Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
И.Лосева
Выдвижение
города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью
шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В
Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие
рабовладельческого уклада.
Культура
Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это
время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во
всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература,
особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и
подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в
области астрономии).
Памятников
изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по
ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь
в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.
Лучшим
из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий
свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый
законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения
хозяйственного и общественного строя Вавилона (илл. 26 а). Рельеф этот высечен
в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и
изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия
Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим
земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий
содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею
божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее
время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве
все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле
Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и
магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение
преисполнено канонической скованности и торжественности.
Ко
времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на
Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца.
Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений,
занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового
зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых
дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной
с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было
наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и
парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора
фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас
памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны
сравнительным богатством красок.
В
Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень
выразительно передающие набожную сосредоточенность (илл, 24 а).
Вскоре
после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили
там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода
мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами,
обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное
время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей
касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного
элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая
половина 15 в. до н.э.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/