Реферат по предмету "Культура и искусство"


Проблема функционирования эстетической культуры в изменяющемся мире

Проблема функционирования эстетической культуры в
изменяющемся мире

Файзуллин А.Ф.

Происходящие
в современном мире сложные и противоречивые процессы обновления актуализируют
проблему исследования внутренних, духовных детерминант цивилизации в границах
теории неравновесных систем, т.е. таких смыслообразующих нитей культуры (в том
числе различных разновидностей последней, включая и эстетическую), которые
заставляют социум продвигаться в том или ином направлении.

Сравнивая
традиционные культурные формы с современной культурой, можно отметить, что она
постепенно освобождается от исконных смыслов; прослеживается также
деструктурированность ее основных, созидающих духовный и социальный мир форм;
наблюдается расплывчатость пространственно-временной соотнесенности и
неустойчивость нравственных координат.

Современное
сознание, в котором доминируют такие принципы, как субъективизм,
антропоцентризм, интеллектуализм (теоретизм), эстетизм и телесность, пытается
обрести опору в нетрадиционных формах религии, приближающихся к эклектичному
набору восточных и западных вариантов тантризма, йоги, теософии, “космической”
антропософии. В этих культурных формах сознание получает простор для духовных
поисков, но в то же время оказывается вовлеченным в тот духовный потоп,
который, с одной стороны, открывает современному человеку более широкий
диапазон возможностей для психологического развертывания вышеобозначенных нами
принципов, а с другой стороны, порождает новую социальную мифологию, о которой
хочется сказать особо.

Определение
мифа как формы сознания является недостаточным. Уже XIX и весь XX век показали,
что миф - это не только форма сознания, но и форма бытия: пусть, правда,
иллюзорного, но бытия. Миф есть абсолютное тождество бытия и мышления, материи
и сознания (на данную черту мифа указывали такие мыслители, как В.И.Шеллинг и
А.Ф.Лосев). Отсюда неизбежно следует тот вывод, что укорененность мифа в бытии
культуры неизбежно приводит к возникновению мифологического человека, который,
говоря словами М.Вебера, существуя в “расколдованном” мире, совершенно не
отличает своего представления от бытия. Внутренние потребности массового
сознания в создании величественного образа окружающего мира и вера людей во
всемогущество науки становятся превращенными формами социальной мифологии,
которая в отличие от классических образцов не представляет собой структурной
целостности.

Эстетическая
культура также оказывается погруженной в миф, поскольку отдаляется от
космогонической и антропогонической концепций. Она самозамыкается. Новые
художественные формы, отличающиеся нетрансцендентностью и дегуманизацией,
отсутствием человеческого измерения, определяют главную закономерность развития
модернизма — вырождение искусства в прием, который последовательно низводит его
к утилитаризму и гедонизму, к массовой культуре.

Следует
подчеркнуть тот существенно важный для настоящего исследования момент, что
необходимым условием функционирования любой культуры (не только эстетической)
является ее способность к трансцендированию, ее совершенная незанятость самою
собой. Мы ведь часто в жизни видим, что чем выше стоит в культурном отношении
существо, тем в большей мере оно трансцендирует за пределы самого себя, а чем
существо ограниченнее, тем менее оно отходит от себя и приходит к другому. Тем
более это относится к человеку, развитому в эстетическом отношении. Такой
человек не будет стремиться только к тому, чтобы изображать самого себя. Его
социальная активность будет измеряться эстетической активностью, способностью
практически реализовать стремление к красоте во всей системе жизнедеятельности.
Эстетическая культура, охватывая, таким образом, различные стороны социума,
различные способы технической, научной, философской культуры, культуры быта,
общения, оказывается не только разномасштабной по своим проявлениям, но и
предстает как важнейший интегратор социума и каждой его части - нации,
сословия, профессиональной группы, отдельно взятой личности. Эстетическая
культура - это сложное интегральное образование, в котором взаимодействуют, с
одной стороны, сознание, чувства, способности личности, а с другой -
присутствует исторически сформировавшаяся система эстетических ценностей
общества, которая осваивается личностью в процессе ее социализации.

Однако
современная эстетическая культура оказалась подверженной, с одной стороны,
процессу “разволшебствления” мира, а значит, обессмысливанию трансцендентного,
а с другой - она подпала под так называемое параллельное бытие трансцендентного
и эмпирического, творчески-индивидуального и массового искусства. Если раньше
эти категории противостояли друг другу, то теперь эмпирическая и массовая
культура отличается чрезвычайной подвижностью, трансцендентной устремленностью
к новизне, которая часто принимает характер моды, и активностью творческого и
мировоззренческого влияния на высшие иерархические уровни культуры.

Эти
новые явления, естественно, требуют своего философского обоснования, которое
немыслимо без рассмотрения всего духовного строя человека - волевого,
интуитивно-бессознательного, эмоционального и интеллектуального, без анализа
акта трансценденции человека из природного мира в мир осмысленного бытия.
Эстетическая культура своеобразно фокусирует, на наш взгляд,
пространственно-временные, нравственные, экзистенциальные и социальные
параметры не на трансцендентном, а на трансцендентальном идеале, который
регулирует все духовные устремления человека, делает осмысленной его
общественную жизнь. Трансцендентальный идеал - это такое культурное или
духовное бытие. Трансцендентальная идея, хотя она и может быть определена в
качестве единства реальности и понятия, сама по себе не предполагает свою
действительность (термин “реальность” неразличимым образом предполагает только
само понятие, точнее, понятие бытия, от которого, в первую очередь,
развертывается действие логики).

Красота,
как нам думается, и есть такое бытие, которое приподнимается над всякой мыслью.
Посредством трансцендентального принципа красота теоретически возвышается и над
будущим. Ведь последнее - это не осуществленная мысль, а такая мысль, которая
по своей сути есть то, что опережает и путем обращения к свободе индивидуумов
привлекает к себе.

Эстетическая
культура, ориентированная на трансцендентальный идеал, постоянно стремится к
смягчению своих противоречий и к совершенствованию своих способов организации.
Развивая данную мысль, можно высказать гипотезу о том, что в глубинных недрах
современной эстетической культуры постепенно кристаллизуется смысловой центр,
который в случае проявления в изменяющемся мире трансцендентального идеала
способен обеспечить становление новой, скорее всего космопланетарной, культуры.

В
своем развитии эстетическая культура испытала на себе влияние многих
внеэстетических форм культуры, отступала как в субъективность восприятия (в
сферу рациональных операций и бессознательного), так и в беспристрастный
объективизм. Находясь на современной стадии развития, эстетическая культура
пытается осуществить себя в попытке созидания неосинкретизма - эстетического,
структурного, мировоззренческого. Ситуация постмодерна в культуре вынуждает и
философию аккумулировать выработанные искусством и литературой новации,
переосмысливать опыт восточной философии и мистических учений, выходить на
поиск трансцендентальности и нового способа мышления.

Наука
эпохи постмодерна также фактически из хаоса различных аналитических методик
начинает созидать новую концепцию “Великого объединения”, которая основывается
на законах суперсимметрии, синергетики и неравновесной термодинамики эволюционирующих
систем.

Другими
словами, эта наука без эстетической культуры просто немыслима. Ведь современное
научное знание открывает как бы новый творческий зон, новою эру в познании. Но
в таком именно качестве оно выходит на уровень смыслообразующей системы культуры,
важнейшим элементом которой является эстетический дух. Последний органическим
образом связан с нравственным и философским духом (в противном случае мы
получаем чистый эстетизм или духовность с отрицательным знаком).

Итак,
на роль интегратора социума эстетическая культура может претендовать только в
том случае, если она основывается на поиске трансцендентального идеала,
фокусирующего временные, нравственные, философские, экзистенциальные и
социальные параметры.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Октябрь литературное объединение
Реферат Уланьфу
Реферат Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям
Реферат Развитие европейской индустриальной цивилизации 2
Реферат Ресурсы пассивные операции депозиты депозитные операции депозитные счета вклады населения вклады
Реферат Задачі з Хімії
Реферат Об энергетике России — традиционной и возобновляемой
Реферат Прогнозирование конъюнктуры рынка
Реферат Принцип незалежності і недоторканності суддів у кримінальному проц
Реферат Инфузионные нарушения при острой хирургической патологии
Реферат Проектный расчет редуктора сборочный чертеж вала ведомого и зубчатого колеса
Реферат Организация подготовки специалистов по ВУС в региональном отделении ДОСААФ России Новгородской области и пути ее совершенствования
Реферат Качественный анализ анионов и катионов
Реферат Обучение иноязычной лексике учащихся средней школы при помощи компьютерных технологий
Реферат ФОРМУВАННЯ УКРАЇНСЬКОГО EТНОСУ