Раскол и
старообрядчество
Церковная
реформа и борьба с ней
Важным фактом
русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной
реформы патриарха Никона.
Наиболее существенными
из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была
замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу
“алилуйя” не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу
Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа
православия.
Раскол
православной церкви произошел на соборе 1666—1667 гг., и с 1667 г. раскольников
предавали суду “градских властей”, которые сжигали их за “хулу на Господа
Бога”. В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп
Аввакум.
Протопоп
Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие
считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении
богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.
В расколе
соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в
неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре,
такие, как боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова, монахи и белое
духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было
рядовых людей — горожан, стрельцов, крестьян,— видевших в сохранении старых
обрядов способ борьбы за древние народные идеалы “правды” и “воли”. Наиболее радикальным
шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за
здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим
обществом, начало борьбы за сохранение идеала “правды” внутри своих общин.
Главной идеей
старообрядцев было “отпадение” от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда
предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675—1695 гг. было
зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тыс. человек.
Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск
находящихся под защитой самого Бога “сокровенного града Китежа” или же
утопической страны Беловодье.
Духовный
потенциал старообрядчества.
В официальном
православии существование царя и церкви отчасти принижало роль личной
активности в деле спасения души. Отпадение раскольников от официальной власти и
церкви резко обострило для них проблему противоречия сущего (власти царя —
антихриста) и должного (царства справедливости), повысило осознание ими роли
личной активности в спасении души от вечной смерти, достижении рая.
Парадоксальным,
но характерным для старообрядчества было то, что нравственные основы воспитания
будущих предпринимателей вырабатывались в общинах старообрядцев-беспоповцев,
которые всерьез готовились к концу света и поэтому считали излишними такие
“обычаи” рода человеческого, как брак, семья и рождение детей. Тем не менее
основателями крупнейших династий купцов и промышленников центра России —
Морозовых, Прохоровых, Солдатенковых, Гучковых, Грачевых и других — оказались
именно старообрядцы-беспоповцы. К 1917 г. предков-старообрядцев имело 64%
торгово-промышленного населения России.
Роль
старообрядцев в развитии русского предпринимательства.
Скиты
старообрядцев, такие, как Выгорецкое общежительство, принадлежавшие к
поморскому согласию, только на первых порах строились на основе чисто
демократических и уравнительных принципов. Равенство верующих было там
реальностью лишь в конце XVII в., когда всеми делами общины занималось общее
собрание верующих, администрация же лишь исполняла его решения. Уже в начале
XVIII в. старообрядцы-поморцы создали на русском Севере, в трудных
климатических условиях процветающее хозяйство: ремесленные мастерские и
кирпичные заводы.
В результате
скитники оказались состоятельными людьми, не склонными делиться имуществом и
властью с вновь приходящими верующими. Они образовали привилегированный слой
хозяев и управляющих. Новопоселенцы служили у них в качестве работных людей.
Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с
“властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве
государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих,
возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты,
старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них
солдат.
В 20-х гг.
XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за
царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских
отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания
конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель,
крупнейший центр предпринимательства на Севере.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/