Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с
гвоздикой в руке (Мариучча)»
Пелевин Ю.А.
Картина
Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)». 1819. ГТГ.
Масло, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике). Государственная Третьяковская
галерея, Москва. Инв. № 5851
Портрет
написан в 1819 г. в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его
«Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке»
В
1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под названием
«Голова ребенка». Архитектор Ф.Ф. Эльсон, описывая работы Кипренского в Салоне,
связывает картину с именем девочки Мариуччи. Свидетельству Эльсона можно
верить: он прекрасно знал жизнь русской художественной колонии в Риме.
Позднее,
в 1830 году картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке»
экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за
картину старого европейского мастера, и Кипренский написать ее не мог, о чем
художник писал А.Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г. профессора
якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли
кто произвесть оное чудо».
Но
кто эта девочка на полотне? Мариучча – Анна-Мария Фалькуччи – родилась около
1812 и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы. Ее мать позировала
Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была
близка с ним. А потом произошло событие загадочное и трагическое, оставившее
черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского.
«Однажды
утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст,
облитый скипидаром и подожженный.
Через
несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» умер от неизвестной болезни
слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец.
Глухие
слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой.
Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и,
конечно, ничего не установила.
Римские
обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил
натурщицу не слуга, а Кипренский.
Рим
отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него
камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили
убить.
Кипренский
не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» (Паустовский К. Книга о художниках.
– М.: Искусство, 1966. С. 37.).
Уезжая
из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с
просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на
воспитание сироты.
«В
Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об
убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка
картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней
промолчали.
Кипренский
был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел
его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы
забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая
родина, видевшая его расцвет и славу» (Паустовский К. Книга о художниках. – М.:
Искусство, 1966. С. 37.).
Живя
в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С.И. Гальбергу, постоянно
просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан. Творческих взлетов
Петербург не принес. Снова приехав в Италию, он в 1829 году встретился с
Мариуччей, ставшей стройной и милой девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – 47.
Летом
1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради этого перейдя в
католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел. Девушка не любила его,
но была благодарна за заботу о ней. Чтобы обеспечить Мариуччи, Кипренский был
согласен на любой заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, продавал в
Петербург копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг, где только мог.
Современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой, постоянно и много
пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.
После
смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской,
прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины,
в том числе и свой детский портрет, написанный мужем. Почему-то она не захотела
его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей
были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28
января 1839 года. Это последнее, что мы знаем о Мариуччи. Следы ее и дочери
Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во
времени.
А
на портрете, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая девочка со
сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на высокий стол и
заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении – чистота и естественность
ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который
затянулся...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/