Правовое регулирование представляет собой сложный и многообраз-
ный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юриди-
ческого воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и пра-
вового регулирования. В этом есть оределенный смысл право уже
своим существованием оказывает значительное влияние на поведение
людей. Как культурная и информационная ценность, право опреде-
ляет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рам-
ки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле
правовое воздействие шире, чем правовое регулирование обществен-
ных отношений.
Тем не менее следует отмечать строго определены средства пра-
вового воздействия на общественные отношения, специально предназ-
наченные для их непосредственного регулирования. Эти средства об-
разуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий уре-
гулированность все совокупности общественных отношений, которые
являются предметом правового регулирования.
Основные структурные элементы механизма правового регулирова-
ния.
1. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные
правила поведения тех участников общественных отношений, которые
находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в раз-
личных по своей юридической силе нормативно-правовых актов, не
теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регули-
рующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит
в том, что она определяет круг субъектов, на которых распростра-
няется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых дан-
ные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содер-
жание самого правила поведения; устанавливает меры юридической от-
ветственности за нарушение указанных правил. Нормы права - это
изначальный элемент механизма правового регулирования, определяю-
щий его основу, те направления правового поведения, которые прог-
раммируются в реальных общественных отношениях.
В юридической науке и практике правовые нормы совершенно спра-
ведливо считаются нормативно основой механизма правого регулиро-
вания, так как в них сконструирована та модель общественного от-
ношения, которая соответствуют потребностям и интересам граждан
правового государства.
Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осущес-
твлятся через другие элементы механизма правового регулирования
общественных отношений.
2. Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент
реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязан-
ности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные
взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц
или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовы-
вать свое поведение.
Правоотношения устанавливает персональную меру возможного и
должного поведения участников общественных отношений. При попада-
нии в сферу конкретного правового влияния возможна реализация
свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и
обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает
механизм правового регулирования "возможность" завершить свою ре-
гулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязаннос-
ти субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фак-
тическое поведение субъектов правоотношений о осуществлению их
прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели пра-
вового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интере-
сы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основ-
ными формами реализации права и обязанностей являются использова-
ние предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязы-
вающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При
невозможности самостоятельной реализации субъектами права принад-
лежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице
своих компетентных органов осуществляет правоприменительную дея-
тельность, призванную обеспечит их полную реализацию.
Генеральной целью правового регулирования является установле-
ние такого порядка в общественной жизни, который бы максимально
соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в иных
принципах социальной справедливости.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Юридическая Субъективное Реализация
норма право прав
и юридическая и обязанностей
обязанность
Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного
общества,всех звеньев его политической системы. Охватывая своим
действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон-
ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра-
ведливым дифференциацию интересов людей.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возни-
кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно-
го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус-
ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от-
ношениями, при которых свобода частой собственности ставится рав-
ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ-
водства материальных благ, поставить производителей в одинаково
выгодные условия - главная задача закона правового государства.
Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а
естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор,
пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере
производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить
об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функциониро-
вания человеческого общества, становится реальной силой в более
позднее время, когда общественное отношение приобретает новое ка-
чество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и уг-
нетения они постепенно превращаются относительно независимых и
свободных производительных материальных благ. Этим создается
необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в
одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас-
твующих в его воспроизводстве.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности,
реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодей-
ствие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Что такое законность?
ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ
ПРАВОВЫХ ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ
СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
Во-первых, важнейшей чертой законности является её все общность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто на-
ходится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от-
выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же,
как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты за-
конных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулиро-
вания является граждане государства. Государство обязано созда-
вать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообраз-
ных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой
мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство
ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством.
Если в законах государства выражаются действительные интересы его
граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных
мер государственного воздействия. Понятно, что государство не мо-
жет учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и дол-
жно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно рас-
поряжаться собственными благами и свободной деятельности.
Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - за-
дачи государства и его органов. Обладая необходимыми организа-
ционными, материальными и принудительными средствами, оно призва-
но надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граж-
дане внегосударственно-правовых структур не могут установить ре-
жим законности в общественной жизни.
Во-вторых, законность неразрывно связано с правом, юридически-
ми нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране
можно только на основании того, в какой мере законы государства
отражают объективные потребности общественного развития. Если из-
даваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют инте-
ресы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не
учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны,
- законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально от-
ражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их,
- то и здесь не может идти речи о законнсти.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предпо-
лагает наличие двух взаимосвязанных факторов:
- совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающе-
го потребностями
- полный и безусловной реализацией предписаний законов и подза-
конных правовых актов государственными органами, должностными ли-
цами, гражданами и различными объединениями.
Каковы же основные требования законности?
1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым
актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической
силы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общес-
твенных отношений. Те отношения, которые в силу отбъективных ус-
ловий должны находиться в сфере правового воздействия, регули-
руются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в
том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегули-
рованы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с за-
коном и на основе закона.
2. Единство понимания и применения законов на всей территории
их действия. Законы представляют абсолютно одинаковые требования
ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и простран-
ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина-
ковую силу на территории все государственных образования, входя-
щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного
содержания законов обеспечивает законность правоприменительной
деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ-
ствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложен-
ные в нём регулятивные функции.
3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона
и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех
перед законом и судом). Прочий эффективный режим законности в
обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед
законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном
объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться тре-
бованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать
все необходимые условия для осуществления их законных прав и ин-
тересов.
права и свободы других лиц. В условиях правовой государственнос-
ти это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобо-
да одного человека не может быть реализована в ущерб свободе дру-
гого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав дру-
гих граждан государства.
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз-
ности. Почему нельзя противопостовлять законность целесообраз-
ность? Прежде всего потому, что правовые законы сами обладают
высшей общественной целесообразностью. В них максимально отра-
жаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Це-
лесообразность закона не может игнарироваться целесообразностью
житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные ли-
ца и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и
индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных
конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подме-
няют его субъективными противозаконными действиями, с точки зре-
ния более полезными и нужными для данного случая.
6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -
важное требование законности. Правовое государство создаёт необ-
ходимые материальные, политические, социальные и другие предпо-
сылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприят-
ные материальные условия жизни, социальная защищённость населе-
ния, политическая стабильность в стране, наличие справедливых
правоохранительных законов составляют реальную основу режима за-
конности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого граж-
данина, проживающего на территории государства, осуществляется
специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой,
орбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование об-
щественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют
к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, окпро-
тестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования
законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность
и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию граж-
данского общества в соответствии с объективными законами истори-
ческого процесса.
Законность представляет собой процесс осуществления законов.
Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при
котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежа-
щие им юридические права и обязанности. Законность есть предпо-
сылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует
предписания правовых норм. Другими словами, в результате дей-
ствия законность в обществе скаладывается правовой порядок, яв-
ляющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Что такое правопорядок?
ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной
жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной
жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного
организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка
эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей-
ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив-
но осуществляется деятельность различных общественных и частных
организаций, реально гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб-
ности.
Формирование правового порядка участвует все элементы меха-
низма правового регулирования общественных отношений. Их причин-
но - следственная связь состовляет основу правовой жизни общества,
которая и приводит в конечном счёте к установлению правового по-
рядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка,
первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее
"идеальный" правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,
обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате-
лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол-
жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно-
го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули-
рования подключается законность, призванная гарантировать возмож-
ное и должное поведение субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются
завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон-
нсти права и обязательности участников правоотношений реально
воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра-
зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и
образует правовой порядок.
Содержание правопорядка состовляет правомерное поведение
субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано норма-
ми права и достигло цели правового регулирования.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделе-
ние урегулированной правовой системы общественных отношений в
соответствии со особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает
конституционные, административные, финансовые, земельные, семей-
ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор-
мами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре
правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные
группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ-
тами права.
ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы обществен-
ных отношений выражается в том, что складывается оно только на
основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. По-
этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею-
щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не
нуждается в правовой регламетнтации. Она находится в сфере дей-
ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру-
гих неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря-
док является лишь элементом общей системы общественных отношений,
складывающеийся под воздействием нормативного регулирования. Это
часть общественного порядка.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систе-
му общественных отношений, которая складывается в результате реа-
лизации социальных норм: норм права, норм морали, норм обществен-
ных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка
взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако
только порядок охраняется специальными государственно-правовыми
мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются
своими средствами воздействия: моральными, собственно-обществен-
ными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопо-
рядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает
определённые потребности жизни общества, без которых оно не мо-
жет нормально функционировать.
Поскольку вооружённые силы - это специфическая государствен-
ная организация, специально предназначенная для ведения воо-
ружённой борьбы, от содержание её деятельности значительно отли-
чается от поведения других участников общественных отношений, не
входящих в состав данной организации. Этим объясняются особеннос-
ти и специфические черты воинского правопорядка.
ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ
СКЛАДЫВАЕТСЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ВОЕННОГО ПРАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОГО
И ТОЧНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ПРЕДПИСАННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Особенности военского правопорядка выражаются в следующем:
ВО-ПЕРВЫХ, воинский правопорядок формулируется на основе та-
ких правовых норм, которые специально предназначены для регулиро-
вания специфических общественных отношений, возникающих в облас-
ти строительства, жизни и деятельности вооружёных сил. Эти нормы
содержатся в различных актах военного законодательства.
ВО-ВТОРЫХ, воинский правопорядок имеет специфическое содержа-
ние. Он включает только те общественные отношения, которые возни-
кают в процессе боевой подготовке войск, при несении военнослужа-
щими внутренней и караульной службе, в ходе выполнения боевых за-
дач в военное время. Такие общественные отношения по своему со-
держанию характерны только для военной организации и не имеет
распространения в условиях гражданской жизни.
Составной частью воинского правопорядка является порядок ус-
тавной, представляющей собой систему взаимоотношений, между воен-
нослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписа-
ниями воинских уставов и наставлений.
Воинский правопорядок складывается на основе законности, в ре-
зультате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими,
воинскими должностными лицами, воинскими организациями. Он вопло-
щает в себе социальную справедливость, равенство всех перед зако-
ном, демократизм и другие принципиальные правовые положения.
Отношения между военнослужащими в процессе их служебной дея-
тельности строится на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи
и ответсвенности за свои действия.
ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА. В правовом государстве су-
ществует целая система гарантий законности и правопорядка. Под
гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия об-
щественной жизни и специальные меры, принимаемые государством,
которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность пра-
вопорядка в обществе. Различаются материальные, политические,
юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится такая экономическая структу-
ра общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отно-
шения между производителями и потребителями материальных благ.
При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная
материальная основа для нормального функционирования гражданско-
го общества. В этих условиях любой субъект права становится эко-
номически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняе-
мый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере
материального производства, что является важнейшей гарантией за-
конности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и
социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё пове-
дение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом за-
коннсти и получают объективное воплощение в правопорядке.
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является
все элементы политической системы общества, которые поддерживают
и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов,
отражающих объективные закономерности общественного развития. Го-
сударство, его органы, разнообразные общественные объеденения и
частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья сов-
ременной политической системы общества, в интересы всего жизнео-
беспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и
стабильность правопорядка. Те политические организации или от-
дельные политические деятели, которые противопоставляют себя поряд-
ку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государ-
ства.
К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государствен-
ных органов и учреждений, специально направлено на предотвраще-
ние и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осущес-
твляют законодательные, исполнительные и судебные органы государ-
ственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями в
формируют законодательные органы, издавая соответствующие норма-
тивно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответствен-
ность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных
экономических и политических гарантий правоохранительная дея-
тельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим
законности и устойчивости правопорядка.
НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законнсти и правопорядка являются
блягоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реа-
лизуются юридические права и обязанности участников правоотноше-
ний; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание госу-
дарственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и
потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере
правового регулирования участвуют все звенья политической систе-
мы общества, в том числе благотворительные организации, учрежде-
ния культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, цер-
ковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирую-
щие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.
Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей сис-
темой гарантий, который органически взаимодействуют между собой,
взаимообусловливают и дополняют друг друга.