Порт-Артурская икона Божией Матери
М.
Какадий
Первый
явленный образ ХХ века - Порт-Артурская икона Божией Матери - чудесен по своему
происхождению и необычен по композиции: никогда еще в иконографии Царицы
Небесной не было изображения, на котором плат с Нерукотворным Ликом Спасите ля
держит Она Сама.
Образ
Спаса Нерукотворного имел особое значение в русской истории. Как духовный щит
он ук реплялся на крепостных вратах и как победоносная хоругвь - на воинских
стягах. Именно такой «хоругвью» должна была стать яв ленная в канун
русско-японской войны икона «Торжество Пресвя той Богородицы», где «Святый
Убрус Сына Своего, яко светооб разный омофор невидимо прости раеши над нашею
землею, Владычи це, нечестия безлунною ночь прого няющи, зарю же пакибытия
возси явающи»1. Она предназначалась Провидением для оказания помо щи защитникам
крепости Порт Артур, в связи с чем получила вто рое имя - Порт-Артурская икона
Божией Матери. Через старого ма троса, участника Крымской войны 1853-1856 годов
и обороны Сева стополя, Богородица «благоволила (...) явити» Ее «в
благословение и знамение торжества христолю бивому воинству Дальней России» и
предложила Свою Небесную по мощь в будущей войне, до которой оставалось всего
два месяца. Это событие привело ветерана-севасто польца в декабре 1903 года в
Киево Печерскую лавру, где он поведал монахам о чудесном явлении. «Однажды
матрос был разбу жен необычайным шумом, как бы от сильного ветра, и увидел:
Царица Небесная, одетая в си ний хитон, а поверх - в мафо рий коричневого
цвета, стоит на скалистом и довольно диком берегу какого-то большого моря. В
Своих руках Она держит про долговатый плат с сиреневой каймой, на котором
изображен Нерукотворенный Лик Спасите ля. Божия Матерь стоит спиной к одному из
морских заливов, а на берегу, в тумане, виден горя щий в огне город. Его-то и
осеня ла Пресвятая Дева изображением Лика Сына Своего и Спаса наше го. Очи Ее
молитвенно возведены к небу, а стопами Богородица по пирала два обнаженных
обоюдо острых меча.
Немного
выше над Богороди цей, по обе стороны от Ее Лика, стояли Архангелы. Архистратиг
Михаил, вождь Небесного Воин ства, располагался справа и дер жал в руке
священную хоругвь. А слева, с ветвью белых цветов в правой руке, виднелся благо
веститель Таин Божиих - Архан гел Гавриил.
Над
главой Царицы Небесной, в облаках, Ангелы держали коро ну, увенчанную другой
короной из двух перекрещенных радуг с крестом наверху. А еще выше над Царицей
Небесной бесплот ные Ангельские силы поддержи вали облака, на которых в осле
пительно белом свете восседал Господь Саваоф. Под стопами Его парили Серафимы,
а в сиянии были начертаны следующие слова Святого Писания: «Да будет еди но
стадо и един пастырь». Небесная Владычица, видя испуг старика-матроса, ободрила
его словами: «России вскоре на берегах далекого моря пред стоит очень тяжелая
война, и многие скорби ожидают Рос сию. Напиши образ, точно изобра жающий Мое
явление, и отправь его в Порт-Артур. Если икона попадет в этот город, то Право
славие восторжествует над язы чеством и Русское воинство получит Победу, Помощь
и По кровительство»2.
Если
у кого-то в то время и возникли сомнения, они пол ностью рассеялись, когда в
ночь с 26 на 27 января 1904 года без объявления войны японский флот атаковал
российскую Ти хоокеанскую эскадру в Порт Артуре. Начало войны напомни ло о
повелении Божией Матери написать Ее икону.
«Разум
небесный даровася ино ком и богомольцем земли Киевския, наставити их соорудити
икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Порт-Артурская», хотя виде ти ю
Дальнероссийскою Вратар ницею и Соратницею христолюби вому воинству нашему».
Был
учрежден специальный Комитет, постановивший для со блюдения равенства между
жерт вователями принимать от каждо го лица не более пяти копеек. Тысячи людей
со всей России внесли в это дело свою лепту.
П.
Ф. Штронда безвозмездно, «с верою дерзающе о Господе, приступи к труду и,
исполняя повеление Богородицы, (...) со оруди икону», следуя точному описанию
матроса, все время на ходившегося рядом. По краям иконы сделали надпись: «Тор
жество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества
христолюбивому во инству Дальней России от свя тых обителей Киевских и 10000
богомольцев и друзей».
На
Страстной седмице Вели кого поста 1904 года образторже ственно освятили и
отправили в Санкт-Петербург вице-адмиралу В. П. Верховскому. Верховский, в свою
очередь, обратился к вдов ствующей императрице Марии Федоровне. Она поручила
доста вить святыню в Порт-Артурскую крепость адмиралу Н. И. Скрыд лову,
назначенному командую щим Тихоокеанским флотом вме сто погибшего адмирала С. О.
Ма карова. 14 апреля 1904 года «побе доносная главная хоругвь русской армии»
покинула столицу. Но к тому времени, когда Скрыдлов прибыл во Владивосток, Порт
Артур был уже отрезан, и адмирал по телеграфу испросил у императ рицы разрешения
временно поста вить образ во владивостокском Успенском соборе, что он и сде
лал, получив 2 августа 1904 года согласие Марии Федоровны.
Между
тем положение на фрон те стремительно ухудшалось. Со всех концов страны во
Влади восток шли письма с мольбами и требованиями как можно ско рее доставить
икону в Порт-Ар тур. За это время с нее было сде лано несколько фотографиче
ских снимков и написана умень шенная копия масляными крас ками на дереве.
Снимки отправи ли по почте в порт Чифу, где на ходилось русское консульство, с
просьбой при первой же воз можности переслать их в кре пость, однако по пути
они зате рялись. Живописную копию два жды пытался доставить в Порт Артур матрос
Пленков - оба раза безуспешно. Все эти неуда чи православный народ объяснял
тем, что копии, как бы хороши они ни были, не могут обладать чудодейственной
силой подлин ной иконы: именно и исключи тельно она обещана Порт-Артуру «яко
щит и победное знамение»...
В
итоге образ, «не обретя веры у воев наших в помощь Богоматери», так и не достиг
Порт-Артура. Тщетной оказа лась и самоотверженность от ставного ротмистра
лейб-гвар дии уланского Его Величества полка, героя русско-турецкой войны Н. Н.
Федорова, который, несмотря на свои болезни, от правился из Гатчины во Влади
восток, чтобы все же провезти «первописанную икону» в обороняющуюся из
последних сил крепость: сначала помешала буря, ее сменил мертвый штиль, а потом
было уже поздно - 20 декабря 1904 года Порт Артур сдали. «Неудачу своей
попытки, - сказал Федоров, - могу приписать только тому об стоятельству, что
Царице Небес ной неугодно было больше, что бы святая икона Ея прибыла в
Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним меся цев не позаботились
доставить ее по назначению»3.
Кончилась
война. Икона «Торжество Пресвятой Богоро дицы» находилась во владиво стокском
Успенском соборе. В 1932 году собор закрыли, а в 1938-м - взорвали; судьба
иконы долгие годы оставалась неизвестной.
***
В
феврале 1998 года «Прес вятая Богородице в путь управи некия иноки во Святый
Град по клонения ради Иерусалимским святынем, и тамо на Крестнем пути, у места,
реченнаго Лифо стратон, благоволила явити ми лость (...) обретением честныя
иконы (...) «Порт-Артурския», которая вот уже четыре года бы ла выставлена в
антикварном магазине.
Не
имея достаточно для выку па иконы денег и времени на их поиск, ибо шел
последний день пребывания паломников в Иеруса лиме, «иноки» - архимандрит
Иннокентий, настоятель Свято Покровского монастыря Уссурий ска, и иеромонах
Сергий, настоя тель Свято-Успенской церкви Вла дивостока, обратились за помощью
к настоятельнице Горненского Порт-Артурские ворота женского монастыря игуменье
Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день праздно вания Торжества
Православия, икона была выкуплена ею и по мещена в игуменских покоях. Монастырь
расположен на том самом месте, где, по преданию, произошла встреча Пресвятой
Девы Марии с праведными Заха рией и Елисаветой - родителями Иоанна Крестителя,
у которых Богородица после благовестия прожила три месяца. Символич но, что,
пока оформлялись доку менты на вывоз иконы, она «уте шила сестры обители
Горненския Своим посещением и в ней пребыв ше три месяцы, якоже первее у (...)
Елисаветы». Тогда же была проведена первая экспертиза ико ны. Инокиня Наталия
(ныне мать Варвара) - опытный искусство вед, двадцать пять лет прорабо тавшая в
Третьяковской галерее, определила время и место напи сания иконы и подтвердила,
что это не современная подделка. Наконец 6 мая 1998 года, ко гда все
препятствия к вывозу бы ли устранены, насельницы обите ли проводили русскую
святыню в обратный путь, «в дом свой», где ее встретили «пением хвалеб ным и
благодарственным молени ем (...) Святитель Божий, свя щенницы, монаси и люди
града Владивостока». При тщательном осмотре иконы встал вопрос о реставрации:
роспись в ниж ней части оказалась утраченной, деревянная основа - изъеденной
жучком. Образ отправили в ико нописные мастерские Троице Сергиевой лавры на
реставра цию, после чего он вернулся в Свято-Никольский кафедраль ный собор
Владивостока, постро енный в 1907 году в память вои нов, погибших во время
русско японской войны.
*
*
Потери
той войны были столь значительны, а поражение столь болезненным, что вспоминали
о ней нечасто. Может быть, поэто му и вернулась к нам Порт Артурская икона? Так
или иначе, сегодня ее миссия не менее важна, чем сто лет назад. С момента сво
его возвращения она посетила многие монастыри и храмы Рос сии, напоминая о
долге перед теми, кто был лишен святыни в свой смертный час. Частью ис полнения
этого долга послужили два морских крестных хода с Порт-Артурской иконой Божией
Матери. Первый, в честь 100-ле тия дальневосточной святыни и в память героев
русско-японской войны 1904-1905 годов, прошел в 2003 году вдоль южного побере
жья Приморья и завершился во дружением православного креста на самой высокой сопке
острова Русский. Второй, приуроченный к 100-летию русско-японской войны,
отправился годом позже из Владиво стока через порты Нагасаки (Япо ния), Йосу
(Южная Корея), Далянь (Китай) и доставил икону в Порт Артур (ныне китайский
город Люйшунь). Памятные службы про шли на русском кладбище бывшей нашей
дальневосточной цитадели, а также на местах легендарных мор ских сражений -
Цусимского, схватки «Варяга» и «Корейца» с превосходящими силами против ника в
шхерах корейского порта Чемульпо и боя за внешним рейдом Порт-Артура, где на
дно моря были торжественно опущены освященные православные дубовые кресты.
*
*
Такова
краткая история Порт-Артурской иконы «Торже ство Пресвятой Богородицы».
В
наступившем веке с нее были сделаны несколько списков. Се годняшние копии
интересны еще и тем, что исполнены в раз личных техниках живописи: масляными
красками, из мозаи ки и на эмали (финифти). Пос ледняя создана в 2005 году ко
дню празднования Порт Артурской иконы, совпадающе му с днем Спаса Нерукотворно
го, - 29 августа (16 - по старо му стилю) иконописцем из Рос това Великого Л.
В. Смирновой Ростокинской.
В
заключение приведем сло ва известного православного пи сателя Е. Н. Поселянина
(1870- 1931): «Не было за эти два ты сячелетия ни одной минуты, в которую бы не
несся с земли зов души человеческой к Матери Божией. (...) Забота Богоматери о
роде людском избрала иконы как средство постоянного и близ кого общения Ее с
людьми. (...) И с этой стороны иконы Богома тери - как бы оставшиеся запе
чатленными шаги Ее на нашей земле, никогда не разлучающаяся с нами память Ее
постоянных дум о нас, Ее невидимого присут ствия среди нас»4.
Список литературы
1.
Здесь и далее курсивом выделены выдержки из акафиста Порт-Артур ской иконе
Пресвятой Богородицы, составленного сестрами Горненского монастыря, что на
Святой земле.
2.
Мальковский В. Н. Сказание об ико не «Торжество Пресвятой Богороди цы»,
известной под именем Порт Артурской иконы Божией Матери. Тверь, 1906. С. 6-7.
3.
Отвергнутая победа. Порт-Артур ская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в
русско-японской вой не. СПб., 2003. С. 175.
4.
Панкеев И. А. Пресвятая Богоро дица. Чудотворные иконы и молит вы в житейских
нуждах. М., 2002. С. 14-16.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mj.rusk.ru