Реферат по предмету "Государство и право"


Правовые основы федерализма в Российской Федерации

Оглавление
Введение
1. История развития федерализма в России
1.1 Федеративное развитие России в советский период
1.2 Федеративное развитие России после 1993 г.
2. Понятие, признаки и конституционно-правовое регулирование федеративногоустройства Российской Федерации
2.1 Понятие и признаки федеративного устройства Российской Федерации
2.2 Конституционно-правовое регулирование федерального устройстваРоссийской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Приложения

Введение
Д.А. Медведев в своемФедеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008[1]г отметил: «Фундаментально значимым для нашего общества стало введениеинститута местного самоуправления, и укрепление федеративных начал государства.Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществляласьпутем «проб и ошибок» — с учетом опыта других государств исложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной,многонациональной и многоконфессиональной федерации как Россия — в мире большене существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем — делаем действительно впервые».Действительно, правовое регулирование федерализма в том виде, в котором онсуществует сегодня, достаточно новое явление для нашей страны, здесь многопроблем, коллизий и противоречий. Этим и обусловлен мой научный интерес и актуальностьвыбранной мной темы исследования.
Объект исследования- общественные отношения, возникающие в сфере государственно-территориальногоустройства Российской Федерации, разграничение компетенций федеральной власти ивласти субъекта Федерации
Предмет исследования- положения Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, устанавливающиеи регулирующие государственно-территориальное устройство Российской Федерации
Цель — рассмотреть ипроанализировать положения Конституции и иного российского законодательства,устанавливающего правовые основы федерализма в Российской Федерации
Чтобы достигнутьцели, необходимо решить следующие частные задачи:
1.  Рассмотретьисторию становления и развития федеративного устройства России в советский период
2.  Рассмотретьисторию становления и развития федеративного устройства России после 1993 г.
3.  Датьпонятие федерализма и выделить характерные признаки российского федерализма
4.  Проанализироватьконституционно-правовые основы федерального устройства Российской Федерации
Метод: теоретическийанализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.
Степеньразработанности темы: курсовой работы значительна с научно-практическойнаправленности аспекта правового положения субъекта федерации, а следовательносущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такиесовременные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н.
Структура работы:работа состоит из трех параграфов, введения и заключения. Также имеется списокиспользуемой литературы и нормативно-правовых актов.

1. История развития федерализма в России
 
1.1 Федеративное развитие России в советский период
Прежде чемприступить к характеристике конституционно-правового регулирования федеральногоустройства Российской Федерации мне бы хотелось совершить небольшой экскурс висторию. Развитие федерализма в самом смысле этого слова началось послереволюции 1918г. В своем развитии российский федерализм прошел 4 этапа[2]:
1.  созданиеоснов социалистического федерализма(1918-1936)
2.  утверждениефактического унитаризма в государственном устройстве (1937-1985)
3.  реформы впериод принятия Конституции 1993г
4.  развитиефедерализма после 1993г.
В данном параграфе ярассмотрю развитие федеративного устройства нашей страны до 1993г, то есть всоветский период.
Российская Федерация былапровозглашена на III Всероссийскомсъезде советов в январе 1918 г. Этим устанавливалось новое государственноеустройство не только России, но и всей бывшей Российской империи. Но на первыхпорах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи неполучилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии,Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, такжеобъявленные независимыми, вступили в договорные отношения с РоссийскойФедерацией.
На собственно российской территорииначался хаотичные процесс создания автономий по национальному илигеографическому признаку, хотя ясных границ национального расселения несуществовало. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятияКонституции РСФСР от 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская идругие АССР, а также ряд автономных областей. Но большинствоадминистративно-территориальных частей России оставалось в статусе областей игуберний, в которых были созданы административные органы для решения вопросовнациональных меньшинств. Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области[3].
Процесс создания автономий, изменениеих границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой КонституцииРСФСР.
Созданный в 1922 г., СССР являл собойсовершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов справом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно увязано сантидемократической сущностью тоталитарного государства и представляло собойфиктивную федерацию. Считалось, что субъекты федерации являются национальнымипо форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реальногоуправления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как силаинтернациональная, что и превращало формально федеративное государство вфактически унитарное.
После создания СССР внимание кпроцессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых,к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожиданиесоответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах.Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления СоюзаССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.
 Ко времени принятия Конституций СССР(1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точкизрения организации государственной власти. В Конституции РСФСР были поименно перечислены16 автономных республик и пять автономных областей.
Конституционные гарантии не оказаликакого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществляласьпод руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированымногие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. этаварварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. –калмыков и карачаевцев, в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев. Впослесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены,но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов этиакции были объявлены преступными, а народы реабилитированы (Закон РСФСР от 26апреля 1991 г. №1107–1 «О реабилитации репрессированных народов».
 Мощная демократическая волна,вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессыгосударственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В1990–1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные областиРоссии провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В рядереспублик сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР былопринято решение об исключении из названия республик термина «автономная», ониприобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование. Распад СССР привёлк независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической аренекак самостоятельных государств.
В условиях усилившихся центробежныхтенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значениеимело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля1992 г. был включен в Конституцию РСФСР в качестве ее составной части. Договорподтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края,области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные образования признавалисьсубъектами Федерации.
Такимобразом, СССР на период 1922г — федеративное государство, ибо состоял из равныхсубъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерацииявляются национальными по форме и социалистическими по содержанию
Ковремени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство сталоуже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти.После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составеРоссийской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 гостановил данную тенденцию.
1.2 Федеративное развитие России после 1993 г.
Новый этап вразвитии Российского федеративного устройства наступил после 1993г. Егоознаменовало принятие 12 декабря 1993г Конституции Российской Федерации. Россияотносится к самым многосубъектным федерациям в мире. В ее составе 83 субъекта.Конституцией РФ 1993 г. все субъекты сгруппированы по шести видам (ч. 1 ст. 5),сделано перечисление их названий в алфавитном порядке (ч. 1 ст. 65). Этосвидетельствует об объективном, а не статусном подходе. Закрытый конституционныйперечень субъектов РФ не означает запрета изменения субъектного состава (ч. 2ст. 65). 17 декабря 2001 был принят Федеральный конституционный закон «Опорядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новогосубъекта Российской Федерации»[4]
 Федеральнымконституционным законом от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РоссийскуюФедерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» непредусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федеральногоцентра, что ограничивает потенциал изменения федеративного устройства России наоснове федеральных округов. Инициатором предложения о принятии в РоссийскуюФедерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части изаключении международного договора является данное иностранное государство.Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъектапринадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуетсяновый субъект РФ.
Конституция РФ не предусматриваетправо субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии. Поэтомулюбое официальное заявление подобного рода является прямым нарушениемКонституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России (ч. 3ст. 4).
Применение двух подходов в основаниевыделения субъектов – национальный и территориальный – также относится кособенностям российского федерализма. В результате из 83 субъектов 26 (21республика + 4 автономных округа + 1 автономная область) являютсянациональными, что преимущественно отражено в названии данных субъектов, и 57территориальных субъектов (9 краев + 46 областей + 2 города федеральногозначения).
Таким образом, формированиесовременных федеративных отношений в России обусловлено историческими корнями,политическими факторами, национально-этническими особенностями России.
В последние десятилетия развитиефедерализма показывает, что ни национально-территориальный подход (средстворешения национального вопроса), ни подход территориальный (в частности, какспособ децентрализации управления) к организации федеративного государстванельзя абсолютизировать[5].
В этой связи в России противоречив несам принцип, а противоречиво сочетание национально-территориального иадминистративно территориального начала. Также наблюдаются некоторые другиетенденции в развитии федерализма. Например, тенденция к централизациикомпетенции у федерального центра и минимизация собственных полномочий усубъектов Российской Федерации. Перспективой развития данной тенденции являетсяпреобразование фактически в унитарное государство. Некоторые ученые называютсложившееся положение вынужденной временной мерой и в перспективе предвидятпостепенное возвращение субъектам Федерации полномочий, которые они ранее имели[6],так как без этого невозможно развитие федерализма.
В направлении централизацииразвивается и реформирование системы органов государственной власти в России.На федеральном уровне устанавливаются не «общие принципы» организации органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, а осуществляется четкоеи детальное правовое регулирование порядка создания, функционирования ипрекращения деятельности законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Федерации, оставляя субъектам насамостоятельное решение только незначительные вопросы. Дальнейшее развитиеданной тенденции в перспективе приведет к созданию унитарной моделигосударственного управления (применяемая в России система уже сейчас имеетбольше сходства с унитарной моделью, чем с федеративной).
Вызывает опасение развитие начавшейсяв 2003 году тенденции к укрупнению субъектов[7]Российской Федерации, так как в действующем законодательстве не урегулированыпределы развития данного процесса. Правом на объединение обладают все субъектыФедерации. В результате Россия в своем составе может получить некотороеколичество субъектов – республик с характерными именно для республикпретензиями на суверенизацию[8].Также, есть опасения что федеральный центр столкнется с тем, что новые субъектыстанут очень сильными в экономическом, политическом, социальном отношении, чтопозволит им конкурировать с Федерацией. Это в перспективе может привести краспаду государства либо приспособлению и уступчивости федерального центра ктребованиям сильных субъектов (начнется обратный процесс децентрализации –расширение полномочий субъектов и т.д.). Существующий в настоящее время вРоссии субъектный состав сложен, он нуждается в реформировании. Но необходимовыработать перспективную модель федеративных отношений на долгосрочнуюперспективу, с учетом которой последовательно производить коррекцию составасубъектов Федерации.
Такимобразом, после 1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своегоразвития. Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. Впоследнее время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем ихобъединения (соответственно, сокращение их количества), а также к централизациикомпетенции у федерального центра.
правооснова федерализм конституция

2. Понятие, признаки иконституционно-правовое регулирование федеративного устройства РоссийскойФедерации
 
2.1 Понятие и признаки федеративного устройства РоссийскойФедерации
Как известно изтеории государства и права государственно-территориальное устройство являетсяодной из важнейших характеристик государства. Под формой государственногоустройства понимаются территориальное его устройство(административно-территориальное или национально-территориальное) и характервзаимоотношений между его составными частями и центральной властью[9].
Существуют двеосновные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарноегосударство (фр. unitaire – единое, составляющее одноцелое) – единое, слитное государство, состоящее в своей основе изадминистративно-территориальных единиц, которые не имеют права собственногоместного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты(решения, постановления)[10].
Федеративноегосударство (от позднелат. foederatio – «союз,объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственнымсуверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочныхзадач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию[11].
Федеративная природаряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составомнаселения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Основой федеративногоустройства государств является национально-территориальный или территориальныйпринцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случаефедерация образуется из самостоятельных государств преимущественно надоговорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственныеобразования, образованные по территориальному признаку.
Федерализм – понятиеболее широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция,парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство иплюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальнойорганизации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает способурегулирования разногласий и объединения людей и их образований нагосударственном уровне; как режим и форма государственного устройства онопределяет разделение государственной власти по вертикали междутерриториальными образованиями различного уровня в едином государстве.
Понятие федерализма,таким образом, характеризуется достаточно широким объемом. Существенной егочастью является идеологическая составляющая. Федерализм может совпадать сфедеративной формой государственного устройства, но это не обязательныйпризнак, поскольку «федерализм… может существовать без федерации, но невозможносуществование федерации без федерализма»[12].Существуют унитарные государства с сильно развитыми началами федерализма нарядус государствами федеративными, где, собственно, федерализм находится взачаточном состоянии. Федерализм свидетельствует в пользу наличия в структурегосударства не столько формальных, сколько реальных федеративных элементов.Изучение феномена федерализма все более наводит на мысль о том, что это нечтобольшее, чем форма либо даже принцип государственного устройства. Федеративныеначала присутствуют в моделях организации власти едва ли не любого порядка.Федерализм – это частный случай более широкого общественного феномена.
При участии Тибоутаи Уоррена[13]Остромом были выделены основные признаки полицентрической политической системы,в полной мере присущие и федерализму:
· наличие множества автономных властных единиц;
· их взаимодействие на основе принципов сотрудничества, конкуренциии стремления к самостоятельному урегулированию конфликтов;
· оптимальное разграничение компетенции между указанными единицами;
· максимальное участие индивидуумов в общественной игосударственной жизни.
Характернымиособенностями российского федерализма являются[14]:
· Многосубъектность
· не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативефедерального центра
· не предусмотрено право субъекта на односторонний выход из составаРФ – право сецессии
· основание выделения субъектов – национальный и территориальныйпризнаки
Федерализм в Россииизначально является явлением не свойственным ей как государству, заинтересованномув наибольшей централизации и единстве как правовом, так и политическом. Накаждом этапе своего исторического развития федерализм подвергался классическимдля данного института факторам суверенизации субъектов и усиления федеральногоцентра. Однако, особенностью российского федерализма всегда являлся и остаетсятаковым факт, что «центробежное» развитие федеративных отношений всегда создаетпредпосылки для распада страны и потому является причиной укрепления вертикаливласти и усиления федерального центра. За всю историю российского федерализмаего возникновение всегда сменялось стадией сепаратизма, затем укреплениемсвязей регионов с федеральным центром и, затем, фактической унитаризациейстраны. И на каждом из этапов исторического развития федеративных отношений вРоссии созданию в стране фактического унитарного государства предшествовалпроцесс территориальных преобразований и изменения субъектного состава Россиикак союзного или псевдосоюзного государства.
Таким образом,федерализм понятие более широкое, чем федерация, если федерация-это формагосударственно-территориального устройства, то федерализм — его принцип,парадигма. Российский федерализм характеризуется многосубъектностью, правомсецессии, наличием принципов выделения субъектов – национального итерриториального.
2.2 Конституционно-правовое регулирование федеральногоустройства Российской Федерации
Для определения сущностиконституционно-правового регулирования российского федерализма необходимораскрыть содержание его основ.
В основе федерализмакак формы государственно-территориального устройства лежат исходные базовыеположения — принципы, которые выступают сущностными и содержательнымихарактеристиками федеративного государства. Они определяют природу федерации,ее состав, структуру, особенности взаимодействия федерального и региональногоуровней государственной власти, модель разграничения предметов ведения междуфедерацией и ее субъектами.
Как отмечают А.В.Киселева и А.В. Нестеренко рамках каждого из существовавших и существующих федеративныхгосударств можно обнаружить множество оригинальных черт и особенностей,делающих уникальной ту или иную модель федеративной организации.
Анализ принциповстановления и функционирования федеративного устройства России имеет особоезначение в конституционно-правовом исследовании. Принципы федерализма,составляющие фундамент государственно-территориального устройства любойфедерации, указывают на степень политической и экономической свободы личности,демократизма в соответствующем государстве, основные тенденции его развития.Одновременно с этим применительно к Российской Федерацииконституционно-правовое исследование принципов современного российскогофедерализма позволяет определить своеобразие государственно-территориальногоустройства России, ее индивидуальность и неповторимость.
Подконституционно-правовыми принципами построения федеративного государстваследует понимать основополагающие идеи, закрепленные в конституциях изаконодательствах федеративных государств и определяющие способ организации федерациив данном государстве, ее структуру и особенности по отношению к инымфедеративным государствам[15].
Под принципамифедерализма понимаются исходные концептуальные положения теории федерализма ифедеративного государственно-территориального устройства, которые интегрируют всебе идеальные представления и нормативные предписания об организации ифункционировании системы государственно-правовых отношений наобщегосударственном и региональном уровнях в их взаимодействии исбалансированности интересов. Они охватывают определенные свойства федерализма,обусловливая вид федерации, ее структуру, характер взаимоотношений междугосударством и его частями, основы разграничения компетенции между федеральнымии региональными органами государственной власти, а также определяют сущность исодержание федеративного государственно-территориального устройства. Вроссийской конституционно-правовой теории и практике нет единого подхода к системепринципов федерализма[16].
С принятиемКонституции Российской Федерации 1993 г. российский народ провозгласилпринципиально новые подходы к решению проблем государственного устройства,многие из которых имеют существенное правовое и политическое значение.
В ст. 1 федеральнойКонституции Россия определяется как федеративное государство. Это положениеотносится к основам конституционного строя РФ, которые не могут бытьпересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. В случае их измененияразрабатывается проект новой Конституции, которая принимается либо специальносозываемым Конституционным Собранием, либо всенародным голосованием (ст. 135Конституции РФ).
В КонституцииРоссийской Федерации конституционные принципы изложены в гл. 1. Эти принципыопределяют федеративное устройство государства. Они отражают тип федерации, ееструктуру, особенности территориального устройства, характер разделениягосударственной власти между Федерацией и ее субъектами, основы разграничениякомпетенции между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Федерации[17].
Часть 3 ст. 5Конституции РФ должна давать исчерпывающий перечень принципов федеративногоустройства. Оно основывается на ее государственной целостности, единствесистемы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов вРоссийской Федерации. В то же время это не полный перечень принципов. К таковымможно отнести государственный суверенитет (ст. 4), равноправие субъектов РФ (ч.1 и 4 ст. 5), единство конституционно-правовой системы (ст. 15), разграничениепредметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст.ст. 71-73).
Следует отметить,что и с принятием Конституции РФ к определению системы конституционныхпринципов федерализма наблюдается разнообразие подходов[18].
Некоторыеисследователи считают, что логично было бы ввести принцип унитаризма,дополняющий принцип федерализма. По их мнению, унитаризм не является абсолютнойпротивоположностью федерализму, а два эти начала обеспечивают гармоническуюцелостность федеративного государства, и ослабление унитарного начала создаетугрозу дезинтеграции государства. Отсутствие этого принципа представляет собойидеологическую основу для сепаратистских тенденций в государстве.
Так, например,анализ статей Конституции РФ позволяет выделить такие принципы РоссийскойФедерации, как государственная целостность, единство системы государственнойвласти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальномупринципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ (ст.ст. 4, 5Конституции РФ)[19].
Следует согласитьсяс И.А. Умновой в том, что предложенная система принципов не являетсясовершенной. Например, принцип государственной целостности является родовым поотношению к ряду иных принципов — территориальной целостности, единогоэкономического пространства, единой конституционно-правовой системы и др[20]..
Поэтому можносогласиться с Р.В. Знамещиковым, и на основе анализа теоретических изысканий,законодательных и правоприменительных актов принципы российского федерализмаможно разделить на принципы формирования федерализма (равноправие исамоопределение народов в РФ, объединение территориальных образований внутристраны в федеративное государство на конституционной основе, организацияфедерализма на основе территориального и национально-территориальногопризнаков, признание государственного суверенитета Федерации) и принципыфункционирования федеративного устройства (равноправие субъектов РФ, единствосистемы государственной власти, единство правового и экономическогопространства и разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ)[21].
При этом необходимооговориться, что, как и любая классификация, предложенная группировка принциповфедерализма России носит условный характер. Она не является универсальной ипризвана выделить особенности принципов федерализма, их двойственную природукак принципов статики (построения, формирования), так и принципов динамики(функционирования).
Принципыформирования федеративных отношений в РФ выступают фундаментом федеративногоустройства России.
Одним из наиболееважных остается право народов России на самоопределение, которое нашлоотражение уже в вводной части Конституции РФ, где она принимается «сходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов[22]».
Принцип равноправияи самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ.Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемомправ и обязанностей, и им предоставляется право самоопределиться втерриториальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ.
Все народы РФ имеютравное право на самоопределение, т.е. на самостоятельное определение способоворганизации экономических, социальных, политических и духовных начал своейжизни. Самоопределение народов различных частей России осуществлялось вразличных формах — республик, краев, автономных округов и др., что и былоподтверждено договорной формой (Федеративным договором). В своих конституциях иуставах они закрепили экономические, социальные, политические, духовные основыжизни, основные права человека и гражданина. Все народы сохраняют за собойправо изменить форму своей политической организации, но в рамках РоссийскойФедерации, т.е. не имеют права выхода из нее. Они могут избрать лишь инуютерриториально-государственную форму (например, преобразовать край в область,автономный округ в другую единицу, объединить несколько субъектов по взаимнойдоговоренности и т.д.). Это означает также, что, оставаясь в составе Федерации,они не вправе изменять экономический строй (например, запретить частнуюсобственность), социальную систему, политический строй (ввести монархию),основы духовной жизни (провозгласить обязательную идеологию). Провозглашениеодностороннего выхода из состава Федерации, установление иного общественного игосударственного порядка антиконституционны.
Равноправиесубъектов в Российской Федерации проявляется, прежде всего, в разграничениипредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти ее субъектов. Российская Федерациявзяла на себя обязательство руководствоваться общепризнанными принципамифедерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна бытьпредоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения иполномочий Российской Федерации. Объем принадлежащих исключительно РоссийскойФедерации предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он долженбыть достаточным для обеспечения интересов всего многонационального народаРоссии. Предметы ведения Российской Федерации, а также предметы совместноговедения с субъектами получили конституционное разграничение.
Принципдобровольного объединения территориальных образований на конституционной основеговорит о статусе России как конституционной Федерации. Конституционная (недоговорная)природа Федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия каксуверенное федеративное государство существовала на момент подписанияФедеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составнойчастью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФдействуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеетсвоим назначением разграничение предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился вфедеративное государство путем принятия Конституции РФ.
Принцип организациифедерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаковсвидетельствует о том, что Российское государство образуют две группысубъектов: национально-территориальные (республики, автономная область иавтономные округа) и территориальные (края, области и города федеральногозначения) образования.
Принцип признаниягосударственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решениисвоих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойстваверховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенныхвластей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.
Федеративноеустройство государства, особенно такого сложного в национально-территориальномсмысле, как Российская Федерация, обусловливает множество проблем, связанных ссостоянием и перспективой развития федеративных отношений, самогопринципиального понятия — «федерализм». Государственный суверенитет,рассматриваемый через призму федеративного устройства как результатсогласованного взаимного делегирования полномочий между центром и субъектамиФедерации, требует внимательного изучения. Исследованию различных аспектовсуверенитета посвящено большое количество зарубежных и отечественныхисследований[23].
Представляется, чтов качестве базы для наиболее адекватного, полного и современного определениякатегории «государственный суверенитет» выступает определение,сформулированное известным правоведом Э.Л. Кузьминым: «Государственныйсуверенитет — это верховенство, самостоятельность и полнота высшейгосударственной власти на своей территории и независимость от других государствв ее внутренних делах и внешних международных отношениях»*(9).
К этому определениюследует добавить положение, связанное с развитием содержания суверенитета вусловиях современного федерализма, процессов международной интеграции инарастающей глобализации, а именно суверенное право центра делегированиявластных полномочий (компетенции) как во внутренних делах государства, так и всфере межгосударственных отношений.
Итак,государственный суверенитет — это верховенство, самостоятельность и полнотавысшей государственной власти на своей территории, ее независимость от другихгосударств во внутренних делах и внешних международных отношениях, а такжеправо делегировать властные полномочия внутри государства и за его пределами.
Проявлениемгосударственного суверенитета РФ является признание государственно-правовогоприоритета России над ее составными частями, который имеет несколько аспектов.Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правомсубъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ); во-вторых, вограничении организации региональных органов государственной власти основамиконституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничениипредметов ведения между РФ и ее субъектами (ст.ст. 71-73 Конституции РФ)[24].
Принципы действия(функционирования) федеративного устройства России отражают особенностиразвития федерализма в РФ.
Принцип равноправиясубъектов РФ наделяет государствоподобные образования равными правами иобязанностями, независимо от их экономического, культурного, исторического,социального и иного развития. Он не допускает установления каких-либопривилегий в отношении некоторых из них. В то же время отдельным субъектам РФпредоставляются дополнительные права и льготы. Поэтому вопрос о равноправиисоставных частей Российского государства до сих пор является дискуссионным.
Принцип единствасистемы государственной власти. В соответствии со ст. 5 Конституции РФфедеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственнойцелостности, единстве системы государственной власти. Наряду с территориальнойцелостностью единство системы государственной власти является непременнымусловием государственной целостности. Вместе с этим названный принцип долженучитывать особенности и своеобразие субъектов Федерации.
Принцип единствасистемы государственной власти — более широкое понятие, нежели принцип единствасистемы органов государственной власти. Наряду с первым он выражается в единойполитике законотворчества, государственного регулирования и управления, вналичии механизмов координации деятельности и институтов представительства. Вцелом организация государственной власти в Российской Федерации строится наоснове целесообразного единообразия систем государственной власти Федерации иее субъектов, обеспечивающего соблюдение основ конституционного строяРоссийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, координациидеятельности в сферах совместного ведения, взаимоконтроле ивзаимоответственности, единой системе законодательного регулирования, правовогои судебного контроля[25].
Требование единства системыорганов государственной власти означает их определенную соподчиненность(субординацию). Соподчиненность может выразиться как в полной централизациисистемы, что характерно только для унитарного государства, так и в наличииотдельных элементов централизации, допустимых, а по определенным вопросам иобъективно необходимых и в федеративных государствах. Речь идет об элементахцентрализации при осуществлении государственного, в том числе судебного и иногоправового контроля, о возможности органов государственной власти вышестоящегоуровня применять в предусмотренных законом случаях мерыгосударственно-правового воздействия на государственные органы нижестоящегоуровня, о нормативно-методическом регулировании и т.п.
В соответствии сКонституцией РФ принцип единства системы органов государственной властинепосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной исудебной власти.
Система органовисполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конституции РФ сучетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органовисполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции России.Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ лишь в пределах ведения РоссийскойФедерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации исубъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительнойвласти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РоссийскойФедерации. Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системыорганов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то вфедеративном — на предметы ведения Российской Федерации и частично — совместного ведения.
Федеральные органыисполнительной власти могут, но не обязательно создают свои территориальныеорганы в субъектах Федерации и назначают соответствующих должностных лиц (ч. 1ст. 78 Конституции РФ). Допускается возможность использования двухорганизационных форм реализации компетенции по предметам ведения Федерации — создание собственных территориальных подразделений и наделение этимиполномочиями органов государственной власти субъектов РФ.
Принцип единстваправового и экономического пространства РФ. С одной стороны, устанавливаютсяопределенные условия правотворческой и правоприменительной деятельности,которые позволяют учесть особенности составных частей Федерации и обеспечитьединство правового пространства. С другой стороны, создается единый внутреннийрынок, который способствует развитию экономических связей между регионами иповышению уровня их благосостояния, а также создает условия для добросовестнойконкуренции между субъектами Федерации с целью создания благоприятнойобстановки, гарантирующей свободное развитие и достойные условия для жизни[26].
Принципразграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ (базовый принцип)лежит в основе всей системы принципов российского федерализма[27].Принцип разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектамиформально-юридически не закреплен в качестве принципа российского федерализма.В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основой федеративного устройства РФ провозглашаетсяразграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Однако его необходиморассматривать как производный принцип, так как предметы ведения РФ и еесубъектов предопределяют предметы ведения и полномочия органов государственнойвласти Федерации и ее субъектов. Предметы ведения РФ и ее субъектовразграничиваются Конституцией РФ, что выступает существенной гарантиейфедерализма и стабилизирующим фактором. Разграничение предметов ведения иполномочий органов государственной власти федерального и регионального уровнейосуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничениипредметов ведения и полномочий.
Конституционноеразграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами имеет определенныеправовые последствия, вытекающие из ст.ст. 71-73, 76 Основного закона России[28].Во-первых, разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектамиосуществляется только Конституцией РФ. Во-вторых, перечень вопросовисключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ не подлежитперераспределению. В-третьих, по вопросам исключительного ведения РФпринимаются только федеральные законы. В-четвертых, по вопросам совместноговедения РФ и ее субъектов федеральный центр осуществляет рамочноерегулирование. Государствоподобные образования (субъекты РФ) принимаютнормативные акты в развитие федерального законодательства. В-пятых, правовыеакты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, которыерегулируют вопросы, отнесенные к предметам исключительного ведения РФ ипредметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В-шестых, субъекты РФсамостоятельно осуществляют правовое регулирование вопросов, не отнесенных кисключительному ведению федерального центра и совместному ведению федеральногоцентра и регионов. В-седьмых, Конституция России разграничивает именно предметыведения РФ и ее субъектов, а не предметы ведения и полномочия органовгосударственной власти центра и регионов.
Анализируяконституционно-правовые принципы построения Российской Федерации, нельзя не оставитьбез внимания, что Конституция РФ не содержит раздела онационально-государственном устройстве. Это можно рассматривать не только какгарантию равноправия субъектов Российской Федерации независимо от национальногосостава проживающего в них населения, но и признание, что Россию населяетмногонациональный народ, объединяемый общей судьбой, а следовательно, всегосударственные органы должны исходить из необходимости сохранения историческисложившегося государственного единства.
Особо следуетотметить, что российский федерализм в своем развитии исходит из принципаприоритета прав человека и гражданина. Это подтверждает ст. 19 Конституции РФ,закрепившая норму о том, что государство гарантирует равенство прав и свободчеловека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности илиязыковой принадлежности. Гарантией равноправия граждан независимо от ихнациональной принадлежности являются и положения ст. 26, которая предоставляетправо гражданам России определять и указывать свою национальную принадлежность.Все это свидетельствует о том, что федеративное устройство, дополняягоризонтальное разделение государственной власти делением по вертикали, темсамым становится надежным средством ограничения государственной власти всистеме «сдержек и противовесов», что повышает степень безопасностиреализации прав и свобод человека и гражданина[29],которые составляют основу конституционного строя любого демократического государства[30].
Однако реализацияряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальнойсамоидентификацией. Поэтому в рамках развития конституционного федерализмазакреплено и право определять свой родной язык, государство обязуетсяпредоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. РоссийскаяФедерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право напользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития,гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальныхменьшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленныхэтнических общностей и многое другое.
Следуетотметить, что правовые основы федерализма, нашедшие отражение в Конституции РФ,так или иначе конкретизируются в системе законодательства Российской Федерации.К примеру, такие принципы как разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектовРФ нашли отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации[31]».
Итак, основуроссийского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такиепринципы как государственная целостность, единство системы государственнойвласти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальномупринципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.

Заключение
Итак,проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, касающиесяфедеративного устройства, изучив иные нормативно-правовые акты по данномувопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать,что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученныйматериал в заключении позволяет сделать следующие выводы:
o Федеративноегосударство (от позднелат. foederatio – «союз,объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственнымсуверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочныхзадач
o Федерализм– понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип,концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечитьединство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях еетерриториальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализмвоплощает. Характерными особенностями российского федерализма являются:многосубъектность, не предусмотрено изменение субъектного состава РФ поинициативе федерального центра, не предусмотрено право субъекта наодносторонний выход из состава РФ – право сецессии, основание выделениясубъектов – национальный и территориальный признаки.
o СССРна период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равныхсубъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерацииявляются национальными по форме и социалистическими по содержанию
o Ковремени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство сталоуже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти.После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составеРоссийской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 гостановил данную тенденцию.
o После1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития.Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнеевремя наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения(соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенцииу федерального центра
o Вцелом становление современного федерального государства прошло сложный ипротиворечивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и посей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собраниюв 2008 г.
o Основуроссийского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Этотакие принципы как государственная целостность, единство системыгосударственной власти, построение Федерации по смешанному национальному итерриториальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ идр.

Список нормативно-правовых актов и литературы
 
Нормативно-правовыеакты
1. Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993г//Российская газета от 25 декабря №5
2. Федеральный закон от 6 октября1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от18 октября 1999 г. N 42 ст. 5005
Комментариик законодательству
1. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). — Система ГАРАНТ, 2007 г.
Научнаяи учебная литература
1. Конституционное право России:учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо,2006 г. с.
2. Головистикова А.Н. Проблемы теориигосударства. Учебник. – М., 2005.
3. Костомаров Н. Историческиемонографии и исследования. Книга первая. СПб., 1903. С. 169
4. Конюхова И.А. Современныйроссийский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития.М.: ОАО «Издательский дом „Городец“: Формула права. 2004.
5. Пастухова Н.Б. Проблемыгосударственного суверенитета. М.: Норма, 2006;
6. Рассолова М.М. Теория государстваи права: Учебник. — М., 2001.
7. Радзинский Э. История царскойРоссии — М., 2002.
8. Топорнин Б.Н. Федерализм: «Теория,институты, отношения», 2001.
9. История отечественного государстваи права. Ч.2: Учебник \ под ред. Проф. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК,1999 г.
10. Фарукшин М.Х. Федерализм:теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ. 2004.
11. Эсмен А. Общие основанияконституционного права. СПб., 1909.
Периодическаялитература
1. Глигич-Золотарева М.В. О судьбахфедерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 2.
2. Зотов В. Федерализм в контекстеспоров о русской национальной идеи.// Социс. 1996. № 1.
3. Симонян Г.Р. «Общиеконституционные принципы устройства современного российского федеративногогосударства», //»Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 3
4. Соколова Н.С. Конституционныепринципы современного российского федерализма // Федерализм, региональноеуправление и местное самоуправление. 2000. N 1.
5. Умнова И.А. Конституционные основысовременного российского федерализма. М., 1998; // Государство и право. 1992. N3 и др.
6. Чиркин В.Е. Модели современногофедерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.
Иныеисточники
1. Знаменщиков Р.В. Принципыфедерализма в России и Германии (Сравнительное конституционно-правовоеисследование): Автореферат дис.… канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 15.

Приложение1
 
«Нормативно-правовоезакрепление изменения субъектного состава РФ»
 
·  Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъектаРоссийской Федерации в результате объединения Читинской области и АгинскогоБурятского автономного округа»
·  Федеральный конституционный закон от 30 декабря2006 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской областии Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (с изменениями идополнениями)
·  Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г.N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации новогосубъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области иКорякского автономного округа»
·  Федеральный конституционный закон от 14 октября2005 г. N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярскогокрая, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийскогоавтономного округа»
·  Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъектаРоссийской Федерации в результате объединения Пермской области иКоми-Пермяцкого автономного округа» (с изменениями и дополнениями)
·  Федеральный конституционный закон от 12 апреля 2006 г.N 1-ФКЗ «О внесении изменений в статью 6 Федеральногоконституционного закона „Об образовании в составе Российской Федерациинового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской областии Коми-Пермяцкого автономного округа“


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.