Модели железных дорог
PIKO
Modelbahn - культовые модели железной дороги, предмет гордости и
коллекционирования технически-ориентированных и не особо стесненных в средствах
советских школьников и их родственников.
Компания
PIKO Spielwaren GmbH, а именно таково на сегодняшний день полное название этой
компании, начала поставлять свою продукцию на советский рынок ещё в конце 60-х
годов. В силу международного разделения труда внутри СЭВ, производство
модельных железных дорог, получившее столь сильное развитие на Западе, в Союзе
практически отсутствовало. Отечественный аналог в виде “Пионерской” железной
дороги трудно назвать моделью, и, тем более, сравнивать с аккуратными и
изящными изделиями фирмы PIKO.
Вообще,
именно аккуратностью и изяществом исполнения отличалось подавляющее большинство
продукции из ГДР, и в первую очередь – модели железных дорог. Основную часть
ассортимента PIKO составляли модели в масштабе 1:87, или говоря другими словами
– типоразмера H0. В таком масштабе детализации моделей вполне достаточно для
того, чтобы сделать читаемыми даже самые мелкие надписи, а детали механизмов
легко различимыми. Обозначение H0 происходит от “half zero”, половина от
нулевого типоразмера 1:43, который взят за точку отсчёта.
Однако
для многих гораздо большее значение имела продукция компании Zeuke, а позднее
Berliner TT-Bahnen. Эта замечательная компания выпускала модели в масштабе
1:120 или попросту TT. Они были меньше и компактнее, а значит, такую железную
дорогу уже можно было построить на большом письменном столе. Собственно TT и
означает “table top”. Кстати, легендарные макеты в магазине Лейпциг были именно
в этом типоразмере. Макет на H0 появился уже в конце 80-х. Все коллекционеры по
большому счёту делились на TT-шников и H0-ников. Был ещё масштаб 1:160 или N –
но это уж совсем для гурманов.
Модели
домов для всех типоразмеров, а также детали ландшафта поставляла фирма VERO;
отдельные люди привозили постройки фирмы Mamos. Модельный ряд локомотивов и
вагонов мог удовлетворить притязания большинства советских мальчишек и
девчонок, а также их родителей-коллекционеров. Были представлены все эпохи
железнодорожной истории: от паровозов до современных дизельных локомотивов и
электровозов. То же относится и к вагонам – цистерны, “ледники”, платформы для
грузов, пассажирские и почтовые, вагоны-рестораны и т.п. Особенно радовали глаз
вагоны ранних эпох – в них было что-то особенное, романтика прошлого столетия.
Медитативный
процесс склеивания моделей домиков в первую очередь затягивал родителей, т.к.
требовал большей аккуратности, чем могли обеспечить их дети. Кроме того, это
позволяло каждому почувствовать себя дизайнером: шторки, газончики, заборчики,
плакаты – что хочешь, то и клей. Локомотив приводился в движение маленьким
электродвигателем постоянного тока, в то время как всяческая автоматика и
сигнальные огни работали на переменном токе. Всё подключалось к
трансформатору-пульту, как правило, легендарному “кирпичу” FZ1 производства той
же PIKO. Маленькие паровозики и электровозики двигались по миниатюрным рельсам
словно настоящие. В кабинах некоторых моделей горел свет, а снаружи – фары.
Переключались огни светофоров, щелкали при срабатывании автоматические стрелки.
Чем больше коллекция обрастала всевозможными рельсами, домиками, стрелками и
семафорами – тем сильнее был эффект волшебства “немецкой” железной дороги, тем
больше это походило на маленький город. Хотя и без обилия аксессуаров, а стоили
они всё-таки не очень дёшево, даже в городах из кубиков и коробок, в тысячах
советских квартир – модели железных дорог из братской ГДР приносили с собой
кусочек Европы: красивой, изящной и недостижимо далёкой. На сегодняшний день
компания PIKO является одним из лидеров, а также одной из самых старых и
уважаемых компаний в сфере железнодорожных моделей. Berliner TT-Bahnen уже, к
сожалению, в прежнем виде не существует, и носит теперь название TILLIG
Modellbahnen GmbH &Co. Бессменный поставщик домиков – фирма VERO была
поглощена компанией Auhagen Gmbh. Кстати последняя примечательна тем, что до
сих пор печатает документацию в том числе и на русском языке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://museum.defa.ru/