Историчность в культуре
Человечество
исторично.
Но
это следует понимать иначе, чем мы привыкли видеть, листая учебник истории. Там
человечество (а это понятие включает и нас) предстает в виде калейдоскопа сменяющих
друг друга государств и народов. Падают династии, учреждаются законы, народы
воюют друг с другом…
При
такой картине не мудрено видеть цивилизации отдельными мирами, а народы делить
на исторические и неисторические.
На
самом деле историчность человека более проста и пугающа: исторический принцип
заключается в том, что каждый из нас, в какую бы эпоху он ни жил, имеет отца и
мать. Меняются имена народов, языки и названия государств. Цепочка родителей и
прародителей тянется вглубь веков.
Это
– великая загадка твоего (или моего) рода. Род русского не начинается с
петровских времен или с времен Рюрика. Ему столько же лет, сколько человечеству
в целом. Начиная с Адама, люди рождают детей, и мы – потомки всех тех, кто жил
до нас. Но что значит быть потомком?
Мать,
отец и ребенок образуют самую элементарную семью. Ныне семья распадается,
однако это – «достижение» сегодняшнего дня, семья в том или ином виде всегда
была организующей основой человечества.
Отец
и мать ребенка могли происходить из одной семьи (рода), могли – из разных. Или
женщина переходила в семью мужчины, или мужчина (чисто логически имеется и
такая возможность, реализованная, кажется, среди аборигенов Австралии) - в
семью женщины.
Навыки
бытия (их мы назовем культурой) сопровождают каждого человека: они образуют его
мир в рамках своей семьи. Переходя в иную семью, человек сталкивался с иным
миром (с иной культурой), но в то же время он привносит и элементы культуры
своей семьи.
Ни
одна культура не исчезает бесследно, если люди оставляют потомков. Вся культура
прошлого сопровождает нынешнее поколение в его культуре.
Необязательно
культурное влияние прошлого должно заключаться в элементах, легко вычленяемых
из общего контекста современности: римское право и водопровод, греческое
народовластие, китайская бумага, египетская астрономия и т.п. Культура прошлого
растворяется в нас, мы ее не замечаем, но не будь кого-то в прошлом (не
какого-нибудь государства, а конкретного человека), мы были бы чуть-чуть иные.
Все,
что творит человечество в себе, над собой, над природой, сохраняется,
воспринимается в поколениях и в той или иной форме сопровождает его в истории.
Всякое разрушение дает отголоски. Разрушив (убив идеал, представление,
сознание) мы изменяем мир не только свой, но и наших потомков. Его уже не
восстановить в прежнем виде. В истории всякое событие необратимо. Всякое
событие имеет эхо – живое эхо, оно участвует в жизни. Настоящее человечество
отягощено прошлым. История – наш общий дом, и если стена в какой-то момент ушла
в сторону, наша задача – выровнять ее, не то дом рухнет.
В
этом – пугающая историчность нашего бытия. История началась вместе с
человечеством. И она закончится, поскольку все, что имеет начало, должно иметь
и конец. Культура подавит нас, ибо она ничего не начинает с нуля и ни от чего
не отказывается.
Жизнь
человека становится все сложнее (в жизнь даже последнего забулдыги входят и
ядерное оружие, и озонные дыры, и кризисы перепроизводства). Рано или поздно
человек не справится с этой сложностью. Потеряет свой стержень, позволяющий ему
не заблудиться в пучине истории ( в конечном счете – отличать зло от добра), и
тогда разверзнется бездна.
Поэтому
велика ответственность человека за все, что он делает, и эта ответственность
тем больше, чем сильнее эхо порождается его деянием.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kulturolog.narod.ru/