские услуги в зависимости от спроса и качества – чуть выше или ниже цен конкурентов, тем самым администрация мало обращает внимание на такие показатели как собственные издержки, не изучает уровни предложений и спроса на данный вид деятельности. В результате парикмахерская устанавливает свои цены на уровне цен конкурентов или осуществляет поиск максимальной цены на услугу, что ведёт к большим рискам. Проще составить прайс-лист, чем полностью изучить конъюнктуру рынка и применить оптимальный метод ценообразования. Таким образом уровень цены есть следствие поведения конкурента, собственные затраты и уровень спроса остается постоянным.
Многие руководители, в том числе и руководитель салона «Соната» обуславливают этот метод тем, что он наиболее безопасный. Однако организации требуется высокая скорость в реакции на изменение цен, в свою очередь практика показала, в данном салоне не используют и не внедряют систему ценовых рыночных стратегий. В связи, с чем парикмахерские услуги в большинстве случаев не рентабельны.
Приведем расчет экономической эффективности салона:

Таблица 3
Средняя норма обслуживания клиентов в парикмахерской
Услуги салона-парикмахерской «Соната»
Средняя норма времени обслуживания, мин.
Средняя стоимость услуги, руб./час
Средняя выручка, руб./ день
60
400
4 000
Парикмахерская работает без выходных в среднем 30 дней в месяц, время работы в день – 10 часов
10час.*60мин/60мин=10 клиентов обслужит салон в день;
10*400=4 000 руб. средняя выручка в день
4 000*30=120 000 рублей ежемесячная выручка
Расчет производимых затрат салоном составит:
1. ЕНВД (13%)
120 000*13/100=15 600 руб.
2. Фонд оплаты труда – 96 700 рублей
Парикмахер 4чел. (35% от выручки)
120 000*35/100=42 000 руб.
Администратор 2чел. (20% от выручки)
120 000*20/100=24 000 руб.
Уборщица – 3 000 руб.
Зав. салоном – 8 500 руб.
Маникюрша 1чел. (8% от выручки)
120 000*8/100=9 600 руб.
Педикюрша 1 чел. (8% от выручки)
120 000*8/100=9 600 руб.
3. Расходные материалы – 37 095 рублей
Стрижка волос – 41,61 руб.
Прическа – 115,75 руб.
Окраска волос – 182,48 руб.
Мелирование на фольге – 154,75 руб.
В среднем на одну услугу расход материалов в денежном выражении составит: (41,61+115,75+182,48+154,75)/4= 123,65 руб.
10 клиентов * 30 дней * 123,65=37095 рублей
Итого: 15 600 + 96 700 + 37 095 = 149 395 рублей.
120 00 – 149 395 = — 29 395 руб.
Исходя из проведенного расчета видно, полученной выручки не достаточно на предпринимательскую деятельность салона в сумме 29 395 рублей. В связи с тем, что салон является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, он в свою очередь не считает затраты на коммунальные и эксплуатационные услуги, накладные расходы и не приносит прибыль. Завышен расчет заработной платы работников, который должен анализироваться и сопоставляться с производительностью мастеров, качеством и количеством обслуживаемых клиентов. Хотя есть все условия в салоне «Соната» для реализации прибыльного бизнеса в сфере парикмахерских услуг.
Далее в данной работе будут рассмотрены вопросы ценового поведения и конъюнктура рынка в процессе хозяйственной деятельности, предложен метод ценообразования, направленный на сокращение издержек, расчет полных затрат и установление прибыли, который позволит ежемесячно проводить анализ экономической эффективности салона «Соната».
Любая организация, большая или маленькая, производственная или коммерческая, при установлении цен на свои услуги (товары) должна учесть в них все понесенные затраты, связанные с этими услугами (товарами), и назначить при этом такие цены на них, которые бы обеспечили не только покрытие всех затрат, но и принесли реальную прибыль. В процессе ценообразования парикмахерских услуг в данном салоне необходимо использовать ценовой метод полных затрат — это метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия (услуги). Главное достоинство метода полных издержек заключается в его простоте. Основой определения цены являются издержки производства на единицу продукции (услуги), к которым добавляется необходимая прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться только в исключительных случаях или разработать систему скидок. Конечно, данный метод имеет и недостатки, хотя для малых предприятий этот метод самый оптимальный.
В экономической теории все издержки принято подразделять на переменные и постоянные.
К переменным относятся все затраты, которые меняют свою величину в зависимости от объемов производства. Это затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, заработную плату сотрудников, которые осуществляют предоставление услуги, а также затраты, связанные с временной арендой.
Постоянные затраты не зависят в пределах некоторых границ (часто определяемых мощностью установленного оборудования) от объемов производимой продукции. К ним принято относить все затраты, связанные с приобретением машин, механизмов, оборудования, зданий, сооружений. К ним же относится постоянная арендная плата и налоги, заработная плата администрации и других управленческих работников.
В расчетно – экономическую часть цены на парикмахерские услуги входят такие понятия, как затраты, калькуляция, калькулирование себестоимости, прибыль, валовая продукция, чистая продукция, себестоимость, тариф, убыток.
Рассмотрим эти понятия подробнее:
Затраты – денежные средства, истраченные (израсходованные) на производство и реализацию продукции (работ, услуг). При определении затрат, формирующих себестоимость продукции руководствуется приказом МИНФИНА РФ от 6 мая 1999 года №33н положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Расходы организации», гл. 25 статьи 253 – 270 Налогового кодекса РФ.
Калькуляция – способ обобщения в денежной форме, приходящихся на единицу продукции, конкретного вида работ, услуг.
Калькулирование себестоимости – способ исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) путем обобщения издержек в едином измерителе и их группировка в определенной последовательности, регулируемой соответствующими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке.
Прибыль – сумма, на которую (выручка) превышает затраты на экономическую деятельность, на производство продукции. Обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий характеризует положительную деятельность их.
Валовая продукция – часть валовой прибыли, которая остается после всех финансовых расчетов.
Чистая продукция – часть валовой прибыли, которая остается после всех финансовых расчетов и отчислений.
Себестоимость – сумма затрат предприятия при производстве и реализации продукции.
Тариф – стоимостная оценка единицы услуг, включающая экономически обоснованные затраты (себестоимость) и прибыль, необходимую организации для нормативного функционирования.
Убыток – потеря, ущерб, урон. Сумма, на которую затраты предприятия превышают доход, характеризует отрицательную деятельность предприятия.
Расшифровка статей затрат:
Сырье и материалы – включает стоимость приобретенных материальных ресурсов для производства и реализации продукции (работ, услуг).
Затраты на оплату труда – расходы на оплату труда парикмахеров. Определять в процентном соотношении от выручки.
Единый социальный налог – обязательные отчисления от доходов, начисленных работникам предприятия в виде выплат и вознаграждений по установленным законодательством нормам органам социального страхования, в виде авансовых платежей по итогам каждого месяца.
Амортизация – постепенный перенос стоимости основных фондов в цене на парикмахерские услуги.
Накладные расходы – затраты на оплату труда коммунальных услуг, услуги связи, рекламу, содержание административно – управленческого персонала и других. Распределять в процентном соотношении от оплаты труда работников.
Прочие затраты – отражают налоги, сборы, платежи за аренду и так далее.
Производственная себестоимость – общая сумма производственных затрат на выполнение услуги.
Анализ исследования парикмахерских услуг по г. Иркутску показал, что высоким спросом у клиентов пользуются такие услуги, как: стрижка, прическа, окраска и мелирование (колорирование) на фольге.
Для того чтобы получить полную информацию о том, на какие услуги затрачено денежных средств, необходимо сгруппировать затраты по следующим статьям: сырье и материалы; затраты на оплату труда; ЕСН; амортизационные отчисления; накладные расходы; прочие затраты; производственная себестоимость; прибыль. В дальнейшем мы их сгруппируем в таблицу и произведем расчет стоимости востребованных парикмахерских услуг, сравнивая с рыночной стоимостью конкурентов.
Таблица 4
Средняя стоимость стрижки волос

п/п
Наименование затрат
Затраты
Сумма, руб.
1.
Сырье и материалы
см. в таблицу 5
41,61
2.
Затраты на оплату труда
35% от выручки
126
3.
Единый социальный налог
26,2% от з/п
33,01
4.
Амортизация
3% от суммы амортизационных отчислений за месяц (см. таблицу 12)
11,00
5.
Накладные расходы
25% от з/п
31,5
6.
Прочие затраты
2% от з/п
2,52
7.
Производственная себестоимость
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6
245,64
8.
Прибыль
46,5 % от производственной себестоимости
114,36
9.
Стоимость стрижки волос
п.7+п.8=п.9
360
Таблица 5
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций
Наименование расходных материалов
Объем,
мл
Цена без НДС,
руб.
Норма расхода,
мл
Стоимость норм расхода препарата,
руб.
Мытье головы
Шампунь
1250
950
20
26,3
Кондиционер
1000
834
5
5,99
Спрей
250
350
5
2,97
Налог на добавленную стоимость 18%
6,35
Итого
41,61
Таблица 6
Средняя стоимость прически

п/п
Наименование затрат
Затраты
Сумма, руб.
1.
Сырье и материалы
см. в таблицу 7
115,75
2.
Затраты на оплату труда
35% от выручки
305
3.
Единый социальный налог
26,2% от з/п
80
4.
Амортизация
см. в таблицу 12
11,00
5.
Накладные расходы
25% от з/п
76
6.
Прочие затраты
2% от з/п
6
7.
Производственная себестоимость
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6
582,75
8.
Прибыль
49% от производственной себестоимости
287,25
9.
Стоимость прически
п.7+п.8=п.9
870
Таблица 7
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Наименование операций
Наименование расходных материалов
Объем,
мл
Цена без НДС,
руб.
Норма расхода,
мл
25см
Стоимость норм расхода препарата,
руб.
Прическа
Шампунь
1250
950
20
26,3
Кондиционер
1000
834
5
5,99
Пенка
500
350
30
42,86
Воск
100
187
5
2,67
Лак
500
370
15
20,27
Налог на добавленную стоимость (НДС) 18%
17,66
Итого
115,75
Таблица 8
Средняя стоимость окраски волос

п/п
Наименование затрат
Затраты
Сумма, руб.
1.
Сырье и материалы
см. в таблица 9
182,48
2.
Затраты на оплату труда
35% от выручки
357
3.
Единый социальный налог
26,2% от з/п
93,53
4.
Амортизация
см. в таблица 12
11,00
5.
Накладные расходы
25% от з/п
89,25
6.
Прочие затраты
2% от з/п
7,14
7.
Производственная себестоимость
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6
740,4
8.
Прибыль
37,8% от производственной себестоимости
279,6
9.
Стоимость окраски волос
п.7+п.8=п.9
1020

Таблица 9
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
Таблица 10
Средняя стоимость мелирование на фольге

п/п
Наименование затрат
Затраты
Сумма, руб.
1.
Сырье и материалы
см. в таблица 11
154,75
2.
Затраты на оплату труда
35% от выручки
318,5
3.
Единый социальный налог
26,2% от з/п
83,34
4.
Амортизация
см. в таблица 12
11,00
5.
Накладные расходы
25% от з/п
20,86
6.
Прочие затраты
2% от з/п
6,32
7.
Производственная себестоимость
п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6
594,77
8.
Прибыль
53% от производственной себестоимости
315,23
9.
Стоимость мелирование на фольге
п.7+п.8=п.9
910

Таблица 11
Расчет затрат по статье «Сырье и материалы»
Профессиональная продукция немецкого производства «Londa»
    продолжение
--PAGE_BREAK--



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.