Подводная лодка "Форель"
Построена
в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа "Германия" в Киле по собственной
инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания
германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на
море. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая
рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно
развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые
горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил
электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса
устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была
размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность -
она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки.
Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию
подводного кораблестроения в Германии.
В переписке с
Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа
"Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России
свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство
трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в
знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была
подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной
предохранительный буй" "Форель" отправили по железной дороге из
Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и
команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
Командиром
лодки был назначен лейтенант Т.А. Тиллен. Малые размеры лодки и простота ее
конструкции вызвали поначалу недоверие у подводников и только после плавания 25
июня на лодке капитана 2 ранга М.Н. Беклемишева, который дал высокую оценку
лодке, нашлись матросы, желающие служить на ней.
В период до 5
июля лодка выходила в море для обучения экипажа, после чего была поднята на
берег для установки бортовых торпедных аппаратов. 26 июля лодка произвела
первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова. 21 августа 1904
г. лодка была зачислена в списки флота под наименованием миноносец
"Форель", а 25 августа по железной дороге отправлена во Владивосток,
куда прибыла 29 сентября 1904 г. На приведение лодки в полную готовность после
транспортировки потребовалось всего два дня.
До весны 1905
г. "Форель" была единственной действующей подводной лодкой на Дальнем
Востоке. Хотя ей не пришлось входить в боевое соприкосновение с противником,
она, тем не менее, сыграла важную роль "психологического" оружия,
поскольку японская сторона знала о появлении в составе русского флота этого
нового средства борьбы на море. В ноябре 1904 г. лодка была поднята на берег и
помещена в ангар, а 29 марта 1905 г. вновь была спущена на воду. В течение пяти
месяцев с момента прибытия во Владивосток лодка была безоружной, поскольку не
поступили заказанные Россией у завода "Шварцкопф" в Берлине 45-см
торпеды. Лодка выходила в боевое патрулирование в море с подводной лодкой
"Дельфин", имевшей на борту русские торпеды. В этот период командир
лодки лейтенант Т.А. Тиллен давал такую оценку подводной лодке: "Считаю миноносец
"Форель" одним из самых простых по устройству и, вместе с тем, одним
из самых удачных типов подводной лодки". К 1908 г. лодка уже
характеризовалась как "небоеспособная, немореходная" и использовалась
в учебных целях.
17 мая 1910 г.
под командованием лейтенанта В.В. Погорецкого лодка вышла в бухту Новик. Плавая
в надводном и подводном положениях в течение 6 часов, она разрядила
аккумуляторную батарею и в базу была вынуждена возвращаться на буксире у борта
подводной лодки "Бычок". В подводной лодке "Форель"
находился только рулевой, входной люк для вентиляции лодки не был задраен. При
буксировке лодка стала зарываться носом, и напором воды входной люк открыло.
Командир лодки и два матроса успели спасти рулевого и перебраться на палубу подводной
лодки "Бычок", но сама лодка затонула на глубине 26 метров.
Обнаружили лодку на грунте методом траления и при помощи водолазов и плавучего
крана подняли на поверхность. Было решено перевезти "Форель" в
Либаву, отремонтировать и использовать в качестве учебной, однако, отправка в
Либаву не состоялась. В 1910 г. лодка была переведена в разряд вспомогательных
судов.
О
дальнейшей судьбе подводной лодки "Форель" достоверных сведений нет.
Известно, что в период гражданской войны лодка с сильно поврежденной надстройкой
и демонтированными торпедными аппаратами хранилась на берегу во Владивостоке.
По другим источникам в 1912 г. лодка была продана в Маньчжурию и там разобрана
на металлолом.
Тактико-технические элементы
Длина, м
12,5
Ширина,
м (без съемных торпедных аппаратов) 1,65
Осадка,
м 1,1
Водоизмещение
надводное/подводное, т 17 / 18
Мощность
двигателей надводного/подводного хода, л.с. 1х65 / 1х65
Скорость
надводного/подводного хода, узл. 4,5 / 3,5
Дальность
плавания надводным/подводным ходом, миль 20 / 18
Глубина
погружения, м 30
Вооружение
Торпеды
в съемных наружных аппаратах Уайтхеда 2
Запасные
торпеды 2
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.navy.ru/