Капоэйра
Алекс Громов
Это
загадочное боевое искусство и философия, танец и музыка, было давным-давно
создано в Бразилии африканскими рабами. Споры о том, что же считать ее родиной
– Бразилию или Африку, не утихают до сих пор.
Как
рассказывают легенды, этот таинственный ритуальный танец, включающий в себя
элементы единоборства, не только помогал невольникам, привезенными из Африки,
сохранять свои традиции и боевую форму, но и был нечто вроде тайного общества,
готовящего востания и заботившегося о своих членах. Это своеобразный тайный
язык, включающий поэзию, танец, ритмичную музыку и пение под сопровождение
экзотических музыкальных инструментов беримбау (в форме лука), бубнов и
барабанов. Но с давних времен уникальность капойэры состоит в том, что игра на
необычных этнических музыкальных инструментах и групповое пение – являются не
просто дополнением к поединку, а неотъемлимой частью этого боевого искусства.
Это напоминает процесс обучения японских самураев, которые должны были уметь не
только владеть оружием, а писать красивые стихи, рисовать и даже играть на
музыкальных инструментах.
Первые
десятилетия существования капойэры практически никому неизвестны – ведь самый
раннний дошедший до нас исторический документ датируется уже 1770 годом, спустя
почти два века после ее «незадокументированного возникновения».
Кстати,
и первые документы, посвященные капойэре, представляют собой не что иное, как
полицейские протоколы Рио и других городов, посвященные задержаниям и прочем
беспорядкам.
Ведь
многие рабы, владевшие этим боевым искусством, уходили с плантаций в города и
часто принимали участие во всяческих мятежах, восстаниях и беспорядках. К тому
же существовали и многочисленные тайные кланы – это одна из причин почему
исторически принято давать занимающимся новые имена-прозвища – по ним могли
найти их хозяев только свои же посвященные.
Поэтому
долгое время (до 1920 года) капойэра была в Бразилии под запретом, а
занимающиеся ей (и особенно мастера) преследовались полицией.
Первая
официальная школа капойэры открылась только в 1932 году, а вскоре капойэре
присвоили и статус национального спорта.
Так
и началась ее новая жизнь, включающая одновременно множество ипостасей - «Это и
поединок, и танец, и философия – праздника, радости, абсолютного владения своим
телом и осознания своих возможностей». Капоэйра представляет собой ритуальный
поединок-диалог («рода»), в котором побеждает самый ловкий и техничный. Песни
звучат по традиции на португальском языке – ведущий поет, а остальные хором ему
подпевают, повторяя при этом припев или сам куплет по многу раз.
Поединки
в капоэйра чаще всего бесконтактные, главное – поддержать ритм и скорость,
«показать противнику его слабые места, продемонстрировать свое искусство
владения телом.», побеждает не самый сильный и даже самый выносливый, а лишь
самый ловкий и техничный, умеющий вовремя чувствовать противника и заранее
предугадывать его намерения, опережая их, и обозначивая (в смысле – нанося)
опередающий удар.
Тексты
песен капойэры – самые разные, вовсе не религиозные, а простые и «доходчивые»,
от философских, до любовных, или рассказывающие о жизни и подвигах великих
мастеров прошлого, о длинном пути на дороге жизни. При этом даже необязательно
знать португальский язык – многие просто подпевают на слух, зовороженные общим
ритмом и настроением.
Сама
музыка неотделима от схватки – она вместе со стихами песни создает особый ритм,
приближающий исполнителей к особому состоянию транса, которое в этой борьбе
даже имеет свое особое название – так называемое «состояние Аше», состояние
всеобщей радости, веселья, самопознания и экстаза от понимания собственных
возможностей.
Капоэйра
– это не только борьба.
Это
– стиль жизни, вечный поиск друзей и врагов.
Врагов,
которые могут стать друзьями.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.americalatina.ru