Реферат по предмету "Архитектура и строительство"


Храм Xриста Cпасителя

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1 Этапы проектирования и строительства ….… …1.1 Проект А.Л. Витберга… 1.2 Проект К.А.Тона… 1.3 Строительство…2 Архитектурный облик и стилевые особенности Храма Христа Спасителя……… 7 Заключение….10 Список литературы. Приложение Введение Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность.

У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа-спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической Храм Христа Спасителя – одна из жемчужин архитектурного ансамбля центра

Москвы. Он принадлежит к числу замечательнейших не только в России, но и во всем мире зданий и кроме колоссальности и высокого архитектурного достоинства имеет для России важное историческое значение: он сооружен в память событий 1812 года и в благодарность к Промыслу Божию за спасение России. Мысль соорудить грандиозный храм в память изгнания из России армии Наполеона всецело принадлежит императору

Александру I. По этому поводу был издан манифест, где было сказано: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, каким в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились

Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подобное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших годов вместе с любовью и подражанием к делам их предков." ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО Участники конкурсных проектов строительства храма

Христа Спасителя вдохновлялись тремя главными образцами: Первый - собор святого Петра в Риме (1508-1614) - главный храм всего мира. Второй - столь же популярный образец Пантеон в Риме - один из самых великих памятников архитектуры древнего Рима ( ок. 125г. н. э. ). В истории строительства храма историки выделяют два основных этапа: 1. Проект А.Л. Витберга; 2. Проект К.А.Тона. 1.1 Проект

А.Л. Витберга: Среди многочисленных проектов, представленных на усмотрение императора, особенного его внимания удостоился проект молодого художника Александра Лаврентьевича Витберга (1787-1855) Планировалось нижней частью храма сделать всю Воробьеву гору, в ней поместить усыпальницу всех погибших в войне с Наполеоном. Уже по этому можно судить о размахе плана.

На нижнем ярусе должен был стоять крестообразный в плане второй этаж, с ведущей к нему колоннадой, а увенчать сооружение предполагалось третьим этажом в форме ротонды. Работа А.Л. Витберга над проектом храма делится на два этапа - до и после зарождения идеи тройственного храма. Каждый из этапов представлен многими вариантами, которые однако, сводятся к нескольким основным схемам. Ранние проекты представляют квадратное, а затем крестообразное здания, увенчанное куполом на

барабане или без него. На втором этапе проектирования окончательно оформился необычный для круга идей классицизма филосовско-религиозный замысел( см.приложение 1). «Главнейший замысел» А.Л. Витберга о храме сводится к трём положениям: 1. Храм должен был соответствовать величию России; 2. Стиль должен отличаться строгой оригинальной архитектурой;

3. Все части храма должны выражать единую духовную идею храма. По замыслу архитектора храм должен быть тройственным, т.е. храм тела, храм души и храм духа. Окончательный вариант проекта был представлен в 1825 году. По этому варианту однокупольный храм представляется в квадратном плане с вещественными двенадцатиколонными портиками под треугольными фронтами. Церемония закладки храма совершилась 12 октября 1817 года.

Храм был заложен на Воробьёвых горах. В 1821 году комиссия по строению храма дала разрешение на начало земляных работ. Строительство, задуманное с размахом, закончилось для зодчества трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Этому масштабному проекту было не суждено осуществиться – вначале А.Л.Витберг попал в немилость при дворе Николая I, а потом, в 1827г грунты Воробьевой горы начали оседать, и строительство пришлось вовсе прекратить.

1.2 Проект К.А.Тона В 1832г. был принят новый проект храма Христа Спасителя. Его автором стал архитектор К.А.Тон (см.приложение 2). Новым местом строительства храма, по выбору императора Николая I, стала территория древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь).

Передача проектирования храма Христа Спасителя Константину Андреевичу Тону сразу сделала молодого мало известного архитектора знаменитым. Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, т.е. наиболее величественного и одновременно традиционного, восходившего к византийским образцам типа пятикупольного, четырёхстолбного, с характерным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть получила прямое выражение на фасаде в виде

криволинейного завершения. Тон придал храму ещё одну особенность опоясывающую основной объём церкви - крытою галерею. В проекте Тона галерея двухъярусная. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по облику фасада. Различаются фасады только тематикой расположенной на поверхности стен скульптуры. В 1851 году Тон внёс ещё несколько принципиальных изменений в проект: окружил окна барабана большой

главы купола оградой. 1.3 Строительство Закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И.С.Каминский. . Толщина стен храма достигала 3 м 20 см, его высота от основания до креста составляла 103,5 м (высота креста – 8,5 м). Стены были выложены из кирпича и частично белого камня

Для сооружения храма использовался плотный белый известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки храма снаружи и внутри были использованы тёмно-зелёный лабрадорит, розовый шокшинский кварц, разноцветные мраморы. Строительство храма длилось почти сорок четыре года. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству.

Торжественное открытие храма состоялось 26 мая 1883г в год коронации Александра III, в присутствии всей императорской семьи, иностранных высоких гостей и с большой пышностью. На открытие отдельно были приглашены ветераны войны 1812 года. АХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ По проекту архитектора К. А. Тона храм должен быть крестообразным, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных

столпа, и колокольнями-куполами по углам. Внешний облик храма поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных

заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских

церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра

Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 - над хорами и 8 в коридоре Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен

тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы). Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов.

Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений. Основой стиля храма был выбран византийский. Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины

Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Клодтом, Логановским и Рамазановым из протопоповского мрамора (очень крепкого и красивого камня, легко поддающегося полировке). Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан с зеркальными стеклами, опирающийся на восьмигранник. Широко разнесенные малые четыре главы венчали четыре четырехугольные колокольни. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176

тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн. Не менее грандиозной была отделка и внутреннего убранства храма Христа Спасителя. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Выше было отведено место для росписей. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е.

Маковский, Ф. П. Толстой, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др. Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об

Отечественной войне 1812 и о заграничных походах русских войск 1813-14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения

оных), и отдельно - имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо отчина. Опасаясь сырости, могущей повредить фрески, строители решили основу под них сделать откосным способом, очень трудоемким и дорогим: примерно в 7 см от кирпича стен на штырях делались своеобразные панели из толстой проволоки, перевитой пенькой и выровненной цементом

В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила хоров, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был сделан в форме очень красивой восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой. Заключение Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной попыткой создания общероссийского монумента.

Храм Христа Спасителя был оживленным местом города. Церковь играла огромную роль в жизни дореволюционной России. Москва не случайно славилась своими «сорока сороками» церквей. Сразу после освящения храм Христа Спасителя превратился в один из главных центров религиозной жизни Москвы. Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) было главным

престольным праздником в храме Христа Спасителя. Жизнь храма Христа Спасителя составляла неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы и ее быта. Она была также частью ее культуры и общественно-политической жизни. История Храма величественна и печальна. И, Слава Богу, что он у нас есть! Приложение Приложение 1 Проект А.Л. Витберга Приложение 2

Проект К.А.Тона Список литературы 1. www.Iwantreferat.ru : /referats/moskvovedenie/hram_hrista_spas itelya_v_moskve. 2. www. Free.5rik.ru: /index-585.html 3. www.hramy.ru: /of_hhs.html 4. Губарева М.В Низовский А.Ю 100 великих храмов мира. М.: Вече 2000. – с 496. БАЗА I Этапы проектирования. 1 Конкурс. Участники конкурсных проектов храма Х.С. вдохновлялись тремя главными образцами:

Первый - собор святого Петра в Риме (1508-1614) - главный храм всего мира. Второй - столь же популярный образец Пантеон в Риме - один из самых великих памятников архитектуры древнего Рима ( ок. 125г. н. э. ). Пантеон в переводе с Латинского - храм, посвящённый всем богам. Третий - источник подражания менее конкретен. Обращение к нему связано с внутренними процессами эволюции стиля классицизм.

В проектах храма Христа, над которым А. Н. Ворохин работал в 1813году, можно различить не менее семи вариантов. Их можно объединить в две основные группы. К первой относятся круглые в плане сооружения, перекрытые одним большим куполом. В этих проектах как бы соединили основные композиционные принципы Пантеона и собора святого Петра. Ко второй - пятиглавые крестообразные, в плане постройки.

Крест вписан в круг или квадрат с округлёнными углами. Основу композиции проекта составляет схема характерная для второй группы проектов храмов Х. С. Воронихина. Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за смерти архитектора, но и потому , что он фиксировал зарождение нового, а не выражал максимальной полнотой общепринятое. Именно поэтому победа на проект храма Христа Спасителя достаётся

А. Л. Витбергу. Проект А. Витберга и его судьба. Работа Витберга над проектом храма Х. С. Делится на два этапа - до и после зарождения идеи тройственного храма. Каждый из этапов представлен многими вариантами, которые однако, сводятся к нескольким основным схемам. Ранние проекты представляют квадратное , а затем крестообразное в плане здания, увенчанное куполом на барабане или без него. На втором этапе проектирования окончательно оформился необычный для круга

идей классицизма филосовско - религиозный замысел. «Главнейший замысел» Витберга о храме сводится к трём положениям: «1-е, чтобы он соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от подражания имел нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма выражали духовную идею живого храма. Храм должен быть тройственным, т.е. храм тела, храм души и храм духа

Закладкой храма над проектом не закончилось. Окончательный вариант был представлен в 1825 году. По этому варианту однокупольный храм представляется в квадратном плане с вещественными 12-колонными портиками под треугольными фронтами. Церемония закладки храма Х. С, совершилась 12 октября 1817 года. Храм был заложен на Воробьёвых горах. Второй конкурс. В 1821 году комиссия по строению храма дала разрешение на начало земляных

работ. Строительство, задуманное с размахом, большим, чем большой Кремлёвский дворец закончилось для зодчества трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. В 1835 году Витберг был сослан в Вятку. II Закладка и строительство. Архитектурный облик и стилевые особенности. Москва 1830-1840 годов.

Место храма в городе. Итак закончился второй тур конкурса, где лучшим был признан проект К. А. Тона. Характерно, что все предложения Тона в выборе места для будущего собора, обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на месте существующих церквей или монастырей. В императорском указе о строительстве храма Христа Спасителя на новом месте отмечалось, что выбранная для него территория

Алексеевского монастыря имеет достоинства прежнего места и лишена недостатков - находится среди города и положением своим подобно первому. Здания Ал. Монастыря и церкви Всех святых были сломаны, началось выемка земли под орнамент. 27 июля началась кладка фундамента из камня. 10 сентября 1839 года оказалось возможным приступить к торжественной закладке храма. Над строительством второго храма

Христа Спасителя постоянно висела тревожная тень неблагополучной судьбы первого. Предметы закладки первого храма Христа Спасителя с Воробьёвых гор были перенесены в Успенский собор Московского кремля. Проект К. Тона - главного архитектора собора. Передача проектирования храма Христа Спасителя Константину Андреевичу Тона сразу сделала молодого мало известного архитектора знаменитым.

Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу древнерусской соборной церкви, т.е. наиболее величественного и одновременно традиционного, восходившего к византийским образцам типа пятикупольного, четырёхстолбного, с характерным перекрытием: каждая перекрытая сводом часть получила прямое выражение на фасаде в виде криволинейного завершения. Тон придал храму Хр. Сп. Ещё одну особенность опоясывающую основной объём церкви - крытою галерею.

В проекте Тона галерея двухъярусная. Плану здания в виде равноконечного креста соответствуют одинаковые по облику фасада. Различаются фасады только тематикой расположенной на поверхности стен скульптуры. В 1851 году Тон внёс ещё несколько принципиальных изменений в проект: окружил окна барабана большой главы купола оградой. В 1858 году окончился первый, очень важный этап строительства храма. В ходе строительства изменения вносились не только в облик и отделку фасадов, но и в проект окружения

храма. Скульптура на фасадах. Храм Христа Спасителя один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства. Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и живописных интерьерах, но также отбору надписей, помещённых, как снаружи, так и внутри храма, вели высшие духовные иерархи, главным образом московские митрополиты. Работа над горельефами ещё до окончания строительства храма и снятия

лесов в 1846 году продолжилась без малого 20-лет, до 1863 года. Главным фасадом христианского храма всегда считался западным. Скульптуры наверху ,в медальонах изображали в центре Хр. Сп благословляющего входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились святые покровители императоров. На арке средних ворот были сделаны ангелы с распростёртыми крыльями.

Тему, связанную с событиями, причиной которых явилось построение храма, продолжали многофигурные композиции. На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву и стороны, откуда совершались на неё набеги, были изображены святые и композиции, имевшие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей

Ветхого Завета. Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём был обращён к Кремлю. В центре восточного фасада наверху в медальоне помещался образ Владимирской Божьей Матери, как память о Бородинской битве. На северном фасаде, обращённым на Волохочку, находились рельефы с изображением национальных святых - распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах, дни празднования

которые совпали с важнейшими битвами войны с Наполеоном. Скульптуры по сторонам арок боковых ворот на сев. Фасаде напоминали об истории христианства на Руси. Около оконных арок на сев. Фасаде внизу изображены: у правого окна святой апостол Андрей и святой великомученик Георгий. Всего для фасадов храма

Христа было исполнено 60-горельефов из них внизу - 8 многофигурных и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон в верхней части фасадов храма. Большая часть работ была выполнена скульптором А. В. Логановеким. Наименьший объём работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом. В скульптурных композициях храма Христа Спасителя присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды

персонажей не только отечественной истории (патриархов, князей, воинов), но и библейских, ветхозаветных рассказов. Входные двери храма Христа Спасителя были также покрыты скульптурой и богатым орнаментальным декором. Их обращение наружу стороны были выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого. В медальоны верхних гостей всех 12 дверей и в больших и в малых, выделялись скульптурные изображения. В больших центральных дверях их значительно больше чем в малых.

Основная тема рельефов Ф. П. Толстого - русские святые. Скульпторы также изображали Христа Спасителя и святых - небесных покровителей царской фамилии. Живопись в интерьерах. Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подкупольное пространство. Главенство подкупольного пространства выражено не только центральным положением, но и высотой. Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854 году, когда решено было отказаться от отделки

интерьера в стиле классицизма, выполнив его в соответствии с характером фасадов в византийском стиле. Исполнение нового проекта принадлежало помощнику главного архиепископа Александру Ивановичу Рязанову. В храме Христа был возрождён своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичных для древнерусского храма. Нижние части стен храма были облицованы мрамором. Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный, богатый и

праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны. Получил широкое распространение приём использования многоцветных орнаментов на золотом фоне. Перед вошедшим в храм Христа Спасителя открывалось грандиозное и величественное зрелище. Прямо по оси главного входа в восточной ветви креста находился уникальный иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни. Высота иконостаса храма Хр.

Сп. составляла вместе с шатром 26,6 м В нижнем ярусе иконостаса находилось икона с изображением Вседержителя. Второй ярус также по традиции был посвящён Господним и Богородичным праздникам. Иконы 3-его яруса изображали новозаветную церковь, четвёртый - ветхозаветную праотцов и пророков. Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

На своде алтаря был изображен Святой Дух в виде голубя, окруженный сиянием, семью божественными его дарами и группами серафимов. Росписи центрального подкупольного пространства посвящены идее божественного миро устройства. В своде главного купола находилось изображение Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого

Бога. Стены и своды хор храма Хр. Сп. Были сверху донизу покрыты росписями. Здесь размещались два придела. Южный- во имя спасителя и чудотворца Николая и северный придел в честь св. Александра Невского, посвященного трем императорам. В 1856 году было создано православное «православное иконописание». Руководители класса православного иконописания был назначен был назначен

Т.А.Нефф. Центральное подкупольное пространство и малые купола отведены изображению Бога, ниже - изображение земной жизни Христа, в ветвеме креста появляются иконы Богоматери и святых. Нижний коридор - наименее значимая в священном пространстве храма часть, предназначался он для увековечивания событий и действующих лиц русской истории. Живопись в нижнем коридоре представлена иконами в киотах, соотносящиеся с важнейшими событиями 1812-1814

годов. Стены и пол коридора, как и всего храма, облицевали ценными породами мрамора. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня - лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора, создавший очень нарядный красивый рисунок. Перед иконостасом пол поднимался на семь ступенек, образуя солею, отделенную от остальной части храма бронзовой решеткой. Во втором храме Христа Спасителя в глубине алтаря, у его восточной стены находилось

горничное место. Там помещалось выполненное из мрамора по проекту архитектора В. А. Косова величественное и нарядное архиерейское кресло. Равное по высоте цокольной части алтаря, кресло составляло с нею единое целое. Для освящения середины храма в дни праздничных и торжественных богослужений было устроено освещение в 148 свечей, расположенных в три яруса. В восьми малых хорных арках западного, северного и южного крыльев

- восемь люстр в 43 свечи. Описание храма Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средн значительно крупнее других.

Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними

коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе,

36 - над хорами и 8 в коридоре Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы). Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого

гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения

Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат База данных "фруктовый сад"
Реферат Финансовые фьючерсы
Реферат Страхование финансовых инвестиций
Реферат Сущность, функции и виды денег. Тенденции развития современной денежной системы
Реферат Ценные бумаги и их обращение
Реферат Характеристика рынка ценных бумаг
Реферат Фальшивомонетчество в Российской Империи
Реферат Построение взаимоотношений с потребителями на мебельном рынке Новокузнейка на примере ООО Сервис-НК
Реферат Расчет конструкции лифта
Реферат Рынок ценных бумаг в России
Реферат Рынок ценных бумаг (шпаргалка)
Реферат Эволюция звезд 5
Реферат Психодиагностика самосознания 2
Реферат 1 – приобщиться к знанию о проблемах жизни исторически разных сообществ, которые побуждали лучшие умы человечества искать объяснения, связи причин и следствий в изменениях жизни людей, способов их взаимодействия, т е. Создавать и развивать социологию
Реферат Анализ организации и управления персоналом