Религия и нравы.
Литература, науки, искусство в Древнем Риме
В Риме
с древних времен жизнь и
поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными
формами и приличиями.
Римлян должен был вести в порядке свои дела, поддерживать
строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь
отстаивать свои права.
В Риме появились
куртизанки, и содержать их стало чуть
ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а число разводов возрастать. На почве семейных
денежных отношений совершались преступления, о которых прежде не было и слышно.
Ослабли прежние строгие
взгляды на положение женщины в семье, началось
стремление женщин к
расширению своих прав, особенно
благодаря скоплению в руках некоторых женщин
огромных капиталов, это явление
приняло такие размеры, что законом были
ограничены права женщин по наследованию.
Страшно усиливалась
роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай совершенно
неизвестные прежде пиры
по греческим образцам, с возлежанием, музыкой, с
большим количеством всевозможных
яств, вместо того что прежде бывало всего
по две перемены
блюд. Появились в
Риме дорогие повара,
специалисты-булочники, кондитеры.
Развивалась
привычка убивать время,
ничего не делая: входили в
обычай разные домашние праздники, учреждались
новые общественные празднества и устраивались с
величайшею роскошью, сопровождались обыкновенно гладиаторскими играми.
Первоначальное образование было до известной степени
распространенно в Риме еще за долго
до того времени,
о котором мы
теперь говорим: умение читать, писать, считать было не
редкостью среди самых простых
граждан, араб – управитель
сколько-нибудь значительного поместья
непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит
изучение языка.
Римские трагедии
и комедии как
чисто литературные произведения были долгое время переделками с
греческого. Трагедии были в
меньшем почете, чем комедии.
Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было бедно
и однообразно: почти
всегда действие вращается
около любви или,
точнее, влюбленности, страстной, глубокой и вместе с тем
приторной и т.п.
От древних римских
писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым римским
автором был Ливий
Андроник (приблизительно 272-207). Занимался
обучением детей и
перевел – первоначально как учебное
пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое
произведение на латинском языке, которое было представлено в
240 году.
Значительным писателем
является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия
Плавта.
Несколько
позже стихотворных произведений появилась прозаическая
литература. Она имела меньше
представителей, пользовавшихся тем не менее большим почетом, чем сочинители
трагедий и комедий.
В противоположность авторам этих
последних прозою писали исключительно
римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.
В 219 г. появился в Риме
первый греческий врач
и быстро прославился, в
след за тем медицина и лечение
стали делаться своего
рода модой, и
Катон попытался собрать в
небольшую книжку те
советы по медицине. Которые он считал
исконно латинскими и
противопоставлял
новомодным, греческим.
Римская
литература 3 века
заслуживает, при всех своих
недостатках, полного внимания за то,
что она стремилась
перенести в свою
родину чудное дерево греческой поэзии.
Надо признать заслугою
и то, что римские писатели подражали преимущественно
несовременным им писателям,
а писателем сравнительно уже
старым, но более
талантливым. С этой
точки зрения деятельность Невия,
Энния, Плавта заслуживает высокой оценки,
но нельзя не признать, что самый
дух греческой поэзии
стоял в слишком
большом противоречии со всею
предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее оживлял.
И поэтому вполне
понятно, что находились люди,
боровшиеся против этого эллинского
влияния. Во главе
их был Катон. Ему не удалось остановить
наплыва тех идей, которым он
не сочувствовал, но в борьбе против них этот типичнейший
представитель римской национальности все так сделал
великое дело: он
положил основание той
латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила
римскому имени новую славу.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru