Тема № 30:
“История природы и история человечества”
ПЛАН.
1. Природа - универсум, охватывающая все сущее.
2. Историческое развитие представлений о природе.
3. Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.
4. Географическая среда - зона обитания человека.
5. Сфера всего живого - биосфера.
6. Ноосфера - ступень развития биосферы.
7. Создание “второй природы”.
8. Экологические проблемы.
9. Осознание человечества, как единого целого с природой.
Список использованной литературы:
1. Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р Фролова С.М.- М.:
1989г.
2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.
3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы./ Воронович
Б.А. - М.: 1982г.
4. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.
История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину
его изменяющегося взаимодействия с природой.
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в
том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в
этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это
материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка
этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся
природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных
философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся
доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся
хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и
организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в
согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой
христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась
как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку
только он в процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более
того, природа нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть
или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как творение
Божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это
служило оправданием для негативного отношения к природе и даже
обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла
стимулировать интерес к научному познанию природы.
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для
себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо
утверждал, что переход человека от природного естественного начала к
социальному является источником всех наших несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась
постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во
взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения
формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным
пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и
социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие
общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным
социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе
потомства, что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое
закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно говоря,
человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных
законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в
человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне
активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда,
навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к
поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”
традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление
и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив
придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе
предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд,
являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков
производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф.,
Соч., том 23, стр.188).
Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,
обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью
более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей
спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -
географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения
его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло
окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь,
как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство
ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только
переместил в другие климатические условия различные виды растений и
животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается
развитием материального производства, науки и техники, общественных
потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу
нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение
рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок
географической среды. Если лишить современную географическую среду ее
свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество
в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек
геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на
развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как
условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив,
препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой
определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы
средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная
пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и
не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда,
как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное
влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической
средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего
живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть
земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В
результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне
дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а
будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной
и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие
преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы
приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению
новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо
растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество -
часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера
биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в
связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,
разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более глубокими и
всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Она
предполагает не только использование достижений наук, но и разумное
сотрудничество государств, человечества и высокие гуманистические принципы
отношения к природе - родному дому человечества.
Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и
есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его
населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее
закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с
целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”..
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный
характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его
собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием им “второй
природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой.
Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается
зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного
использования. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне
динамическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов
приводят к исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа
зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в
результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло
предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому
существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и
загрязнения среды его обитания.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним
части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.
“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его
тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения,
чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с
природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека
и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.
92).
“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим
параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя
природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это не просто
“часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с
другими элементами и частями, составляющими некоторое динамически
противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества и
природы, человека и среды его обитания, составляет существо экологической
проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская
проблема, возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений
температурного баланса.
Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к
необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника -
человек - биосфера”.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человека иного способа мышления, новой формы его самосознания -
экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно
осознать себя как единое целое в своем отношении к природе.