Жанры аниме
Как
и у любого творчества, у аниме есть различные грани и оттенки, которые мы
сейчас и рассмотрим.
Сёнэн-аниме.
К
1964 г. сложился канон так называемого «аниме для мальчиков» - «сёнэн-аниме».
Аниме рассчитано на молодых людей в возрасте от 12 до 16-18 лет. Если описать
совсем вкратце сюжет, то он будет выглядеть так: «очередной мальчик на
очередном большом роботе, спасающий очередной мир». Если говорить более
развёрнуто, то в таких сериалах показывается история взросления, причем не
обычного подростка (как любят подчеркивать в аннотациях авторы произведений), а
очень даже НЕобычного – как правило, молодой человек/мальчик обладает явными
или скрытыми (но, конечно же, проявляющимися) сверхспособностями, которые он и
использует..по назначению – для борьбы с инопланетным захватчиком, чтобы
защитить свою девушку/друзей от вампиров хулиганов в тёмном переулке и т.п.
Причем, как правило, спасает он по большей части друзей или мир в целом –
отношения с девушками в сёнэн-аниме показаны весьма поверхностно,
девочки/девушки присутствуют в сериале только на правах друга. Если забегать
вперед (касательно хронологии), то наиболее ярким представителем данной
категории аниме можно называть эпопею о Гандамах - больших человекообразных
боевых роботах. Которыми, естественно, управляет тот самый мальчик, который
спасает очередной мир. Если отставить иронию, то с 1979 года (.е. почти 30 лет)
студия Sunrise рассказывает одну и ту же историю новыми красками, и интерес к
этой вселенной не ослабевает. Лично мне запал в душу MS Gundam SEED, наверное,
потому что выпущен относительно недавно, прорисовка сериала на достойном
уровне, ну и герои, разумеется, тоже не подкачали. Кстати говоря, именно
Гандамы относятся к подвиду сёнэн-аниме, даже к подвидам. Первым подвидом
является жанр «меха» (от англ. mechanism), в котором действие ведётся вокруг
тех самых «больших человекообразных роботов», вторым подвидом является «сэнтай»
(досл., команда/группа), в котором как правило речь идет о небольшой, но
постоянной команде персонажей, борющихся с кем-либо/чем-либо.
Сёдзе-аниме.
Логично
рассуждать, что там, где есть аниме для мальчиков, должно быть и аниме для
девочек (возрастные градации точно такие же, как в мальчишечьем аниме). И в
1966 году студия «Toei Animation» выпускает первый и невероятно успешный
аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) – «Ведьма Салли» («Mahou Tsukai Sally»,
1966-1968), основанный на манге «Ведьма Сани» Ёкоямы Мицутэру, которая, в свою
очередь, была основана на американском ТВ-сериале «Ведьмочка» («Bewitched»). А
имя главной героини было изменено из-за расхождений с авторскими правами фирмы
«Сони» («Sony») на торговую марку «Санни». Сёдзе-аниме показывает ту же историю
взросления, но с девочкой в главной роли. По мере развития аниме-культуры в
этом подвиде аниме стали нормой сложные романтические отношения между главными
и (не очень) героями. «Ведьма Салли» являет собой также подвид сёдзе-аниме –
«махо-сёдзе», от яп. mahou – волшебный, магический. Сюжет таких аниме крутится
вокруг девочек, обладающих какими-либо магическими способностями. Как правило,
девочка/девушка является либо потомственной волшебницей (как в случае с Салли),
либо обстоятельства складываются так, что девочка/девушка получает магический
артефакт, с помощью которого может совершать добрые дела, особенно «во имя
Луны». Думаю, что многие из наших соотечественников хоть мельком, но видели
образчик махо-сёдзе, прошедшего первоначально по уже почившему в бозе
телеканалу 2*2 – «Сейлормун – Луна в матроске». В оригинале сериал назывался
«Bishoujo Senshi Sailor Moon» и был выпущен на просторы ТВ в 1992 г., имел
множество продолжений, среди которых был даже так называемый live-action movie
(то есть фильм, в котором снимались живые актёры). Вернёмся к сёдзе. Однако,
несмотря на обилие магических финтифлюшек, девочки в таких сериалах продолжают
ходить в школу, помогать родителям по хозяйству и всеми силами отстаивают от
злодеев обычную жизнь, хотят быть «простыми школьницами». Это очень важный
воспитательный момент, «воспитательность» проявляется в том, что подростки
учатся видеть в обычном необычное, ценить достоинства своей повседневной жизни.
Также здесь наблюдается влияние традиционно японских взглядов на роль женщины в
семье и обществе, «с младых ногтей» девочкам прививают идеи «хорошей жены,
заботливой матери».
Спокон.
Истории
этого аниме рассказывают о похождениях юных спортсменов, их друзьях и
противниках. Собственно, само название жанра состоит из двух слов: «спорт» и
«сила воли» (konjo).
Кодомо-аниме.
Аниме,
предназначенное для детей. У нас, например, известны v«Кэнди-Кэнди», «Пчёлка
Майя», «Лулу – ангел цветов», «Грендайзер», «Гонщик Спиди». Все эти названия
были транскрибированы нашими переводчиками, а в оригинале сериалы назывались
следующим образом: «Candy Candy», «Mitsubachi Maaya no Boken», «Лун-лун –
цветочная девочка», «UFO Robo Grandizer», «Mach Go Go Go». Как видно, названия
очень часто подгонялись под нашего потребителя, особенно это заметно в переводе
той же «Сейлормун», которой и так досталось от американской цензуры (а именно
эту версию и крутили в свое время по нашим каналам).
Добуцу.
С
японского переводится как «пушистики». Аниме этого жанра повествует о
человекообразных «пушистых» существах. Признак жанра – «усы, лапы и хвост»:)
Т.е. герои, в принципе, выглядящие как люди, обладают вышеперечисленными
достоинствами.
Хентай.
Как
раз из-за этого жанра аниме и не является исключительно мультиками для детишек.
Название жанра весьма говоряще и с японского переводится как
«извращённый/отклонение». Если на пальцах и чтоб всем понятно было, то это
рисованная порнография. Однако ведь в каждом правиле есть свои исключения, так
вот и в хентае они тоже есть. Как правило, это относится к аниме, находящимся
на стыке между хентаем и другими жанрами. Например, скандально известная «Кайт
– девочка-убийца» это не только постельно-жестокие сцены, но и социальная
драма. В некоторых случаях драматичность (я говорю уже не только о Кайт)
притянута за уши и главные герои могли бы выбрать другой путь решения своих
проблем, нежели отдаваясь кому ни попадя, но с другой стороны менталитет
японцев и завихрённость их мышления ещё никто не отменял. В случае чисто с
хентаем следует отметить следующие моменты/крайности. Крайность первая: только
ещё формирующиеся девочки-школьницы, с которыми творят что ни попадя разные
нехорошие личности. Как известно, в Японии существует своего рода перверсия как
пристрастие взрослых мужчин к очень молоденьким девочкам/девушкам (впрочем,
такое, в принципе, наблюдается повсеместно, но именно в Японии это вылилось в
другую крайность), поэтому более зрелые женщины стараются «омолодиться»
посредством надевания своей старой школьной униформы. Брррр, надеюсь, что это
«преображение» происходит только наедине с партнёром. Другая крайность это
гипертрофированные вторичные женские половые признаки. Гипертрофированность у
мужчин тоже присутствует, но меньше. У здравомыслящего человека при виде этой
«красоты» кроме нервного смеха другой реакции не возникает. Следует отметить,
что сейю в данном случае «вытягивают» произведение, т.к. единственное
«настоящее» здесь это голос актёра/актрисы, который единственный в состоянии
вызвать определённые эмоции и реакции. В самом деле, не двухмерная же картинка
будет распалять воображение подростков и взрослых?;) Вслед за хентаем идут
подвиды сёдзе и сёнэн аниме – юри и яой. Первый, юри, рассказывает о женских
гомосексуальных отношениях, а яой, соответственно, о мужских. Причем, как
правило, поклонниками яоя являются девушки, а юри – молодые люди. Точно также,
тут существует различная «окраска». Примеров махрового яоя и юри я привести не
могу, а вот нечто среднего уровня – очень даже. Одним примером для обеих
категорий будет являться всё та же «Сейлормун». Да, да! Именно она. Для тех,
кто смотрел эпопею, особенно, без американской цензуры (введшей вдобавок наших
переводчиков в заблуждение), отношения Зойсайта с Кунсайтом явно выходят за
рамки отношений начальник-подчинённый, а Харука с Мичиру явно значат друг для
друга больше, чем просто одноклассницы и подруги. Также широко известное
юри-аниме это «Юная революционерка Утена» («Shoujo Kakumei Utena»), а в
«Притяжении» («Gravitation») слегка попахивает яоем.
Разумеется,
аниме затрагивает и такие более привычные жанры как фэнтези и космоопера,
киберпанк (включая паропанк) и мистика. Их особенности широко известны по
фильмам и литературным произведениями тех же категорий, так что дополнительно
мы на них останавливаться не будем.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru/