Уральский государственный технический университет
Рубеж XX века: индустриализация в России.
Реферат
Студент I курса факультета заочного обучения, РТ
Бабошин А.А.
Научный руководитель – доцент кафедры истории России,
Канд. Ист. Наук И.Г. Носкова.
2000 г.
г. Екатеринбург
Содержание.
Стр.
Введение
3
Глава I. Реформы начала – середины XIX века – первые попытки оздоровления
российского хозяйства
4
Глава II. Начало индустриализации в России. Программа
индустриализации (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградский). 6
Глава III. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте. 9
Глава IV. Результаты индустриализации в России. 12
Заключение.
14
Список литературы.
15
Приложения.
16
Введение
За свою историю Россия знала несколько взлетов своего могущества -
Московское царство в первый период правления Ивана IV, империя Петра I, эпоха молодой Екатерины II, "индустриальная революция" Александра III,
Советская Россия в конце Великой Отечественной Войны. Наибольший ин-
терес, на мой взгляд, вызывает "промышленный рывок" 1885-1914 годов, когда
Россия по показателям производительных сил и общей цивилизованности страны
вплотную подошла к уровню ведущих стран Запада (впервые за свою историю).
Если бы не сложившиеся роковым образом внешние и внутренние
обстоятельства, наша страна, возможно, заняла бы лидирующие положение в
мире.
Целью данной работы является исследования и анализ деятельности
реформаторов периода промышленного переворота в России конца XIX - начала
XX века.В ходе работы рассмотрены также события и реформы начала-середины ХIX века, предшествовавшие первой индустриализации России, отмечены
особенности и отличия русской модели развития экономики и промышленности
от западных образцов.
При работе над рефератом были использованы следующие источники:
монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век» ма-
териалы из сборника работ Московского отделения Российского Научного Фонда
и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и совре-
менность",историко-биографический справочник «Деловой мир России»,
журнальные статьи «Драма российской индустриализации» и «Король дипло-
матов», а также книга «Великие реформаторы России».
Глава I
Реформы начала-середины XIX в - первые попытки оздоровления российского хозяйства.
С IX-XII веков и до второй половины XIX века аграрная колонизация
оставалась ведущей стратегией развития государства на Руси. Но, как
показывает исторический опыт Западной Европы, в успешно развиваю-
щемся обществе торговые и рыночные отношения могут стать устойчивым
образованием лишь в результате завершения процесса экстенсивной внеш- ней
аграрной колонизации. Тогда развитие государства идет уже за счет развития
высоких технологий, квалифицированного труда и накопления собственного
капитала, а не за счет расширения территории при примитив- ной культуре
земледелия. Самодержавные крепостнические порядки сильно сдерживали
хозяйственное развитие России.
В своей монографии (1) В.Т. Рязанов выделяет три волны экономических реформ
XIX века:
1. Период 1801-1820гг - определялся реформаторской деятельностью Александра
I;
2. Вторая половина 50х-до середины 70-х годов - эпоха "Великих реформ"
Александра II;
3. Экономические реформы С. Ю. Витте середины - конца 90-х гг. XIX века.
С приходом к власти Александра I в правящей среде впервые
появилось
понимание неразрывной взаимосвязи двух ключевых проблем, стоящих перед Россией: освобождение крестьянства и политическое реформирование
страны, связанное с трансформацией самодержавной власти. В этом
направлении Александром I и его окружением были сделаны следующие шаги.
В 1803 году был издан указ "О вольных хлебопашцах", хотя и не
давший ожидаемого эффекта, но послуживший проверкой готовности помещиков к
радикальным переменам. Ближайшим советником царя, М.М. Сперанским и его
окружением в 1809 г был подготовлен по существу первый общий план
масштабных государственных преобразований - " Введение к уложению
государственных законов", означающий превращение монархии из самодержавной
в конституционную. Проект не был принят, хотя был одобрен императором.
После победы в Отечественной Войне 1812г в атмосфере секретности
разрабатывается несколько планов экономических и политических реформ:
1. 1817-18гг. - начало работы над планом ликвидации крепостного права (под руководством Аракчеева)
2. 1818-1819гг - проект освобождения крестьян, министра финансов Гурьева
3. 1819г - разработка проекта конституции Н.Н. Новосильцева (Уставная грамота Российской империи)
Секретность приводила к отстраненности общества от этой деятельно-сти, лишая ее социальной поддержки, и ни один из этих проектов не был осуществлен.
Первая волна реформ в России характеризовалась не только подготови-
тельными мерами и проектами, но и непосредственными действиями,
ослабившими политическую реакцию и систему крепостничества в стране,
запуская механизмы трансформации экономики и политического строя. В период
1816г. по 1819г. было практически уничтожено крепостное право в Эстляндии,
Курляндии и Лифляндии. Крестьяне были освобождены от кре-
постной зависимости, но без земли, превратившись в арендаторов у помещи-
ков. В 1815г. была дарована конституция Царству Польскому.
Но страна не вступила в полосу крупномасштабных реформ в силу
различных причин: во-первых, не удалось побудить основную массу дворянства
к добровольному соглашению на освобождение крестьян и экономически
заинтересовать их в этом; во-вторых, ещё были живы воспоминания о событиях
70-х годов XVIII века -бунте Пугачева (фактически гражданской войне), и в-
третьих, революционные восстания в начале 20-х годов, сотрясающие Европу
(Италия, Испания, Греция) убедили Александра I в несвоевременности каких-
либо преобразования в России.
Период 1820-1855 годов – фаза контрреформ. Но это время нельзя
оценивать однозначно как годы открытой реакции. В сфере экономики
наблюдалось не только усиление крепостного хозяйствования, но и
предпринимались меры по его ослаблению. По данным В.Т. Рязанова (1) с
1837года по 1842 год в ходе проводимой П.Д. Киселевым реформы
государственных крестьян было улучшено положение 18 млн. человек. В то же
время ( 30-40-е годы ) в стране отмечается начало промышленного переворота:
увеличивается количество фабрик с 5,2 тыс. ( 1825 год) до 10 тыс. (1854
год), число рабочих с 202 тыс. до 460 тыс. ( соответственно по годам ),
объем продукции с 46,5 млн. руб. до 160 млн. руб. (Рязанов В.Т. (1)).
Вторая волна реформ – с середины 50-х до середины 70-х годов.
Центральным событием в России XIX века стал Манифест 1961 года, отменяющий
300-летнее крепостное право. Вместе с Манифестом прошла целая серия реформ,
затрагивающих все стороны общественной жизни. Обобщая, можно сказать, что
результатом «либеральных» 1860-х к концу ХIХ века стало:
- бурное развитие товарно-денежных отношений, - прогресс во многих отраслях Российского хозяйства, - активное железнодорожное строительство, - акционерное предпринимательство, - рост числа занятости населения в промышленности, - появление крепких кулацких хозяйств в деревне (но и разорение середняков).
По данным В. Лапкина и В. Пантина (6, стр. 16) « если к началу
1861 года в стране насчитывалось 1488 км. Железных дорог, то далее их
прирост по пятилетиям : 1861-1865 г.г. – 2055 км, 1866-1870 г.г. – 6659 км,
1871-1875 г.г. – 7424 км. Уверенно росла добыча угля ( с 18,3 млн. пудов в
1861 году до 109,1 млн. пудов в 1887 году)».
Вместе с тем существовал ряд проблем, которые в свое время не
были решены и спустя два десятилетия сыграли свою трагическую
роль:оскудение деревни, большая зависимость зарождающегося класса буржуазии
от государства и, как следствие этого, дестабилизация и разрыв социальных
связей.
Но, так или иначе, потенциал и предпосылки для коренного переу-
стройства хозяйства страны были созданы.
Глава II
Начало индустриализации в России . Программа индустриализации (Н.
Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)
Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная побе-
да над Турцией на Балканах в 1876 -1878 годах показали очевидную техни-
ческую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к
крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “со-
ревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правитель- ству
России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало соз- дать в
стране современную крупную промышленность.
Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В сере-
дине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом
регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович
Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.
Его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами
М.Х. Рейнтерна* : нормализация финансов, стабилизация валютного курса
рубля, вмешательство казны во все области хозяйства (В. Лапкин, В. Паньтин
(6, стр. 11). Став министром финансов, Н.Х. Бунге стал проводить курс на:
усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствление
железных дорог ,находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках,
выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тарифов. Рост
правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможенными
ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.
В это же время правительство принимает меры, при активном участии
министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был
учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения
крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене
подушной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих
проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в
дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не произошло,
так как. министр внутренних дел Д.А. Толстой повел курс на обособление,
опеку крестьян .
Внешнеэкономические осложнения середины 1880-х годов
(напряженность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при
том, что военные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под
угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена
прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы
государства истощены, и он не видит источников для увеличения доходов».
В 1888 году назначается новый министр финансов – Иван Алексеевич
Вышнеградский. Это был финансист нового типа, профессор Петербургского
технологического института, механик, основоположник теории автоматического
регулирования.
Главной характеристикой политики И.А. Вышнеградского по улучшению
финансов было увеличение вывоза хлеба. Экспорт хлеба, и без того
взвинченный в предшествующую эпоху, форсируется до предела, до роковой, как
это выяснилось в 1891 году, черты – с 15% общероссийского сбора в начале
1880-х годов до 20-22% в 1888-1891 годах. Это дало возможность неслыхано
улучшить баланс внешней торговли ( табл.. 1,2). Рекордное поло- *М.Х.Рейнтерн –министр финансов в 1862-1878 годах.
жительное сальдо торгового баланса 1888 года (+ 398 млн.руб.) будет улучше- но только в1903 году..
Огромные урожаи в России 1887-1888 годов и связанное с этим
увеличение Российского экспорта и превышение вывоза над ввозом ( табл. 1),
укрепили доверие европейских финансистов к России. Французская биржа
принимает решение в 1887 году о финансировании строительства Сибирской
железной дороги, которая начинает строиться в 1891 году.
Однако увеличение объема вывозимого товарного зерна достигалось
чрезвычайными мерами финансового и полицейского характера. Крестьянство
принуждалось к оплате податей сразу же после сбора урожая при наиболее
неблагоприятных для них низких ценах на зерно. Крестьянин не всегда имел
возможность обеспечить себя до весны не только хлебом, но и зерном для
сева. Неурожай 1891года, самый большой во второй половине XIX века,
подтвердил пагубность политики форсирования хлебного экспорта. Голод
охватил девятнадцать производящих губерний, унес миллион жителей России.
Экстренные меры потребовали затраты 161 млн. руб. на продовольствие,
поглотили почти все свободные средства казначейства. Под угрозой оказалось
доверие к финансовым обязательствам правительства и курс на стабилизацию
российских финансов в целом. В 1892 году по предложению Вышнеградского
Александр III назначает Министром Финансов Сергея Юлиевича Витте.
С именем этого человека связывают тот мощный экономический рывок,
который совершила Россия в середине-конце 90-х годов XIX века. Как говорит
В.Т. Рязанов в своей монографии (1): « Витте доказал своей политикой
невероятное : жизнеспособность, феодальной по своей природе, власти в
условиях индустриализации, возможность успешно развивать экономику, ничего
не меняя в системе экономических отношения и государственного управления».
Финансовая политика Витте характеризовалась усилением косвенного
налогообложения, введением винной монополии на продажу вод- ки,
неограниченным использование государственного вмешательства в экономическую
жизнь страны. Все эти меры и эффективная финансовая политика позволили
ускорить хозяйственную модернизацию и увеличить темпы индустриализации, в
том числе и за счет привлечения иностранного капитала.
Еще в 1883 году, будучи членом правления « Общества Юго-Западных
Железных Дорог», Витте в своей книге (внешне чисто специальной) «Принципы
железнодорожных тарифов по перевозке грузов» по существу развивает
концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги-это кровеносная система рынка, стимул развития промышленности и торговли в «
медвежьих углах» страны. В 1889 году Витте излагает комплексную программу
перестройки хозяйства страны в брошюре «Национальная экономика и Фридрих
Лист*». Суть этой программы: - твердый золотой рубль, - индустриализация, протекционизм при значительном вмешательстве правительства в рыночную экономику, - активная внешняя торговля (свой мощный торговый флот). - Иностранные займы и привлечение иностранного капитала, - Модернизация сельского хозяйства.
Став в 1892 года министром финансов, и вплоть до отставки в августе 1903
*Ф.Лист – немецкий экономист начала ХIХ века.
года С.Ю. Витте попытался на практике реализовать свой план возрождения
России.
Итак, можно сказать следующее: планы индустриализации Н.Х. Бунге и
И.А. Вышнеградского, во многом отличаясь, в своей основе имели два основных
принципа успешного преобразования экономики. Это стабилизация финансов,
позволяющая привлечь иностранный капитал, и разветвленная сеть железных
дорог, убыстряющая товарообмен внутренней и внешней торговли. Но только
С.Ю. Витте с успехом его денежной реформы удалось достичь качественных
изменений в промышленности и экономике.
Глава III
Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.
Назначение на должность министра финансов Сергея Юлиевича Витте
состоялось после страшного голода 1891 года, когда казна оказалась
истощенной. Чтобы увеличить доходы и положительное сальдо в балансе страны
Витте пошел путем увеличения налогов с населения, 80% которых составляли
крестьяне. Он, не увеличивая прямые налоги (13,4% дохода в бюджет), ввел
целую серия косвенных, которые к началу XX века давали почти половину
поступлений в бюджет . Косвенным налогом облагались керосин, сахар
,водка. Винная монополия (запрет частной продажи водки) впервые в виде
опыта была введена в 1893 – 1894 годах в четырех восточных губерниях –
Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, к 1902 году - во всей
европейской части России, а с 1 июня 1904 года – и в Восточной Сибири. В
1894 году весь питейный доход составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году – уже
421,1 млн. руб. В начале 1900-х годов доля питейного дохода составляла 28%
бюджетных поступлений.
В программе модернизации экономики Витте особое место отводил
торгово-финансовым связям с южными и дальневосточными соседями Российской
Империи. В апреле 1893 года перед особым совещанием Министерства Сергей
Юлиевич изложил суть этой программы, которая включала в себя две основные
части:
1. Создание смешанных русско-азиатских банков (с участием западного капитала),
2. Ускоренное строительство железной дороги через Сибирь и на Дальнем
Востоке.
В ходе реформ этот план с успехом выполнялся.
В 1894 году организовался Персидский учетно-ссудный банк с
резиденцией в Тегеране, к концу века ставший основным центром русско-
иранской торговли.
В 1895 году на Дальнем Востоке при активном участии правительства
России был создан Русско -Китайский банк. Через него Витте форсировал
завершение Транссиба и начал в 1900 году строительство двух железных дорог
в Китае – КВЖД и ЮМЖД (Южно-манчжурская железная дорога).
В 1897 году была предпринята попытка создания Русско-Корейского
банка, окончившаяся неудачей из-за обострения русско-японских отношений.
Сопротивление англичан и американцев, которые контролировали «керосиновый»
рынок Индии, помешало создать Русско-Индийский банк, ибо через этот банк
Витте намеревался снабжать Индию из Баку керосином в обмен на рис.
Увеличение поступлений в казну с косвенных налогов, таможенная
политика, успешное развитие банковского дела позволили С.Ю. Витте
осуществить его великую денежную реформу.
Устойчивость рубля достигалась за счет жесткого поддержания
активного сальдо в бюджете, когда благодаря соответствующей финансовой
политике правительства золотые резервы Госбанка превышали наличную денежную
массу в обращении.
Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 – 1897 годов.
Окончательно она была введена в действие указом от 29 августа 1897 года.
По данны м Л. Русевой (7), в 1888 году золотой запас России составил 45,8%
к номинальной сумме кредитных билетов, находившихся в обращении, к 1892
году - возрос до 81,2%, к 1896 году он составил уже 103,2%. По данным
Сироткина В.Г. (2) в канун первой мировой войны в стране обращалось
бумажных денег на 1630 млн. руб., а золота (золотых десяток с изображением
Николая II) в подвалах Государственного банка хранилось на 1749 млн. руб.,
т. е. соблюдалось активное сальдо.
Введение в обращение золотых монет вместо бумажных купюр помогло
привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему
страны.(Такую же политику проводили большевики при НЭПе : сначала
стабилизировали рубль, затем обратились за займами.)
В 1898 году, по настоянию Витте, выходит закон «О промысловом
налоге», который привел к быстрой демократизации деловых отношений в
России. ( Барышников М.Н. (3, стр.11). Теперь человеку из простонародья,
чтобы заниматься коммерческой деятельностью, уже не нужно было обязательно
записываться в купцы. Перед первой мировой войной около 40% совладельцев
торговых домов принадлежали к сословиям крестьян и мещан, которые
фактически являлись крупными предпринимателями. К 1914 году лишь каждый
третий из руководителей акционерных компаний принадлежал к сословию
купечества, а около половины были выходцами из социальных низов и
представителями инженерно-технической интеллигенции.
90-е годы XIX века – годы взлета Витте как министра финансов –
были подлинным бумом железнодорожного строительства в России. За десять лет протяженность железных дорог возросла на 70%. Укрепление финансов страны
позволило Витте выкупать у частных убыточных обществ железные дороги и к
концу века 60% дорог России оказались «казенными».
Говоря об экономических реформах Сергея Юлиевича Витте, невозможно
не упомянуть о его дипломатической деятельности. Эффективная торгово-
промышленная политика и блестящий талант дипломата сделали этого человека
выдающимся государственным деятелем , об этом рассказывается в статье (7)
Л. Русевой.
Дебют Витте на дипломатическом поприще состоялся в 1892 – 1894
годах, и получил название «таможенной войны» с Германией. В начале 90-х
годов германское правительство установило два тарифа: минимальные ставки
применялись к большинству держав - (прежде всего к тем, которые
конкурировали с Россией) и максимальные взимались со всех продуктов,
шедших из России. Витте тоже предложил ввести двойной тариф : минимальный и
максимальный. Максимальный - против германских товаров. Русский министр
финансов предложил Германии начать переговоры о снижении ставок, – та
ответила отказом. Тогда он ввел максимальный тариф. Германия тут же
взвинтила пошлины на сельскохозяйственные продукты России. Витте еще в два
раза увеличил максимальный тариф. Такая стратегия грозила большими
политическими и экономическими осложнениями. Министра пугали поражением.
Особенно нападали на него помещики и торговые фирмы, для которых Германия
была главным экспортным рынком. Но благодаря поддержке Александра III и
упорству Министра мир был, все-таки достигнут. Германия уступила, и в 1894
году страны подписали очень выгодный для русского сельского хозяйства и
германской промышленности договор. Таможенная политика Витте дала
положительные результаты. Если в 1891 году таможенный доход составлял 140
млн. руб. в год, то в 1899 году он составил 219 млн. руб., а в 1903 году, к
концу десятилетнего русско-германского договора, 241 млн. руб., что
составило 14% доходной части государственного бюджета. Вторым
выступлением Витте в международной политике было получение концессии на
строительство Восточно-китайской железной дороги. Он хотел провести
Сибирскую дорогу от Забайкалья не по русским владениям, где она делала бы
большой круг по Амуру, а по китайской территории, то есть по Северной
Манчжурии.
После японо-китайской войны к Японии должен был отойти Ляодунский
полуостров. Вмешался Витте и настоял, чтобы Россия поддержала «принцип
целостности Китайской Империи» и потребовала от Японии отказа от
полуострова. Россию поддержали Германия и Франция, Япония уступила. Затем
Витте устроил для Китая заем на парижском денежном рынке под российскую
гарантию. Отношения с Китаем установились самые дружественные. Министр
финансов начал переговоры о постройке железной дороги, которые увенчались
полным успехом. Со своей стороны Россия обязывалась защищать Китай от
нападения Японии. Обоюдный интерес был налицо.
Вершиной успеха русского дипломата стал Портсмутский договор под-
писанный им в 1905 году. При заключении мира между Россией и Японией Витте
повел переговоры с искусством, которое вызвало восхищение всех присяжных
дипломатов: он сразу уступил по вопросам, по которым не мог не уступить (
отдал Японии Квантунский полуостров и Корею, и без того уже ею занятые), но
повел упорную борьбу по вопросу о Сахалине и о контрибуции. Ему удалось
отстоять северную половину Сахалина, оборонять которую военными средствами
Россия не могла. 16 августа 1905 года мирный договор был подписан. Сам
Витте считал, что спас империю Николая II от краха (и был недалек от
истины).
« Дипломатическая его деятельность, - писал о Витте историк Тарле,
- началась блистательным успехом в Берлине в 1894 году, в год русско-
германского торгового договора, и закончилась блистательным успехом в
Париже в 1906 году, в год миллиардного займа, и за все 12 лет, отделяющих
две эти даты, всякий раз, когда русская политика шла не по той дороге,
которую указывал Витте, дело кончалось неудачами и опаснейшими
осложнениями…», цит. по (7, стр. 39).
В марте 1915 года, когда умер Сергей Юлиевич Витте, деловая печать
, выражая глубокое сожаление о великом реформаторе, напомнила всем о его
заслугах: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир и Манифест
17 октября, развитие промышленности и строительство железных дорог,
таможенные тарифы и приобщение России к мировому хозяйству.
Глава IV
Итоги индустриализации.
В начале XX века внешняя экономическая ситуация в России выглядела
так: государственная программа железнодорожного строительства ,
подкрепленная соответствующими таможенными и финансовыми мероприятиями ,
сотворила невозможное -–был совершен колоссальный рывок в развитии
российской промышленности, и прежде всего в тяжелой индустрии. По данным
В.А. Мельянцева (4, стр. 14) « В последние 25-30 лет перед первой мировой
войной темпы роста основного капитала в России были весьма значительные –
около 3,5% в год. Если учесть , что темпы роста занятости в 1885-1913 годах
составляли примерно 1,5-1,6% в год, то среднегодовой темп прироста
капиталовооруженности труда достигал 1,9-2,0%. По этому показателю царская
Россия превосходила другие крупные страны Запада в период их промышленного
рывка (в Великобритании в 1785-1845 годах 0,3%, во Франции в 1820-1869
годах 1,2%, в Германии в 1850-1900 годах 1,3%, в США в 1840-1890 годах
1,7%), за исключением Италии ( в 1895-1938 годах 1,9%) и Японии ( в 1885-
1938 годах 2,9%).»
Несмотря на высокую степень монополизации отечественной экономики
и преобладании на внутреннем рынке государственных заказов, в России начали
формироваться классы национальной буржуазии и частного предпринимателя.
Фабрично-заводская и горная промышленность, занимавшая в целом ведущее
место, обеспечивала валовой продукции 7,3 млн. руб. при числе предприятий
29,4 тыс. Мелкая промышленность выпускала продукции на 700 млн. руб. Число
заведений – 150 тыс. ( данные Барышникова М.Н. (3, стр. 10)). Несмотря на
это, в модернизации экономики (особенно на первых порах, вплоть до событий
1905г.) огромную роль играли не столько "чисто рыночные отношения",
сколько государственные военно-технические заказы, переход от политики
фритредерства (1960-1981гг) к системе протекционизма.
Таким образом, вкладывая средства в развитие тяжелой
промышленности, в аграрном же секторе государство не имело четко
выработанной программы действий. Правительство шло за событиями, а не
опережало их, что обусловило революцию 1905г..По мнению ряда авторов «в
период с 1881г по 1904г была предрешена вся дальнейшая судьба России. Все
потрясения XXв в нашей стране стали следствием нереализованных потенциалов
реформаторства конца XIX - начала XXвв в аграрном вопросе»,И.В.Скуратов,
(5,стр.73). "После денежной реформы конца 90года XIXв оправданней было
сделать главный акцент не на ускорение индустриализации страны, а на поиск
приемлемых вариантов завершения аграрной реформы с последующим
развертыванием процессов в аграрной сфере", В.Т.Рязанов,(1).
После Манифеста 17 октября 1905года , уравнявшего крестьян в правах с
другими сословиями и отменившим зависимость крестьянского хозяйства от
общины, начинается второй виток экономических и социальных преобразований.
На темпы экономического роста повлияло также получение С.Ю Витте в 1906 г.
у Франции миллиардного займа, а также начало в 1906г. Столыпинской аграрной
реформы, основные положения которой Витте разработал в 1903-1904гг.
Сельское хозяйство стало развиваться более интенсивно. Темпы роста
продукции впервые за историю России обгоняли темпы роста численности
населения: в 1885-1900гг соответсвующие показатели составили 2,6-1,4% и в
1900- 1913гг 3,0-2,0% ,В.А.Мельянцев,(4).
На этом фоне росла динамика промышленного производства. В 90-х годах
промышленное производство удвоилось, а производство средств производ-
ства утроилось. Выплавка чугуна увеличилась почти втрое, стали –вшестеро,
,продукция машиностроения выросла в четыре раза, производство паровозов- в
десять раз.
Вместе с тем, к 1913г разрыв по уровню экономического развития между
Россией и ведущими странами Запада увеличился. По размерам подушегого ВВП
Россия существенно опередила Китай, Индию и Бразилию, практически догнала
Японию, но отстала от ведущих стран Запада почти втрое (таблица 3). Это
объясняется ,возможно,тем,что российский «промышленный ры-
вок» едва насчитывал два десятка лет, в то время когда у ведущих стран За-
пада аналогичный период занимал почти столетие. На перестройку экономи-
ки в России влияло также засилие самодержавно-бюрократических порядков
невысокий уровень производственной и общей культуры , отсталость сельско-
го хозяйства, колоссальное расслоение в обществе.
Тем не менее при всех сложностях модернизации ,развернувшейся в
империи в конце XIX-начале XXв, Россия накануне первой мировой войны
представляла собой не слаборазвитую, полуколониальную страну, а
сравнительно быстро индустриализующуюся державу.Это было общество, .
активно «набиравшее буржуазность», нуждавшееся в черезвычайно грамот-
ном, компетентном управлении.
Заключение.
В ходе данной работы можно прийти к следующим выводам: российская
модернизация экономики разительно отличалась от аналогичных периодов
промышленного развития стран Запада. В России индустриализация началась,
когда клана буржуазии практически еще не было. Так как инициатором реформ
выступило государство, буржуазия, набирающая силу в ходе преобразований,
искала в нем защиту от конкурентов и кризисных явлений. Рынок подменялся
борьбой за государственные заказы, за протекционизм и благосклонность
монархии.
Классический вариант индустриализации для западных держав конца XIX –
начала XX веков – это когда внутренние ресурсы страны используются
максимально, мобилизуя и используя капитал, технологии, в то время как
внешняя колониальная система обеспечивает дешевые сырьевые и людские
ресурсы. В России же засилье иностранных капиталов, поощряемое
государством, при сохранении архаичных аграрных отношений превращало
русскую деревню во «внутреннюю колонию», обеспечивающую развитие индустрии.
Земельная реформа, начатая правительством под руководством П.А.
Столыпина после революции 1905 года, стабилизировала внутреннюю обстановку
и имела высокую экономическую и социальную результативность. Но несмотря на
эту политику и высокую динамику развития промышленности к 1914 году ,Россия
вступила в первую мировую войну неподготовленной к затяжным боевым
действиям. Тех двадцати лет для спокойного эволюционного преобразования
страны, о которых говорил П.А. Столыпин, уже не было. Развивающийся в ходе
мировой войны внутренний кризис государства, усиле-
ние противостояния в обществе, а затем переворот 25 октября 1917 года
лишили Россию шанса занять место мирового промышленного лидера.
Список литературы.
1.Рязанов В. Т. Экономическое развитие Росcии : реформы и российское
хозяйство в ХIХ-ХХ веке . Cпб. : Наука,1998.
2.Сироткин В. Г. Великие реформаторы России . М.: Знание,1991.
3. Барышников М. Н. Деловой мир России. М.,:1998 .
4. Мельянцев В. А. Вопросы истории экономических и политических отношений в России ХVIII-начала ХХ века //Сборник работ Москов-
ского отделения Российского Научного Фонда. М.: 1996.
5. Скуратов И. В. Проблема аграрного реформаторства в России в конце
XIX- начале XX веков // Конференция «Реформы и реформаторы в России: история и современность» Оренбуржского государственного университета,
1997.
6. Лапкин В., Паньтин В. Драма российской индустриализаци // Знание - сила. 1993, № 5.
7. Русева Л. Король дипломатов // Смена .1999,№ 3.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Среднегодовые (по пятилетиям) показатели внешней торговли России
Вывоз Ввоз Баланс Вывоз хлеба
Годы
___________________________________________________________
В млн. руб. млн. руб. млн. пуд.
1861-1865 226 207 + 19 56,3
79,9
1866-1870 317 318 - 1 95,1
130,1
1871-1875 471 566 - 95 172,4
194,1
1876-1880 527 518 + 9 281,7
287,0
1881-1885 550 494 + 56 300,1
301,7
1886-1890 631 392 +239 332,1
413,7
1891-1895 621 464 +157 296,7
441,1
1896-1900 698 607 + 91 298,8
444,2
Таблица 2
Хлебный вывоз России в период 1886-1895 годов
Вывоз хлеба Прочий вывоз Общий вывоз Ввоз
Год
_______________________________________________________________________
Млн.пуд. % от урожая Млн.руб. Млн. руб.
1886 274 228 256
484 427
1887 386 15,2 285 332
617 400
1888 541 21,1 434 350
784 386
1889 462 22,5 371 380
751 432
1890 413 18,4 334 348
692 407
1891 385 21,9 348 359
707 372
1892 184 8,7 161 315
476 400
1893 398 13,4 289 310
599 450
1894 630 21,2 373 296
669 554
1895 608 22,7 312 377
689 526
__________________________________________________________________________
___
Для таблиц В.Лапкиным и В.Панкиным в (6) использованы статистические данные, приведенные в следующих публикациях : « Крат- кий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1884- 1894 годы» под редакцией В.И. Покровского, Спб., 1896 год; энциклопедический словарь «Гранат», том 36, статья « Россия » , 1913 год; А.Ф.Яковлев
,”Экономические кризисы России.», М., 1955.
Таблица 3