ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА
Ярославский филиал Международной Академии Туризма
Автор: Докучаев К.Г. группа «Турне»
ПЛАН
1. Герб
2. Летопись
3. Страницы истории
4. Культурно-исторический очерк
5. История археологического изучения
6. Карта города
7. Использованный материал
ГЕРБ
"В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя".
Высочайше утвержден 31.8.1778.
Летопись
|[pic] |
|Икона |
|Ростовские |
|святые и |
|Сергий |
|Радонежский |
|(XV в.) |
|[pic] |
|Картина Г. |
|Пасько "Ростов|
|Великий" |
862 г. - Первое упоминание в летописи.
X в. - начало XI в. - Входит в состав Ростово-Суздальского княжества. 1054
г. - Ростово-Суздальская земля составляет владения киевского князя
Всеволода Ярославича.
1071 г. - Неурожай и голод в Ростово-Суздальской земле. Восстание смердов,
отмеченное в летописи.
1113 - 1125 гг. - Ростово-Суздальское княжество - удел киевского князя
Владимира Мономаха.
1125 - 1157 гг. - Княжение Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле.
Юрий Долгорукий - первый независимый ростовский князь.
1186 - 1219 гг. - Княжение Константина Всеволодовича. Расцвет политической
и культурной жизни.
1207 г. - Центр самостоятельного княжества.
Особого расцвета достигает в княжение Константина Всеволодовича (1186 -
1219 гг.)
1237 г. - Взят татаро-монголами.
1238 г. - Бой на реке Сить с татаро-монголами.
1262 г. - Восстание против золотоордынцев.
1474 г. - Крупнейший церковный центр Московского государства.
1589 - 1590 гг. - Ростов - резиденция Ростовских митрополитов.
Получение Ростовскими епископами титула митрополитов.
1609 г. - Польско-Литовская интервенция. Разорение города.
1631 - 1633 гг. - Восстановление Ростова. Строительство земляных валов,
кремля и каменных посадских церквей.
1652 г. - Иона Сысоевич становится митрополитом Ростовским. Возведение
ансамбля Ростовского кремля - резиденции митрополита.
1778 г. - Утверждение герба города.
1788 г. - Перенесение митрополии в Ярославль. Потеря Ростовом значения
религиозного центра. Ветшание кремля.
1796 г. - Ростов - уездный город Ярославской губернии. Формирование
крупного торгово-ярмарочного центра. Развитие самобытного промысла
миниатюрной живописи по эмали (финифть). Развитие первых промышленных
мануфактур.
XIX в. (первая половина) - Присуждение Ростовской ярмарке третьего места по
размаху торговли.
1870 г. - Проложена железная дорога между Москвой и Ростовом.
Рождение кофе-цикорного и паточного заводов.
1878 г. - Льнопрядильная фабрика ростовского купца Кекина. Самое крупное
предприятие города - "Ростовская льняная мануфактура" или "Рольма".
1883 г. - Открытие музея церковных древностей.
1918 г. - Установление советской власти. Рождение артели по производству
финифти. Открытие школы для обучения детей ремеслу.
1936 г. - Образование Ярославской области. Ростов включен в ее состав.
1958 г. - Присуждение большой золотой медали на международной выставке в
Брюсселе артели по производству финифти.
1960 г. - Преобразование артели в фабрику "Ростовская финифть".
1970 г. - Ростов - город-заповедник.
Создание Ростово-Ярославского историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника на базе краеведческого музея.
Страницы истории
Город Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени
меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город
в свою честь. Так или иначе, годом основания Ростова считается первое
упоминание о нем в летописях ("повесть временных лет") под 862 годом.
Летописи также рассказывают об участии ростовцев в походах князя Олега на
вражеские города Киев /882/ и Царьград /907/. Примерно в это же время в
городе появляется и славянское население.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром
Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил
здесь до 1010 года. Находящийся в 60 км к северу от Ростова Ярославль, был
основан Ярославом и назван в его честь.
В 989 году в Ростове решили ввести христианство. В воды озера Неро согнали
все население города и разбили его на группы по 10-15 человек. Специально
приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и
крестили жителей, давая им одно имя на группу. Еще много лет население
противилось нововведениям, поднимало восстания, восстанавливало свои капища
Велесу и Яриле. Так, в 1071 году был убит первый ростовский епископ
Леонтий. В 1073 году Ян Вышатич из Киева подавил последнее из восстаний.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Ростов вместе с Переславлем и
прочими входит во владения Всеволода, а затем Владимира Мономаха. Город
находится на вторых ролях, управляют им наместники, назначаемые из
Владимира.
В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под
названием Москва...
С 1207 года Ростов - столица независимого княжества. В 1216 году в него
входили Ярославль, Углич, Белоозеро, Устюг. Однако уже в 1219 году
княжество разделилось на три части - Ростовское, Ярославское и Угличское.
Ростовцы активно воюют со своими соседями, однако в 1238 году монголо-
татары накрыли своими полчищами сразу всех. Ростовский князь и его дружина
погибли в битве на реке Сить, город был захвачен и сожжен.
К 1320 году княжество было настолько сильно раздроблено, что удельным
князьям уже не хватало отдельных городов. Ростов был поделен на две части -
восточную и западную. Таким образом, им правило сразу два князя.
В ходу даже была поговорка: "В Ростовской земле князь в каждом селе".
Мелкие княжества постепенно заглатывались Москвой, которая в своих
интересах пользовалась поддержкой монголо-татар. В 1322 объединенные татаро-
московские силы (Юрий Данилович из Москвы и посол татарский Ахмыл) нанесли
серьезный урон Ростову, истребив большое количество живой силы, а в 1339
году Иван Калита, борясь с Тверью, заодно захватил Ростов, который занимал
протверскую позицию.
В 1474 году Иван III купил последний удел Ростовского княжества, положив
конец истории независимости города.
Некоторое время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил
торговый путь на север в Ярославль, Вологду, Кириллов, Архангельск, Великий
Устюг. В начале XVII века Ростов был взят польско-литовскими захватчиками
/1608/. При этом горожане, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым, оказали
героическое сопротивление. Последним их оплотом стал Успенский собор
(композиционно связаный со стенами и башнями Ростовского кремля), внутри
которого осажденные продолжали сражаться, пока не были истреблены. Предание
утверждает, что воевали даже женщины, одна из которых, княгиня Мария
Лобанова, убила предводителя нападавших пана Заборовского и союзника
поляков ярославского князя Ивана Шамина. Город был сожжен и разрушен.
В 1612 Ростов освобожден войсками Минина и Пожарского. До 1788 года в
городе ведется бурное строительство, он растет и богатеет, являясь центром
митрополии. В 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль. С этих пор
начинается упадок города.
Сильный урон нанесли городу годы коммунистического правления. Многие церкви
были порушены и пришли в запустение. В тридцатых годах Успенский собор был
закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм
возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные
богослужения в соборе уже возобновлены (как в летнем храме - с мая по
октябрь), до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко...
Однако, можно сказать, что судьба была благосклонна к Ростову. Центр города
оказался не тронут, крупная промышленность и комсомольские стройки обошли
его стороной.
Сегодня мы видим тихий, умиротворенный город, где рядом с величественным
кремлем может прогуливаться обычная корова...
Культурно-исторический очерк
Впервые Ростов упоминается в древнерусской летописи "Повести временных лет"
под 862 годом, однако земли возле озера Неро были заселены еще в
доисторические времена. Впоследствии здесь жило угро-финское племя меря. В
конце IX века в междуречье Оки и Волги появляются славяне-кривичи и
новгородцы. Тогда же, видимо, возникает на берегу озера мерянско-славянское
поселение Ростов, ставшее уже в X веке одним из самых больших городов на
северо-востоке древнерусского государства. Ростовская дружина воеводы
Потани участвовала в удачных походах киевского князя Олега к Царьграду
(907, 911 гг.). Олег требовал от Византии дани "на Ростов", и город получал
ее.
В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром
Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил
здесь до 1010 года и в это время основал Ярославль для защиты Ростова со
стороны Волги.
После смерти Ярослава в 1054 году при разделе Руси между его детьми Ростов
достался князю Всеволоду как придача к южному Переславлю.
Удаленная от Киева земля крепко держалась за старые обычаи: новая
христианская религия с трудом завоевывала в этих местах позиции. Первый
ростовский епископ Леонтий в 1071 году был убит приверженниками язычества.
Однако и здесь христианство постепенно набирало силу. Строились первые
храмы, сначала деревянные. Успенский собор Никоновская летопись называет
"чудным и зело преудивленным".
Первым независимым ростовским князем стал Юрий Долгорукий. При нем
княжество расширилось, а Ростов получил название - Великий. Однако,
опасаясь козней ростовских бояр, Юрий избрал себе местожительством Суздаль,
поэтому княжество именовалось Ростово- Суздальским. После Юрия княжил его
сын Андрей Боголюбский, сделавший столицей город Владимир. При нем в
Ростове вместо сгоревшего в 1160 году дубового Успенского собора был
построен каменный (1161-1162). После смерти Андрея в период княжеских
междуусобиц Ростов и Владимир боролись за первенство, что нередко приводило
к военным столкновениям.
К первой половине XIII века относится расцвет культурной жизни города. При
князе Константине Всеволодовиче в 1216 году становится столицей отдельного
княжества, включавшего кроме Ростова, Ярославль, Углич, Бело озеро, Устюг.
В городе возобновляется каменное строительство: в 1213 году заложен новый
Успенский собор, в 1215 году - церковь Бориса и Глеба на княжеском дворе.
Князь Константин был покровителем наук и искусств. Библиофилом был и его
современник епископ Кирилл, часть замечательной библиотеки которого
сохранилась до наших дней, кроме того, сохранилась и летопись, ведшаяся при
епископской кафедре.
В 1238 году Ростов был захвачен войсками хана Батыя.
В XIV веке шло объединение русских земель вокруг Москвы. Московские князья,
начиная с Ивана Калиты, постоянно присоединяли к своим владениям и
ростовские земли. Этот процесс был завершен в 1474 году при Иване III.
Однако, потеряв политическое значение, Ростов еще долго оставался одним из
религиозных центров Руси.
В это время в городе продолжает развиваться своя живописная школа. С
ростовской епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй
половины XV - начала XVI века - Дионисия. При кафедре продолжалось
летописание, до нас дошло несколько владычных летописей XV века. Особой
славой пользовались библиотеки Ростова, крупнейшая из которых находилась в
Григорьевском монастыре.
Конец XV - первая половина XVI века - время расцвета ростовской
архитектурной школы. Ростовские каменщики в этот период строят во всех
концах обширной епархии - от Переславля до Белоозера. Одним из лучших
мастеров был Григорий Борисов (Борисоглебский монастырь, Данилов
монастырь...).
В конце XVI века ростовские епископы получили титул митрополитов. В городе
в те времена шло строительство церковных и гражданских зданий.
Предположительно в это время был сооружен и дошедший до нас Успенский
собор.
Через Ростов проходил торговый путь, соединявший Москву с северными
городами и Белым морем, что способствовало развитию торговли. Значительную
роль играла ростовская ярмарка. В XVI веке во времена Ивана Грозного здесь
был построен Гостиный двор. Царь не раз бывал в Ростове, город был взят в
"опричнину", он стал владением, принадлежащим лично царю.
В 1554 году в Авраамиевском монастыре по указанию Грозного и на средства
государственной казны строится Богоявленский собор. Как и храм Василия
Блаженного в Москве, это памятник в честь взятия Казани. Вскоре в центре
города строится церковь Вознесения, более известная как церковь Исидора
Блаженного, сооружаются княжьи терема и Красная палата.
Во время польской интервенции отряды "тушинского вора" - Лжедмитрия II под
предводительством Сапеги и Лисовского в октябре 1608 года после
ожесточенного боя ворвались в город и разрушили его. Ими был взят и
разграблен Успенский собор, похищены драгоценности. Был схвачен и
митрополит Филарет Никитич Романов - в будущем патриарх русской церкви, сын
которого Михаил в 1613 году стал первым русским царем из династии
Романовых.
Через некоторое время Ростов стал восстанавливаться. В 1631-1633 гг. вокруг
города построили земляные валы длиной 2,7 км и высотой более 9 м. Во второй
половине XVII века в Ростове широко строятся каменные храмы, монастыри,
гражданские здания. Митрополит Иона Сысоевич развернул грандиозное
возведение Ростовского кремля. Строительство, начатое в 70-х годах XVII
века, продолжалось 30 лет.
Кроме кремля в Ростове и его окрестностях представляют интерес и другие
памятники старины: Авраамиев и Спасо-Яковлевский монастыри, колокольня села
Поречье-Рыбное, деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне.
На весь мир знамениты ростовские колокола. Если кремль считается первым
чудом Ростова, звоны - вторым, то третье чудо, безусловно, финифть -
искусство письма по эмали.
Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают
значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу.
Ростов Великий или, как его еще именуют, Ростов Ярославский - один из
древнейших русских городов. Он старше Москвы почти на 300 лет, ровесник
Киева и Новгорода. Ростов на озере Неро упоминается в "Повести временных
лет" под 862 годом, когда на Русь был призван родоначальник династии
русских князей - Рюрик.
Уже с XII века город именовался Великим. Такое поименование означало не
размер города, а величину светской и духовной власти, сосредоточенной в
одном месте. Со времени утверждения на русской земле христианства и до
конца XVIII века Ростов являлся центром епархии.
В истории города отразились и яркие страницы, и трагические события. Был он
столицей Залесья, потом - центром удельного княжества. В XIII веке захвачен
монголо-татарами, в XVI веке взят в опричнину Иваном Грозным, а в начале
XVII века разорен польско-литовскими интервентами. Особенно много сделал
для города при его восстановлении митрополит Иона Сысоевич. При нем была
возведена резиденция Ростовских митрополитов, которую с XIX века стали
именовать Ростовским Кремлем. С его легкой руки прямо здесь отливались
колокола.
Архитектурный ансамбль Ростовского кремля строился около 30 лет и дошел до
нашего времени во всей своей величавой красе. Многообразию архитектурных
форм вторит колокольный звон. Ростовские звоны славились по всей Руси. Они
имели свои специальные названия: Егорьевский, Акимовский, Ионофанский.
Самый торжественный - ионический. Этими звонами восхищались французский
композитор Гектор Берлиоз и русский певец Федор Шаляпин. И сегодняшние
посетители Ростовского кремля могут послушать мелодичное звучание русских
колоколов.
Ростовский кремль
В настоящее время в архитектурном ансамбле города доминирует уникальный
комплекс Ростовского кремля (1670-1683 гг.). К крепостной стене кремля
примыкает городская площадь с величественным пятиглавым Успенским собором
(1589 год), где почивают мощи ростовского князя Василька, трагически
погибшего в битве с монголо-татарами на реке Сити. Рядом с храмом -
четырехглавая звонница с пятнадцатью знаменитыми ростовскими колоколами,
отлитыми на протяжении XVII-XIX веков (в их числе колокола "Сысой",
"Полиелей", "Лебедь").
В кремле, вокруг главного двора с прудом в центре, сосредоточены основные
церковные, административные, жилые и хозяйственные постройки, соединенные
арочными переходами: Красная палата ("Хоромы для пришествия великих
государей"), Белая палата с домовой церковью Спаса на Сенях и Княжьими
теремами, трехэтажный Самуилов корпус и другие сооружения. Нигде, кроме
Ростова, не встретишь доведенных до такого совершенства надвратных храмов.
По стенам кремля можно, не сходя на землю, не только пройти во все храмы,
но и обойти другие строения: настоящая средневековая крепость. Здесь
снималась знаменитая сцена погони из кинокомедии "Иван Васильевич меняет
профессию". Сейчас в кремле располагается Государственный музей-заповедник
"Ростовский кремль".
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен со стороны въезда из
Москвы. Основан в XIV веке ростовским епископом Иаковом. Первый каменный
храм - пятиглавый Зачатьевский собор - был построен в 1686 г. В соборе
сохранились фрески к. XVII века. Во 2-ой пол. XVIII века сооружены келейные
корпуса, колокольня и ограда, на средства графа Н.П. Шереметьева возведен
огромный Димитриевский собор (1799-1801 гг.). В 1836 г. была построена
церковь, освященная в честь основателя обители - Яковлевская.
В храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, а
Иакова под спудом. Здесь же - чудотворная Ватопедская икона Божьей Матери,
келейная икона св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский
некрополь. В состав монастыря вошел и бывший девичий монастырь Спаса на
Песках (Княгинин), основанный вдовой ростовского князя Василька Марией,
погребенной здесь в 1271 г. Ныне монастырь вновь стал действующим.
На другом конце города, со стороны дороги на Ярославль, на берегу озера,
расположен Авраамиев Богоявленский монастырь - самый древний монастырь
Северо-Восточной Руси. По преданию, основан св. Авраамием в к. XI века на
месте языческого капища. Первый оплот христианства в Залесье. Главный
монастырский храм - Богоявленский собор (1553 г.) - построен царем Иваном
Грозным в честь взятия Казани. В настоящее время - действующий монастырь.
История археологического изучения
Ростов Великий является уникальным археологическим памятником.
Консервирующие свойства грунта многовековых отложений Ростова позволяют
сохраняться в нем органическим остаткам жизни людей. В 20-м столетии
культурный слой (КС) Ростова (древней части города) не подвергался сильным
разрушениям в связи с новым строительством и проведением коммуникаций.
Первые археологические исследования в Ростовa относятся к 1884 году. В это
время, при замене старого чугунного пола, комиссией Московского
Археологического общества были предприняты попытки найти княжескую
усыпальницу. Поставленная цель достигнута не была. В ходе работ обнаружен
придел св. Леонтия 1161-1162 гг., в котором найдены фрагменты фресок того
времени и белокаменная рака св. Леонтия, подаренная собору Андреем
Боголюбским. Впоследствии по материалам раскопок придел был восстановлен.
В 20-е годы XX века Д.И. Эдингом и Д.А. Ушаковым на левом берегу р. Уницы и
на Рождественском о-ве были открыты и исследованы многослойные поселения
неолитического времени, эпохи бронзы и раннего железного века. Кроме того,
в 1928 году Д.А. Ушаковым проведено обследование южного крыльца Успенского
собора, с целью изучения сохранности фундамента здания. В 1939 году
аналогичные работы провел Н.Н. Воронин. Он же, уже в 1954 году продолжил
исследования в интерьере собора и выявил кладки соборов 12 и 13 веков. В
последующие 2 года Воронин Н.Н. провел масштабные исследования в Кремле и
около церкви Бориса и Глеба (цБГ). Были обследованы: территория бывшего
"Григорьевского Затвора" (где обнаружены остатки здания, объяснившие
появление "кармана" в постройке Кремля конца XVII века); вал 1632 года и
цБГ 1762 года. Кроме того, внутри Кремля велись поиски исчезнувших частей
зданий конца XVII века. Работы у Успенского собора позволили дать точную
реконструкцию основного объема собора XII века. В это же время, на
материалах зачисток стенок траншеи по ул. Декабристов были установлены
границы мерянского поселка и домонгольского города.
В 1961-62 годах, в связи с разрушением Уницкой стоянки строящимся
Ростовским рыбзаводом, Верхне-Волжская экспедиция (ВВЭ) под руководством
Д.А. Крайнова проводит охранные работы в месте строительства. В первый год
шурфовками вдоль берега озера и на территории завода уточняются границы и
стратиграфия стоянки, а затем проводятся масштабные исследования КС
стоянки, которые показали, что стоянка была постоянно заселена с конца III
до конца II тыс. до н.э., а с XII века на этом месте возникает славянское
поселение.
Ростовский отряд Верхнедонской экспедиции под руководством Матвеевой В.И. в
1968 году провел исследования на территории Кремля, у церквей Одигитрии и
Иоанна Богослова, с наружной стороны стены. Раскопками была прослежена
четкая стратиграфия слоев (мощностью 4,5 м) и хронология древнего Ростова
по ним.
С 80 годов XX столетия началось наиболее последовательное и масштабное
изучение КС города.
В 1981 году ростовские реставраторы во главе с М.В. Фроловым обследовали
фундаменты и стены бывшего Конюшенного двора. В ходе исследований была
уточнена первоначальная планировка здания.
С 1983 года в Ростове постоянно работает Волго-Окская археологическая
экспедиция (ВОЭ) под руководством А.Е. Леонтьева. В этом году шурф у южной
стенки церкви Спаса-на-Сенях дал наиболее полную информацию о стратиграфии
КС в древнейшей части города. Тогда же шурф у Спасо-Яковлевского монастыря
показал наличие в этом месте слоев ХII-ХIII веков.
В августе 1983 года сотрудник Ростовского музея В.Н. Хохлов провел разведку
КС в районе церкви Спаса-на-Песках и в Авраамиевском монастыре. У Спасо-
Яковлевского монастыря им были прослежены слои ХVI-ХIХ веков, и
соответственно у Авраамиевского слои ХIII-ХIХ веков.
В ходе подготовки материалов для составления охранных зон города в 1984
году А.Е. Леонтьевым и В.Н. Хохловым была проведена шурфовка по внутренней
стороне ул. Окружной. Материалы шурфовок позволили определить границы
домонгольского и средневекового Ростова, а также наличие в разных частях
города слоев с сохранившимися органическими остатками жизни людей ХI-ХVIII
веков.
В том же году ВОЭ была исследована ЮВ часть бывшего Митрополичьего сада.
Исследования показали, что слои XI- начала XVII веков сняты на постройку
валов 1632 года. В сохранившихся домонгольских отложениях были обнаружены
древнерусская и мерянская керамика и остатки деревянных сооружений,
датируемых не позднее X века.
В ходе подготовки дренажных работ на Соборной площади в 1985 году В.Н.
Хохловым были проведены обследования фундамента Успенского собора. Они
выявили наличие 4-метрового белокаменного фундамента (?) с внешней границей
из деревянных свай. Также была выяснена стратиграфия, полностью
сопоставимая с историей собора конца X- начала XVI веков.
После решения Ростовского горисполкома об охране КС в городе, с 1986 года
начали проводиться охранные раскопки и наблюдения за всеми видами земляных
работ. В том же году при подготовке проекта дренирования здания Успенского
собора А.Е. Леонтьевым было начато исследование территории площади у
западной паперти собора. Работы продолжались 2 года. Они дали четкую
стратиграфию жизни площади с X по XX века и показали, что площадь у
западного портала храма стала основной лишь с XVII века.
Тогда же на месте строящегося стадиона были проведены археологические
исследования, которые показали наличие в этом месте домонгольского слоя
конца XI- начала XII веков. Там же был выявлен слой погребений ХV-ХVI
веков, относящийся к кладбищу Всехсвятской церкви.
Наблюдения А.В. Кашкина за траншеей водопровода по ул. Окружной, в том же
году, дали сведения о стратиграфии и хронологии значительной части
городской территории. Был подтвержден вывод о широких границах
домонгольского Ростова и сокращении заселенных участков в ХIII - ХV веках.
В 1987 году ВОЭ провела исследования участка между ул. Белинского и
Февральской, и на территории Авраамиевского монастыря. Материалы
исследований показали, что участок напротив школы № 1 был заселен лишь в
период с конца XI по начало XIII веков. Позднее эта территория
использовалась как выгон и ярмарочная площадь. Шурфы в монастыре не
подтвердили ранней даты основания монастыря (конец XI века), т. к. были
разбиты в стороне от центра монастырской территории.
В следующем, 1988 году ВОЭ проводились исследования во внутреннем дворике у
Часозвона и у церкви Вознесения (в валу 1632 года). Шурф у Часозвона выявил
напластования ХVIII-Х веков и показал, что 2 усадьбы, существовавшие на
территории, вскрытой шурфом, в течение почти шести столетий, существовали в
практически неизменных границах. В шурфе около церкви была прослежена
четкая стратиграфия слоев ХХ-ХVI веков, в которых были выявлены 3 уровня:
строительства церкви; строительства вала 1632 года; кладбища не ранее 1632
года; ремонтов церкви и строительства колокольни.
Тогда же экспедицией была проведена шурфовка вокруг и внутри Конюшенного
двора, с целью проверки состояния стен и фундаментов здания. Кроме того, в
районе школы № 1 была проведена шурфовка с целью выявления слоев
домонгольского периода. Один из шурфов, против церкви Воскресения, за
валом, показал наличие искомого слоя, и подтвердил вывод о снятии в данном
месте слоев XVII- второй половины XII веков на строительство валов 1632
года. Осенью того же года было проведено исследование межвального участка в
районе Конюшенного двора. Шурф показал наличие многометрового слоя
отложений; остатков внутривальных конструкций и ненарушенных слоев ХVII-ХI
веков в этом месте.
С 1989 года по 1991 ВОЗ проводит исследования на месте предполагаемого
"Григорьевского Затвора", на территории Митрополичьего сада. Пройдены слои
ХХ - ХIII веков. В СЗ части раскопа прослежена постройка XVIII века,
связанная с меднолитейным производством. В домонгольских слоях найдено
большое количество материала, характеризующего жизнь и быт городских
усадеб. Выявлено большое количество остатков деревянных сооружений, имеющих
хозяйственное назначение. Обнаружен и прослежен фундамент старой стены
монастырского сада, имеющий основание из частокола деревянных свай. Работы
в Митрополичьем саду продолжаются.
На территории Ростова с 1986 по 1991 год работает Архитектурно-
археологическая экспедиция Государственого Эрмитажа (ААЭ) под руководством
О.М. Иоаннисяна. Экспедиция проводит исследования памятников домонгольского
зодчества на территории города. В ходе работ на цБГ 1761 года, под ее полом
и фундаментами была обнаружена и частично исследована цБГ 1287 года. На
сегодняшний день выявлены: алтарная часть церкви; развалы стен и 2 столба
белокаменной постройки. Работы проводятся как внутри церкви 1761 года, так
и снаружи, у ее стен. В 1988 году при повторной зачистке бровки одного из
наружных раскопов, из заполнения постройки полуземляночного типа был
извлечен клад из 370 серебряных монет Михаила Федоровича, находящихся в
берестяном коробе. На наружных и внутренних раскопках были выявлены слои
кладбища 1632-1761 годов. За годы исследований прослежена стратиграфия вала
1632 года. В северном раскопе найдена упавшая лицевой поверхностью вниз
часть плинфяной стены с закомарой. Развалы плинфы на цемяночном растворе,
белокаменных блоков и туфа вокруг церкви 1761 года, предполагают
существование в домонгольское время на этом месте сооружений, по-видимому,
относящихся к постройкам Княжеского дворца Константина Всеволодовича или
относящихся к постройкам церквей Бориса и Глеба 1214 и 1287 годов.
Результаты пятилетних исследований показали, что храм Бориса и Глеба 1287
года сохранился на значительную высоту (до сводов в алтарной части). Он был
возведен из булыжников и грубо обработанных квадратов белого камня и туфа
на известковом растворе. Раскопки храма 1287 года осложнены необходимостью
обеспечения безопасности существующего здания цБГ.
Кроме работ на цБГ в 1989 году ААЭ Гос. Эрмитажа провела разведочные
работы, с целью обнаружения домонгольского храма Константина и Елены в
северной части города. Работы не дали желаемых результатов, но сузили
площадь поиска домонгольской постройки. В ближайшее время намечены работы
по продолжению поисков древнерусского храма.
Из приведенного краткого обзора археологического изучения Ростова очевидно,
что наибольшее количество исследований приходится на последние 11 лет. Они
стали наиболее комплексными и последовательными. Возросли вскрываемые
площади. Археологами контролируются все работы, затрагивающие КС города.
Начато комплексное изучение домонгольского зодчества Ростова. В
археологических изысканиях чаще применяются вспомогательные научные
исследования. Перспективы развития археологии в городе грандиозны. Наиболее
изученным остается исторический центр города, раскопки на территории посада
и слобод только начаты. Слабо изучена подземная структура Кремлевских
построек. До сих пор не найдены остатки княжеского дворца ХI-ХII вв. В
последние годы появились предпосылки ускорения археологического изучения
города. При содействии Ростовской Археологической комиссии и
соответствующем финансовом обеспечении исследования Ростова, несомненно,
приведут к новым научным открытиям.
КАРТА ГОРОДА
На низком северо-западном берегу озера Неро, прямо на трассе Москва -
Ярославль, лежит Ростов, один из самых древних городов России. В центре
города расположен кремль (наряду с московским - один из красивейших
памятников архитектуры в России) с прилегающими к нему постройками. От него
лучами расходятся дороги, соединенные между собой дугами концентрических
улиц.
Если ехать от кремля вдоль озера на северо-восток, то на бывшей окраине
города, ныне густонаселенный жилой район "КУБА", мы встретим Аврамиев
монастырь. На юго-западе мы попадем в Яковлевский монастырь, со
своеобразной архитектурой. Кстати, рядом с ним, у озера расположен один из
трех пляжей города. Наконец, если поедем на северо-запад, то упремся в
железную дорогу с вокзалом и автостанцией. Собственно старый город
располагается в центральной части, вокруг кремля и ограничивается Окружной
улицей. В настоящее время часть кремля отреставрирована и поддерживается в
приличном состоянии. Если уж Вам доведется побывать в Ростове, то не
забудьте посетить многочисленные музеи и экспозиции, расположенные на
территории кремля, останется масса приятных воспоминаний. А если будете в
Ростове летом, то ни в коем случае не упустите возможность поплавать по
озеру на лодке или пароходе. С воды открывается прекрасная панорама на весь
город, купола кремля и монастырей потрясают своим великолепием. Глядя на
все это, так и хочется, подобно Ивану Грозному - герою Юрия Яковлева из
фильма "Иван Васильевич меняет профессию" - воскликнуть: "Красота-то какая!
ЛЕПОТА!!!" Кстати, съемки этого фильма, той его части, где опричники
гонялись за "демонами", проходили именно в Ростове Великом, на территории
кремля.
В окрестностях города много лесов, полей и дорог, почти каждая из которых
приведет к какой-нибудь достопримечательности...
Небольшой и тихий городок раскинулся с юго-запада на северо-восток на 202-
ом километре трассы Москва - Ярославль на берегу озера Неро.
Условно город можно разделить на 3 части: Юго-запад, Центр и "Куба". Почему
северный район города прозван "Кубой" науке не известно [pic]. И хотя наука
пока еще не в курсе дела, но факт остается фактом, 1-ый и 2-ой микрорайоны
люди упорно называют "Кубой".
В городе много православных храмов. В самом центре за городским валом
расположен ансамбль ростовского Кремля - одного из древнейших памятников
культуры, истории и архитектуры.
ИПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ
1. http://mega.km.ru/goldenring
2. http://www.towns.ru/foto_ruins.html (фото на обложке И. Гуревича)
3. http:/cnit2.uniyar.ac.ru/yaros/www01590.htm
4. http:/rostmuseum.ru/publication/historyculture/1991/povelehinol.html
5. http:/www.tourpedo.ru/cities/rostov
6. http:/www.v-rostove.ru
-----------------------
[pic]