Реферат по предмету "История"


Быль про "инока" Пересвета или как церковь к Русскому подвигу примазалась

Быль
про "инока" Пересвета или как церковь к Русскому подвигу примазалась

Л.Р.Прозоров.

Любят
православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент
обличает такой публицист злодеев-"неоязычников", то не преминет
заметить - мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием
Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши
язычники были, полканы да кукеры (кукеры православных публицистов особенно
волнуют; не иначе как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами,
не зря ведь Кураев жалуется, что у православия - женское лицо)?!

Действительно,
ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем,
мультфильму "Лебеди Непрядвы" (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош)
- тогда да, все так и было - и Сергий князя благословлял, и Пересвет в одной
рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.

Только стоит
обратиться к источникам. И красивая - хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй!
- картинка рассыплется. Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи про
него вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия
Радонежского. А это уж просто поразительно - неужели благословение на бой с
погаными ордынцами двух братьев из обители - настолько уж проходная, ничего не
стоящая деталь?! Как Сергий копал огород - важно, а как послал на бой за
Отечество и веру двух парней из монастыря - ерунда? Ведь, согласно более
поздним, через сто лет после битвы записанным преданиям, Сергий возложил
братьям - иногда их именуют послушниками - схимы…

Современному
человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего. Однако
необычное, мягко говоря, в этой ситуации есть. Церковь часто именуется
воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жесткая
субординация. Схимник - иначе говоря, схимонах - одно из высших званий в этой
армии. Сперва человек становится послушником - года так на три, потом его
постригают, делают рясофором - еще не монахом! - потом идет просто монах, потом
- иеромонах, а вот уж потом… Прочувствовали? Поверить, будто обычному монаху -
не говоря про послушника - надели схиму, все равно, что поверить в то, что
лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения
бывают разве что во снах кадета Биглера из "Бравого солдата Швейка".
Или вот еще - по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более,
монах не имеют права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и
принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России полковые батюшки,
с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты - за что им,
конечно, честь и хвала - но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за
оружие; не было у православных воинствующего монашества католиков, всех этих
тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев. То есть православный
монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках - это такое диво,
такая двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и
житий, рядом с хвостатыми звездами, землетрясениями, говорящими конями и тому
подобными редкостями. Однако - молчание!

Из
современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна
"Задонщина", зато она совершенно молчит о Сергии и его благословении.
Пересвет в ней "злаченым доспехом посвечивает". Вот и все сказки про
рясу или схиму! При всем нашем уважении к знаменитому художнику Виктору
Васнецову, он был не прав, изображая Пересвета в схиме. Правы были советский
художник Авилов и язычник Константин Васильев, изобразившие Пересвета в
доспехах русского богатыря.

В самых же
ранних редакциях "Задонщины" Пересвета и чернецом-то вовсе не
именуют. "Хоробрый Пересвет поскакивает на своем вещем сивце, свистом поля
перегороди". Хорош смиренный инок? Дальше - пуще: "а ркучи таково
слово: "Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых
полоненным"". Картина маслом кисти Репина, "Приплыли"
называется.

Православный
монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как
предпочтительное плену. Да ведь это - нормальная этика русского воина-язычника
времен Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на собственные клинки, лишь бы
не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.

Да был ли он
монахом-то - закрадывается нехорошее подозрение. Если и был - то определенно не
Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике - поминальном
перечне - Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем,
и его брата - Родиона Осляби). Захоронены оба героя в Старо-Симоновском
монастыре - вещь также совершенно невероятная, если бы они были монахами другой
обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и
выдающиеся ее братья покоились в "чужой" земле?

Между прочим,
оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из
"Лебедей Непрядвы", а людьми более чем взрослыми. У младшего, Осляби,
был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего, Пересвета, так же
не прервался - в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский
выходец Иван Пересветов.

Но стоп!
Отчего же литовский выходец? Да оттого, что братья называются во всех
источниках "боярами брянскими" или "любучанами" - выходцами
из расположенного неподалеку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена
Куликова поля это были земли Великого княжества Литовского и Русского. И на
поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знаменами своего
сюзерена литвина князя Дмитрия Ольгердовича Брянского, пришедшего на службу
князю Московскому зимой 1379-1380 годов.

Когда ж
Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да еще в монастыре,
расположенном на московских землях? Да еще успеть за полгода пройти послух -
как мы помним, трехлетний - и "дослужиться" до схимников?

Вопросы,
вопросы, вопросы… и ни на один нет ответа. Точнее есть - один на все разом. В
год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были. Ни Троицкого
монастыря, ни какого-нибудь другого - ибо монах от всех мирских обязанностей
освобождается, и, прими братья постриг на литовской земле, им незачем было
следовать за своим - уже бывшим - сюзереном в Московское княжество.

Между прочим,
сам Дмитрий Ольгердович был крещен-то уже в зрелом возрасте. В душах его бояр,
суда по "святотатственной" реплике Пересвета, христианство также не
успело пустить корней. Как и в душе еще одного литовского выходца, воеводы
Дмитрия Боброка, перед битвою ни много, ни мало - ворожащего своему тезке,
великому князю Московскому, еще не прозванному Донским, о победе по
волчьему вою, заре и "голосу земли". По свидетельству Гальковского,
еще в начале ХХ века русские крестьяне - кстати, из западно-русских,
"литовских" во времена Пересвета Смоленских краев - вот так, на
восходе солнца, кланялись земле, кланялись тайно и сняв предварительно крест.
Тайну Дмитрий Иванович соблюл; любопытно, снимал ли он крест?

Ослябя,
оставшийся в живых в Куликовской сече, позднее служил в боярах у еще одного
литовского выходца - митрополита Киприана, под старость же и впрямь постригся в
монахи. Так, надо думать, и появился в источниках "чернец Родион
Ослябя", ну а уж коли в "Задонщине" (первые списки которой ни
словом не намекают на монашество брянских бояр) он называет Пересвета братом,
то монахи-летописцы и сделали "логический" вывод, задним числом
вписав в свои ряды обоих героев Куликова поля. И произошло это, судя по
летописям и спискам "Задонщины" не ранее конца XV
века, когда иго было уже окончательно свергнуто и провалилась последняя попытка
реставрировать его (хан Ахмат в 1480 году). Тогда же возникло и "Сказание
о Мамаевом побоище", перекроившее чуть не всю историю Куликовской Битвы
"на злобу дня", и упоминания о небывалом походе на Куликово поле
Ягайлы (в "Сказании…" вообще почившего за несколько лет до сечи на
Непрядве Ольгерда), невесть отчего повернувшего с полдороги. Позвольте
посмеяться над распространенными объяснениями, что свирепый воин и полководец
"испугался" остатков московского войска, только что перенесшего
страшное сражение. Это-то объясняется хорошо - соперничество Москвы с Литвой в
собирании Русских земель было в разгаре, Литва - точнее, уже Речь Посполитая -
стала католической и начала, на свою, в конечном счете, голову, притеснять
православных - короче, про Литву просто требовалось сказать какую-нибудь гадость.
Хотя бы просто чтоб "замазать" активнейшее участие Андрея и Дмитрия
Ольгердовичей с их подданными - Боброком, Пересветом, Ослябей - в великой
победе над Ордой.

Но
понятно и желание церкви прибрать к рукам имена героев Куликова поля. Церкви
тоже хотелось кое-что "замазать" - только не чужие подвиги, а
собственное… м-да, тут как-то никаких цензурных определений на язык не
подворачивается… ну, скажем, собственное поведение во времена ига. Ярлыки,
которыми награждали митрополитов ханы Менгу-Темир, Узбек, Джанибек и их
потомки, говорят сами за себя. Под угрозой мучительной смерти запрещалось не
только причинять какой-либо вред "церковным богомольцам" или посягать
на их имущество - даже словесно оскорблять православную веру! Против кого
направлены были эти указы - ясно: до XIII века на Руси действовали
капища Древних Богов, до XIII века в русских городах
совершались языческие обряды. Но лучше всего - мотивация этих суровых запретов
в ханских ярлыках: "зане они за нас и за весь род наш бога молят и
воинство наше укрепляют".

Что
тут сказать… не говорить хочется - кричать! Особенно хорошо читать это после
того, как почитаешь душераздирающее "О разорении Рязанской земли
Батыем", да вдобавок - описания раскопок сожженных Ордой городов с
детскими скелетиками в печах и распятыми останками изнасилованных и убитых
женщин, после того, как ознакомишься с сухой археологической статистикой - 75%
городов и сел северо-восточной Руси не пережили XIII
века, были уничтожены полностью - это при том, что в уцелевших шла резня,
выживали единицы… с описаниями рабских рынков на черноморском берегу того
времени, набитыми золотоволосым, синеглазым живым товаром из Руси…

Это они за
них молили своего бога! Это их воинство они укрепляли! И действительно
укрепляли - когда тверичи восстали против ордынского ига и убили сборщика
податей Чолхана (Щелкана Дудентьевича из былины, который "у кого коня нет
- дитя возьмет, у кого дитя нет - жену возьмет, у кого жены нет - самого
возьмет"… церковники, кстати, дани не платили вообще), когда московский
князь Калита вместе с ордынцами разгромил и сжег Тверь, а тверской князь
Александр сбежал в вольный Псков, до которого не дотягивались длинные лапы
Орды, митрополит Феогност под угрозой отлучения заставил псковичей выдать
защитника русских людей на казнь татарам.

Вы не
поверите, читатели, но еще в XV веке церковники нисколько не скрывали этого
союза с Ордой. Они им хвалились, писали посягнувшему на церковные земли Ивану
III: "мнози и от неверных и нечестивых царей…зело по святых церквах
побораху, не токмо в своих странах, но и в Руссийском вашем царствии, и ярлыки
давали". Не знаешь, на что пуще умиляться - на это дивное - "вашем
Руссийском царствии" (прямо таки нынешняя "эта страна") - или на
саму беспредельную наглость, защищающую нажитое при оккупации добро в едва
освободившейся стране ссылками на законы оккупантов.

Однако
вскоре Русь окончательно поставила Орду на место на Угре, и церковники - тут
же, "и мужниных еще сапог не износивши" - кинулись примазываться к
победе над Ордой. Так посмертно "постригли" в троицкие монахи
полуязычников из дремучих брянских лесов, братьев-бояр Ослябю и Пересвета.

Исторический
же Александр Пересвет никогда не был монахом, обитель Сергия разве что мимо
проезжал. Я знаю, что эта статья мало что изменит - как были, так и останутся
бесчисленные картинки с Пересветом, вопреки всякому здравому смыслу, скачущему
на врага в долгополой сутане, как звучали, так и будут звучать экстатические
завывания штильмарков и уткиных про "подвиг схимника Пересвета,
благословленного на бой святым Сергием". Вот и на обложке журнала
"Родина", №7 за 2004 год опять Пересвет в нимбе, схиме и лаптях(!)
атакует закованного вместе с конем в броню Челубея. Что ж, вольному - воля,
вольному - правда, а "спасенным" - их рай, их краденые герои и
ворованные подвиги. Каждому свое. Я писал не для них…
Список
литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kurgan.kiev.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ценные бумаги акционерного общества
Реферат Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка
Реферат Организация бухгалтерской службы образовательного учреждения Профессиональное училище 10
Реферат Организация первичного учета на предприятии
Реферат Организация материально-технического обеспечения на ООО Витязь
Реферат Организация кассовой работы в банке Процесс кредитования клиентов банка и его этапы
Реферат Конституционный статус личности в России
Реферат Кредит и банковский бизнес
Реферат «Применение информационных технологий в математике»
Реферат Организация учета товарных потерь в организациях торговли на примере ОАО Веста
Реферат Организация учета основных средств в ЗАО Верещагинская ПМК 17
Реферат Социологические индексы и шкалы
Реферат Jane Erye Essay Research Paper Jane Eyre
Реферат Организация учёта основных средств 2
Реферат Организация бухгалтерского учета 3