Японская светская живопись и
гравюра
Для традиционной японской
живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные
произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального
формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных
альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей при
всем их многообразии составляют два главных направления: континентальное
(привнесенное из Китая и Кореи) и чисто японское.
Примерно до десятого века в
японской живописи, безусловно, доминировало китайское направление, кара-э,
причем преимущественно буддийского содержания. С десятого века начинает
появляться японская живопись, ямато-э, совершенно непохожая на китайскую. Самые
ранние произведения в стиле ямато-э представляли собой роспись складных ширм и
сдвижных экранов. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки
эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного
формата (сооси). Наиболее ранние из сохранившихся свитков — эмакимоно относятся
к XII в., они служат иллюстрацией
классических произведений японской литературы периода Хэйан — «Гэндзи
моногатари» («Повесть о Гэндзи», история похождений блистательного принца
Гэндзи), «Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари» (повесть о войне между домами
Тайра и Минамото) и т. д. Большую известность также получили такие
произведения, как «Свиток придворного Бан дайнагон», «Свиток ежегодных обрядов
и церемоний», «Свиток веселящихся животных» и «Свиток адских миров». К XIV в. жанр эмакимоно угасает, будучи вытесненным
монохромной живописью тушью в дзэнской манере, суми-э, которая далеко выходит
за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства.
В это же время развивается жанр полихромного портрета, к которому обращаются
многие дзэнские художники, например великий Мусоо Сосэки и его ученик Мутоо
Сюуи. Однако преобладающим жанром на протяжении XIV—XV вв. был монохромный пейзаж в
стиле сансуйга; произведения в этом жанре украшали дворцы аристократов.
Представителями этого жанра были, как правило, высокообразованные художники;
основу их принципов изображения природы составляют китайские философские
концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы
природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного
божественного творения). Наиболее известными художниками этого периода являются
Минтё (1352—1430), Дзёсэцу (первая половина XV в.), Тэнсёо Сюубун (ум. в 1460 г.) и Сэссюу Тооёо (1420—1506), не
довольствовавшиеся простым следованием китайской традиции, а пытавшиеся
утвердить собственный подход к монохромному пейзажу. В 1481 г. официальным
художником при дворе Асикага становится Каноо Масанобу (1434—1530), положивший
начало одной из ведущих школ японской живописи, творчески объединившей принципы
китайской живописи с традицией ямато-э. К школе Каноо, пользовавшейся особыми
покровительством сегунов Асикага и Токугава, относится целая плеяда блестящих
художников, развивавших направление живописи Каноо из поколения в поколение.
Помимо монохромной живописи тушью художники этой школы разработали целое
направление декоративной и изысканной полихромией живописи. Расписанные ими
ширмы, веера и настенные панно стали лицом японского изобразительного искусства
конца XVI в. (период Адзути-Момояма).
Например, Каноо Эйтоку (1543—1590) был дизайнером роскошных интерьеров
грандиозного замка Адзути, резиденции Ода Нобунага, а позже — дворца
Дзюракудай, возведенного по приказу Тоётоми Хидэёси в Киото как императорскую
резиденцию. К сожалению, оба этих великолепных сооружения просуществовали не
более десяти лет и были уничтожены в результате военных конфликтов. Эйтоку был
первым японским живописцем, использовавшим золотую фольгу как основу для
больших композиций настенной живописи. Его последователи (Кано Санраку и Каноо
Танюу) утвердили себя как ведущие живописцы при дворе сегунов Токугава. К
важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа,
специализировавшиеся в стиле ямато-э. Школа Тоса, находившаяся под патронажем
императорского двора, процветала с начала XV по конец XIX в. В основе сюжетов,
предпочитавшихся художниками этой школы, были классические произведения
японской придворной литературы, главным образом — «Повесть о Гэндзи». Для стиля
Тоса характерны изысканная, деликатная линия, богатая палитра, тщательная
прорисовка деталей и плоская декоративная композиция. Школа Римпа возникла в
1600 г. Ее основоположниками считаются Таварая Соотацу (ум. в 1643 г.) и Хонами
Кооэцу (1553—1637), а самым выдающимся мастером признают Огата Коорин
(1656—1716), чьи работы вдохновляли не только японских художников, но и
западных: так, популярный в Европе в конце XIX — начале XX вв. стиль «арт-нуво» («модерн»)
во многом обязан достижениям художникам школы Римпа, которые прославились
изысканным декоративным дизайном своих композиций, представляя классические
сюжеты и декоративные мотивы в новой, необычной трактовке. В эпоху Эдо
процветали также и другие направления живописи: школы — Маруяма-Сидзэёо, Акита,
Итоо и др. Было популярно также направление намбан — буквально «южный варвар» —
так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали
западной живописи, по-своему использовали западные сюжеты и пытались
использовать законы перспективы. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга — буквально «просвещенная
живопись». Художников этого направления — их иногда называют «японскими
импрессионистами» — вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань,
называемая в Японии нанга. Наиболее выдающиеся художники этого направления
Икэ-но Тайга (1723—1776), Урагами Тёкудо (1745—1820), Окада Бэйсандзин
(1744—1820), Таномура Тикудэн (1777—1835) и др. творчески переосмысливали
принципы традиционной японской и китайской пейзажной живописи, пытаясь придать
своим работам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.
Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников,
как Икэ-но Тайга и Ёса Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и
Кацусика Хокусай.
«Ики» и «суй» — эстетические
принципы городской культуры периода Эдо, отражавшие вкусы образованных и
материально обеспеченных представителей торгового сословия, не привязанных, тем
не менее, к деньгам и материальным благам, способных оценить красоту и роскошь,
но не ставящих целью своей жизни исключительно чувственные наслаждения — они
способны взглянуть на это как бы со стороны. Термин суй означает определенную
изысканность в манерах поведения: познав всю горечь земной жизни, такой
человек, тем не менее, способен ценить красоту и умеет сострадать печалям
других людей; вместе с тем он способен принимать правильные решения, умеет
подстроиться к любой ситуации, а также утвердить себя в качестве лидера. Ики
также подразумевает изысканность, с которой человек с «высокой душой» ведет
себя на людях, одевается, общается и т. д. Этот стиль поведения относился также
и к образованным и изысканным женщинам (т. е. к гейшам и куртизанкам высших
рангов), профессией которых было развлечение других людей. Принципы ики и суй
нашли свое отражение, в частности, в стиле укиё-э.
Укиё-э — это один из
популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Он
появился в первой половине XVII века, во второй половине XIX в. пришел в упадок. Расцветом укиё-э считается XVIII век. Обычно под укиё-э понимают популярные и широко
распространенные в период Эдо жанровые произведения — живопись и, в
особенности, гравюру. Термин укиё, заимствованный из буддийской философии,
означает буквально «мир скорби» — так именуется мир сансары, мир преходящих
иллюзий, где удел человека — скорбь, страдания, болезни и смерть. Этот мир, с
точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой же иллюзорный и преходящий,
как сновидение, и его обитатели не более реальны, чем существа из мира грез. В XVII веке представления об изменчивости и иллюзорности этого
мира, будучи несколько переосмыслены, породили особого рода эстетику:
непостоянство бытия воспринималось не только и не столько как источник
страдания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые дарует
это непостоянство. Мир преходящих наслаждений также стал именоваться укиё,
только записывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, буквально
означавшим «плывущий», «проплывающий мимо». Укиё-э и означает «картинки
плывущего мира». Есть и другой оттенок смысла: художники, работавшие в стиле
укиё-э. были знакомы с принципами западного искусства и нередко использовали в
своих произведениях знание законов перспективы, что было нетипично для
традиционной японской живописи ямато-э («японская картина») или кара-э
(«китайская картина»). Поэтому для японских зрителей, привыкших к совершенно
плоским изображениям, мир на картинках укиё-э воспринимался как объемный,
«всплывающий» на поверхности листа или, наоборот, «тонущий» в его глубине. В
центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира
преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и
куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху
как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые
сюнга — «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями,
праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга), а также знаменитые виды
природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами
паломничества. По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им среза
бытия все время расширялись: появилось много картинок укиё-э, иллюстрировавших
известные литературные произведения, особенно Исэ-моногатари и
Гэндзи-моногатари, а также военные хроники гунки-моногатари; в конце концов ко
времени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всех
слоев японского общества. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты:
изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай,
батальные сцены, сцены кровопролития, изображенные очень натуралистично, пожары
и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т.
д. Весьма широкое распространение получили прекрасные пародии-подражания
изысканному стилю ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах
бодхисатвы Каннон или знатных дам Хэйанской эпохи; дзэнский святой Дарума
(Бодхидхарма) — в одеянии куртизанки; популярные в народе божества —
предающиеся разного рода удовольствием. Первые картинки в стиле укиё-э
появились еще в начале века в лавках Киото; сначала это были не гравюры, а
живописные работы, как правило, — анонимные, монохромные, с непритязательной композицией,
а потому и недорогие. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные
картинки», их в огромных количествах писали художники-матиэси, объединенные в
большие артели. Главной темой картинок были так называемые «банные девушки» из
разряда дешевых проституток, а также известные куртизанки. Картинки сикоми-э
были очень популярны среди горожан, однако как художественный стиль быстро
достигли предела своих творческих возможностей и перестали удовлетворять
художников. Первым мастером укиё-э, начавшим подписывать свои работы, то есть
относиться к ним как к произведениям высокого искусства, стал Хисикава Моронобу
(ум. в 1694 г.), объявивший себя мастером ямато-э и имевший огромный успех. Его
первой известной работой стала серия иллюстраций к поэтическому сборнику «Букэ
хякунин иссю», изданному в 1672 году в Эдо (нынешний Токио), ставшим к концу XVII века главным центром производства гравюр. Всего Моронобу
стал автором серий иллюстраций более чем к 150 книгам. Также он считается
создателем авторской гравюры так называемой итшлаи-э, «отпечаток на одном
листе» — то есть гравюры как отдельного, самодостаточного художественного
произведения. Моронобу основал школу Хисикава, ставшую одной из основных
эдоских школ укиё-э. Моронобу был известен не только как мастер гравюры, но и
как автор живописных произведений укиё-э, и как дизайнер декоративных
орнаментов косодэ. У Моронобу было много учеников и эпигонов, например, его
современник Сугимару Дзихэи, не принадлежавший к школе Хисикава, однако
творивший в очень похожей на Моронобу манере. После смерти Моронобу жанр
укиё-э, потеряв своего главного вдохновителя, некоторое время переживал
творческий застой, выход из которого предложили Тории Киёнобу (1664—1729) и
Кайгэцудо Андо, оба — ярые поклонники Моронобу, не принадлежавшие к числу его
учеников, но ставшие основателями собственных школ укиё-э.
Революцию в укиё-э произвел
Судзуки Харунобу (1725—1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной
печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоские картинки.
Около 1770 года новый взлет пережил жанр якуся-э: выступившие новаторами
Кацукава Сюнсё (1726—1793) и Иппицусай Бунте впервые стали изображать актеров
как конкретных личностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного
сходства с самим актером, в то время как на более ранних гравюрах отличить
изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде.
Стиль Кацукава Сюнсё в значительной степени определил творческую манеру его
знаменитого ученика и преемника — Кацукава Сюнэя (1762—1819), а также повлиял и
на ранние работы другого ученика, ставшего впоследствии великим мастером
укиё-э, — Кацусика Хокусая (1760—1849). Воспеванием женской красоты
прославились такие художники, как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820),
избравшие прекрасных обитательниц веселых кварталов, занятых повседневными
бытовыми заботами. Работы Сигэмаса были выполнены, как правило, в форме обан
(39 х 26 см).
Конец XVIII— начала XIX вв., а именно эры Тэнмэй и
Кансэй считается золотым «веком» укиё-э. В эти годы творили такие фигуры, как
Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (г. ж.
н.), Тёбунсай Эйси (1756—1815), Кубо Сюнман (1757—1820), Кацукава Сюите и др. В
это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769—1801), ведущий мастер укиё-э
первой четверти XIX века. Первое тридцатилетие XIX в. стало эпохой наиболее массового распространения
укиё-э, в это время в Японии — не только в Эдо, но и в других городах (Киото,
Осака, Нагоя и др.) — работали сотни художников, создававших десятки тысяч
гравюр. Тогда же одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж. Непревзойденным
мастером японской пейзажной гравюры считается Ка-цусика Хокусай. Такие работы,
как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую
славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав
самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классического
китайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Каноо, и приемы
художественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской
живописи. К поздним мастерам относятся также Кэйсай Эйсэн (1790—1848) и
представители школы Утагава, доминировавшие в этот период. Примерно половина
всех сохранившихся к настоящему времени гравюр укиё-э были созданы именно ими.
Основателем школы Утагава считается Утагава Тоёхару (1735—1845), живший в
эдоском районе Утагава. Тоёхару прославился своими пейзажами в стиле «укиё-э».
Его двумя наиболее известными учениками были Утагава Тоёхиро (1773—1830) и Утагава
Тоёкуни (1769—1825), враждовавшие друг с другом. Учениками Тоёкуни были такие
блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773—1810), Утагава
Куни-сада (1798—1861), создавший более 20 тысяч гравюр, и Утагава Куниёси
(1798—1861). Несколько особняком стоит Утагава Хиросигэ (1797—1858), второй
великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру,
считающуюся наиболее близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу
и землю.
Следует также отметить, что в
токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким» жанром; поэтому
огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам
взглянуть на укиё-э как на полноправные художественные произведения помогли
иностранцы. На западе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители
искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика укиё-э оказала
огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников,
как Эдгара Дэга, Клода Монэ и, особенно, на Винсента Ван-Гога, который просто
скопировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ — например, «Сливовый сад
Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака».
Список литературы
Мировая художественная культура:
Учеб. пособие /Колл. авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.;
Под. ред. Б.А. Эренгросс/ - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://leit.ru