Подводнаяч лодка "Сом"
(б. "Fulton")
Тип "Сом"
Подводная лодка "Fulton" спущена на воду 2 июня
1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. "Fulton"
вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода "Норфолк". В
самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали
несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в
рекламных целях продолжались до 1904 г. По свидетельству современников эта
лодка "обладала большими достоинствами... Она в течение восьми с половиной
часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя
привязать к судну, т.к. они не в состоянии были держаться на ногах. При этом
лодка находилась в море около 12 часов". 28 апреля 1904 г. с Невским
заводом, как с представителем фирмы "Голланд", был заключен договор
на покупку "Fulton" с доставкой ее в готовом и исправном виде без
торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г. приказом
Морского ведомства эта лодка получила название "Сом". Она была
отправлена из Америки на пароходе "Менатик" под названием
"паровой котел" 13 июня 1904 г. и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес
директора Невского завода. Из Кронштадта "груз" отправили в Петербург
на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при
транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром
лодки был назначен лейтенант В.В. Трубецкой. 26 сентября подводная лодка
"Сом" перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания.
Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны". 10 октября
подводная лодка перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей.
15 ноября подводная лодка была погружена на специальную
железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря
1904 г. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и
готова к плаванию 1 февраля 1905 г., однако ее боевое использование задержалось
из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок
иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75
торпед калибром 45 см и длиной 355 см. 9 февраля к Владивостоку близко подошли
японские корабли. Подводной лодке "Сом" был дан приказ выйти в море и
атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В
этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по
преодолению противолодочных сетей.
Командир подводной лодки "Сом" в своем рапорте
писал: "27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 ф. и, идя со
скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не
слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться
рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и
всю ее вместе с буйками тащил за собой...". Торпеды прибыли во Владивосток
только 29 марта. Боевая деятельность подводной лодки "Сом", как и
других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней
разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. Подводная лодка
"Сом" за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93
мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая
продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой
16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5
часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам
в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные
корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда подводные лодки
"Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе
бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.
Подводная лодка "Сом", несколько отставшая от
других, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки
"Сом" была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в
лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, "Сом" начала
маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ,
командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в
позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.
В декабре 1914 г. подводные лодки "Сом" и
"Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с
командами отправили в Севастополь, куда они прибыли в первой половине января.
"Сом" и "Щука" совершили переход из Севастополя в Одессу,
где их включили в систему обороны порта. "Сом" и "Щука"
поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту, вплоть до июля
1915 г.
В июле 1915 г. "Сом" была погружена на
железнодорожную платформу и отправлена на Балтику в Петроград, откуда своим
ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариехамн. "Сом"
неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на
базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра "Сом", осуществлявшая
патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со
шведским пароходом "Ингерманланд". Как засвидетельствовал капитан
парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1м, на расстоянии 150
м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его
хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а
лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с
лодкой погиб и ее боевой экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов.
Тактико-технические
элементы
Длина, м
19,8
Ширина, м
3,6
Осадка, м
2,9
Водоизмещение надводное/подводное, т
105 / 124
Мощность двигателей надводного/подводного
хода, л.с.
1х160 / 1х70
Скорость надводного/подводного хода,
узл.
8,5 / 6,0
Дальность плавания надводным/подводным
ходом, миль
500 / 30
Глубина погружения, м
30
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено
по прибытии на Балтику)
1
Торпеда в носовом трубчатом торпедном
аппарате
1
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/