Родословная
полесской крестьянской династии
А. А. Макейчик
Исследование
крестьянских династий относится к наиболее трудным генеалогическим задачам.
Связано это главным образом с дефицитом сведений: в прошлом люди из социальных
низов реже, чем представители элиты, фиксировались в документах, а имеющиеся
сведения часто недостаточно информативны.
Сказанное,
однако, не означает невозможности построения крестьянских родословий, в т. ч.
на документальной базе. Современные архивы располагают целым рядом ценных для
нас видов источников: ревизские сказки и прочие материалы переписей, приходские
метрические книги, похозяйственные книги, записи актов гражданского состояния и
др. Метрические книги, например, вошли в обиход в начале ХVIII в., в них
записывались имена, даты рождения, крещения, брака, смерти. Еще более
содержательны ревизские сказки (в 1719—1857 гг.), включающие также сведения о
переводе крестьянина в другой двор или имение, об отдаче в рекруты и т. п.
Сведения эти мало пригодны для портретизации лиц, но при сохранности архивных
материалов описание крестьянских родов может охватывать несколько веков.
Примером этого является родословная Макейчиков.
Данная фамилия
относится к патронимическому типу, образована от уменьшительно-ласкательной
формы мужского имени Макей. Для белорусской антропонимии подобные фамилии
типичны (Антончик, Иванчик, Петрик и т. д.), встречаются они и у других
славянских народов. Макей — имя греческое, означает “насмешник”, “осмеивающий”.
На Русь оно пришло вместе с ее крещением в греческую веру, следовательно, не
раньше конца Х в., со временем оно стало крестильным и довольно
распространенным. Дни ангела Макеев: 29 января, 11 мая, 3 июля, 18 декабря.
По их старинной
дислокации все белорусские Макейчики делятся на две основные части — минскую,
или центральную белорусскую, и полесскую; к последней относится династия,
описываемая в данной работе. В родовых преданиях существует несколько версий
появления ее на Полесье. Наиболее популярна легенда о белорусском повстанце
(или гайдамаке), который, спасаясь от преследований, прятался в отдаленных
углах и каким-то образом нашел прочное убежище в полесских дебрях. Есть и менее
романтические рассказы. В любом случае династия живет в полесском крае как
минимум с начала ХVIII в. Вплоть до середины ХХ в. Макейчики проживали очень
компактно, в смежных деревнях Бобрик, Заполье, Комаровичи. Заполье в ХIХ в.
выделилось из Комарович, а в 1974 г. перестало существовать как самостоятельное
поселение, растворившись в тех же Комаровичах. Деревни эти весьма старинные,
они расположены на юго-востоке Мозырщины, на месте поселения древних
дреговичей; в настоящее время принадлежат к Петриковскому району Гомельской
области. В отличие от деревни Бобрик, Комаровичи имели ранг села. Село
отличалось большим числом жителей, наличием церкви и барской усадьбы. В нем
действовали два храма, католический и православный. Последний (более ранний)
построен в середине ХVIII в., метрические книги велись в нем с 1756 г.
Первоначально эта церковь была униатской, в 1795 г. стала православной,
Свято-Троицкой. В Комаровичах же впервые в ареале династии Макейчиков в 1883 г.
была открыта школа (народное училище), первая учительница — Александра Невская.
Рядом с Комаровичами есть речка Ареса, в прошлом она называлась Роса, может
быть та самая, откуда “есть пошла Русская земля”?
Пространство
полесских Макейчиков с конца Х в. относилось к Туровскому княжеству, с 1155 г.
— к Киевскому, в ХIV в. стало собственностью великого литовского князя
Гедимина, затем, до 1791 г., слуцких князей (Олельковичей и Ходкевичей) в
составе Великого княжества Литовского; в конце ХVIII в. полешуки оказались в
Российской империи. После Олельковичей деревни несколько раз меняли свои хозяев.
С начала ХVIII в. вместе с крепостными они надолго оказались в руках местного
шляхетского рода Еленских, рода обширного, записанного в шестую и первую части
дворянских родословных книг Минской, Виленской и Витебской губерний. Клан
Еленских породил несколько колоритных личностей. В их числе Эмма
Еленская-Дмаховская (1864—1919 гг.), известная деятельница белорусской и
польской культуры. Она родилась в Комаровичах, с 1890 г. жила в Вильно. В 1891
г. она опубликовала в польском журнале “Висла” довольно обширный очерк “Село
Комаровичи”. В начале ХХ в. имением Комаровичи (5530 десятин земли) владел граф
Г. А. Милорадович (1839—1905 гг.), представитель знаменитого рода сербского
происхождения, бывший флигель-адъютант Александра II, сенатор. Он, кстати,
увлекался генеалогией, был членом петербургского и московского родословных
обществ, опубликовал около 25 работ по генеалогии.
Таковы
общеисторические условия жизнедеятельности полесской династии Макейчиков.
Выделившаяся из нее ветвь, ведущая по нисходящей прямой линии к автору данной
статьи, изображена на схеме № 1. Она состоит из трех потоков: в центральном
представлены генеалогические ступени прямого родства (на схеме их 10, всего же
династия насчитывает 11 поколений), в левом — жены Макейчиков, в правом — линия
матерей матерей. Даты на схеме, как и другие родословные сведения, приведены по
материалам фондов “Минская казенная палата”, “Минский губернский инвентарный
комитет”, “Минская губернская земская управа” Национального исторического
архива Беларуси, по делам о дворянстве, о выкупе крестьянами земли у помещиков
и т. п. из фондов Российского государственного исторического архива в
Петербурге, а также по другим источникам, включая семейные архивы и научную
литературу.
Общим
первопредком полесских Макейчиков явился крепостной крестьянин Матвей. Автору
статьи (поколение № 9) он приходится шестикратным прадедом. В нисходящем
движении династии выделяются три хронотопа: деревня Бобрик (начало ХVIII
в.—1830-е гг.), деревни Бобрик и Заполье (1830-е гг.— середина ХХ в.),
Белоруссия, Москва, Ленинград и другие регионы СССР (с середины ХХ в.).
Поколенная таблица первого хронотопа с некоторым сокращением представлен на
схеме № 2.
Содержательный
портрет рода в познавательном отношении интересен одновременно и типичностью, и
своеобразием. До третьего хронотопа все его лица проживали на одной и той же
небольшой территории, представляли один социальный слой, вели одинаковый образ
жизни. В этот период формы и показатели их жизнедеятельности (грамотность и
динамика образования, профессиональная структура, мораль, мировоззрение,
общественная активность и т. д.) близки к среднебелорусским (крестьянским).
Позже резко усиливается дифференциация, но с сохранением ядра внутриродовых
ценностей (патриотизм, семейно-витальная надежность, жизнестойкость).
В 1945 г. один
из Макейчиков штурмовал рейхстаг, добрался до самого логова, вертел большой
глобус в кабинете Гитлера. На волне победной радости, по примеру других, хотел
было написать что-то на стене, да вдруг передумал: и малограмотности застеснялся,
и стыдно стало перед убитыми (они ведь не напишут, не отметят себя), и — экая
невидаль, одолел врага, сколько их было, и врагов и побед. Скорее домой, на
Полесье...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://victorian.fortunecity.com/