Иерусалим -
столица королевства крестоносцев
В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы
освободить из рук неверных главную святыню христианского мира - Гроб Господень.
На его призыв быстро откликнулись правители разных стран Западной Европы, и в
июне 1099 года объединенная армия христиан, называвших себ крестоносцами,
окружила Иерусалим. Осада города продолжалась девять дней; после того, как
отряды осаждавших ворвались в город через пролом в Северной стене, они устроили
массовую резню нехристианского населения. Часть евреев, защищавших свой
квартал, была перебита или заживо сожжена в синагоге, а часть - взята в плен и
продана в рабство в Египет и Италию. Немногих пленников сумела выкупить
еврейская община Ашкелона.
Крестоносцы превратили Иерусалим в столицу основанного ими на
территории Эрец-Исраэль Иерусалимского королевства. В первые годы их правления,
ознаменованные смутами и экономическим упадком, Иерусалим оставался почти
безлюдным. Для заселения города крестоносцы привлекли сюда христиан из
Заиорданья и Сирии, отведя им бывший Еврейский квартал между Дамасскими и
Львиными воротами, понизили налоги на сельскохозяйственные продукты и
сосредоточили в Иерусалиме все правительственные и церковные учреждения.
Благодаря этим усилиям в середине XII века начался расцвет Иерусалима: на том
месте, где когда-то находился дворец Ирода, были построены королевский и
патриарший дворцы, а поблизости - монастыри и гостиницы для рыцарей различных
орденов; тысячи паломников из всех уголков христианской Европы начали стекаться
в город. Большинство населения Иерусалима в XII веке состояло из европейцев, по
большей части - французов, и основным зыком общения был французский. Были в
Иерусалиме также значительные группы немецких, испанских, провансальских и
венгерских рыцарей. В городе проживали и так называемые "восточные
христиане" - армяне, греки, копты и сирийцы. Мусульманам и евреям
проживать в городе не разрешалось. Однако и те, и другие могли посещать город
по деловым нуждам, а некоторое число евреев поселилось поблизости от города.
Согласно одной из версий путевых записок Биньямина из Туделы19
, в
Иерусалиме в 1172 году проживала небольшая группа еврейских
ремесленников-красильщиков.
Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию
Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви. Так, мечеть
Купол скалы стала Храмом Господа (Темплус Домини), мечеть Аль-Акса - Храмом
Соломона (Темплус Соломонис), главной церковью основанного в 1118 году ордена
тамплиеров (храмовников). К тому же, велось широкое строительство новых
церквей. Больше всех славилась своей пышной архитектурой новая Церковь Гроба
Господня, освященная в 1149 году. На протяжении XII века возникли и укоренились
христианские предания и традиции, связанные с Иерусалимом и его окрестностями,
в особенности - легенды о последних днях жизни Иисуса (например, предание о
Крестном пути - Виа Долороза).
В ноябре 1187 года после длительной осады арабские войска под
командованием правителя Египта Салах ад-Дина (Саладина; 1138-1193) овладели
Иерусалимом. Христианам (за исключением принадлежащих к восточным церквям -
православной, коптской, армянской и др.) было запрещено проживать в городе,
многие христианские церкви были превращены в мечети и мусульманские религиозные
и благотворительные учреждения. При Саладине была восстановлена еврейская
община, и евреи начали переселяться в Иерусалим из других городов страны. Среди
новых поселенцев были также евреи из Йемена, стран Магриба и Европы.
Попытка
крестоносцев вновь отвоевать Иерусалим у мусульман (так называемый Третий
крестовый поход - в 1189-1192 гг.) закончилась неудачей. Однако в 1229 году
египетский султан Аль-Малик аль-Камиль и император Священной Римской империи
Фридрих II заключили соглашение, по которому вся территория Иерусалима была
присоединена к государству крестоносцев, но Храмовая гора сохранялась за
мусульманами. Сам Фридрих получил титул Иерусалимского короля и был коронован в
Церкви Гроба Господня.
Господству крестоносцев пришел конец в 1244 году, когда
десятитысячна конница хорезмийцев, призванная египетским султаном Наджм
ад-Дином Айюбом (1240-1249 гг.), захватила город, разграбила его, вырезала
христиан и разорила Церковь Гроба Господня. По-видимому, от этих бесчинств
пострадали также и евреи.
ИЕРУСАЛИМ
ПОД ВЛАСТЬЮ МАМЛЮКОВ
Когда в 1250
году мамлюки20
свергли династию Айюбидов в Египте, Иерусалим был включен в состав сирийского
султаната Айюбидов, который вел войну с мамлюками. В начале 1260 года в
Эрец-Исраэль вторглись татаро-монголы; жители Иерусалима, охваченные паникой,
бежали из города. В сентябре 1260 года мамлюкам удалось нанести монголам
поражение у Эйн-Харода, и Эрец-Исраэль стала частью мамлюкского султаната.
Первое время
после отступления монголов Иерусалим оставался в запустении. Еврейский
богослов-мистик из Испании, рабби Моше бен Нахман (Рамбан; 1194 - ок. 1270),
прибывший в Иерусалим осенью 1267 г., в письме к сыну описывает плачевное
состояние, в котором пребывала еврейская община города через семь лет после
монгольского нашествия. По его словам, в Иерусалиме постоянно проживало только
двое братьев-евреев, красильщиков по профессии, в доме которых приезжавшие в
город евреи собирались на молитву. Под руководством Рамбана была создана
небольшая община из оставшихся в Иерусалиме и его окрестностях еврейских
жителей, в одном из заброшенных зданий основана синагога и, по-видимому,
иешива. С тех пор в городе постоянно существовала еврейская община.
При мамлюках Иерусалим превращается в центр мусульманского
богословия, и множество паломников устремляется в город. Мамлюкские власти
всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство
медресе (высшая религиозная школа у мусульман), мечетей, мавзолеев и заезжих
дворов для паломников. Они предприняли также реконструкцию комплекса мечетей на
Храмовой горе и отстроили заново городскую крепость (Цитадель) возле Яффских
ворот. Одну из башен этой крепости до сих пор ошибочно называют башней Давида.
Так как
мусульманские религиозные лидеры пользовались большим влиянием в Иерусалиме,
немусульманское население города подвергалось частым гонениям, а заступничество
христианских правителей за своих единоверцев в Иерусалиме, по большей части,
оставалось безрезультатным. Вспышки насилия со стороны мусульманского населения
были направлены, в основном, против францисканцев, которые в 1334 году
построили монастырь на руинах церкви крестоносцев на Сионской горе.
Францисканские монахи несколько раз подвергались аресту и отсылались в Дамаск
или Каир. Когда в 1452 году христиане воздвигли церковь на Сионской горе (там,
где, по преданию, скончалась дева Мария), она была сразу же разгромлена
мусульманскими фанатиками. От разрушительных набегов пострадала и главная
христианская святыня - Церковь Гроба Господня.
В 1474 году
мусульманская толпа разрушила центральную синагогу в Еврейском квартале (так
наз. синагогу Рамбана) - на том основании, что она примыкала к зданию недавно
выстроенной мечети. После многочисленных ходатайств представителей еврейской
общины Иерусалима в Каире султан распорядился восстановить синагогу - вопреки
активному сопротивлению местного мусульманского духовенства (в конце XVI века,
уже под властью турок-османов, синагога была окончательно закрыта).
Община Израиля
в Иерусалиме, да смилуется над ней Господь, велика. Собрались в ней главы семей
со всех концов земли, и особенно из Франции. Главы общины и лучшие из ее
раввинов из страны этой... живут они счастливо и спокойно, каждый по средствам
своим, потому что правители праведники великие. Да возвысит
их Господь и вознесет на вершины успеха.
Среди членов
иерусалимской общины имеется много ремесленников, особенно красильщиков,
портных, сапожников и прочих. Другие занимаются торговлей всяким товаром и
держат большие склады. Некоторые занимаются науками - это врачи, астрологи и
счетоводы; однако большинство - мудрецы, день и ночь изучающие святую Тору и
истинную мудрость - каббалу*. И живут они за счет общинной кассы, потому что
Учение - единственное ремесло их.
Правление
крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие
мусульманские святыни были превращены в церкви. Так, мечеть Купол скалы стала
Храмом Господа (Темплус Домини), мечеть Аль-Акса - Храмом Соломона (Темплус
Соломонис), главной церковью основанного в 1118 году ордена тамплиеров
(храмовников). К тому же, велось широкое строительство новых церквей. Больше
всех славилась своей пышной архитектурой новая Церковь Гроба Господня,
освященная в 1149 году. На протяжении XII века возникли и укоренились
христианские предания и традиции, связанные с Иерусалимом и его окрестностями,
в особенности - легенды о последних днях жизни Иисуса (например, предание о
Крестном пути - Виа Долороза).
Еврейская
община Иерусалима в этот период была немногочисленна. С 1391 года в Иерусалиме
стали постепенно селиться семьи насильственно крещеных испанских евреев (марранов),
которые вернулись к иудаизму. Иммиграция евреев из других стран Европы была
пресечена папой римским Мартином V, который в 1427 году запретил итальянским
республикам, контролировавшим морские пути в Средиземноморье, брать на корабли
евреев, направлявшихся в Святую землю. Причиной для этого запрета был конфликт
между монахами-францисканцами и евреями Иерусалима вокруг прав на Сионскую гору
и расположенную на ней предполагаемую гробницу цар Давида.
Евреи страдали
и от тяжелого экономического гнета. В 1440 году на них была наложена особая
годовая подать. Будучи не в состоянии ее платить, многие евреи Иерусалима, с
трудом зарабатывавшие на жизнь ремеслом и мелкой торговлей, покинули город. По
свидетельству современника, рабби Ицхака бен Меира Латифа, в 1470 году в
Иерусалиме проживало около 150 еврейских семей. Согласно сведениям известного
богослова из Италии, рабби Овадии Бертиноро, (см. раздел
"Приложение"), переселившегося в Иерусалим в 1488 году и ставшего
духовным лидером еврейской общины города, в Иерусалиме проживало тогда только
70 еврейских семей. Положение изменилось в конце XVI века, когда власти
отменили еврейскую годовую подать, а корабли итальянских республик,
отправлявшиеся в Святую землю, снова стали перевозить евреев. К тому же, в
Иерусалим начали прибывать евреи, изгнанные из Испании в 1492 году. Один из
учеников рабби Овадии Бертиноро сообщает, что в 1495 году еврейска община
Иерусалима насчитывала около 200 семей. К концу мамлюкского периода официальный
глава евреев империи (нагид) рабби Ицхак Шолал, переселившийся из Каира в
Иерусалим, издал здесь ряд предписаний, направленных на укрепление еврейской
общины города.
ИЕРУСАЛИМ В
СОСТАВЕ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Первые
столетия турецкого владычества
В 1517 году
Эрец-Исраэль вошла в состав Оттоманской империи. Турецкий султан Сулейман
Великолепный (1520-1566) проявлял особое внимание к Иерусалиму, и в годы его
царствования город преобразился, В 1536 -1541 годах вокруг Иерусалима была
возведена новая городская стена, сохранившаяся до наших дней. Она проходила по
остаткам древних городских стен, и в ней имелось шесть ворот. Особым богатством
архитектурного оформления отличались северные ворота - Дамасские (Шхемские). По
распоряжению Сулеймана мозаичная облицовка мечети Купол скалы была заменена многоцветными
изразцами. Была значительно расширена и исправлена система водоснабжения
города, включавшая водовод от Соломоновых прудов близ Бет-Лехема, глубокий
бассейн возле западной стены Иерусалима (Брехат ха-Шултан) и пять украшенных
резьбой по камню водоразборных сооружений в самом городе. Тогда же была
подновлена городская крепость возле Яффских ворот.
Но годы бурного
строительства вскоре сменились периодом застоя. В глазах турецких властей
Иерусалим утратил стратегическое значение и оставался всего лишь крепостным
фортом для отражения набегов бедуинов, кочевавших по пустыне к востоку от
города. Великолепные здани постепенно приходили в упадок. В административном
отношении Иерусалим был центральным городом санджака (самой мелкой
территориально-административной единицы в турецкой империи), и его губернатор
подчинялся правителю более обширной области - вилайета, столицей которой
являлся Дамаск.
На протяжении
четырехсот лет турецкого владычества не произошло существенных изменений в
структуре мусульманского населения Иерусалима: оно оставалось почти целиком
арабским, а оседавшие в городе мусульмане неарабы, как правило, быстро
ассимилировались в арабской среде. Отсутствие постоянного турецкого населения
привело к возникновению местной арабской знати, занимавшей ответственные посты
в системе турецкой администрации города.
Христианская
община Иерусалима была неоднородной. Наибольшим влиянием в ней пользовалась
греческая православная церковь, к которой принадлежала значительная часть
местных христиан-арабов. Греческое духовенство, возглавляемое
константинопольским патриархом, имело давние связи с султанским двором, и
естественно, что турецкие власти склонны были рассматривать православных в
качестве представителей всей христианской общины города. Воспользовавшись этим
обстоятельством, греческая православная церковь установила свой контроль над
большинством христианских святынь.
При турецкой
власти укрепились также позиции католической церкви, представленной в
Иерусалиме монашеским орденом францисканцев. Франция, обеспокоенная ростом
влияния габсбургской династии, заключает союз с Турцией, и в 1535 году он
закрепляется договором, подписанным французским королем Франциском I и султаном
Сулейманом Великолепным. С этого момента главы европейских государств и даже сам
папа римский начинают обращаться к королям Франции во всех случаях, касающихс
защиты интересов католической церкви в Палестине и охраны святых дл христиан
мест, в первую очередь - в Иерусалиме. Прибывавшие из Европы в Иерусалим
паломники находились под покровительством францисканского ордена.
Серьезные
изменения происходят и в положении армянской общины, существовавшей в
Иерусалиме еще с V века. Используя свои тесные связи с турецкой администрацией,
армяне упрочили статус общины; именно в это время окончательно сформировался
Армянский квартал Иерусалима.
Рост влияния
православной и католической церквей происходил во многом за счет малых
христианских общин: грузинской, эфиопской, коптской и кобитской. Эти общины
теряют свои владения в городе и постепенно вытесняются на периферию религиозной
жизни.
Благосклонное
отношение султана Сулеймана Великолепного к евреям способствовало возрождению
еврейской духовной жизни в Эрец-Исраэль уже в XVI веке. Однако из-за тяжелых
экономических условий, в которых находилось еврейское население Иерусалима,
центром духовной жизни евреев стал Цфат. Здесь сосредоточилось подавляющее
большинство выдающихся законоучителей и мистиков, и именно в этом галилейском
городе оседало большинство еврейских иммигрантов, прибывавших в то время в
страну. В конце XVI века, когда Цфат пришел в упадок, началось возрождение
иерусалимской общины. Особую роль в этом процессе сыграла деятельность главного
раввина Египта Бецалеля Ашкенази. Переселившись в Иерусалим в 1587 году и став
главным раввином города, он по-новому организовал иерусалимскую общину и принял
серьезные меры для улучшени ее материального положения. После этого еврейские
переселенцы из Турции, Северной Африки, Италии и Западной Европы начали
селиться в Иерусалиме.
Еврейская
община города состояла из различных по происхождению групп. В начале турецкого
владычества самой многочисленной из них была группа мустаарбим - арабоязычных
уроженцев Эрец-Исраэль. Однако уже в XVII веке большинство еврейского населения
города составляли сефарды21
, и
им принадлежали все руководящие посты в общине. Определенной внутренней
автономией обладала группа ашкеназских евреев22
, но
в этот период она была немногочисленна и во всех вопросах, связанных с
контактами между еврейской общиной и властями, зависела от сефардской
администрации.
В XVII веке
духовный расцвет Иерусалима продолжался. В 1622 году сюда приехал знаменитый
пражский раввин и мистик рабби Иешаяху Горовиц, который возглавил ашкеназскую
общину города. В 1658 году в Иерусалиме поселяется рабби Яаков Хазиз из Феса.
Он основывает иешиву "Бейт-Яаков", где преподают ведущие ученые и
мудрецы Эрец-Исраэль. В Иерусалиме поселяется ряд видных каббалистов, и с этого
времени он занимает место Цфата в качестве центра каббалистики.
К концу XVII
века в Иерусалиме насчитывалось около 1200 евреев. Поскольку это число
превышало установленную турками квоту, общине приходилось умиротворять власти
крупными взятками. Чтобы покрыть эти и другие чрезвычайные расходы, община
посылала особых эмиссаров для сбора средств среди евреев диаспоры. Такая
традиция существовала давно, однако в этот период она приняла характер постоянной
и хорошо организованной деятельности. Среди эмиссаров были видные раввины,
ученые и общественные деятели. Таким эмиссаром был однажды назначен и Саббатай
Цви - глава мистического мессианского движения, охватившего широкие массы
евреев диаспоры в середине 60-х годов XVII века. Сам Саббатай Цви, поселившийся
в Иерусалиме в 1662 году, был вскоре отлучен от общины иерусалимскими раввинами
и изгнан из города.
Прибыв в святой
город Иерусалим, увидел я, как он выстроен красиво, и пал я ниц, и зарыдал, и
сказал: Иерусалим, уподоблен ты вдове, как же оделся ты в одежды красивые в дни
вдовства твоего? Лучше бы увидел я тебя в руинах...
Саббатианскому
движению не удалось привлечь большого числа приверженцев в Эрец-Исраэль. Однако
вызванное саббатианством брожение улеглось не скоро. В 1700 году в Иерусалиме
появилась немалая группа саббатианцев из Польши и других европейских стран,
называвшая себя "святая община" (по некоторым свидетельствам, она
насчитывала около тысячи человек). Ее возглавляли проповедники-каббалисты -
рабби Иехуда Хасид и рабби Хаим Малах. Это было первое с XIII века
организованное переселение значительной группы ашкеназов в Эрец-Исраэль.
Новоприбывшие приобрели участок земли в Еврейском квартале и приступили к
строительству синагоги. Однако скоропостижная смерть рабби Иехуды и конфликты
между крайними и умеренными сторонниками движения привели к распаду этой
саббатианской группы. Часть ее членов вернулась в Европу, а ашкеназска община
Иерусалима была вынуждена взять на себя уплату их долгов арабским ростовщикам.
Это было не под силу небольшой и экономически слабой ашкеназской общине, и без
того обремененной долгами. В 1720 году арабская толпа во главе с
ростовщиками-кредиторами ворвалась в синагогу, построенную на купленном
саббатианцами участке, разгромила ее и сожгла. Сам участок был конфискован
арабами и оставался в их руках вплоть до 1816 года. После этих событий
немногочисленные ашкеназы, остававшиеся в Иерусалиме, не осмеливались
показываться на улицах города иначе как в традиционной одежде сефардов.
Ашкеназская община почти совершенно угасла и возродилась лишь в начале XIX
века.
В 1720-е годы
руководители еврейской общины Стамбула (Константинополя) взяли под свое
покровительство иерусалимскую еврейскую общину и обязались покрыть ее долги и
упорядочить финансовые дела. Был создан Комитет уполномоченных Константинополя,
и благодаря его деятельности экономическое положение иерусалимской общины
улучшилось. В Иерусалим вновь стали прибывать евреи из стран рассеяния, в
городе возникали новые иешивы, на содержание которых поступали средства из-за
рубежа. Произведения иерусалимских религиозных ученых печатались в
Константинополе, Измире, Салониках и в городах Италии. Тем не менее, в конце
столетия численность еврейского населения города вновь начала уменьшаться.
По-видимому, многие из переселившихся в Иерусалим евреев покинули страну из-за
смут и частых эпидемий. В начале XIX века в Иерусалиме насчитывалось около 3
тысяч евреев.
Рост
еврейского населения города
Завоевание
Палестины и Сирии египетским правителем Мухаммадом Али и его сыном и
наместником Ибрагим-пашой в начале 30-х годов XIX века стало поворотным пунктом
в истории еврейского Иерусалима. Египетский режим, продержавшийся в городе с
1831 по 1840 год, был более терпим к национальным меньшинствам, тем более, что
он испытывал на себе большое влияние европейских государств. В 1835 году
Ибрагим-паша разрешил еврейской общине Иерусалима отстроить четыре старые
синагоги в центре Еврейского квартала. Речь шла о реконструкции сефардских
синагог, находившихся на грани разрушения, так как все предыдущие ходатайства
перед властями об их ремонте были отвергнуты. В 1836 году ашкеназские евреи
добились у египетского правителя специального указа, признающего за ними право
на участок, купленный когда-то саббатианской группой Иехуды Хасида и
конфискованный властями более ста лет назад. Этот указ создал условия для
возрождения ашкеназской общины Иерусалима, и вскоре на возвращенном участке
была построена первая ашкеназская синагога. Опустошительное землетрясение в
Цфате в 1837 году и беспорядки на севере страны в 40-х годах XIX века побудили
многих евреев Галилеи переселиться в Иерусалим, и к середине XIX века
иерусалимская община стала самой значительной из еврейских общин Эрец-Исраэль.
Восстановление
турецкой власти в Палестине в 1840 году оказало значительное влияние на
дальнейшее развитие еврейской общины Иерусалима. По настоянию
западноевропейских евреев-филантропов Моше Монтефиоре23
и
Адольфа Кремье24
турецкий султан выпустил указ, уравнивавший статус евреев со статусом других
подданных Турции. Евреи Иерусалима должны были избрать в качестве представителя
всей еврейской общины Эрец-Исраэль главного раввина, или Хахам-баши (по
еврейской традиции он носил титул "Ришон ле-Цион" - "Первый в
Сионе"). На этот пост мог избираться только сефардский раввин, так как
турецкие власти признавали только сефардскую общину.
Тем не менее, в
этот период наблюдается рост ашкеназской общины в Иерусалиме. Наиболее
влиятельной ашкеназской группой в городе были так наз. прушим - последователи
знаменитого рабби Элияху из Вильно (Виленского гаона25
).
Первые прушим прибыли в Эрец-Исраэль в 1808 году и осели в Галилее, но в 1814
году из-за свирепствовавшей там эпидемии многие из них переселились в
Иерусалим. В 30-е и 40-е годы XIX столети к ним присоединяются новые переселенцы
- из Литвы и Белоруссии. Они учреждают свои собственные суды, синагоги и
иешивы. Вторая крупна ашкеназская группа, состоявшая из хасидов26
,
стала селиться в Иерусалиме, в основном, после землетрясения 1837 года,
разрушившего Цфат. Из-за своей малочисленности - хасиды как члены ашкеназской
общины - долгое время находились в большой зависимости от прушим.
Несмотря на
определенное улучшение статуса евреев в Иерусалиме, положение еврейской общины
города в целом оставалось тяжелым. Больша часть ее членов жила на пожертвования
из-за рубежа. Еврейский квартал представлял собой лабиринт узких грязных улиц с
обилием полуразрушенных зданий. Недалеко от сефардских синагог располагалась
городская бойня, распространявшая зловоние на весь квартал. Один из европейских
путешественников, некто Г.Шерер, посетивший Иерусалим в 1859 году, назвал
Еврейский квартал города самым жалким гетто Востока.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/