Реферат по предмету "Антропология"


Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа

Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа Р.М. Абакарова Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.12-13 Кавказ отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения.

Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем. После распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов.

Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы.

Исследование религии и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения. В общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском языке, знание которого владеет

абсолютное меньшинство, большинство же населения обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых: интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических осо- бенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства распространялись только среди тех, кто мог читать

и понимать смысл священных книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно через священнослужителей, воспринимали и исполняли языческие ритуалы как часть религиозных канонов, что и есть, по сути, двоеверие. В домонотеистичесий период среди Кавказских народов отношения субъектов внутри этноса и между субъектами различных этносов регулировались нравственно-регулятивным институтом «Адат». Адат — это существующий на Кавказе естественно выработанный закон, регулирующий поведение по принципу

«так всегда было» и поддерживаемый и контролируемый общественным мнением. Адат может быть представлен как институт обычного права. Адат рассматривается как область должного, реализующий себя в сущем как нравственный регулятор поведения субъектов этноса. Адат трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений. Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны реализовать в привычной жизни

абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел по адату; в силу много вековой привычки. Шариат как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы

из норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди. Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения, например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где покоятся святые

люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Самостійна робота як засіб активізації пізнавальної діяльності молодших школярів
Реферат Особенности науки как специфической сферы деятельности человека
Реферат Завдання та діяльність цивільної оборони згідно Женевською Конвенцією
Реферат Адміністративний процес
Реферат Хроника Российской императорской армии Январь 1762 года
Реферат Вещественные доказательства
Реферат 1. Двумя событиями, соответствующими периоду I мировой войны и нарастания общенационального кризиса в России, были
Реферат Эмизема легких .Терапия
Реферат "Тарас Бульба". Трагедия Андрия: конфликт чувств и обязанностей
Реферат Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной вла
Реферат Computers Essay Research Paper Computer LiteracyBody of
Реферат Организация времени в романе И. А. Гончарова "Обыкновенная история": как время изменяет героев произведения
Реферат Feasibility Of The Atkins Diet Essay Research
Реферат Рощин Михаил Михайлович
Реферат I всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых по профилактике и лечению