Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки малого тоннажа

Подводные лодки малого тоннажа

В 1910 г. был одобрен проект реконструкции Кронштадтской
крепости. Для обороны проходов в минных заграждениях было решено применить
"малые крепостные немореходные лодки". Опыт использования малых
подводных лодок для обороны крепостей у России уже имелся. По заказу
Военно-инженерного ведомства строились подводные лодки Герна, Джевецкого.
Проектом было предусмотрено строительство шести малых подводных лодок. Главное
инженерное управление в 1910 г. разработало основные требования к таким
подводным лодкам, предусмотрев одновременно и создание плавбазы для них.
Морское министерство отказалось финансировать постройку этих лодок, считая, что
в связи с ограниченным радиусом действия, особенно в подводном положении, малой
скоростью хода и плохой мореходностью, их боевая деятельность "сводится к
минимуму - почти к нулю". Переговоры о строительстве лодок велись с
Балтийским и Невским заводами, которые во второй половине 1910 г. представили
эскизные проекты лодок.

Морским техническим комитетом лучшим был признан проект
"Голланд-27В", представленный Невским заводом. 2 апреля 1911 г.
Военное министерство выделило средства на заказ трех лодок, плавбазы и 10
торпед. Лодки должны были быть готовы к 1 сентября 1912 г. Комплектующее
оборудование изготавливалось и поставлялось отечественными и зарубежными
фирмами. Двигатели надводного хода разрабатывались заводом "Людвиг
Нобель" (ныне завод "Русский дизель"), электродвигатели -
Русским обществом "Шуккерт и Ко", торпедные аппараты - Обществом
Путиловских заводов, осветительная аппаратура - Всеобщей компанией
электричества в Петербурге. Большую часть комплектующего оборудования
поставляла фирма Голланда из США. Разработка окончательного проекта и
подготовка к строительству затянулась более чем на год. Подготовительные работы
начались 29 марта 1911 г., а закладка лодок на стапелях - лишь в апреле-мае
1912 г. Судостроительные работы на стапелях после забастовок возобновились в
ноябре 1912 г. К середине 1914 г. лодки еще находились на стапелях. В этот
период МГШ, испытывая недостаток в подводных лодках, решил войти в соглашение с
Военным министерством о передаче этих трех подводных лодок в Морское
министерство и выделил средства на ускорение их постройки. 15 августа 1914 г.
лодки зачислили в список флота с присвоением вместо наименований номеров
"№ 1", "№ 2" и "№ 3". В августе-октябре 1914 г.
лодки были спущены на воду. Испытания проводились на Ладожском озере сдаточной
командой, состоявшей из 5 американских и 5 русских специалистов.

В октябре 1914 г. лодки вступили в строй. Командующий
Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен предлагал перебазирование лодок на флот
осуществить своим ходом, полагая что если лодки окажутся немореходными, то они
и флоту будут не нужны. Однако МГШ настоял на перевозке лодок железнодорожным
транспортом. В начале ноября лодки были перевезены в Ревель. Командующий
флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что они маломореходны, поэтому
временной базой для лодок дивизиона особого назначения был определен Балтийский
порт (Палдиски), куда они и были отправлены в конце ноября 1914 г.

Малые лодки типа "№ 1" были однокорпусными.
Корпус имел веретенообразную форму с утолщенной носовой частью и узкими обводами
кормовой части. Прочный корпус водонепроницаемой переборкой делился на два
отсека. Балластные цистерны располагались вне прочного корпуса в оконечностях
лодки, дифферентные и уравнительные внутри прочного корпуса. Над верхней частью
прочного корпуса была установлена плоская надстройка, образовывавшая в
надводном положении палубу и служившая для улучшения мореходности поводной
лодки. Литая бронзовая рубка приклепывалась к прочному корпусу над центральным
постом, где было сосредоточено управление подлодкой. С двух сторон от рубки
устанавливались полутораметровые трубы воздухозаборников для вентиляции отсеков
в надводном положении. При погружении трубы демонтировались, а отверстия
закрывались специальными крышками. Носовые горизонтальные рули в надводном положении
заваливались.

На корпусе имелись боковые кили для уменьшения качки и
специальный сбрасываемый киль массой 810 кг, отдававшийся в аварийных
ситуациях. Для обеспечения хода в подводном положении были применены
никель-щелочные аккумуляторы Эдисона. К основным недостаткам следует отнести
тот факт, что при стрельбе торпедами лодку сильно подбрасывало вверх. При
эксплуатации подводной лодки типа "№ 1" выявилась ненадежная работа
основных механизмов - дизелей, главных помп, аккумуляторных батарей.

Проектирование плавбазы для подводных лодок типа "№
1" велось в течение 1911-1912 гг., но было прекращено из-за недостаточного
финансирования.
***
"№
1"

Заложена в
апреле 1912 г. на Невском заводе в С.-Петербурге. Спущена на воду 3 августа
1914 г. Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была
доставлена на барже. 23-29 сентября 1914 г. лодка вступила в строй в дивизион
подводных лодок особого назначения. Командиром лодки был назначен лейтенант
Н.К. Нордштейн. В конце ноября подлодка железнодорожным транспортом была
перевезена в Ревель, откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.

Летом 1915 г.
было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и
"№ 2" на Белое море для защиты Архангельска. После непродолжительного
ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в
Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич,
командир лодки "№ 2" и командир дивизиона особого назначения. 9 июля
подлодка "№ 1", поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в
Вологду, где была перегружена на баржу. 4 августа подлодка прибыла в
Архангельск и была включена в состав обороны Архангельского порта. Базировалась
лодка на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался
пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте".

В
сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в
Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1", "№ 2" и
плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера
"Василий Великий" в штормовую погоду начали переход в Кольский залив.
После выхода в Белое море подводная лодка "№ 1" была взята на буксир
вспомогательным крейсером "Василий Великий". Экипаж лодки перешел на
корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря и
поворота к Мурманску из-за штормовой погоды лодку "№ 1" вернули в
Архангельск. В июне 1916 г. подлодку "№ 1" на ледокольном пароходе
"Айсланд" (впоследствии "Семен Челюскин") перевезли в
Александровск (Полярное).

29 июня 1916 г.
подводная лодка "№ 1" была исключена из Дивизиона подводных лодок
особого назначения и зачислена в отряд обороны Кольского залива. Лодка стояла
или у причала, или у борта плавмастерской "Ксения" и сохранялась для
обеспечения подготовки подводников. 26 апреля 1917 г. во время шторма подлодка
"№ 1" затонула в базе, получив серьезные повреждения от стоявшей
рядом лодки "Дельфин". Летом 1917 г. поводная лодка "№ 1"
была поднята. После осмотра ее признали негодной и 17 августа 1917 г. предписали
сдать в порт. 25 августа 1917 г. подводная лодка "№ 1" была исключена
из списков флота.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





20,5







Ширина, м





2,3







Осадка, м





1,8







Водоизмещение
надводное/подводное, т





33,1 / 43,6







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





1х50 / 1х35







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





8,0 / 6,0







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





150 / 18







Глубина погружения, м





30






Вооружение




Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





2





***
"№
2"

Заложена в
апреле-мае 1912 г. на Невском заводе. Спущена на воду 21 августа 1914 г.
Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была доставлена
на барже. Вступила в строй 23-29 сентября 1914 г. Командиром лодки был назначен
лейтенант И.И. Ризнич. Лодка вошла в состав дивизиона особого назначения. В
конце ноября 1914 г. железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель,
откуда перешла в Балтийский порт к месту базирования.

Летом 1915 г.
было принято решение о перебазировании подлодки "№ 2" на Белое море
для защиты Архангельского порта. После непродолжительного ремонта лодка "№
2" во второй половине июня своим ходом перешла из Балтийского порта в
Петроград, затратив на переход 25 часов. 9 июля подводная лодка "№ 2"
по железной дороге прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу. 4 августа подводная
лодка прибыла в Архангельск и была включена в состав обороны Архангельского
порта. Базировались лодки на село Взглавье в устье Северной Двины. В качестве
базы использовались пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С.
Витте". В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании
подлодок в Кольский залив. 11 октября подводная лодка "№ 2", на
буксире "С. Витте" вышла в Александровск. 15 октября 1915 г. после
выхода из горла Белого моря и поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в районе
маяка Сосновец подводная лодка "№ 2" была сорвана с буксира и
потеряна.

Весной 1916 г.
подводная лодка была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была
выброшена волнами. В начале мая 1916 г. к месту нахождения лодки прибыла
команда, возглавляемая лейтенантом Шмидтом. Лодка лежала на левом борту с
креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их
погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного корпуса длиной около 2-х
метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка
оказалась замерзшая сверху вода. В бухте оказалось много битого льда,
затрудняющего доступ к лодке. Лодку пытались поднять в течение всего года,
однако все попытки оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил
резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить
деньги".

Тактико-технические
элементы




Длина, м





20,5







Ширина, м





2,3







Осадка, м





1,8







Водоизмещение
надводное/подводное, т





33,1 / 43,6







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





1х50 / 1х35







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





8,0 / 6,0







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





150 / 18







Глубина погружения, м





30






Вооружение




Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





2





***
"№
3"

Заложена в
апреле-мае 1912 г. на Невском заводе в С.-Петербурге.

Спущена на воду
11 сентября 1914 г. Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда
лодка была доставлена на барже.

Вступила в
строй 23-29 сентября 1914 г. Командиром лодки был назначен лейтенант В.В.
Сологуб. Лодка вошла в состав дивизиона особого назначения. В конце ноября 1914
г. железнодорожным транспортом была перевезена в Ревель, откуда перешла в
Балтийский порт к месту базирования.

В конце 1915 г.
лодка была отремонтирована и перевезена в Ревель, где была включена в систему обороны
Моонзундского архипелага. По ходатайству экспедиции особого назначения,
занимавшейся перевозкой грузов по Дунаю для сербской армии, МГШ принял решение
о переброске в 1916 г. подводной лодки "№ 3" по железной дороге на
Дунай для оказания морального воздействия на австро-венгерскую военную
флотилию. Возглавил переброску подводной лодки на Дунай И.И. Ризнич. Лодка была
включена в состав Дунайской транспортной флотилии. В июне 1917 г. переведена в
состав сил Дунайской флотилии. Весной 1918 г. в неисправном состоянии попала в
румынскую, а затем в венгерскую флотилии. Предпринимались попытки привести
подводную лодку в рабочее состояние, окончившиеся неудачно. В 1921 г. лодку
сдали на слом.

Тактико-технические
элементы




Длина, м





20,5







Ширина, м





2,3







Осадка, м





1,8







Водоизмещение
надводное/подводное, т





33,1 / 43,6







Мощность двигателей
надводного/подводного хода, л.с.





1х50 / 1х35







Скорость
надводного/подводного хода, узл.





8,0 / 6,0







Дальность плавания
надводным/подводным ходом, миль





150 / 18







Глубина погружения, м





30






Вооружение




Торпеды в носовых трубчатых
аппаратах





2





Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.