В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал
значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-
парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады,
занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного
замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала – широкая
аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу.
Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал
территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами
Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от
берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько
поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался
Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902
года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на
участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36).
Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его
отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту
архитектора Ю.М.Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии
П.Е.Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита,
увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей
в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград.
Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387
деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада
начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке
господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли
подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты
басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки.
Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы.
Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран
доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1
не жалел средств для Летнего сада – центра общественно-культурной жизни
Петербурга того времени.
Привлекает выполненная скульптором П.Бараттой в 1722 году по
специальному заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца
группа "Мир и изобилие" – аллегорическое изображение победы России в
Северной войне. Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины
с рогом изобилия и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной
войны со Швецией. Рядом – крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым
венком. В другой руке Победа держит пальмовую ветвь – символ мира, ногой
она попирает поверженного льва.
Одно из старейших изваяний Летнего сада – бюст Яна Собесского,
польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром
войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной
вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу.
Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе
недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа
– императора Клавдия и возвела на престол сына – Нерона, рассчитывая при
нем править империей. Однако Агриппина была убита по приказу Нерона.
Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологических образ.
Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры.
Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал
скульптурная группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима
(пересказанный Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви
Амура. Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не
видела его лица. Злые сестры внушили Психее, что муж ее – отвратительное
чудовище. Ночью Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить
его ударом кинжала. Но на брачном ложе она видит прекрасного Амура, и
ненависть уступает место любви… Это изваяние создано в конце XVII века,
автор его неизвестен. Скульптурная группа симметрична: откинувшийся влево
спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста, что кажется,
трепещет в воздухе край ее плаща. Вся эта композиция – характерный образец
стиля барокко.
А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С.Я.Маршака) стоит
двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора
Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей
одинакова – и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и
комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты
Петра, на втором – его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная
изразцами кухня, вестибюль, украшенный художественной резьбой,
архитектурное убранство Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи
и живопись на потолках.
В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1,
токарные станки, сконструированные А.К.Нартовым – выдающимся механиком
петровского времени.
Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике", построенном
в 1826 году.
На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из
темно-красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза –
подарок шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском
городе Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом) –
4 метра 85 сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно
выполненных частей.
В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу
И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт). Это первый в России памятник литератору.
Пьедестал украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и
виноград", "Демьянова уха", "Фортуна и нищий", "Квартет", "Ворона и
лисица", "Мартышка и очки".
Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в
апреле 1866 года террорист Д.В.Каракозов стрелял в Александра II.