Ямщицкие колокольчики
Ямщицкие колокольчики появляются в России во второй
половине 18 века. Являясь сигнальным атрибутом почтовой службы, они быстро
получили распространение на главных почтовых дорогах России, в первую очередь,
на Московско-Петербургском тракте. Впервые были отлиты мастерами г.Валдая,
Новгородской губернии. Технология их производства совершенно отлична от литья
церковных колоколов.. Технология производства, описанная Дубининым в1882 г. в
г. Валдае и сообщенная в “Трудах по исследованию кустарной промышленности в
России”.Вып.8,1882г. “ В колокольном производстве важное место играет уменье
приготовлять металл и придать ему известную форму. Модель колокольчика
приготовляется большей частью металлическая. Она кладется в железный цилиндр,
называемый опокою, кругом обсыпается сыроватою, тонкою песчанистою землею,
которая смачивается квасом к крепко набивается около модели. Все это делается
для скрепления земли, набитой в окопе, образующей форму. По приготовлении
формы, которая обыкновенно состоит из двух половин, сложенных вместе,
производится отливка, состоящая в том, что расплавленную медь выливают в форму,
по остывании меди, землю разгребают и получают колокольчики в той форме, какую
хотели дать; земля каждый раз приготовляется вновь.
Из низких сортов меди колокольчики выходят темным
цветом; для того, чтобы они были светлые, их квасят, т.е. кладут на несколько
часов в квасную гущу, разведенную водой; колокольчики из хорошей меди не
требуют квашенья. Неровности, оказавшиеся при отливке, спиливаются у краев и
уха, затем вещь поступает для обтачивания на обыкновенный токарный станок. Печи
для плавки меди употребляют двух родов : шахтные для больших церковных
колоколов и горны для мелких сортов. Горючий материал для шахтных печей состоит
их сосновых и еловых дров, а в горны идет преимущественно древесный уголь со
смологонных заводов, почему и называется смоловым; уголь этот, как дающий более
жара, предпочитается углю ямному… Тигли для плавки меди употребляют графитовые,
английские, вышиною осьмидюймовые.
Колокольные мастера, работая более по опыту, мало
имеют научных сведений о сплавах различных металлов. Достоинство колоколов и
колокольчиков определяют по звону: лучшими считаются те, которые соединяют в себе
нежность и силу. Мастера дали названия разным тонам дужных колокольчиков,
например, звон малиновый, звон ямской, были попытки дать названия некоторым
тонам: звон Шиллеровский, Глинкинский, Валдайский"”
Отливаемые кузнецами, крестьянами, мещанами притрактовых
центров, они на протяжении всего 19 века (который может восприниматься как
“время колокольчиков” в России: ни до, ни после такого времени ни у России, ни
у других стран не было) оставались предметами кустарного производства наиболее
ярко выразившими характер русского мировосприятия.
Ямщицкий колокольчик мыслился в первую очередь как
сигнальный инструмент, предотвращавший дорожно-транспортные происшествия и
позволявший заблаговременно оповестить служащих постоялых дворов о приближении
экипажа. Колокольчики корректировали движение лошадей на тракте, ритмом своего
звучания задавая им тот или иной темп.
Появления колокольчиков именно в России обусловлено
большой протяженностью русских дорог, трудностями передвижения по ним из-за
суровости климата, постоянного бездорожья и невозможности употребления
общепринятого во всем мире сигнала почтового рожка, которому на смену и пришел
ямщицкий колокольчик, как исключительно русское национальное явление. Широкое
распространение колокольчиков в Польше, Финляндии связано с тем, что в 19 в.
эти страны находились в составе России и единая система почтовой связи
требовала обязательного употребления колокольчиков почтовыми курьерскими
экипажами и полицией для беспрепятственного и приоритетного движения по дорогам
империи. В связи с этим в 1836 г. вышло постановление Сената о запрещении
употребления колокольчиков для собственных и вольнонаемных экипажей, что
предоставляло особые преимущества для следующих по делам государственной
службы.
В конце 19, начале 20 в.в. колокольчиками пользовались
нерегламентированно и очень широко по всей России, не только во время
путешествий, но и во время праздничных катаний и прочих бытовых ситуациях.
Колокольчики первоначально изготавливались без
надписей. С 1802 г. вводятся накладываемые на колокольчик объемные литые
надписи, которые, как правило, ставятся по нижнему краю (юбке) колокольчика. В
надписи обозначается год, место отливки, мастер (или заказчик). Бывают и
специальные напутственные надписи: “Кого люблю того и дарю”, “Купи, не скупись,
езди веселись”, “Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Спешу на Родину – дар
Валдая”, “Сдалеча весточку собою подавай”…Ямщицкие колокольчики помимо надписи,
которая часто имеет знаковое, иногда орнаментальное значение, в оформлении
использовались и орнаменты как таковые, а также изображения Георгия Победоносца
(покровителя скота – лошадей,, с которыми неразлучен колокольчик), гербов,
медалей выставок, птиц и пр., что тоже имело не столько декоративные, сколько
семантическое значение. Ямщицкие колокольчики бывают поддужными (крепятся под
дугой коренной лошади в тройке) и подшейными (крепятся на шеях пристяжных
лошадей), а также в эту группу входят бубенцы (круглые, в виде шара
колокольчики с ушком для подвешивания).
Помимо Валдая ( см. статью о валдайских колокольчиках)
колокольчики отливались в г. Касимове Рязанской губернии (мастера Евсевий
Баранов, Иван и Николай Кисловы. Александр, Евдоким, Макар, Петр Лабзенковы.
Николай Ленин, братья Мазурины, Иван Митюнин, Влас Скорняков и др.;
отличительной особенностью касимовских изделий является массивность,
обтекаемость формы и всех деталей изделия, витиеватость прописных, красивых
надписей, среди которых много назидательных и шутливых: “Нет барыша, зато слава
хороша”, “Вот старый друг лучше новых двух”, “Чудеса в решете: дыр много, а
вылезти негде”, “Гоню без кнута, кричу безо рта”, “Прощай милая моя, еду в
дальние края” и др.). В г. Слободском Вятской губернии (мастера Василий
Бородин, Василий Желваков, Илья и Лука Каркины, братья Катаевы, Михаил и
Василий макушины, братья Поповы, братья Ситниковы, Иван и Семен Шангины). В г.
Тюмени Тобольской губернии (мастера Василий и Поликарп Гилевы, Андрей Парханов,
Яков Серебрянников, Василий Шапошников и др.). В г.Кунгуре Пермской губернии
(мастер Петр Кожевников, Василий Святухин, Петр Симанов, Егор Хренов и др.). В
с.Павлово Нижегородской губернии (мастера Братья Гоммулины, Горячевы,
Рыженковы). В с.Пурех Нижегородской губернии, где было развернуто самое
массовое производство колокольчиков во второй половине 19 – начале 20 в.в.
(мастера братья Веденеевы, Алексей Ерохин, Егор Клюйков, Егор Макаров, Яков
Малышев, братья Молевы,Овечкины, Михаил Сироткин, Иван Скуров, Алексей
Сафронов, Григорий Тепмнин, братья Трошины с наследниками, Павел Чернигин и
другие; изделия этого центра отличается многообразием форм и орнаментов: помимо
традиционной формы типа Дар Валдая отливались сибирские, “ шадринского фасона”,
резные, с сеткой, граненые и пр. с надписями не только по юбке, но и по тулову
и сковороде)
Всего в России в 19 – начале 20 в.в. действовало более
20 центров литья ямщицких колокольчиков. В музее колоколов представлены редкие
образцы колокольчиков различных центров, которые размещены как в витринах, так
и на двух звонницах, что дает возможность не только их видеть, но и слышать.
Большая коллекция ямщицких колокольчиков находится в фондах музея.
Ямщицкие колокольчики могут быть классифицированы по
системе Н. Яковлевой. В основу положены внешние характеристики колокольчика,
определяемые его функциями, особенностями формы и декора.
I. Колокольчики ямщицкие
1. Колокольчики поддужные:
Традиционной формы (тип “Дар Валдая”):
а) с надписью или орнаментом,
б) гладкие (без надписи или орнамента),
в) граненые.
2. Сибирские (высокая юбочка, не расширяющаяся, а
несколько сужающаяся к низу):
а) с надписью или орнаментом,
б) гладкие (без надписи или орнамента),
в) резные,
г) граненые,
д) с решеткой (по юбочке),
е) с валиками ( по всему тулову).
3.Щадринского фасона (напоминают сибирские, юбочка
книзу сужается, тулово почти конусообразное):
а) с надписью или орнаментом,
б) гладкие (без надписи или орнамента).
II. Колокольчики подшейные.
1) Традиционной формы:
а) с надписью или орнаментом,
б) гладкие (без надписи или орнамента).
2) Сибирские:
а) с надписью или орнаментом,
б) гладкие (без надписи или орнамента).
3) Конической формы (без юбочки или с почти
неакцентированной юбочкой):
а) С надписью или орнаментом;
б) Гладкие (без надписи или орнамента)
в) Граненые.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.novgorod.ru