Мерно шагая вбессмертие
Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как
египтяне, для которых смерть была продолжением жизни.
смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы
умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же
потребности ижелания, что иживущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было вдостатке. Адля будущего
воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.
Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший вЕгипте вV веке донашей эры. Первым делом удаляли крюком
через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности - легкие, печень, желудок,
кишки. Их тоже бальзамировали ипомещали вспециальные каменные сосуды - «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями
ипальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя понекоторым
признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки жидкости.
Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело впоследний раз обмывали иобматывали льняными бинтами,
которые пропитывали смолами иблаговониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного
насложном пути впотусторонний мир. Пальцы, руки иноги пеленались отдельно, аиногда напальцы даже надевали золотые
футляры.
По рисункам нагробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы донашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная
процессия вДревнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли
ирычания, рвали насебе волосы ипосыпали голову песком. Слуги несли загробом различные погребальные принадлежности: ложе,
стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения идаже
настольные игры.
Такими крючками
у умершего удаляли мозг, готовя тело к процессу бальзамирования.
Амулеты (например
око Хора, скарабей, сердце) служили магической защитой мумии.
Крышки канопов исполнены ввиде голов шакала, сокола, человека ипавиана
- божеств-защитников и сыновей Хора.
Умерший юным фараон Тутанхамон не успел подготовить себе гробницу.
Ее стены были расписаны уже после похорон.
гробницы
перед мумией совершали «ритуал отверзания уст иочей»: жрец прикасался кглазам, носу, ушам ирту усопшего особым жезлом ввиде
крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь ионмог идальше видеть,
слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной
службы; проводили ее специально обученные жрецы. Входе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные
гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли насамом деле верили, будто
покойник станет есть эти дары. Занего это делали жрецы - всчет вознаграждения за свои труды.
Религиозная идея мумификации умерших восходит кмифу об Осирисе - судье мертвых ибоге загробного мира. Осирис был наземле коварно
убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра исупруга Осириса, собрала эти части ипередала их Анубису, богу бальзамирования.
Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить иполучить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала
вечную жизнь.
Но прежде чем умерший окончательно обретал способность квечной жизни, то есть, как писали египтяне, становился «оправданным»,
онпредставал перед судом Осириса ипроизносил так называемую «отрицательную исповедь»:
«Я нечинил зла людям. Я ненанес ущерба скоту. Я нетворил дурного.
Я неподнимал руку наслабого. Я неделал мерзкого пред богами. Я небыл причиною слез.
Я неубивал инеприказывал убивать. Я неотнимал молока отуст детей...»
Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали нальняном или папирусном свитке ипомещали вгробницу. Вновое
время эти тексты получили широкую известность под названием «Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход вдень».
Рисунок из «Книги мертвых» Хунефера (около 1300 года донашей
эры): бог Анубис с головой шакала инебесный бог Хор воблике сокола ведут умершего ктрону Осириса.
Найденное вгробнице Тутанхомона нагрудное украшение со священными
знаками должно было гарантировать фараону воскрешение.
одном из фрагментов этой книги Анубис, бог бальзамирования с телом человека
иголовой шакала, ведет усопшего взал суда, где натроне восседает Осирис. Там же находятся весы. Наодну их чашу кладется
сердце умершего, анадругую -перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат.
Если весы оставались вравновесии, значит, сердце человека «пусто отзла всякого» иему будет позволено продолжать жизнь в
потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала «пожирательница мертвых» - чудовищная химера с крокодильей
пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - ионумирал вовторой раз, уже окончательно.
Золотые напалечники - признак богатого
захоронения.
Забальзамированные тела сохраняются до наших дней.
ак представляли себе загробный мир (по-египетски «дат» - «то, что внизу»)
вовремена XVIII-XX династий (1500-1000 годы донашей эры), показывают росписи настенах гробниц фараонов вДолине царей.
Вцентре «Амдуат» (собрания магических текстов ирисунков «О том, что в загробном мире») изображена ладья Ра, бога солнца. Наисходе дня
онвоблике старика опускается вНижний мир, где задвенадцать ночных часов молодеет инадругое утро
поднимается вновь навостоке. Ладью, накоторой плывет Ра, ведут поподземной реке боги. При этом Ра подвергается великому множеству
опасностей, потому что весь Нижний мир кишит змеями, враждебными солнечному богу. Один из них, ужасный змей Апоп, грозит выпить из подземной реки всю
воду или поджечь корабль бога. Поэтому каждую ночь помощникам ипроводникам Ра приходится вступать всражение с Апопом, пуская
вход копья, ножи, стрелы илуки.
Об отношении египтян ксмерти многое мог рассказать популярный вовремена Нового
царства Праздник Долины. Вэтот день родственники приходили кгробнице и торжественно поминали покойного. Апоскольку
египтяне несчитали смерть событием «окончательным», празднество было веселым. Люди надевали свои лучшие наряды идлинные парики;
вруках у них были букеты из цветов лотоса, нашеях венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили
вино ипиво, ели ивспоминали умершего. Под стук кастаньет танцевали девушки в длинных льняных одеяниях или водном только узком
пояске вокруг бедер. Амузыканты играли на арфах ипели обренности всего земного перед лицом бесконечного бытия:
«Следуй же смело своему сердцу! Давай хлеб
неимущему, чтобы осталось твое имя прекрасным навеки! Проводи счастливо день! Подумай очасе, когда тебя поведут встрану, куда боги
забирают людей. Там нет никого, кто взял бы с собой свои богатства. Инет возврата оттуда».
Хайке Штернберг
Литература
Материал из журнала GEO