История
государственного обеспечения
Архаический
период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.
Современный
историк, повествуя о временах древних славян, говорит о них: «сии люди на войне
жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Они не знали
ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту нравов и обходились с
пленными дружелюбно»1, кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю.
Столь же единогласно хвалят летописи «гостеприимство славян, редкое в других
землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с
благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу
готовую для странника».
В те времена,
когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай
общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу
приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в
строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные
работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову.3 Славяне славились
почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно,
благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную
часть жизни древних славян.
Период
княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
«Поворотным пунктом в развитии
благотворительности на Руси, по мнению В. И. Курбатова, стало ее крещение».4 Христианство,
призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало
государственной религией.
По
свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были
князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. «Блестящее и
счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого
монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов
под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке
славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского
племени и славянами». Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в
котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей
священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными
победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу,
снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше
изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное».
В нем он
призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте
сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства.
Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете
мимо».
Святослав
Киевский (1194—1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным,
не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых
без милости для бедных».
Владимир
Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой
и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие
серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с
княжескими стадами».10
Иван Калита
(1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он
всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего
и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь
в Москве».
Таким образом,
во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных
мышцою и душою».
Период
государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
Первые годы
своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования
России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней
жизни страны.
Так какие же
модели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра I? Помощь имела
различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения сценариев жизни
самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти XVIII в. можно
классифицировать на 3 направления:
1)
социально-философское;
2)
социально-административное или реформистское;
3)
социально-медицинское.
Социально-философское
направление подготовило теоретическое обоснование и предоставило проекты общественного
призрения.
Социально-административное
или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные
органы управления сформировать:
1) призрение
детей, вдов, служащих;
2) попечение и
опеку несовершеннолетних;
3) богадельни
для людей, потерявших трудоспособность;
4) смирительные
дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
5) губернские
органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
6) профилактика
нищенства;
7) школы для
детей.
Социально-медицинское
направление:
1) госпитали и
«другие, где болезни лечат»;
2) лазареты;
3) дома для
душевнобольных.
Законодательная
ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод,
магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Таким образом,
мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в
области общественного призрения было положено начало не только для развития
последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных
технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция,
экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение,
опека и попечительство.
Перспективная
модель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых,
имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения
социальной ситуации;
во-вторых, в
нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих, она
была обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный
аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующие
решения, программы и проекты.
Однако многие
реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили
конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не
была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
«Много ошибок
помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к
силе и к сознанию силы…».14
Система
государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763
г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот
военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об основании Воспитательного
общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек
мещанского происхождения.
Продолжила дело
Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила
императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков,
основанное в Москве на средства А. Демидова.
К числу
наиболее известных благотворительных заведений следует отнести Императорское
Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии,
Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования
Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и
учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.
Таким образом,
ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся,
однако, оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.
В конце 90-х
годов общество получило право устанавливать платные должности для лиц,
профессионально занимающихся благотворительной деятельностью. Эти должности
приравнивались к государственной службе. Этим указом было положено начало
профессиональному общественному призрению.
Период общественного
и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.
К этому периоду
только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы,
богадельни, ночлежные дома, столовые и т. п., значительная часть которых
содержалась на деньги московского купечества.
«Благотворительные
занятия, — пишет В. А. Сущенко, — часто вызывались к жизни именно
мировоззренческо-нравственными принципами, осознанием капиталистами того факта,
что без улучшения жизни народных слоев невозможно гармоничное развитие общества».15
Нищету и
отсталость таким путем нельзя было ликвидировать, но «можно было облегчить себе
душу».16 Причины, побуждающие предпринимателей к благотворительности крылись
еще и в том, что все они были глубоко «набожными людьми и в том, что они были
молодыми».17 Отсутствие возможности заслужить признание своей профессиональной
деятельностью часто заставляло их уходить в другие области.
Такую
идеалистическую картину дает В. А. Сущенко. Среди предпринимателей С. Д.
Сидоров, его сын Михаил, В. Ф. Демидов и его сын (не уральский Демидов), В. И.
Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины, Агриппины, Абрикосовы, П. П.
Демидов.
Крупным
благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах
трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал
«Трудовая помощь».
Одним из первых
в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным
детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно
использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные
школы, ремесленные училища.
Одно из
почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу
Михайловичу Третьякову.
В начале ХХ в.
в стране было основано 82 % всех благотворительных заведений и 95 %
благотворительных обществ.
Однако мировые
войны, голод, эпидемии давали самую высокую смертность.
Как считают
специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес прогрессивных
предпринимателей. Большая часть богатых равнодушно относилась к простым людям,
их собратьям по торгово-промышленному классу.
Многочисленные
благотворительные общества и учреждения в какой-то мере компенсировали слабость
социальной политики царской власти.
Период
государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.
В первые послереволюционные
годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение
благосостояния трудящихся.
С декабря 1917
г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел
Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни».
В апреле 1918
г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального
обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения
трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области
социальной помощи.
Начала
формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания
населения.
Осенью 1918 г.
был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания
которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от
31.10.1918 г.
20-30-е гг. –
борьба с детской беспризорностью;
1923 г. – стали
создаваться кооперативные организации инвалидов;
1923 г. –
Всероссийское общество слепых;
1926 г. –
Всероссийское общество глухонемых;
1928 г. –
пенсии по старости рабочим текстильной
промышленности;
1929 г. –
введены пенсии по старости для рабочих тяжелой
промышленности
и транспорта,
26 июня 1941 г.
был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий
семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное
время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных.
После смерти
Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика
позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного
строительства, увеличение заработной платы.
К середине 80-х
гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за
непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не
менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин
вводился частично оплачиваемый отпуск.
Но в начале
80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость
проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального
обеспечения.
Попытки
реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в
условиях самостоятельного развития РФ.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.socreferat.popal.ru/