Реферат по предмету "Культура и искусство"


Праздники, обряды и традиции Чувашии

Праздники, обряды и традиции Чувашии
Праздники.

Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно
связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали
хозяйственно-земледельческому календарю.

Цикл обрядности начинался с зимнего праздника
испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко
времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами
обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода
скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.

Потом наступал праздник почитания солнца саварни
(масленица), когда пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по
солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни"
(саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник
жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с
православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или
вирём — обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами
по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь,
одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в
каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти
обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.

По завершении весеннего сева устраивали семейный обряд
ака патти (моление кашей). Когда на полосе оставалось пройти последнюю борозду
и прикрыть последние засеянные семена, глава семьи молился Султи Тура о
ниспослании хорошего урожая. Несколько ложек каши, вареные яйца зарывали в
борозду и запахивали ее.

По окончании весенних полевых работ проводился
праздник акатуй (дословно — свадьба плуга), связанный с представлением древних
чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В
прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался
коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в
общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

Цикл продолжал симёк (праздник цветения природы,
общественные поминки). За севом хлебов наступала пора уява (у низовых) чувашей
и синее (у верховых), когда налагался запрет на все сельскохозяйственные работы
(земля была «беременна»). Он продолжался несколько недель. Это было время
жертвоприношений учук с просьбами о богатом урожае, сохранности скота, здоровье
и благополучии общинников. По решению схода на традиционном обрядовом месте
закалывали лошадь, а также телят, овец, брали с каждого двора по гусю или утке
и в нескольких котлах варили кашу с мясом. После обряда моления устраивалась
совместная трапеза. Пора уява (синее) завершалась обрядом «сумар чук» (моление
о дожде) с купаниями в воде, обливаниями друг друга водой.

Завершение уборки хлебов отмечалось молением
духу-хранителю овина (аван патти). Перед началом потребления хлеба нового
урожая устраивали всем родом моление-благодарение с пивом аван сари (дословно —
овинное пиво), для которого все блюда приготовлялись из нового урожая. Моления
завершались пиршеством автан яшки (щи из петуха).

Традиционные чувашские молодежные праздники и
увеселения устраивались во все времена года. В весенне-летний период молодежь
всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на
хороводы уяв (вайа, така, пуху). Зимой устраивались посиделки (ларни) в избах,
где временно отсутствовали старшие хозяева. На посиделках девушки пряли, а с
приходом юношей начинались игры, участники посиделок пели песни, плясали и т.
д. В середине зимы проводился праздник хёр сари (дословно — девичье пиво).
Девушки в складчину варили пиво, пекли пироги и в одном из домов совместно с
юношами устраивали молодежную пирушку.

После христианизации крещеные чуваши особо отмечали те
праздники, которые совпадают по времени с календарными языческими (рождество с
сурхури, масленицу и саварни, троицу с симёк и т. д.), сопровождая их как
христианскими, так и языческими обрядами. Под влиянием церкви в быту чувашей
получили распространение престольные праздники. К концу ХIX — началу XX в.
христианские праздники и обряды в быту крещеных чувашей стали преобладающими.
Свадебный обряд.

У чувашей были распространены три формы заключения
брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2)
свадьба «уходом» (хёр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия
(хёр варлани).

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный
поезд. Тем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду,
накрывали покрывалом. Невеста начинала плач с причитаниями (хёр йёрри). Поезд
жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом.

После продолжительного и весьма образного поэтического
монолога старшего из дружек (ман кёру) гостей приглашали пройти во двор за
накрытые столы. Начиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни
гостей. На другой день поезд жениха отъезжал. Невесту усаживали верхом на
лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать»
от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме
жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь
молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая
разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором
«хуш-пу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом
начинала работать по дому, готовить пищу.

Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей.
Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы
дети были трудолюбивыми.

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина
имела авторитет. Разводы случались крайне редко. Бытовал обычай минората —
младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу.
Традиции.

Традиционный характер имеет у чувашей обычай
устройства помочей (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек,
уборке урожая.

В формировании и регулировании морально-этических норм
чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать —
«что скажут односельчане"). Резко осуждалось нескромное поведение,
сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала XX в.
пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Из поколения в поколение чуваши учили друг друга:
«Чаваш ятне ан сёрт» (не срами имени чуваша).
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.