Понятие культуры, сущность и её функции. Основные
культурологические школы
Слово
"культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало
возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские
беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под
культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность
человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все
европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность
выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...;
культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание:
таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".
Американские
антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры:
"Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления,
восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью
символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп,
включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро
культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные)
идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".
Чтобы
получить представление о многозначности понятия "культура", обратим
внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:
"комплекс,
включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие
способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э.
Тейлор);
"каждый
шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное
наследование" (Б. Малиновский);
"культурный
аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и
взаимоотношения" (П.. Сорокин);
"организация
разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств,
которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);
"то,
что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);
"процесс
прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные
фазы этого процесса" (Э, Кассирер);
"совокупность
интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и
обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать
"памятью мира" и общества - памятью, материализированной в
библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).
В
отечественной культурологии основными являются следующие определения:
культура
охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в
тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую,
деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н.
Данилевский);
культура
"ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные
культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О
"совокупность материальных и духовных ценностей";
"способ
человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая
система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
"воплощенные
ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние
духовной жизни общества" (М. Ким);
"культура
в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов
человеческой деятельности" (Э. Соколов);
"система
регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт,
накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура
как система духовного производства охватывает сознание, хранение,
распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и
ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б.
Ерасов).
В
обыденной жизни мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о
культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической
культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем
ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его
возделывания, выращивания.
Обобщая
сказанное, можно сказать, что культура - это надбиологический механизм
аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств,
закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в
поколение.
Основные
культурологические школы.
В
современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие
"культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к
исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна.
Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:
а)
символическая школа.
Главное,
с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с
использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через
указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие
"культура" определяет как "организацию вещей и явлений,
основанную на символах". Представителями символической школы являются
Кассирер и Леви-Строс.
б)
натуралистическая школа.
Представители
этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры
особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как
непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому
направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3.
Фрейда, К. Лоренса.
в)
психологическая школа.
С
точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух"
народа.
г)
социологическая школа.
Объединяет
тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной
природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик
той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с
цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что
все духовные и материальные достижения, объединенные понятием
"культура", являются результатом общественно обусловленных действий
на уровне двух систем - социальной и культурной.
г)
аксиологическая школа.
Это
направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще
всего можно встретить толкование понятия "культура" как
"совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие
"ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование
этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными
представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт,
Брентано, Мейнонг, Шелер.
Структура
культуры.
Основными
сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное
производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру.
Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда,
технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки,
бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного
производства. В материальную- входит производственно - техническая культура.
Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству.
Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе,
человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в
политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное
общение людей во всех конкретных формах его проявления.
Духовная
культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и
деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных
человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
Художественная
культура - это особая целостная культура: в вей органически соединяется
материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры
является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного
творчества субъекта и результатов.
Основные
элементы культуры
Культура
включает в себя три вида элементов:
1.
Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям
организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет
и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение
слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для
ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации
своего" опыта.
2.
Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий
то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти
составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению
(черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил
ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения
между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного.
Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным
началом.
3.
Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения
относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных
доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое
социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.
Функции культуры.
Многоплановая
разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:
1.
Аккумуляция родового опыта.
2.
Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного
сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и
освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
3.
Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют
информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта,
"социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле
культуру можно назвать "памятью" человечества.
4.
Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках
материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное,
опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения
выступает прежде всего выступает язык.
5.
Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как
система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.
6.
Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные,
осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические
миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык.
Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые
системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным,
осмысленным, близким человеку.
7.
Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна
предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы
разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не
соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл
праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время
праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение
и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной
праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры
состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем,
многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и
напряжения. Примером могут служить шахматы.
8.
Главной функцией является гуманистическая функция.
Культура
облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения,
культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям.
Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а)
через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы
поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://linguistic.ru/