Музеи и зрители.
Проблемы восприятия
Восприятие зрителем, его способность ориентироваться в
экспозиции музея в полной мере зависит от того, насколько близко и хорошо он
осведомлен с той или иной темой, с тем или иным предметом. Обычно легко
запоминаются те предметы и явле-ния, с которыми зритель, будь то ребенок или
взрослый, уже знаком. Так, например, ребенку больше придется по душе сцена из жизни
древних людей, или возможность потрогать руками, при-коснуться к чему-то
тайному, сокровенному из жизни предков, чем далекое знание о ней в недосягаемом
для него пространстве.
Сегодня в большинстве музеев на принцип “подойди-потрогай”
возлагается строгое табу. Запрет порождает скуку, утомление.
Единственный способ борьбы с быстрорастущей утомляемостью
посетителя - это музейная театрализация.
Театр - это всегда новое, неожиданное впечатление; это всегда
яркое и красочное зрелище; это всегда праздник. В театр люди идут снова и
снова, чтобы ощутить прилив сил новых эмо-ций, увидеть и испытать в своих
чувствах нечто необычное, та-инственное, что может дать только миф, пусть даже
очень близ-кий к правде.
Не каждый музей обладает такой популярностью, выставки да-леко
не каждого музея так же зрелищны, эффектны, тем более вы-ставки музея,
демонстрирующего археологические памятники.
Музей первобытной культуры сегодня должен поставить зада-чу,
родственную театру: эмоциональное заражение зрителя. Посе-титель должен стать
участником происходящего действа, разрабо-танного тематическим сценарием.
Такая методика показа экспоната в обстановке его культур-ной
сферы имеет высокое педагогическое значение. Обычно дети школьного возраста
нелегко усваивают материал, касающийся ти-повых особенностей и значения древних
культур. Такая тема дос-таточно сложна для восприятия. Макет, фигурный
интерьер, рас-крывающие характерные особенности первобытной культуры, дали бы
не только богатый сюжетный материал, но и образное воспри-ятие целой эпохи. И
здесь дело не в манекенах и их позах.
Обстановочная сцена, макет повышает степень динамичности
сюжета. Неподвижный интерьер не означает его мертвое изображе-ние.
Выставка, в которой чувствуется динамика, напоминает танец ...
Это танец предметов. И то, и другое объединяет одно: ком-позиция. Композиция -
это отнюдь не строгая схематика движе-ния. Это, отчасти, вымысел, создание
образа. Она имеет смысл только в динамике движения. Любая композиционная сцена
должна быть создана таким образом, чтобы в ней чувствовалось движе-ние. Только
тогда она имеет смысл. Это не мертвая, но - немая сцена действия в спектакле,
свидетелем которой становится по-сетитель. Зритель ни на минуту не должен
засомневаться в том, что он - участник происходящего события и находится,
действи-тельно, в мифологической действительности, где все вокруг име-ет
ритуальное значение и выполнен по законам мифического вре-мени, в существовании
которого он имеет право усомниться.
Музей первобытной культуры должен стать местом встречи со-временников
и мифических героев, каковыми были духи и тотемные предки первобытных людей, в
эпоху первотворения и первовещей - мифологическом пространстве, где
господствует ритуал, объеди-няющий весь комплекс мифовещей и требующий
беспрекословного повиновения.
“Психологическим принципом разнообразия” назвал Ф.Я. Лок
приемы музейной театрализации, без которых невозможно предста-вить “живой
образ” эпохи и человека, живущего в ней: “В этом отношении музеи должны
позаимствовать у театра, должны иметь так же, как и театр, собственную музейную
режиссуру. Надо уметь изучать и собирать, но надо уметь и изображать в
образ-ах, доходящих до зрителя” (Ф.Я. Лок, 10).
Действительно, музей - это не только информационная систе-ма,
это - коммуникационное здание: оно нуждается в людях.
Общение как одна из возможностей соприкосновения с древней
эпохой, составляет ту же ступень познания, что и экскурсия, но гораздо более
яркую, запоминающуюся, сохраняющую элемент твор-чества, живущий в самих людях.
Экскурсия в музее сегодня слишком мало, даже при ее
свое-образии и глубоком познавательном характере. Музей сегодня - это не сцена
для одного актера в лице экскурсовода, но театр коммуникации - театр общения
его посетителей.
В Архаику каждый человек был одновременно и художником и зрителем.
Современное мышление обладает воображением гораздо большим.
Обращение музеев, содержащих археологические и
этнографи-ческие коллекции, или так или иначе связанные с древними
веро-ваниями, предметами культа и ритуала к такой методике работы с посетителем,
в которой посетитель являлся бы одновременно и зрителем, а может, и участником
этого зрелищного мероприятия, наиболее полно отразило бы характер современного
мышления, то-ждественного мифологическому.
Человеку всегда было свойственно связывать свои внутренние
переживания с какими-то действиями, во что-то их облекать (кстати, отсюда и
слово “обряд” - от “облечь”, “обрядить”). В общении между собой люди никогда не
смогут избежать хотя бы самой простой его формы, т.к. обряду свойственно
мистическое чувство, относящееся к эмоциональной сфере человека, его ин-туиции.
Такое чувство особенно характерно для мифологического мышления, способного во
все времена, как в театре, создавать самые невероятные и причудливые образы в
своем воображении.
Между тем, экспозиция - это тоже создание образа в
“про-странственной организации”, характер которой определяется “ха-рактером
мышления” (Ф. Дюбе, 12).
Подобно спектаклю, экспозиция (выставка) ничуть не менее
способна раскрыть характер, живой образ мифологической эпохи, в которой зритель
окружен, к примеру, диорамным живописным изображением природы, полной
таинственности и неожиданностей, слышит и ощущает повсюду присутствие
невидимых, но могущест-венных духов, живущих в образах тех или иных животных
или птиц. Водопад, пещерная обстановка, вдали которой струится тонкий пучок
света... Музыка, таинственная, настораживающая, в одних залах и будоражущая
дух, расслабляющая - в других... За-хватывает ощущение фантастического
праздника, маскарада, в ко-тором участвуют причудливые существа мифологической
Вселенной в удивительных масках и самых невероятных костюмах.
Соединяя в экспозиционном комплексе Миф как путь к
целост-ности, Обряд как путь к символическим сторонам предмета, Риту-ал как
путь к композиции структуры и Вещь как путь в эпоху ее создания, мы создаем,
таким образом, модель первобытной куль-туры, архаическую форму коммуникации.
Современное сознание не случайно до сих пор вживается в
природу архаического мировосприятия, обращаясь к его традици-ям, черпая в нем
свою мудрость. Происходит это именно от того, что оно не менее, чем
мировоззрение первых людей, отделено от мифа, быть может, сегодня оно даже
гораздо более приближено к нему. Современное миропонимание хранит миф, потому
что нужда-ется в нем. Это неотъемлемая его часть, бытующая среди людей и
передающаяся ими из поколения в поколение.
Именно поэтому обращение музея первобытной культуры к
не-экспозиционным, таким непредметным формам бытования культурно-го наследия,
как - фольклор, ритуал, ремесла, театрализация - жизненно необходимо на
современном этапе музейной деятельно-сти. Они вполне близки и понятны
современному мировосприятию, несущему в себе зачатки мифологического мышления.
Однако творческий подход и фантазия экспозиционера, а так-же
его желание помочь зрителю в раскрытии образа древней эпохи и связей,
существующих в экспозиционном комплексе между явле-ниями и представленными в
них предметами, натолкнули, в первую очередь, на проблему технического
оснащения музея, требующего немалых затрат.
Реорганизация такого музея, создание музея нового типа,
использующего современный дизайн и различные технические дос-тижения,
безусловно, задача дорогостоящая, однако сегодня крайне необходимая.
Здесь огромные возможности представляются в экспонировании
археологических памятников, которые раскрывают прежде всего голография
(Явтушенко, 11).
Использование методов голографического масштабирования
особенно актуально при демонстрации ряда древних памятников, которые необходимо
рассматривать с нескольких сторон: различ-ные сосуды, чаши и т.п. предметы.
Более того, отдельные музей-ные экспонаты не могут быть выставлены в
экспозиции, т.к. тре-буют специальных условий хранения. Создание экспозиции на
ос-нове голографических копий позволило бы решить не только эту, но и проблему
практического изучения, когда посетитель, не опасаясь испортить памятник, смог
бы подержать его в руках, проникнуть внутрь его, стать полноправным действующим
лицом экспозиции. Самое потрясающее, на что способна современная го-лография -
это переложение всего сюжета в объемный трехмерный показ, способный, как по
велению волшебной палочки, перенести в другое пространство, в атмосферу
культурной среды, в данном случае, в мифологическую эпоху, из которого взят тот
или иной предмет.
Применение новейшего оборудования, диорамных изображений,
фигурных интерьеров и обстановочных сцен, отражающих то или иное явление
первобытного мира, в контексте которого демостри-руется тот или иной предмет,
использование современных аудиви-зуальных средств и специального
радиокомментария к выставке, театральный прием демонстрации древних памятников,
вызывающий зрителя на живое общение с эпохой, - перевернули бы все шабло-ны
представления о концепции археологической экспозиции, сде-лав ее не скучным и
занудливым учреждением, претендующим на строгую научность, а местом отдыха
людей, познания мира, дале-кого от современного, донесшего до нас миф и сказку,
веру в чудо, веру в удивительный дух первых людей и их героическое умение
противостоять природе, но, вместе с тем, бережно, с лю-бовью и уважением
относиться к ней.
Это тот камень преткновения, на который натолкнулось
со-временное человечество. Осознав себя царем природы, человек победил ее,
преобразовал, но вместе с тем, он изувечил, истре-бил ее, погубив в ней все
живое, уничтожив равновесие, он - убил ее.
Метафическая катастрофа привела к оскудению духовного уровня,
духовных ценностей. Разум и чувства, связующие ранее Архаику единой нитью, в
современной культуре совершенно удале-ны друг от друга. Массовые радения и
восторженные опьянения от всепоглощающей пляски остались далеко в глубокой
древности.
Повышается уровень цивилизации. Падает уровень духовной
культуры.
Первые люди не имея паровой машины и, тем более, атомного
двигателя, обладали духовным началом, несравненно выше совре-менного. В их мире
гораздо более ощущалось благоговение перед созданными традициями,
установленными законами природы. Зави-симый от нее, страшившийся ее человек,
почитал и уважал ее, оставаясь духовно свободным.
Современное сознание многое утеряло из того духовного пер-воистока.
Быть может, есть смысл обратиться к духовному насле-дию древних?.. Направить
русло музейной древности в области экспонирования памятников первобытной
культуры в сторону дос-тижений духа первых людей?
Равновесие в выставочном комплексе между древней эпохой и
современностью может восстановить только миф.
Миф, определяя законы первобытных людей, обращая их веру в
священное хранилище магических и духовных сил - мифологическое прошлое,
устанавливая гармонию в природе и обществе.
Через Образ, Ритуал, Обряд, Традицию музей первобытной
культуры должен создать свой миф, который соединил бы в совре-менном сознании
посетителя невидимый мостик между отдаленными временем эпохами: Архаикой и
сегодняшним днем.
Миф и музей первой человеческой культуры сегодня не мысли-мы
друг без друга. Проблема “миф и музей” стоит на современном этапе в русле одной
из главных коммуникационных проблем сего-дняшнего музея.
Оживить миф в своих стенах, возвратить музей к обряду,
ри-туальным традициям, первоистокам духовной культуры древних, положивших свой
первый камень в фундамент человеческого созна-ния, сохранившего и донесшего до
современного мира частицу ми-фологического, таинственного, загадочного, так
прочно занявше-го свое место в традиции искусства современного человека, соз-дать
живой комплекс мифовещей и войти вместе со зрителем в да-лекое мифологическое
прошлое, - именно такой коммуникационный метод музейной работы красочен и
интересен. Именно такой метод музейной работы всегда разнообразен, необычен и
далеко не ти-пичен, потому что, сохраняя, по-прежнему, познавательную функ-цию,
в нем ощущается момент игры, являющийся непременной ча-стью человеческой
культуры; потому что он несет в себе семан-тику вещи, сохраняющую не просто
смысл древней эпохи, но - частицу человеческого миропонимания, мифологического
мышления; потому что, создавая подобие реальной действительности, он по-зволяет
поистине завладеть сегодняшним зрителем, приблизиться к современному духу
предков, а значит, - заставить приходить его снова и снова в мир, с которого он
когда-то начал свой путь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бродский В.
Выставке нужен сценарий // Декоративное искус-ство. № 12, 1959 г., с. 40.
2. Арсеньев
В.Р. Африканские коллекции МАЭ и концептуальные проблемы развития музея //
Курьер Петровской кунсткамеры. 1995 г., в 1, с. 18.
3. Стиклер Д.
Полнота погружения: новая технология как источ-ник новейших впечатлений. -
Мизеит, № 185, № 3, 1995 г., с. 38-40.
4. Марион М.О.
Экспонирование предметов традиционных ремесел: эксперимент в Мексике. - Мизеит,
№ 175, 1993 г.
5. Стокер М.
Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне - Мизе-ит, № 3, 1995 г., с. 28.
6. Портер Дж.
“История человека”. - Мизеит, № 152, 1986 г., с. 38-44.
7. Покровский
А.М. Музей истории религии // Советский музей, 1935, № 1, с. 83-86.
8. Дракохруст
Е. К вопросу о месте макета и фигурного интерье-ра в экспозиционном комплексе
// Советский музей, 1935, № 1, с. 85.
9. Шнеерсон
Н.А. Музейная экспозиция или театральная постанов-ка? // Советский музей, 1932,
№ 4, с. 29.
10. Соловьев
К.А. Художественное оформление музейной экспозиции // Советский музей, 1936, №
1, с. 21.
11. Явтушенко
И., Морозов В. Голография. Возможности использо-вания трехмерного изображения в
музейных экспонатах // Ку-рьер Юнеско, № 4, 1981, с. 30.
12. Дюте Ф.
Экспозиция как инструмент знания и инструмент пока-за // Мизеит, № 3, 1995 г.,
с. 4.
13. Городцов
В.А. Археологическая классификация // В.К. Николь-ский. Очерк первобытной
культуры. - М., Пг, 1923, с. 18.