"Окинава
как фактор многообразия Японии - историко-культурные аспекты"
Во второй
половине июля в Японии будет проходить саммит "восьмерки", и местом
для его проведения избраны острова Окинава, находящиеся на самом юге Японии. На
встрече руководителей государств будет присутствовать и президент Путин. Лидеры
крупнейших мировых держав, собравшись на Окинаве смогут, надеюсь, показать
пример творческого сотрудничества для блага всего человечества. Я же являюсь
историком, который родился и живет на Окинаве и изучает ее прошлое и культуру.
Я впервые в
Москве и в России, но уже давно мечтал здесь побывать, чему есть множество
причин, из которых назову лишь две.
146 лет тому
назад, в 1854 году по европейскому летосчислению Окинаву, тогда называвшуюся
Королевством Рюкю, посетил фрегат "Паллада", капитаном которого был
Путятин, и на котором присутствовал знаменитый русский писатель Гончаров.
Верувшись в Россию, Гончаров в своей книге о путешествии подробно описал и
Окинаву. Важно и то, что на корабле находились два важных для истории Окинавы
человека. Один из них - член российской дипломатической миссии Гошкевич, а
второй - священник русской Православной Церкви Аввакум. Оба они имели опыт
изучения положения в Азии и Китае во время пребывания в Пекине. Тогда же в
Пекине учился один рюкюсец. Его звали Макиси Тётю и он в течение трех лет
поддерживал с Гошкевичем и Аввакумом отношения тесной дружбы, так что при его
возвращении на родину он получил от них памятные подарки.
А через 10 лет
они прибыли на Окинаву на "Палладе" и в порту состоялась их
историческая встреча с Макиси Тётю. Россия тогда все дальше распространяла свои
связи в Азии, и вот двое русских встретились на Окинаве с другом из местных жителей.
Об этой встрече с Макиси Тётю Гончаров пишет в своей книге.
Еще одна
причина моего интереса к России связана с именем русского языковеда Николая
Невского. Еще до 1917 года он приехал в Японию заниматься исследованиями и не
смог вернуться на родину сразу после революции, продолжив научную работу в
Японии. Был он и на Окинаве и занимался изучением острова Мияко, что было около
80 лет тому назад. Еще до поездки на Окинаву, Невский познакомился в Токио со
студентом, приехавшим с острова Мияко. Два месяца он обучался у этого студента
диалекту Мияко, так что когда на сошел с корабля на острове, смог разговаривать
с местными жителями на их языке. На острове я встречал пожилую женщину, которая
была тогда совсем маленькой девочкой, и теперь еще помнит то удивление, которое
вызвал не похожий на местных жителей европеец, заговоривший на привычном для
островитян диалекте. Результаты лингвистических исследований Невского на
острове Мияко и теперь еще высоко ценят окинавские ученые и продолжают
внимательно их изучать.
Эти два события
- визит фрегата "Паллада" 146 лет назад и приезд на Окинаву Невского
80 лет назад весьма заинтересовали меня как историка и вызвали желание побывать
в России.
ЭКОЛОГИЯ И
ВОЙНА
Окинава имеет
репутацию уникальной территории в составе Японии. Страна в целом состоит из 47
префектур, но лишь в одной из них - на субтропических островах Окинавы -
никогда не выпадает снег. Острова эти окружены богатейшими, как на Гавайах,
коралловыми рифами, и изобилуют редкими представителями мировой фауны, так что
и по своей природе она отличается от остальных областей Японии. Весьма
своеобразным окинавским животным является, например, дикая горная кошка о-ва
Ириомотэ. Водится здесь и не летающая птица Ямбарукуина.
Только Окинава
- это префектура, составленная из множества островов, 47 из которых обитаемы, и
вместе с акваторией имеющая самую крупную территорию, восточная (о-в Китадайто)
и западная (о-в Ёнагуни) точки которой разделены 1000 километрами, а южная (о-в
Хатэрума) и северная (о-в Иоо) - 400 километрами.
Природа Окинавы
влияла и мифические представления людей. По мнению жителей некоторых островов,
боги живут за линией морского горизонта в стране Нираиканаи. В день праздника
местные жрицы (ибо мужчинам божества не видны) встречают бога на морском берегу
и провожают в селение. Несколько дней бог гостит на острове, для него
устраиваются пиршества и увеселения (танцы, связанные с подобными традициями вы
через несколько дней сможете увидеть во МХАТе). При завершении праздника
женщины вновь провожают бога на берег, и он удаляется в свою страну.
Такие праздники
устраиваются во многих местах, так что бог, должно быть, весьма занят. Подобные
представления могли возникнуть только в островном государстве.
К сожалению,
война нанесла серьезный урон замечательной природе островов, не менее, чем
культуре их населения.
В смысле
масштабов ущерба, причиненного войной, опыт Окинавы также выделяется среди
других японских территорий. Более полувека тому назад Япония развязала
Тихоокеанскую войну против коалиции государств во главе с Соединенными штатами,
поражение в которой с течением времени становилось все более очевидным.
Весной-летом 1945 года воюющие стороны столкнулись в особо ожесточенных
наземных сражениях на Окинаве, служившей важнейшим оборонительным плацдармом
для японской стороны и наступательным для противника.
Жители Окинавы,
чья зона обитания стала полем сражений, потеряли в огне войны 25 процентов
соотечественников. Было уничтожено почти все многовековое культурное наследие
островов, погибли замечательные по красоте традиционные пейзажи. Как жертвы
войны всемирно известны подвергшиеся атомной бомбардировке города Хиросима и
Нагасаки, однако и Окинава - один из тех районов, о которых не следует
забывать, говоря о войне в Японии.
АМЕРИКАНСКОЕ
ПРАВЛЕНИЕ И ВОЗВРАТ ТЕРРИТОРИИ ЯПОНИИ
В результате
поражения в Тихоокеанской войне Окинава единственной из 47 префектур была
отделена от остальной Японии и долго находилась под управлением Соединенных
Штатов, а с развитием холодной войны на ее территории была моментально создана система
американских военных баз, и она стала незаменимым опорным пунктом геостратегии
США. Сложилась ситуация, когда по определению одного журналиста, "не
американские базы находились на Окинаве, но Окинава - на базах".
Американская
оккупация продолжалась долгих 27 лет, и за это время стали очевидны две
проблемы. Первая - конфликт интересов американской администрации, для которой
приоритетны задачи баз, с одной стороны и населения островов - с другой. Вторая
- сложность национальной самоидентификации для окинавцев, не понимавших, кому
они, собственно, принадлежат? Политическое стремление разрешить эти две
проблемы породило движение за вывод Окинавы из американской юрисдикции и
возврат ее Японии.
15 мая 1972
года в соответствии с японо-американским межправительственным соглашением
Окинава была возвращена Японии и вновь стала одной из ее 47 префектур.
Международные политологи оценивают это как редкостный случай мирного
возвращения территории, утраченной в результате военного поражения, однако до
осуществления желаемого понадобились многие страдания и усилия людей. Итак,
Окинава обладает отсутствующим у других префектур Японии опытом 27-летнего
пребывания вне политической структуры страны и затем возврата в нее в
результате настоятельных требований населения.
СОВРЕМЕННЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
Минуло уже 28
лет с тех пор, как закончился период американского правления и Окинава была
возвращена Японии. За это время инвестиции японского правительства в
инфраструктуру Окинавы, помощь ее производительным силам, экономике способствовала
уверенному развитию региона.
Однако на
островах по сей день расположены 75 процентов всех американских баз в Японии, и
подобное распределение бремени вряд ли можно признать справедливым.
В отношении
"ущерба от баз", то есть связанных с ними несчастных случаев,
правонарушений американских военнослужащих и т.д., жители Окинавы по-прежнему
подвержены самому большому риску в сравнении с другими японцами. К тому же
Окинава - это район столкновения различных взглядов и идеологических установок
по вопросу о базах, ибо в союзных отношениях Японии и Америки базы эти занимают
важнейшее стратегическое положение. Таким образом, еще одна особенность Окинавы
в том, что это регион, сотрясаемый политическими спорами о базах.
Уже
вышеперечисленных четырех обстоятельств - проблем экологии, военного опыта,
эпохи американского правления и возврата в состав Японии, а также остающихся на
островах военных баз -достаточно, чтобы понять, сколь уникально положение
Окинавы в Японии. И тем не менее, именно здесь в июле состоится встреча
руководителей крупнейших держав мира.
Впрочем,
уникальность Окинавы не исчерпывается упомянутыми сложностями. Необходимо
принять во внимание и более глубокие и давние проблемы истории.
К ПРОБЛЕМЕ
ИСТОРИИ: СТРАНА ПОД НАЗВАНИЕМ "КОРОЛЕВСТВО РЮКЮ"
По данным
археологов несколько тысяч лет назад Окинава и основная территория Японии имели
много общего в культуре. С этим сходятся и наблюдения лингвистов. Известно, что
историю Окинавы формировали люди, говорившие на древнеяпонском. Таким образом,
в культуре и языке Окинава и Япония имеют общие корни.
Японский язык
подразделяется на две неравные группы диалектов. В первую, охватывающую
основную территорию страны и 99 процентов 130-миллионного японского населения,
входят диалекты районов Тохоку, Канто, Кансай, Кюсю и т.д., а во вторую,
соответствующую оставшемуся одному проценту (1 млн. 300 тыс. человек) -
окинавские диалекты Амами, Кунигами, Сюри, Наха, Яэяма и т.д. По мнению
лингвистов, причина столь непропорционального разделения диалектных групп в
том, что еще в глубокой древности из общего протояпонского языка выделились и
затем долгое время развивались самостоятельно две линии: основной японской
территории и Окинавы.
Языки,
отправившиеся, образно говоря, с одной станции, поезд истории все дальше
развозил по двум взаимно расходящимся маршрутам. На рубеже 14 и 15 веков на
островах Окинавы возникло суверенное государство, именуемое Королевством Рюкю и
развивающееся в ином, нежели основная территория Японии, направлении. В
королевстве сложилась особая система правления с центром в замке Сюри.
С тех пор на
протяжении 500 лет королевство поддерживало дипломатические и торговые
отношения с Китаем, Японией, Кореей, странами ЮВА, развиваясь как типичная
морская держава Восточной Азии. За этот период, усваивая культуру азиатских
стран и проявляя собственную культурную самобытность, оно сформировало
оригинальную традицию культуры Окинавы или Королевства Рюкю. В Японии нет
больше префектуры с подобным багажом истории и культуры. Итак, Окинава -
уникальный район Японии, до нового времени развивавшийся в русле собственной,
не похожей на остальную территорию страны истории и обладавший особой
культурой.
Среди прочих
внешних связей с азиатскими странами особое место занимали взаимоотношения с
Китаем. Правитель королевства Рюкю был вассалом китайского императора, и особо
доверительные отношения между ними обеспечивали Рюкю постоянный режим
благоприятствования в торговле с Китаем.
Подобные
контакты с Китаем длились целых 500 лет, и есть основания полагать, что за это
время по официальным каналам в Китае побывало 50-60 тысяч рюкюсцев.
Диалог с
азиатскими странами оказал сильное воздействие на общеяпонский культурный базис
Окинавы и привел к созданию особенной модели культуры. Так, например, в среде
социальной элиты он породил оригинальную эстетику, в центре которой стояли
музыкально-театральные жанры. Все эти достижения монархической эпохи ныне
сохраняются как "традиционная культура".
ОТВЕРГНУТЫЕ
ТРАДИЦИИ
Весной 1879
года недавно образовавшееся на основной территории современное японское
государство в авторитарной манере упразднило Королевство Рюкю и учредило
окинавскую префектуру. Это вызывало определенное сопротивление со стороны
Окинавы, но в в итоге японское правление было принято и таким образом 121 год
назад началась история префектуры Окинава.
Создание более
века тому назад окинавской префектуры оказало решающее воздействие на регион,
хранивший традиции Королевства. Страна, накопившая богатейший опыт контактов с
Китаем и другими азиатскими странами, в одночасье стала японской заштатной
провинцией. Новое японское государство повернулось спиной к Азии и стремительно
перестраивалось по европейским образцам. Девизом тогдашней Японии было
"дацуа нюо" - вырваться из /отсталой/ Азии и войти в /передовую/
Европу".
Но при таком
подходе более всего в Японии азиатски ориентированная Окинава также попадала в
отсталые, и накопленный ею опыт традиций отрицался. В то время многие окинавцы
владели не только нормативным пекинским диалектом китайского языка, но и
провинциальным диалектом Фучжоу. Не мало из них получило образование в лучших
учебных заведениях Китая. Но теперь они оказались никому не нужны.
Администрация
Королевства располагалась в замке Сюри. Сохранились вопросы экзамена для
зачисления на высшие чиновничьи должности. Пройдя один профессиональный тест,
нужно было приступать к более сложному написанию сочинения. Однажды
экзаменующимся была предложена следующая тема. Судно с жителями одного из
мелких окинавских островков занесено в Китай. Китайское правительство оказало
поддержку потерпевшим бедствие и вызвалось на своем корабле вернуть людей в
Рюкю. Со своей стороны Королевство намерено в будущем году послать за ними в
Китай собственный корабль. Требуется составить дипломатический документ, в
котором вместе с выражением признательности китайскому правительству за
оказание помощи необходимо убедить последнее в целесообразности возврата людей
на рюкюском корабле.
Конкурсный
рейтинг тогдашнего экзамена составлял 300 человек на место. Итак, Окинава
располагала высоко образованными профессиональными кадрами, в том числе и
дипломатическими, что свидетельствует о силе культурной традиции. Однако
вследствие учреждения префектуры все это оказалось невостребованным. Для
интеллигенции Окинавы события 1879 года стали радикальным переломом, повергшим
их в растерянность и отчаяние. Об этом говорит хотя бы то, что ни один из них
не оставил мемуаров.
Иными словами,
новая история Окинавы началась с глубокого разочарования местной интеллигенции.
Все окинавские преимущества были утеряны, и региону пришлось довольствоваться
ролью отсталой, промышленно не развитой окраины Японии. Символичным проявлением
этого стало превращение Окинавы в поставщика рабочей силы, направляющейся на
заработки в промышленные районы Японии или за рубеж - на Гавайи, в Южную
Америку и т.д. Деньги, тяжким трудом заработанные окинавцами - и мужчинами, и
женщинами - на чужбине и присылаемые обедневшим семьям на родину, кое-как
поддерживали местную экономику.
ЗАДАЧИ НА
БУДУЩЕЕ: СПЕЦИФИКА РЕГИОНА ОКИНАВЫ
Через 70 лет
после того, как Окинава из азиатски просвещенного Королевства превратилась в
самую отсталую префектуру Японии, там разразилась война, а затем последовал
период американского управления.
Иными словами,
азиатский, отсталый регион страны стал важной стратегической зоной сражений
Японии и Америки, а после поражения Японии ему выпала участь превратиться в
опорный пункт американской армии.
Все
вышеперечисленное делает Окинаву уникальным районом Японии. Если окинавцу дать
микрофон и спросить его: "Кто вы?", -большинство жителей, наверняка,
ответят: "Японец и вместе с тем окинавец", либо:"0кинавец и
гражданин Японии". И сейчас еще на Окинаве сохранилась традиция местных
именовать "утинантю", а жителей основной территории страны -
"яматонтю", что говорит о раздельной идентификации этих понятий.
Окинава -
регион с самой острой в японском обществе проблемой самоидентификации. В то же
время, являясь важнейшим плацдармом военного сотрудничества с США, он связан с
вопросом японо-американских отношений. Можно сказать, что здесь сосредоточены
самые жгучие проблемы Японии.
НЕОБХОДИМОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Отчего
скончавшийся в прошлом месяце премьер-министр Обути как глава принимающего
государства выбрал местом для проведения саммита "восьмерки" именно
Окинаву? Если бы целью ставилось проведение встречи в спокойной обстановке,
следовало бы остановиться на Фукуоке, Миядзаки, Осаке или Токио, а не на
регионе с самыми острыми в Японии проблемами. По просьбе премер-министра Обути
я имел возможность неоднократно высказывать свое мнение по данному вопросу. Оно
состоит в следующем.
Саммит - место,
где главы ведущих государств мира обсуждают основные задачи на будущее, стоящие
перед всем человечеством. А благодаря тому, что Япония как принимающая сторона
избрала Окинаву местом встречи, в сферу внимания попадают и ее собственные,
специфические задачи.
Можно назвать
две такие задачи. Во-первых, проведение саммита в самом азиатски окрашенном
регионе Японии следует сделать поводом для глубокого осмысления той
ответственности, которую Япония как одно из государств Азии несет за
стабильность и развитие на континенте. Во-вторых, необходимо серьезно
задуматься о том, как эффективнее использовать в процессе созидания структуры
нового японского государства 21 века столь переполненный проблемами и
потенциальными возможностями район, как Окинава?
Иными словами,
как найти перспективу ответственной позиции для Японии как члена азиатского
сообщества в использовании ее внутреннего богатства и разнообразия?
Для этого
необходима революционная перестройка сознания и на самой Окинаве. Как, будучи
столь своеобразным районом, Окинава должна подходить к будущему Японии и ее
международной миссии, каким образом строить теоретические концепции и
практические планы в этом направлении? Я и сам сейчас напряженно размышляю над
этими вопросами. А критерием истинности для меня при этом служит постоянная
сверка с историей, тщательные наблюдения над современностью как частью истории
и понимание ответственности перед будущим.
Являясь
развитым государством, Япония и сейчас сталкивается с разнообразными
проблемами. Традиции и система ценностей, обеспечившие развитие страны, а
возможно, и система в целом переживают своеобразную "усталость", и
перед страной стоит нелегкий вопрос о путях преодоления этого кризиса. При этом
очень важно подходить к решению проблем в мировом контексте, ибо сепаратные
подходы не дают настоящего выхода из ситуации. Вместе со многими замечательными
представителями интеллигенции я размышляю над тем, в чем должна быть роль
Окинавы при решении Японией этих серьезных проблем, что следует делать Окинаве,
опираясь на собственный исторический опыт в современных условиях и в отношении
будущего Японии? Планируемый саммит на Окинаве - ценный повод для самих
окинавцев всесторонне обсудить стоящие перед ними задачи.
Я был бы рад,
если мой рассказ хоть в како-то мере помог вам лучше понять японское общество и
смысл проведения саммита на Окинаве. Спасибо за внимание.
Список
литературы
Кураёси Такара. "Окинава как фактор многообразия
Японии - историко-культурные аспекты"
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.
bolshe.ru/