Реферат по предмету "Экология"


Государство, право, экология

Министерство Внутренних ДелРоссии
Омский Юридический Институт

/>

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
ТЕМА: “Государство,право, экология"

ВЫПОЛНИЛ: слушатель 1 курса
104 учебной группы
Ратин Е. Ю.
 
 
 
 
 
 
 
 
Омск
 
ПЛАН:

Введение.
I.  Человек, общество, природа.
II. Научно-технический прогресс и окружающая среда:
1. Научно-технологическийпрогресс.
2. Демографическиепроблемы и наука.
3. Природакак интеграционный объект.
4. Надвигающиесябеды Земли.
5. Войны,как экологическая проблема.
III. Экологическое состояние России:
1. Экология России.
2. Экологическая политика России.
3. Российское экологическое законодательство.
4. Проблема охраны природы.
IV. Экологический вред:
1. Правовые основы в борьбе с этим явлением.
2. Государственная забота об экологии.
3. Охрана природы является одной из основных функцийгосударства.
4. Охрана окружающей человека природы.
5. Природные и неприродные катастрофы.
Заключение.

Введение.
Всяприрода, начиная от мельчайших ее частиц и до величайших тел, начиная отпесчинок и кончая солнцами, находится в вечном возникновении и исчезновении, внепрерывном течении, в неустанном движении и изменении. Это особая сфераматериального бытия с ее особыми законами, существенно отличающихся от законовразвития общества, но обуславливающими последние. Вторжение в нее требуетособых знаний.
В природеничего не совершается обособленно, каждое явление действует на другое наобороти в забвении факта этого всестороннего движения и взаимодействия и кроется вбольшинстве случаев то, что мешает видеть даже самые простые вещи.
Несмотря навсю сложность природной сферы, недостаточный уровень естествознания наукой былвыработан ряд основополагающих явлений взаимодействия общества и природы,являющимися стратегическими для разработки научно методологической основыэкологического права.
 
I.  Человек, общество, природа.
Всамых общих чертах эти положения можно свести к следующим:
1.Невозможность человеческого бытия без обеспечения оптимальных природных условий. Человек живёт природой, природа есть его тело, с которым он должен оставатьсяв процессе постоянного общения, чтобы не умереть. “ Мы и сейчас ещё не поняли ине хотим понять, — горестно восклицает современный русский  писательВ.Астафьев, — что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а от намбез них не прожить ни дня единого.”[1]
2.Неизбежность воздействия человеческой деятельности  на окружающую природу.Животное только пользуется внешней природой и производит в ней измененияпросто в силу своего присутствия, человек же вносимыми им изменениями заставляет её служить своим целям, господствует над ней. Как правило,господство это не сообразуется с законами природы и является экологическиопасным  для уязвимых систем природных объектов .” Человечество продолжаетвести себя как самоубийца, и больше не имеет смысла аргументировать что-либосамоубийце, готовому выпрыгнуть из окна,”[2] — говорит Д.Медоуз, американский футуролог… В последнее время опасностьгосподства человечества над природой настолько возросла, что природа может невыдержать индустриального прессинга более трети века. Поэтомупроизводственно-хозяйственная деятельность общества должна не толькосопровождаться охранительными мероприятиями.но и должна быть создана единаяпрограмма природоохранительных действий, обязательная к исполнению всем народомстраны.
3.Историческая обусловленность  взаимодействия общества и природы. Природа иистория — это два составных элемента той среды в которой мы живём и проявляемсебя. В силу этого общество всегда имеет перед собой  определённые историческиепотребности  и определённые исторические возможности их осуществления. Так, впоследнее время десятилетия возросла  потребность общества в природном сырье(древесные воды, полезные ископаемые).и вместе с тем она натолкнулась навозможности которые выражаются в ограниченных объёмах запасов природныхбогатств. Например, при нынешних темпах потребления разведаны запасы каменногоугля будут израсходованы  через 1-1,5 века, нефти и природного газа — через 3века и т.д.
4.Экономическая обусловленность взаимодействия общества и природы, посколькуприродоиспользование осуществляется в форме труда. В общественном труденеизбежно действуют экономические объективные законы, которые перекликаются сзаконами природы, вызывая конгломерат экономико-экологических отношений,требующий особого подхода.
5. Природапредставляет единую систему, а производственные операции замкнуты в рамкахведомств и предприятий. Ведомственное разделение труда, необходимое впроизводственной сфере, неизбежно наносит вред единой и целостной природе, еслине вести плановой, согласованной работы в сфере природоиспользования быливключены в систему единого народнохозяйственного планирования.
Но обществоне всегда учитывало те задачи по охране природы, которые стояли перед ним. Такв разработке и осуществлении производственных мероприятий  зачастую полностьюигнорировалась либо недостаточно учитывалась оптимальность природных условий,необходимых для человечества. В результате на грани экологического кризисаКалмыкия, Донбасс, Урал, Кузбасс..., часть продуктов питания опасно использоватьв пищу из-за насыщения их пестицидами, нитратами, гормонами, радионуклидами.
 
II. Научно-технический прогресс и окружающая среда.
 
Несистемныйподход к охране окружающей среды привёл к тому, что значительные средства, выделяемые государством наохрану природы, оказались неосвоенными, либо освоенными неэффективно, в силучего запланированные природоохранительные мероприятия оказались невыполненными.
Игнорировалисьисторические особенности, в которых оказались природа и общество. В связи сростом населения и развитием производительных сил возросла нагрузка наокружающую среду и прежние методы хозяйствования, когда производительные силыбыли не столь «агрессивны», а природные балансы казалисьбесконечными, оказались непригодными. На первый план выступила потребностьбезотходных технологий производства при максимальной экономии природного сырья,но это не было сделано в отходы по-прежнему идет большое количество сырья, апроизводственная система требует увеличения природопотребления.
Оказалась неучтённойразличная природа объективных экономических законов общества и природы,игнорировалось их противоречие, выражающееся в том, что при неправильномэкономическом стимулировании в результатах производства производители могутзаботиться лишь о непосредственных полезных эффектах своих действий по частиприродоохранительных мероприятий. Необходима радикальная увязка экономическихинтересов с экологическими. Лишь в 1988 г. было ведено правило, согласнокоторому источником платежей за выбросы предприятиями вредных веществ являетсяхозрасчётный доход предприятия, в результате чего трудовые коллективыпредприятий делаются заинтересованными в создании безотходных технологий.
В нашей стране нетрадикальной концепции экологизации хозяйственной деятельности, вследствие чегоприродоохранные мероприятия носят разрозненный, несистемный характер.
В противовес воззрения отом, что причиной экологического кризиса является развитие производительныхсил, расширение производственно-технической базы общества и научно-техническаяреволюция, экологическая концепция видит причину не в развитиинаучно-технического прогресса, а в неправильном применении его достижений.
1. Научно-техническийпрогресс нельзя обвинить ни в загрязнении окружающей среды, ни в истощенииприродных богатств, подобно тому, как нельзя винить нож, которым человекпорезался. Человек не причинил бы себе травму, если бы правильно обращался сножом, соответственно и природа не была бы травмирована, если бы правильно инаучно обоснованно применялись достижения научно-технической мысли.
Научно-технический прогрессдолжен использоваться таким образом, чтобы всё производство в нашей стране былоприродоохранительным — экологически безопасным, малоотходным иресурсосберегающим.
Имеется концепция обиссякаемости природных богатств и возможном наступлении конца жизничеловечества. Но исчезновение одних природных богатств может бытькомпенсировано другими, о существовании которых ранее и не подозревалось. Так,иссякнувшие запасы нефти компенсируют растительное сырьё  из которого (наукауже даёт такие предположения), будут вырабатываться все компоненты, какие даётнефть. Недостаток топливной энергии уже сейчас компенсирует атомная энергетика.
Кроме того не используетсязначительное число природных богатств, могущих восполнить человечеству нехваткувеществ и энергии. Подводный растительный мир океанов и морей содержит массупитательных веществ, является огромной пищевой кладовой для человечества, но онпочти не используется.
2. Наука рассматриваетдемографические процессы в диалектической связи с общественным прогрессом,социальной структурой общества, материальным и культурным уровнем жизни народа.Развитие экономики позволит решать и демографические вопросы, в результате чегостихийные процессы роста численности населения постепенно уступят местосознательному регулированию воспроизводства человеческого роста. Недопустимоискусственное ограничение прироста населения, нормирование численности детей,введение контроля за рождаемостью и т.п. Необходимо  управлять этими объективносуществующими законами, а последнее требует большой научной обоснованности.
В противовес теориям“предела роста”, “экологического динамизма”, стабилизированного развития,нулевого развития и т.д., имеется концепция перехода к новому взаимоотношениюобщества и природы — управлению процессами природы. Как считают учёные,необходимо внести существенные изменения в известную формулу производства“товар — деньги” на “природа — товар — деньги — природа”. Необходимо приступитьк созданию принципиально новой оболочки Земли-биосферы, состоящий из физическойсреды  и включённых в неё технических устройств, контролирующих и взначительной степени оберегающих её.
3. Принимая во вниманиеединство и целостность природной среды, охрана и рациональное использование немогут замыкаться рамками одного или нескольких государств: Чистота атмосферыодного государства не может быть обеспечена, если соседние государства имеютзагрязненную атмосферу.
Природа, какинтернациональный объект, требует  интернационального подхода к использованию иохране её, достижение этой задачи возможно при объединении всех государствземного шара.
Признавая приоритет норммеждународного права в охране и использовании природных богатств, экологическаяконцепция в тоже время отрицает необходимость создания  особогонадгосударственного международного органа, который был бы наделён властнымиполномочиями и контролировал рост народонаселения в странах и другие вопросы,являющиеся исключительно делом суверенных государств.
Данные основные положенияэкономической концепции не являются неизменными, но они совершенствуются сизменением обстановки на земном шаре и в межгосударственных отношениях. Так,новое мышление включает объективный анализ процессов, событий и явлений инахождение оптимальных решений по вопросам, имеющим глобальный характер.
4. К сожалению, знакинадвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество “лицом к лицу”столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом, смертельная опасностькоторого стала особенно очевидной сейчас, когда тучи военного конфликтанависают над землёй. Ресурсы земли не умножаются, а иссякают. Катастрофическибыстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становитсявсё меньше. Превращаются в пески плодородные земли — главный источник нашейжизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих кислород, стабилизирующихклимат и циркуляцию вод. Повсеместно дают знать о себе химические загрязнения.В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” напланету горы отбросов, удушающих всё живое. Выбросы в атмосферу различных газовускоряют парниковый эффект, истощают вокруг планеты озоновый слой. “Первоесрубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее будет означать конецее”, — говорит писатель Афанасьев.[3]
Среди букета кричащих общепланетарных проблем и экологическая и проблема бурного роста населения земли,грозящей обернуться серьёзными последствиями для всей цивилизации, и обострениеэкологической ситуации, связанная прежде сего с близким исчерпаниемнефтегазовых богатств и общая нехватка в слаборазвитых странах продовольствия,чередующаяся с голодными лихолетьями. Это также эскалация этническихконфликтов в современном мире, сохранение во многих странах нищеты,возникновение эпидемий и т.д.
5. Однако и это ещё не всё.Человеческий род, как и в прежние века, то тут, то там преследует кровь,слёзы, вызванные малыми войнами, отсутствием демократии, разумом бандитизма ит.д. Естественно, что в мире есть страны, для которых эти проблемы практически не характерны. Однако в целом для человечества они очень существенны исправедливо называются глобальными.
Мы переживаем мучительноевремя, когда в мире рушатся многие наши идеалы, устои человеческой морали;многие считают, что рушится само здание всемирной культуры, с таким трудомвозводившееся сподвижниками духа, титанами мысли, гениями нашей планеты -Земли.Во всяком случае этот процесс очень ярко проявляется в нашей стране.Десятилетиями мы отворачивались от мировых духовных поисков. В результате мы нетолько многое утратили  из сокровищницы великого культурного наследия нашегоотечества, но и до обидного мало почерпнули от мировых культурных ценностей.
Сегодня в мире сложиласьможно сказать парадоксальная ситуация, когда человечество достиглопоразительных высот в развитии  цивилизации и в тоже время само оказалось накраю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: “Быть илине быть?” Так может быть человек достиг “не тех” высот, сделал “не теоткрытия”, создал “не ту“ цивилизацию? Об этом сегодня спорят в мире.
Итак, опасность глобальногоэкологического кризиса как таковая вызывает необходимость целенаправленнойдеятельности человека по обеспечению экологической безопасности. Внауковедческом аспекте это требует объединения учёных самых разныхспециальностей, в том числе и юристов. В учении о функциях государства функцияпо обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план какобщесоциальная, общечеловеческая и общецивилизационная.
III. Экологическое состояние России.
Экологическое состояниеРоссии отмечается благоприятными природными условиями, являющимися  основойразвития экономики, науки и др. Вместе с тем в целом ряде регионов Россииэкологическая ситуация катастрофична. После аварии на Чернобыльской АЭС натерритории Российской Федерации в 14 областях (Брянская, Белгородская,Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская,Пензенская, Тамбовская, Смоленская, Ульяновская, Тюменская) и в Мордовскойреспублике образовались зоны загрязнения площадью 55.1 тыс.кв.м.Катастрофическая экологическая обстановка сложилась в Уральском регионе. ДляРоссии жизненно важна актуальность неотложных мер по обеспечению экологическойбезопасности Урала. В частности, речь идет об оптимальном сочетании пропорцийобщественного воспроизводства и рационального использования природных ресурсов,о научно обоснованных социально-экономических критериях оценки качестваокружающей среды, увязанных социально-политическими целями перспективного развитияреспублики и т.д.
1. Экология России — это и ее земельный фонд. Состояниеземельных территорий повсеместно ухудшается, их деградация и опустыниваниеприобретают все более значительные масштабы. Наиболее ярким примеромопустынивания являются территория Черных земель и Кизлярских пастбищ, гдеобразовалась и прогрессирует пустыня. За последние 5 лет площадь, занятаяпесками, только в Калмыкии возросла на 47.7 тыс.га.
В феврале 1993 годаутверждена «Государственная программа мониторинга земель Российской Федерациина 1993-1995 годы», которая разработана на основе постановленияПравительства РФ от 15 июля 1992 года «О мониторинге земель».Программа предусматривает поэтапное введение на территории РФ мониторингаземель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фондас целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения,устранения последствий негативных процессов. Основными задачами мониторингаземель на 1993 -1995 г.г. являются: формирование нормативно-правовой и научно-методическойбазы мониторинга земель, ландшафтно-экологическое районирование территории РФ свыделением ареалов основных негативных процессов по видам и системам ихвоздействия на состояние земель, совершенствование существующих и внедрениеновых методов, технических средств и технологий мониторинга земель,формирование организационных структур мониторинга земель.
Итак, даже на примереРоссии видно, как экологический императив напоминает нашему обществу о егонеразрывной связи с живой и неживой природой, о той угрозе, которая несет ссобой игнорирование ограниченности компенсаторных возможностей биосферы. И еслидо недавнего времени еще можно было представить процесс общественного развитияв двухмерной системе координат, где учитывались лишь социальные и экономическиепараметры, а природа рассматривалась как лежащая за границами управляемойсистемы, то сейчас необходим переход к трехмерной системе координат,включающей, кроме названных еще и экологическую (природные ресурсы) подсистему,но общество взаимосвязано с государством, а государство и право, будучипорождением общества, формой его существования не могут остаться безучастными кприроде. Поэтому государство охраняет общество и природу.
2. В экологической политике государства РФ выделяется двасвязанных между собой направления: во-первых, мероприятия, нацеленные на то,чтобы при обеспечении высоких темпов экономического развития страны прекратитьдальнейшее наращивание загрязнения окружающей природной среды и не допуститьпоявления новых факторов, отрицательно влияющих на нее, во-вторых, мероприятия,необходимые для того, чтобы постепенно уменьшить, а затем полностью прекратитьзагрязнение окружающей среды и другое отрицательное воздействие на нее состороны уже функционирующих хозяйственно-технических объектов.
Первое направлениереализуется главным образом реализуется в сфере  отношений по капитальномустроительству. Именно здесь для проведения поисковых проектно-конструкторских,строительно-монтажных и других работ, связанных с созданием новых заводов,фабрик, цехов, агрегатов, машин, и т.п. особенно важны меры по выполнениюпрофилактических требований, связанных с охраной окружающей среды. Второенаправление предполагает проведение мероприятий по реконструкции и обновлениюдействующих заводов, фабрик, машин, механизмов, замене на них устаревшихтехнологий более прогрессивными, которые в достаточной степени учитываюттребования экологической безопасности, оснащение действующих предприятийэффективными очистительными системами и т.д. Такие меры нацелены на снижениеуровня загрязнения атмосферы и водоемов, более рациональное использованиеполезных ископаемых, земель, вод, лесов, ресурсов растительного и животногомира.
На сегодняшний день вРоссии сложилась определенная система государственного экологическогоуправления. Это, в основном, отраслевая система, при которой контроль заиспользованием природных ресурсов возлагается на тех, кто добывает и используетэти ресурсы. О том, что подобная практика показала свою полнуюнесостоятельность, известно давно. Однако какие-либо альтернативные предложениядлительное время оставались без внимания.
Здесь нужна консолидацияспециализированного общегосударственного управления в области охраны природыпри сохранении общего руководства делом охраны природы в целом со стороныверховных органов власти и ведомственно-отраслевого управления. Существует игосударственный экологический контроль, который в отличие от государственногоэкологического мониторинга, который ограничивается сбором, обобщением, оценкойи передачей информации о природной среде, представляет собой один из видоворганизационно-управленческой, административной деятельности государства, егозадачей является проверка выполнения всеми министерствами и ведомствами,государственными и общественными предприятиями, учреждениями, организациями, атакже гражданами планов и мероприятий по охране и рациональному использованиюокружающей природной среды, установленных нормативов вредного воздействия нанее, действующего природоохранительного законодательства.
Российское экологическоезаконодательство характеризуется прежде всего в сравнительно-историческомплане, вплоть до формирования соответствующей самостоятельной отрасли права.Экологическое право (или право окружающей среды), представляющее собой насегодняшний день комплексную отрасль права, образовалась в результатедифференциации и интеграции земельного, недрового, лесного, воздушного,фаунистического права.
В качестве самостоятельнойотрасли права экологическое право регулирует общественные отношения, возникающиев сфере взаимодействия общества и природы (отношения по охране природы,рациональному использованию природных ресурсов, оздоровление окружающейчеловека среды). В эколого-правовых нормах определяются цели и задачи,последовательность и содержание природоохранительных мероприятий, формулируютсяправила их планирования и финансирования, прогнозирования и стандартизациикачества окружающей среды. Нормы экологического права устанавливают переченьобъектов природы, подлежащих государственной охране, меры дозволенногоповедения и запретных действий по отношению к природе, права и обязанностиприродопользователей, меры ответственности за нарушение установленных правил.
Рассматриваяконституционные основы экологического законодательства можно выделить в них дванаправления:
— общеправовое, относящеесяко всем отраслям законодательства;
— специально-правовое,касающееся только сферы природопользования.
Природоохранительныеправовые нормы в целом направлены на охрану здоровья людей, земли, ее недр,воды, воздуха, флоры и фауны. Соответственно анализируется законодательство, внем выделяется:
¨    охрана здоровья;
¨    земельное;
¨    водное;
¨    о недрах;
¨    воздушное;
¨    о фауне;
¨    о флоре.
В законодательствопривлечены и подзаконные акты — постановления правительства и санитарныеправила.
Нужно признать, что покаеще экологическое законодательство слабо связано с современнымисоциально-экономическими процессами. Так, нуждаются в теоретической разработкевопросы об объеме экологического регулирования в отраслевых актах и общихзаконах, о нормах прямого действия, об ответственности за посягательство наэкологическую безопасность. Существенно важно законодательное оформлениефинансирования и стимулирования природоохранных мер, проводимых предприятиями вусловиях становления рыночной экономики. В этих условиях исключительноевнимание должно быть уделено правовым аспектам экологического регулированиясамого приватизационного процесса.
В законодательствеотмечается и конституционное право граждан России на благоприятную окружающуюсреду (на экологическую безопасность). Оно является конкретизацией основного инеотъемлемого права человека на жизнь. Право на экологическую безопасностьобладает абсолютной нравственной ценностью. Оно имеет также непосредственноюридическое значение. Именно право человека на экологическую безопасностьдолжно быть положено в основу законотворческой деятельности в области охраныокружающей среды. При таком подходе государство из исключительного собственникаприродных ресурсов и по сути преимущественного их пользователя превращается вгаранта обеспечения права человека на экологическую безопасность, в рукахгосударства сосредотачиваются, прежде всего, контрольные функции.
Экологическоезаконодательство придает стабильность отношениям в области природопользования.Они могут быть изменены (прекращены) только по основаниям, указанным в Законе.В настоящее время та гарантия сохранения взаимозависимости в природе, котораясравнительно недавно существовала во всем мире, нарушено. Сегодня остроощущаются последствия пренебрежительного, даже преступного отношения к законамприроды. Очень нерационально ведется земледелие: 113 млн.га, в том числе 64млн.га пашни, подвержено водной и ветровой эрозии, 20 млн.га пашни засолено, 68млн.га имеет повышенную кислотность. В Красную книгу нашей страны включено 700видов растений, 203 вида насекомых, 28 видов и подвидов рыб и моллюсков, 37видов и подвидов рептилий, 80 видов птиц, 94 вида и подвида млекопитающих.
Ведение лесного хозяйства внастоящее время в упадке: в этом немаловажную роль играет то обстоятельство,что в бывшем СССР на единицу объема заготавливаемой древесины производилось вдва-три раза меньше продукции, чем, например, в Швеции, Канаде, США. В среднемза год в том же СССР выгорало 630 га лесов, допускались перерубы расчетныхлесосек. Более 200 тыс.га лесов погибло от воздействия промышленных выбросов ватмосферу.[4]«В европейской части страны потеряно под водой 18% сельскохозяйственныхугодий...»[5]Все выше перечисленное относится к негативной стороне деятельности. И сейчасРоссия пожинает плоды бесхозяйственности прошлых лет.
4. Проблема правовой охраны природы коснуласьрастительного и животного мира, важнейших водных бассейнов страны: Волги,Урала, Томи, Иртыша; морей — Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского.Вода в водных бассейнах настолько загрязнена, что порой в ней не разрешают дажекупаться. А в прошлом году в Омске стоял вопрос о надвигающейся эпидемии холерыи нельзя было употреблять в пищу речную рыбу.
При энергетическом кризисе70 — 80 г.г. возникли «цепи» международных поставок сжиженного газа.Возникло массовое производство буровых и эксплуатационных платформ дляразработки морских месторождений нефти и газа. Но главным была всемирнаяэкономия энергии.
Дорогая нефть сталапрактически недоступной для многих стран.
Добыча как нефти, так игаза, досталась нашей стране очень дорогой ценой. Так, заметную лепту всокращение поголовья диких оленей внесло сооружение газопровода Мессояха — Норильск, нарушившего традиционные пути миграции олений, которые вынуждены быливытаптывать и поедать пастбища домашних оленей. Катастрофическое сокращениепоголовья оленей приводит к разрушению не только жизненного уклада, но и психологии,ценностных ориентацией народов Севера. В последнее время вместо дальнейшегоподъема добычи нефти впервые намечается спад — видимость изобилия оказаласьиллюзией, а топливно — энергетическое хозяйство страны оставалось все эти годызатруднительным и малоэффективным.
К природным ресурсамотносится и уголь. В настоящее время угольная промышленность остается жизненноважной, но ее проблемы придется решать в более сложных условиях, чем раньше,поскольку в годы перестройки угольная промышленность была отброшена на уровень1970 года — на 20 лет назад. Нехватка крепежного леса, особенно после разваластраны, тормозила добычу угля, тяжелая социальная обстановка во многих угольныхбассейнах вызвала забастовки шахтеров, нехватка угля сказывалась на работе металлургическихзаводов — шла цепная реакция кризиса в тяжелой промышленности.
В настоящее время судьбаядерной энергетики зависит от того, как ученые специалисты смогут отстоять тотили иной проект, как убедят людей, что они могут спать спокойно, что без новойАЭС и жизнь станет хуже. После Чернобыля паника захлестнула Запад.«Чернобыль будет стоить… до 425 тыс. смертей от рака»[6] — писал западно — германский журнал «Штерн». Уничтожался урожайовощей ФРГ и Голландии, даже в Канаде рекомендовалось не пользовать дождевойводой, ограничивались поездки в нашу страну.
Перспективы развитияатомной энергетики после Чернобыля нужно оценивать с точки зрения таких ведущихстран, как Япония, которая ввела технику безопасности до таких пределов, чтокрупнейшая в мире АЭС Фуксима построена на берегу моря в чрезвычайномсейсмоопасном районе — 10 баллов.
Хотим мы этого или нет,наступила новая эра в истории цивилизации, в которой не обойтись без ракет, АЭСи электроники. Но проблемы охраны природы остаются прежними: первая проблема — экологизация правовых норм, регулирующая административные и хозяйственныеотношения; вторая проблема — совершенствование природоохранительногозаконодательства; третья связана с исследованиями организационно-правового иэкономико-правового механизмов охраны окружающей среды; четвертая — исследование международно-правового механизма охраны окружающей среды. Итак и,чтобы эти проблемы были решены, в РФ существует экологическое законодательство.Например, ст.86 говорит об обязанности полного возмещения вреда, причиненногоэкологическим правонарушением.
«Предприятия,учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природнойсреде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнениемокружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональнымиспользованием природных ресурсов, разрушением естественных экологическихсистем и др. экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объемев соответствии с действующим законодательством.
IV. Экологический вред:
Выраженное в ст.126 Основгражданского законодательства Союза ССР и республик (ст.444 ГК РСФСР) общееположение права о том, что причинивший вред обязан его возместить, если недокажет, что вред причинен не по его вине, находит свою конкретизацию вэколого-правовых отношениях по возмещению вреда, что сформулировано в названиинастоящей статьи.
Экологический вред нарушаетэкологические интересы общества в здоровой  , благоприятной для жизнипродуктивной окружающей природной среде. Материальным объектом применениявреда является качество окружающей природной среды, состояние её экологическихсистем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере и которыепостоянно и неизменно воспроизводят жизнь во всех формах её проявления.
1. Экологический вредорганически связан с экономическим. Оба они имеют один источник  нанесениятакого вреда, одни и те же способы причинения его — загрязнения, истощение,разрушение природной среды.
Ст. 79 гласит о разрешенииспоров в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями,организациями, распложенными на территориях республик в составе РФ, краёв,областей, автономной области, автономных округов.
“Споры в области охраны окружающейприродной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, распложеннымина территориях республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области,автономных округов, рассматриваются коллегиями, образуемыми на партийныхначалах из представителей заинтересованных республик в составе РФ, автономнойобл. и автономных округов, краёв, областей. Если комиссия не приходит ксогласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой ВерховнымСоветом РФ.
И Ст.80. Разрешение споровв области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями,организациями, расположенными на территории РФ и др. суверенных государств,решаются в порядке, установленном соглашением между суверенными государствами.
Эти способы оченьсвоевременны, поскольку каждая организация должна охранять экологию родногокрая, не сваливая вину за экологические преступления на других.
За экологические нарушенияпредусматривается ответственность предусматривается ответственностьст.81.Статья носит как бы информационный характер. Она вводит в сложныйкомплекс отношений института эколого-правовой ответственности, понятии исоставе экологического правонарушения, классификации видов юридической(правовой) ответственности за экологические правонарушения.
»За экологическиеправонарушения, то есть виновные, противоправные деяния нарушающиеприродоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природнойсреде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную,административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии снастоящим законом, иными законодательными актами Российской Федерации иреспублик в составе РФ.”
2. Нужно отметить, чтогосударство заботится об охране окружающей среды.
В 1990 г. ГоскомгидрометомСССР и АН СССР был подготовлен обзор состояния загрязнения окружающей среды вСССР.
В 1992 г. администрациейПрезидента РФ и Минэкологии России был подготовлен Национальный доклад РФ кконференции ООН по окружающей среде и развитию. Доклад содержал сведения,характеризующие: экологические аспекты социально-экономического развитияРоссии и использования природных ресурсов; состояние загрязнения природнойсреды и природные катастрофы, региональные экологические проблемы, общественноеэкологическое сознание, государственную политику и управление в этой области.
Наконец, 27 июня 1992 г.Советником Президента по политике в области экологии и природных ресурсов РФбыл подписан первый в истории России Государственный доклад о состоянииокружающей природной среды в РФ В 1991 г. Сюда были включены сведения окачестве природной среды и состоянии природных ресурсов, особо охраняемыхприродных территориях, региональных и межгосударственных экологическихпроблемах, влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду, техногенныхавариях и природных катастрофах, международном экологическом сотрудничестве,государственном регулировании  природопользования и охране окружающей природнойсистемы, мониторинге природной среды, экологическом воспитании, образовании иинформационно-просветительской деятельности.
Правительство РФустанавливает также порядок образования и использования Федеральноговнебюджетного экологического фонда; порядок определения выплаты и её предельныхразмеров за пользование природными ресурсами, загрязнении природной окружающейсреды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.Эти вопросырегулируются специальными правительственными постановлениями.
Законом предусмотрена икомпетенция специально уполномоченных на то государственных органов РФ вобласти охраны окружающей природной среды (Ст.7). “К компетенции специальноуполномоченных на то государственных органов РФ в обл. охраны окружающей средыотносятся:
— комплексное управление в области охраны окружающейсреды РФ, проведение единой  научно-технической политики по вопросам охраныокружающей среды и использования природных ресурсов, координация деятельностиминистерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области,государственный контроль за использованием  и охраной земель, недр, вод,атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира;
— организация мониторинга окружающей природной среды;
— утверждение нормативов, правил, участия в разработкестандартов по регулированию использования природных ресурсов и охранеокружающей среды, а также учёт и оценка ресурсов, обеспечение экологическойинформации населения, выдача разрешений на захоронение (складирование)промышленных, коммунально-бытовых и др. отходов и т.д.
Закон не очерчивает “круг”специально уполномоченных на то государственных органов РФ в обл. охраныокружающей природной среды. Впервые он был определён постановлением РФ от 7июня 1992 г. № 468, согласно которому к таким органам были отнесены Министерстваохраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его подразделения на местах.
3. В соответствии сПоложением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ,утверждённым постановлением Правительством РФ от 18.12.92 г. №996, Минприродыявляется центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющимуправление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Основные задачи МинприродыРФ: комплексное управление в области охраны окружающей среды и природныхресурсов, координация природоохранных действий министерств и ведомств, предприятийи организаций; совершенствования экономического, правового и административногомеханизмов охраны окружающей среды и природных ресурсов; организациягосударственной экспертизы и экологического контроля; управлениеприродно-заповедным фондом и ведения красной книги России; международноесотрудничество в области окружающей среды.
Охрана природы являетсяодной из основных функций государства, носящая комплексный характер иотличающаяся от др. функций качественным своеобразием. С позиции общей теориигосударства можно выделить функцию государства  по обеспечению экологическойбезопасности в качестве самостоятельного направления его деятельности. Этафункция характеризуется как одновременно общесоциальная и общечеловеческая. Еёвыделение связано с необходимостью охраны и гарантии права человека наэкологическую безопасность. Кроме того, данная функция государства должнорассматриваться в контексте современной общей системе экологическойбезопасности, которая призвана предотвратить глобальную экологическую катастрофу.
Планирование ипрограммирование использования природных объектов отличается от аналогичныхдействий в отношении средств производства и иных имущественных объектов. Еслиимущество подвергается естественному износу, то в природных объектах происходятизменения в результате вторжения в них хозяйственной деятельности человека,которые необходимо не только планировать, но прогнозировать, с тем  чтобыправильно выработать стратегию управления экологопользования  и охраныокружающей природной среды.
Функция распределения иперераспределения природных объектов обусловлено тем, что для эффективногоиспользования и охраны их необходимо включение граждан и организаций в механизмотношений собственности на данные природные объекты, которое не изменяетстатуса собственности государства на землю, недра, леса, воды и иные природныересурсы. Включение осуществляется путём предоставления природных объектов направе владения либо пользовании, либо аренды, которые в свою очередь можноподразделить на виды (постоянные, временные и т.п.) .
Функция воспроизводстваприродных объектов вытекает из конституционного положения, обусловленногоинтересами не только настоящими, но и будущего поколений .
Функция воспроизводствареализуется преимущественно не правовыми формами: обеспечение необходимымимелиорантами для восстановления плодородия почв, поставка необходимойлесопосадочной техники; мелиоративные работы по созданию новых водоёмов и т.д.,поскольку для её реализации необходимы определённые затраты и мат. средства.
Правовые формы даннойфункции реализуются преимущественно организационным путём, причём в связи  срасширением местного самоуправления  у данных органов расширяются полномочия вреализации этой управленческой функции .
Функциипространственно-территориального устройства природных объектов обусловлено ихособыми свойствами: объёмной пространственностью и неподвижностью, в силу чегоприродные объекты не поменять местами, как бы этого не требовало хозяйственнаяцелесообразность или потребность в организации экологопользования. Поэтомунеобходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества кстабильно существующим и неподвижным условиям, в той или иной местности .
В функции территориальнопространственного устройства происходит увязка экологических (продиктованныхинтересами охраны и воспроизводства природных богатств, сохранением их экосвязи) и экономических (продиктованных интересами производства инароднохозяйственного комплекса страны ) интересов.
Территориально-пространственноеустройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействиедвух систем, развивающихся  по своим индивидуальным законам — общества иприроды. И от этого, настолько правильно будет обеспечиваться стыковка этихсистем, зависит обеспечение гармоничного функционирования экономического иэкологического развития всех сфер человеческой жизни.
Территориально-пространственноеустройство выражается в рациональном (с экологических и экономических позиций)отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, аследовательно, с размещением, расстановкой средств производства с учётомусловий и особенностей природных объектов, которые с момента отвода такженачинают играть роль средств производства в качестве пространственного базисаего или в качестве сырьевого придатка. Например, отводя территорию подлесоперерабатывающие предприятия, государство придало данному земельномуучастку статус не с/х; выделенный лесосечный участок из экологического объекта превращается в экономический и поэтому закон устанавливает многочисленныеправила по его хозяйственной эксплуатации, с тем, что бы экономическийинтерес не пришёл в противоречие с функционированием экосистемы данного лесногоучастка.
Территориально-пространственное устройство какуправленческая функция  имеет две стороны :
а) реализация этихфункций путём разработки проекта территориального устройства и внедрения его наместности. Например,  процесс землеустроительных работ включает этапподготовительных работ; этап составления, рассмотрения  и утверждения проекта, этап перенесения проекта  в натуру и этап изготовления землеустроительныхдокументов.[7]
б) контроль зареализацией функции, степенью соблюдения её, устранения  нарушений и т.д.Итак, в реализации землеустроительных проектов в натуру данная часть функцииименуется авторским надзором, поскольку устанавливается, как правило,органами, осуществляющими авторскую разработку и внедрение землеустроительногопроекта.
Функция контроля заиспользованием и охраной природных объектов является базовой  для всехостальных функций управления в области экологопользования  и охраны окружающейприродной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческихрешений  все остальные функции не достигнут цели.
Функция разрешения споров оправе природопользования  обусловлено коллизиями, возникающими в ходеиспользования гражданами и организациями  выделенных им в собственность,владения, пользования и аренду природных объектов.
Функция разрешения споровреализуется различными ОГВ: судами, арбитражным судом, органами местнойадминистрации и д.р. Различна и процедура рассмотрения данных споров. Итак,порядок рассмотрения споров в судах регулируется гражданско-процессуальнымкодексом; в арбитражах — правилами рассмотрения хозяйственных споров; вадминистративных органах — положениями об этих органах и специальнымзаконодательством.
4. Охрана окружающей человека природной среды  относится к числу важнейших экономических исоциальных задач нашей страны. Ещё на первом съезде народных депутатов СССРговорилось, что “на решение экологических проблем, стоящих перед страной,ложен быть направлен весь производственно-технический, интеллектуальный потенциал, включая академическую, вузовскую и отраслевые науки. Надо вестидело к тому чтобы шаг за шагом улучшать экологическую обстановку во всехрегионах страны .”[8]
В соответствии сдействующим законодательством МВД  в обл. охраны природы  осуществляетсвоевременное предупреждение и пресечение экологических преступлений;совместно с Минздравом осуществляет надзор  за соблюдением санитарных правилсодержания улиц, дворов и др. территорий населённых пунктов, а такжезагородных мест отдыха и пляжей; оказывает соответствующим органам содействиепо осуществлению мер по охране и защите от загрязнения природных богатств,борьбе с браконьерством и нарушениями  правил охоты и рыболовства;контролирует и направляет работу пожарных подразделений, и др. министерств иведомств, определяет порядок совместной работы пожарных организаций страны производит регистрацию, учёт, а также надзор за техническим состояниемавтотранспортных средств, принадлежащих предприятием, учреждениям игражданам; осуществляет подразделениями ведомственной милиции охрану объектовприроды или природных комплексов; обеспечивает проведение мероприятий  порациональному использованию природными ресурсами.
Вместе с тем в наше времяуместно поставить вопрос о создании в нашей стране экологической милиции наместах. Это должно способствовать реальности гарантий права граждан наэкологическую безопасность, повышению ответственности за посягательство наприродные объекты.
Нужно подчеркнуть, что посвоему характеру экологическая безопасность — не только внутригосударственная,но и межрегиональная глобальная общечеловеческая проблема. Поэтому функциюгосударства по обеспечению такой безопасности можно отнести одновременно кчислу его внутренних в внешних функций. Для всех государств проблема защитычеловека, общества от реальной или потенциальной угрозы экологического бедствияодинаково актуальна, поскольку она связанна с общими судьбами человечества.
В условиях рыночнойэкономики обеспечение экологической безопасности имеет свою специфику. В Россив наши дни актуализируются вопросы о том, смогут ли предприниматели защититьприроду от самих себя. Здесь многое будет зависеть от их культурно-нравственнойпозиции. Вместе с тем нужно законодательно стимулировать экономическуюзаинтересованность предпринимателей в исключении или хотя бы уменьшении вреда,причиняемого окружающей среде. Этому должна способствовать соответствующаякредитно-налоговая политика.
Нужно сказать, что многиеприродные катастрофы провоцирует человек. Конечно, стихийные силы природы — землетрясения, наводнения, ураганы, извержения вулканов — преследовали человекавсегда. Однако, еще  с древних времен людей преследовали катастрофы, которые,при всем желании, трудно целиком “списать” за счет природных катаклизмов.Авторы, вышедшей недавно на западе книги “Стихийные бедствия: дело рук богаили человека ?”, тщательно проанализировали катастрофы во всем мире, — отнаводнений в Азии и штормов в Тихом океане до землетрясений в ЦентральнойАмерике. Они пришли к однозначному выводу: многие стихийные бедствияпровоцируются по существу человеком.
Конечно,  нам нелегкосегодня доказать, например, причастность древних людей к опустыниванию в Африкеи превращению тропических лесов этого континента в нынешнюю саванну. Но многиефакты подтверждают именно эту версию. Трудно не согласиться с мысльюФ.Энгельса, которую он высказал не об оспариваемой многими сегодня теорииклассовой борьбы, а о том, как природа мстит за насилие над ней: “людям, которыев Месопотамии, Греции, Малой Азии и др. местах выкорчевывали леса, чтобы добытьпахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустениюэтих стран, лишив их, вместе с лесами, центров сбора и хранения влаги. Когдаальпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливоохраняемые на севере, они не предвидели, что этим вырубают корни высокогорногоскотоводства в своей области”. И хотя слова о запустении упомянутых странзвучат сегодня явно несвоевременно, процессы оридизации климата тамдействительно имели место.
Начиная с 60-х годов в миренаблюдается заметный рост числа человеческих жертв и материальных потерь,вызванных спровоцированными природными катастрофами. Так, интенсивное освоениегорных склонов, связанное с расширением рекреационных зон, а также сосведением лесов на топливо и потребностями с/х, привело к резкому росту числаоползней, лавин. Участились также сильные бури, суховеи, наводнения и т.д.
Авария на Чернобыльской АЭС дала выброс 50 млн. кюри радиоактивного вещества, распространение радиациинад всей Европой, выселение 116 тыс. чел. из 30 км зоны, загрязнение свыше 131тыс. кв.м территорий, необходимость проведения профилактических работ иоздоровительных мероприятий для более чем 5 млн. чел.
В г. Череповце аварийныйвыброс фенолов на металлургическом заводе составил 5т. Сильное загрязнение 95тыс. га Рыбинского водохранилища, гибель рыбы и 500 га нерестилищ, образование100 км подводного шлейфа ядовитых веществ. Авария на Башкирском нефтепроводепородила взрыв газового облака, произошла ж/д катастрофа;погибло около 300 чел., ранено около 1000 чел. Авария на городскихочистительных сооружениях г. Орла выбросила 120-1250 тыс. куб. м  нечистот,загрязнение реки Оки в пределах ряда областей.
Из всего вышеизложенногоследует, что охрана природы — это и цветущая планета, и здоровье и процветаниевсех людей и Земли, поэтому для государства она является одной из основныхфункций. Охраной природы занимаются различные ведомства и учреждения — это иМинздрав, и органы пожарной безопасности, министерства водного, сельскогохозяйства, гидрометеорологическая служба и т.д.
На пример,гидрометеорологическая служба должна организовывать общегосударственную службунаблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектови выдачи информации об изменениях в природной среде.
Министерство водногохозяйства следит за состоянием вод, способностью водного вещества бытьисточником промышленного и с/х их пользования .
Культурно-оздоровительнаяфункция вод должна выражаться в использовании водных ресурсов в качестве местаотдыха, туризма, спортивного рыболовства, санаторно-курортного лечения,организация заповедников и заказников.
Правовая охрана земельсостоит в назначении правовых предупредительных мер с тем, чтобы предотвратитьвозможность наступления негативных последствий, вредных для сохраненияплодородных свойств почвы, обеспечить рациональное использование земель. Такиемеры реализуются путём правового регулирования порядка учёта и планированияохраны и использования земель предприятиями, организациями, гражданами.Занимается правовой охраны земель, госучётом земель — Министерство с/х;ведомственный учет ведут министерства и ведомства, первичный учет земельосуществляют предприятия и организации-землепользователи.
Правовая охрана лесовосуществляется путем издания и применения правовых норм, направленных напроведение мероприятий по охране и защите лесов от истощения, загрязнения,организация рационального использования и воспроизведения лесов, повышению ихсредозащитных и климаторегулирующих свойств для удовлетворения экологических,экономических, культурно-оздоровительных потребностей народного хозяйства инаселения.
Правовая охрана  животногомира — один из способов охраны животных сообществ. Она выражается в издании иприменении правовых норм, направленных на сохранение целостности, многообразияестественных сообществ животных, их рациональное использование ивоспроизводство.
Конституция РФ закрепляетправо граждан на охрану здоровья. Здесь особое место  отводится обеспечениюсанитарно-эпидемиологическому контролю благополучия населения. Минздравосуществляет контроль за исполнительными и распорядительными органами.
На ОВД возложены функции вобласти охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Можноусловно разграничить две группы: к первой группе относятся  те функции,которые выполняются  МВД  как органом, наделённым надведомсвеннымиконтрольно-надзорными полномочиями в области охраны природы .
Вторая группа функцийреализуется МВД в процессе производственно-хозяйственной  деятельности  ИТУ.МВД является крупным природопользователем, осуществляющим заготовку ипереработку древесины, добычу полезных ископаемых, производство с/х продукции ит.д.
Руководство деятельностимилиции по охране природы возложено но ГУООП МВД. Здесь осуществляется контрольза выполнением решений Правительства, указаний МВД, всеми службами милиции повопросам, отнесённым законом к компетенции милиции в областиприродоохранительной деятельности.
Различают два вида контроля:
1. — внутриведомственный — возложен непосредственно на министерства и ведомства,использующие объекты природы в процессе хозяйственной деятельности.
2.-надведомственный контроль — осуществляется специализированными органами государственнойвласти и управления за рациональным использованием и охраной природы.
ОВД, участвуя в охранеприроды реализуют функции надзора.
Прокурорский надзоросуществляется прокурором высшего надзора за точным и единообразным исполнением природоохранительного законодательства всеми ведомствами иминистерствами, подведомственными им учреждениями, отдельными ДЛ и гражданами.
Судебный надзор — процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованностиприговоров, решений, определений и постановлений, по даче судебным органамруководящих разъяснений по применению природоохранительного законодательствапри рассмотрении судами дел, а также разрешению споров между судами.
Административный надзоросуществляется деятельностью органов государственного управления по контролю засоблюдением организациями, ДЛ и гражданами установленных правил в целяхпредупреждения пресечения и устранения нарушений законности  в области охраныприроды.
Контрольные и надзорныефункции по охране природы возложены на ППСМ, УИМ, ГАИ, транспортную милицию идругие службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, каждый человек имеетправо на здоровую окружающую среду. Оно включает право отдельной личности игрупп людей на участи  в выработке экономической политики. А это предполагаетполноту и достоверность экологической информации. Каждое государство должноохранять своих граждан и решать все малые и крупные проблемы, касающиесяэкологии. И каждый гражданин своего государства должен охранять окружающуюсреду. Тогда всё живое на Земле будет счастливо. “Жизнь даётся на короткийсрок, и она, сама по себе, величающее счастье, “-сказал писатель С.Н.Сергеев — Ценский. Так не будем же это счастье омрачать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.   Ерофеев В.В. Экологическое право.М.,1992 г.
2.   Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР.М.,1984 г.
3.   Азаров Г.И., Волков В.И. Природоохранительнаядеятельность ОВД.М., 1990 г.
4.   Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность.С — П.,1994 г.
5.   Долматова Н.И. Природоохранительное сознание:понятие, принципы функции и пути формирования.
6.   Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. М.,1995г.
7.   Аргументы и факты. 1988 г.1-7 октября.
8.   Природа и человек. 1989 г.№3.
9.   Ерофеев Б.В. и др. Нормативные акты о земле. М., 1978г.
10.РыжиковН.И. О программе предстоящей деятельности правительства СССР. Доклад изаключительное слово на СНД СССР 7,9 июня, 1989 г.М.,1989 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.