САТИРИКОН
Театр “Сатирикон” появился на московских афишах сравнительно недавно - в 1987 году. Но, несмотря на молодость, театр имеет
большую и примечательную историю, связанную прежде всего с именем своего первого руководителя - великого артиста Аркадия Райкина. Прародителем театра
“Сатирикон” является основанный в 1939 году Ленинградский театр эстрады и миниатюр, получивший известность как театр Райкина. Это был театр со своим
репертуаром, постоянным актерским составом и со своим бесспорным лидером.
Родившись в недрах эстрады и сохраняя ее отдельные родовые черты, Ленинградский театр эстрады и миниатюр постепенно ушел от
традиционной многожанровой эстрадной программы. Оригинальный репертуар, форма спектакля, острая современность и, наконец, уникальная личность руководителя
определили его собственное и неповторимое место в нашей театральной культуре.
В 1982 году театр переехал в Москву. Теперь это Государственный театр миниатюр. В его коллектив влилась большая группа
молодежи. Рядом с Аркадием Райкиным в нем появился еще один лидер - Константин Райкин. “Я всегда критически относился к семейственности на производстве, а
теперь вот сам впал в этот “грех”, но нисколько в нем не раскаиваюсь. Мой сын принимает трудное фамильное наследство...”.
В июне 1987 года театр получил здание на Шереметьевской улице. В декабре этого же года ушел из жизни Аркадий Райкин.
Закончилась целая глава в истории сценического искусства. Эстафету принял Константин Райкин...
Сегодня это уже не Театр миниатюр. Это Театр “Сатирикон” имени Аркадия Райкина. Он унаследовал многие родовые черты своего
предшественника - работоспособность, постоянный творческий поиск, любовь и уважение к зрителю. А также успех - как результат всего вышесказанного.
Труппа театра молода и энергична, ей подвластны разнообразные жанры. В репертуаре “Сатирикона” Шекспир и Ростан, Кроммелинк и
Кафка, Гольдони и Брехт. Два хита прошлых театральных сезонов - “Великолепный рогоносец” Ф.Кроммелинка (режиссер П.Фоменко) и “Превращение” по Ф.Кафке
(совместно с Творческим Центром им. Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин) принесли театру большой зрительский успех, высокую оценку критики и престижные
театральные награды - премию “Золотая маска” Союза театральных деятелей РФ (сезон 1993-94) за лучшую режиссуру Петру Фоменко (“Великолепный рогоносец”) и
лучшую мужскую роль Константину Райкину (“Превращение”) (сезон 1994-95), приз “Хрустальная Турандот” Ассоциации деятелей культуры “Музы свободы” (сезон
1993-94) Наталии Вдовиной за лучший дебют и Константину Райкину за лучшую мужскую роль, за лучший спектакль сезона 1994-95 г.г. (“Превращение”). За
исполнение главных ролей в этих спектаклях художественный руководитель театра Константин Райкин удостоен Государственной премии России в области литературы и
искусства 1995 г.
В 1996 году, в год 85-летия со дня рождения А.И. Райкина, театр осуществил грандиозный проект постановки “Трехгрошовой оперы”
Б.Брехта (режиссер В. Машков), посвятив ее юбилею своего основателя, великого актера Аркадия Райкина.
Свой 58-й сезон театр открыл премьерой комедии К.Гольдони “Кьоджинские перепалки” в постановке К.Райкина. В этом же сезоне был
поставлен спектакль по пьесе М.Кундеры “Жак и его Господин” (режиссер Е.Неважина), где главные роли исполняют К.Райкин и В.Стеклов, приглашенный в
труппу на роль Господина. Затем началась работа над “Гамлетом” У.Шекспира в постановке известного грузинского режиссера Роберта Стуруа. Летом 1998 года
театр выезжал на большие гастроли в Екатеринбург, где и была сыграна премьера “Гамлета”. Московская премьера состоялась 2 октября 1998 года, в день открытия
59 сезона театра.
Этим же летом театр выезжал со спектаклем “Жак и его Господин” в США, а спектакль “Превращение” участвовал в Международном
Театральном фестивале “Битеф-98” в Белграде, где был удостоен специального приза жюри за режиссуру (В.Фокин); особой похвалы была удостоена актерская
работа Константина Райкина.
Несмотря на все трудности, театр живет полноценной творческой жизнью, готовит новую премьеру, участвует в фестивалях, ездит на
гастроли по стране и за рубеж.
Пресс-служба театра.