МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПО АЛЬФРЕДУ ТОЙНБИ
Выполнил: студент группы Р-6-95
Зайцев Андрей
МОСКВА
1998
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество
самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на
типы. Другими словами существует большое количество видов их классификации.
Задача последней - это наиболее полное и связанное представление всей
человеческой истории в виде этих самых цивилизаций, так как при желании
довольно несложно проследить все развитие человечества от первых государств
и до наших дней по грамотно составленной классификации. Само собой этого не
сделаешь, если основываться на голой схеме или таблице. Человек,
пользующийся той или иной структурой типов цивилизаций, должен иметь
определенные исторические знания. Но сама систематизация является уже
значительным упрощением как для специалистов, работающих по данному
вопросу, так и для тех, кто еще только постигает азы истории.
Другое дело, что зачастую та или иная классификация создается либо
одним ученым, либо группой лиц, в результате чего на нее могут
накладываться различные субъективные факторы, зависящие от мировоззрений
людей, ее создающих. Это, естественно, отрицательный фактор и при
составлении системы желательно провести наиболее объективный анализ
истории.
Одним из интереснейших представлений человеческой истории является
разделение цивилизаций Альфреда Тойнби, которое описано в основном труде
его жизни “Постижении Истории”, состоящем из 12 томов. Оно, конечное же, не
является истинной в последней инстанции, но сделано с претензией на
объективность суждений и учет почти всех возможных факторов. “Постижение
Истории” уникально еще и огромным фактологическим историческим материалом,
который здесь содержится. Практически с IV тысячелетия до нашей эры. до 30-
х годов XX века нашей эры !
Конечное же, мне никак не удастся вкратце изложить всю сущность этих
двенадцати томов в одном реферате, не удастся передать и весь смысл
рассуждений Тойнби. Я привожу здесь начальную классификацию цивилизаций по
Тойнби с краткими историческими объяснениями, но никак не претендую на
разложение по полочкам всей его работы, поэтому заранее могу признать
слишком неполный обзор его трудов в своем реферате.
В качестве оправдания могу сослаться лишь на чрезвычайно скудный
материал по этому ученому в нашей стране, где даже в библиотеке МГУ
содержатся лишь две книги, одна из которых чисто экономическая, а другая
является сокращением всех 12 томов в одну очень толстую книгу, освоить
которую целиком просто не позволило время.
ГЛАВА 1
Обзор обществ одного вида.
Западное и православное христианские общества. Изучение данных обществ
Тойнби начинает с того, что пытается определить какое общество
предшествовало христианским. Этим обществом оказывается эллинское, то есть
оно является “отеческим” по отношению к рассматриваемым нами.
По мнению ученого есть три фактора, которые определяют общество. Это -
универсальное государство, универсальная церковь и движения племен. Все три
составляющих присутствуют и в нашем случае.
Итак, проследим в каких направления развивались христианские общества.
Начало у них одно и то же - это центр эллинского мира, в Эгейском море. В
случае западного христианства, движение шло на северо-запад - от моря к
Лотаргинии, а в православном мире оно шло в северо-восточном направлении,
пересекая по диагонали Анатолию (нынешняя Турция), проходя между
Константинополем и Неокесарией. Экспансия западного общества была при этом
значительно больше, чем у православного. Утвердившись на территории
Западной Европы, западный мир постепенно затем овладел Южной Атлантикой, то
есть Латинской Америкой. Так же и православное христианство общество,
перевалив через Кавказский хребет, достигло Алании, откуда был открыт выход
в Великую Евразийскую степь, на которую оно могло распространить свое
влияние, но из-за медлительности православных, их экспансия прекратилась,
так как в это время на арену вышли ислам и иудаизм. Первый распространился
среди белых болгар на Средней Волге, а второй - среди хазар, живших между
нижней Волгой и Доном.
Затем православное христианство сделало попытку двинуться на северо-
запад и охватило Балканы, готовясь к прыжку в Центральную Европу, но здесь
оно оказалось в конкуренции с западным, которое начало действовать раньше и
имело к тому времени достаточно прочные позиции. После некоторой
позиционной войны двух обществ между ними к X-XI векам окончательно
определилась граница, причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в
западное общество. Были попытки у православия двигаться в направлении
греческой морской экспансии в Южную Италию, где оно принялось старательно
отвоевывать себе место среди мусульманских и западно-христианских общин.
Однако в XI веке оно было откинуто под натиском норманнов, которые
отвоевали этот форпост для западного христианства. Большего успеха
православный мир достиг обосновавшись на Руси и двигаясь затем по лесам
Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана, а затем - до
Тихого океана, распространил свое влияние на всем протяжении от Великой
степи до Дальнего Востока.
Итак, эллинское общество стало “отцом” двух “сыновей”. Из одной
куколки - католической церкви - образовалось два самостоятельных организма:
римская католическая церковь и православная церковь. После серии из
нескольких кризисов в отношении последних, в 1054 году окончательно
образовалось два новых общества - западное и православное. Католическая
церковь функционировала под началом римской иерархии, тогда как
православная церковь стала государственным институтом, сначала в
восстановленной Римской империи и позже в государствах, принявших
православие. Одним только этим показано сколь сильно отличались два “сына”
одного “отца” и почему их по праву относят к совершенно разным обществам.
Иранское и арабское общество. Данные общества имеют своей основой
ислам. Здесь также легко обнаруживается наличие универсального государства,
универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не вполне
тождественных тем, что были в случае западного и православного обществ, но
во многом схожих. Здесь универсальное государство - Багдадский халифат,
универсальная церковь - ислам. Движения племен - движение тюркских и
монгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских гор,
арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат к моменту
его падения.
Зародилось исламское общество на территории азиатского плоскогорья,
между Мраморным морем и дельтой Ганга. К концу XIII века образовались почти
все государства современного исламского мира. Разделяется ислам на шиитов и
суннитов. Занимая территорию Персии с форпостами в Закавказье, Ираке, Газе,
Индии и Йемене. Шиитский выступ разделяет зону распространения суннизма на
две части: к востоку - сунниты Центральной Азии и Индии, к западу - сунниты
бывших территорий Оттоманской империи. Два исламских общества сыновне
родственны одному более старому обществу. Нетрудно провести параллель с
западным обществом и православным христианством. Сравнивая две группы
сыновних обществ между собою, можно заметить, что исламское общество,
появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с
православным, а исламское же общество, появившееся в персо-турецкой или
иранской зоне, имеет некоторые сходные черты с западным обществом. Также
можно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы иранской зоны в
XVI веке сопоставима с походами западного христианства против православия
(так называемые крестовые походы). Разница заключается в том, что в 1517
году халифат Аббасидов (фактически тот самый Багдадский халифат) был
уничтожен оттоманскими турками, а вместе с ним и арабский ислам. Но все-
таки Тойнби фиксирует оба общества, как отдельные - и арабское, и иранское.
Фактически рассмотренные общества являются на сегодняшний день едва ли
не главными в мире по своей силе и распространенности, хотя сюда же можно
отнести и индуистское общество, которое будет описано ниже. Именно поэтому
я их рассмотрел более подробно. Следующие общества описаны просто как
фактически уже доказанные, но зачастую без самих доказательств, так как эти
рассуждения Тойнби не представляется возможным передать полностью в столь
ограниченном объеме. Но, при желании, полностью анализ всех обществ можно
без труда найти в “Постижении Истории”.
Сирийское общество. Данное общество, также как эллинское для западного
и православного христианства, является отеческим по отношению к иранскому и
арабскому. Что интересно, импульс, разбудивший творческие силы эллинского
общества, имел чужеродное происхождение - фактически этот был именно
сирийский источник. То есть, в какой-то степени, это общество явилось самым
дальним общим “родственником” тех самых первых четырех, что были
рассмотрены вначале. Определим хотя бы приблизительно месторасположение
родины иранского и арабского обществ по отношению к их отческому обществу.
Основная линия иранского общества пролегает от внутренних территорий
Анатолии в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан до
Бенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса и Яксарта и
оказывается на значительном удалении от отеческого сирийского общества.
Даже если к последнему добавить родину мидян и персов на западной границе
Иранского нагорья, то зона не достигнет земель, на которых зародилось
иранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и
Египте не только не совпадает с родиной сирийского, но и включает ее
полностью. И в этом пункте вновь просматривается некоторое сходство
арабского общества с западным, а иранского с православным.
Индское общество. Это общество является более ранним по отношению к
индуистскому, которое в свою очередь сыновним по отношению к
рассматриваемому. Здесь тоже есть универсальное государство - это империя
Гунтов, вселенская церковь - индуизм. Движение племен - это те движения
гуннов Евразийской степи, охватившие владения империи Гунтов к моменту ее
падения. Есть правда некоторые важные моменты. Во-первых, в индском
обществе, в отличие от индуистского, где основой был индуизм, религией были
Веды. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в ведийской религии и
являются индуистскими заимствованиями из буддизма, - это монашество и его
философия.
Родиной индского общества были долины Инда и Ганга. Отсюда оно
распространилось по всему Индостанскому полуострову. Территория, которую
занимало индское отеческое общество на закате своей истории, также не
совпадает с пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняв
весь полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и в
Индокитай. Таким образом, географическая удаленность индуистского общества
от индийского сравнима с удаленностью иранского общества от сирийского.
Древнекитайское общество. Оно предшествует современному живому
китайскому обществу. Прародина его - Дальний Восток. Универсальное
государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры и
существовавшая под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань,
в течение четырех веков. Универсальная церковь - это махаяна, разновидность
буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиеся
после падения универсального государства.
Родина древнекитайского общества - бассейн Желтой реки. Позже оно
распространилось на бассейн Янцзы. Бассейн обеих рек стал родиной сыновнего
дальневосточного общества, которое распространилось на юго-восток вплоть до
океанского побережья Китая, а на северо-востоке - до Кореи и Японии.
Обратимся теперь к мертвым обществам, которые уже давно не существуют,
но о них доподлинно известно.
Минойское общество. Это общество является более дальним предком
эллинского общества. Занимало оно в своем первоначальном виде остров Крит в
Эгейском море, являясь таким образом морской державой. Потом влияние
общества было распространено на побережье Эгейского моря в части
континентальной Греции. Родиной же эллинского общества было побережье, куда
это влияние не распространялось. То есть географическое удаление эллинского
общества от минойского было довольно значительным. Правда сам Тойнби
несколько сомневается можно ли однозначно говорить о родстве эллинского
общества и минойского. Он также отмечает, что сирийское общество тоже
контактировало с минойским и как один из главных результатов этих контактов
переняло от последнего алфавит, а также вкус к дальним морским
путешествиям. Последний привел к освоению Красного и Средиземного морей, а
позднее - к открытию Атлантического океана.
Шумерское общество. Данное общество тоже является более далеким
предшественником на этот раз индского общества. Основой шумерского
общества, как явствует из его названия, была империя Шумера и Аккада,
расположенная приблизительно на территории другого государства - Вавилона,
то есть где-то в районе современного Ирака и Ирана. В разное время, а
иногда и одновременно там и в близлежащих землях располагалось сразу же
несколько довольно известных обществ, которые также отмечены ниже.
Хеттское общество. Наряду с шумерским обществом, его можно считать
предшествующим индскому, но возникло оно в более поздние века. Но из-за
слишком слабых связей нельзя говорить о сыновне-отеческих отношениях
хеттского общества и шумерского.
Как и все общества оно вело различные войны для укрепления и
расширения своих территорий, но закончило свое существование, как и любое
другое мертвое общество, упадком в 1200-1190 гг. До нашей эры. Основой
хеттского общества была империя Кхатти. Из основных достижений хеттов можно
отметить, что именно хетты-колонисты преуспели в организации заморских
поселений и впоследствии получили на своей новой, итальянской родине новое
имя - “этруски”. Однако это лишь довольно вероятное предположение. А все
остатки хеттов были сметены милитаристской Ассирией, которая правда позже
тоже пришла в тупик и именно из-за своего гипертрофированного милитаризма.
То, что осталось от некогда могучего общества, было впитано арамеями -
представителями сирийского общества.
Вавилонское общество. В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине
шумеров, рядом с хеттским обществом обнаруживается еще и вавилонское
общество. Во многом вавилонское общество сходно с шумерским, как по
территории, так и в религии. Оно унаследовало именно религию,
распространенную у шумеров. В мирской жизни же были некоторые довольно
существенные перемены. Например, главными структурными образованиями
общества стали не города-государства, как это было с самого начала
шумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкие
политические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенных
политической индивидуальности. Были перемены и в языке. И Тойнби
сомневается, что вавилонское общество является сыновним по отношению к
шумерскому.
Вавилонскому обществу также как и хеттскому пришлось все время
сражаться с Ассирией, которая его в конце концов и уничтожила в VII веке до
нашей эры. Затем Вавилон возродился, но в 538 году до нашей эры, когда Кир
вошел в Вавилон, он окончательно потерял независимость. В течении пяти
столетий вавилонское общество постепенно исчезло. К началу христианской эры
его уже не существовало.
Пришел черед поговорить о обществах, возникших в Новом Свете, очень
немногих, но добившихся порой просто потрясающих достижений как в своем
политическом устройстве, так и в науке.
Все они были загублены, к сожалению, во время завоеваний Америки
испанцами в XVI веке.
Андское общество. Оно занимало андское нагорье с прилегающими к нему
долинами в узкой вытянутой с севера на юг зоне между нынешней Колумбией и
северо-восточными границами Чили, захватывая северо-западную часть
Аргентины.
Андским универсальным государством была империя инков, которая к тому
времени безраздельно властвовала над местными государствами, объедение все
земли андского общества. На всей территории, подвластной инкам, царил
единый порядок и закон.
Начало андскому общество было положено в двух районах - Чиму и Наска.
Оттуда оно распространилось в горы и далее в долину.
Выдающимся памятником андской истории и свидетелем былого расцвета
является горный город Тиауанако на юго-восточном краю озера Титикака,
огромные каменные плиты которого до сих пор с успехом противостоят суровому
климату.
Юкатанское, мексиканское и майянское общества. В Центральной Америке
сложилась более сложная ситуация, так как к моменту экспансии испанцев там
сложилось два отчетливо выраженных центра: Мексиканское нагорье и
полуостров Юкатан. Юкатанское общество было покорено мексиканским на рубеже
XII и XIII веков нашей эры. После этого начинается смутное время, полное
раздоров и войн. Даже объединение юкатанского общества с мексиканским
только ухудшило ситуацию. Развязка наступила с установлением ацтеками
универсального государства, что совпало с приходом испанцев.
В основе как юкатанского, так и мексиканского обществ находится
универсальное государство, которое оказывается Первой империй майя, которая
после более чем двухсотлетнего периода расцвета неожиданно и стремительно
рухнула к концу XII века. Великие города этой империи, расположенные в
стране дождей к югу от Юкатана (территория современных Гватемалы и
Гондураса), были без видимых причин покинуты обитателями. Майя прославились
своими успехами в астрономии, а также своим необычайным миролюбием, не
присущим, пожалуй, ни одному из исследованных обществ.
Египетское общество. Наконец, остается еще один представитель обществ
этого вида, проживший исключительно длинную жизнь и не имевший, по-
видимому, в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Общество это
возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем
в IV тыс. до нашей эры и умерло в V веке нашей эры, просуществовав, таким
образом втрое дольше, чем существует современное западное общество.
Египетское общество не оставило в современном мире приемников. Бессмертие
этого общества запечатлено в камне. Пирамиды - эти неодушевленные свидетели
жизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам природы уже
четыре или пять тысячелетий, - возможно, будут играть свою роль Атлантов
еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть они простоят дольше, чем
проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы
воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать
свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало.
ГЛАВА 2
Классификация обществ данного вида
В предыдущей главе были кратко описаны шесть представителей вида -
пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. А окончательно
Тойнби выявил девятнадцать обществ: западное, православное, иранское и
арабское (в настоящее время они входят в исламское), индуистское,
дальневосточное, эллинское, минойское, сирийское, китайское
(древнекитайское), шумерское, хеттское, вавилонское, андское, мексиканское,
юкатанское, майянское и египетское. Исследуя основания каждого отдельного
общества, ученый в одних случаях обнаружил, что общество состоит в сыновнем
родстве с более древним обществом. В других случаях такая связь не
просматривается. Универсальная церковь является основным признаком, по
мнению Тойнби, позволяющим классифицировать общества данного вида. Другим
критерием для классификации является степень удаленности от того места, где
данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев
позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем,
чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития.
Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: во-
первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с
предшествующими обществами; во-вторых, общества, никак не связанные с
предшествующими, но связанные с последующими обществами; в-третьих,
общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее
интимной связью, чем сыновнее родство через универсальную церковь, связью,
обусловленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через
универсальную церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых,
общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-
сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями или
вообще без них организованную религию правящего меньшинства. Внутри группы
родственно связанных обществ можно различить две подгруппы в зависимости от
того, принадлежит ли источник творческой силы внутреннему пролетариату
отеческого общества, создавшего универсальную церковь, или же этот источник
чужеродного происхождения. Первоначальная классификация дает следующие
результаты:
Общества полностью независимые египетское андское
Общества, родственно связанные китайское минойское шумерское майянское
Общества инфрааффилированные индское хеттское сирийское эллинское
Аффилированные общества I
(сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшей
роль куколки) западное православное дальневосточное
Аффилированные общества II иранское арабское индуистское
Супрааффилированные общества вавилонское юкатанское мексиканское
Выстраивая классификацию по территориальному признаку, что примерно
только к родственно связанным обществам, можно выделить следующие
подгруппы: во-первых, общества, прародина которых не совпадает полностью с
территорией предшествующего отеческого общества; во-вторых, общества,
границы которых в общем совпадают с границами универсального государства
отеческого общества; в-третьих, общества, территория которых полностью в
территорию отеческого общества (см. Табл.1).
Таблица 1
|Отечески |Сыновне родственное общество |
|родственное | |
|общество | |
| |несовпадающе|частично |полностью совпадающее |
| |е |совпадающее | |
| | | |с самой |с прародиной|
| | | |широкой | |
| | | |областью | |
|Китайское |дальневосточ| |дальневосточ| |
| |ное в Корее | |ное | |
| |и Японии | |(основное) | |
|Минойское |сирийское | |эллинское | |
|Шумерское | |индское + | |вавилонское |
| | |хеттское | | |
|Майянское | |мексиканское|юкатанское | |
|Индское | | |индуистское | |
|Сирийское | |иранское |арабское | |
|Эллинской |православное|западное |православное| |
| |христианское| |христианское| |
| |в России | |(основное) | |
Итак, обобщим результаты и выведем единую классификацию. Получается
следующая последовательность: египетское + андское китайское + минойское + шумерское + майянское сирийское индское + хеттское + эллинское западное православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и
Японии) православное христианское (основное) + дальневосточное (основное) иранское арабское + индуистское мексиканское юкатанское вавилонское
В результате этих классификационных операций, как видно, количество
обществ у Тойнби увеличилось с 19 до 21 (православное христианское общество
и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного реферата было рассказать о том, как себе представлял
разделение на цивилизации английский историк Альфред Тойнби, что в итоге и
было получено. Данная классификация является довольно интересной и,
возможно, даже довольно близкой к истине.
Но полностью соглашаться с ней, конечное же, нельзя. Я не собираюсь
вступать здесь вступать в споры, тем более, что считаю себя недостаточно
для этого подкованным, но кое-что отметить хотелось бы.
Если проследить за современными существующими цивилизациями не сложно
и опять-таки их выбор в современном мире достаточно очевиден, то, кроме
некоторых цивилизаций (например, Нового Света и вавилонской), выбор
остальных далеко не всегда так очевиден простому читателю, как, по-
видимому, самому Тойнби. В основном это происходит из-за довольно сумбурных
рассуждений и большого нагромождения исторических фактов, которые поначалу
просто шокируют.
С другой стороны, чем дальше продвигаешься вглубь “Постижения”, тем
интереснее становится читать и появляется все больше моментов, с которыми
хочется иногда соглашаться, иногда, наоборот, спорить. Довольно интересным
представляется мне следующий за классификацией раздел, посвященный проблеме
генезиса цивилизаций, но это уже другая тема.
На этом я хотел бы завершить свой краткий обзор разделения цивилизаций
по А. Тойнби.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
...........................................................................
I
ГЛАВА 1
Обзор обществ одного вида
................................................. II
ГЛАВА 2
Классификация обществ данного типа ............................ III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
................................................................... IV