Реферат по предмету "Педагогика"


Основные направления модернизации структуры высшего образования в Украине

МАКЕЕВСКИЙЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра«Экономика предприятия»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕКОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Подисциплине: «Методика преподавания специальных экономических дисциплин»
Натему: «Основные направления модернизации структуры высшего образования вУкраине»
Подготовил: Голубов Д.Н.
Студент группы: О/З ЭП – 4М
Проверила: доц. Удалых О. А.
(должн, Ф.И.О. препод.)
Макеевка,2009

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ1. Модернизация структуры высшего образования в Украине2. Болонский процесс
2.1 Цели и задачи Болонского процесса2.2 Структура Болонского процесса2.3 Анализ процессаЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Высшее образованиеявляется фундаментом человеческого развития и прогресса общества, а такжевыступает гарантом индивидуального развития, поддерживает формированиеинтеллектуального, духовного и производственного потенциала общества. Развитиегосударства, структурные изменения на микро- и макроэкономическом уровне должныгармонично объединяться с модернизацией образования для того чтобыудовлетворить потребности и цели людей, особенно молодёжи, установить новуюсистему общественных ценностей в сфере деятельности, как в общественном, так ив частном секторах.
Адаптация системыобразования и профессиональной подготовки к динамическим изменениям конъюнктурыспроса и предложения на мировых рынках труда, обеспечение подготовки рабочейсилы, профессионально-квалификационные параметры которой отвечают потребностямсоциально-экономического развития общества, выступают как определяющие условияроста конкурентоспособности человеческих ресурсов. В условиях формированияинновационного общества функциональными особенностями образования выступает нетолько способность предоставлять тем кто хочет учится, нагрузок в предыдущиегода объёмов знаний и навыков, но и повышать способность к усвоению ииспользованию на практике новых научных идей, технических инструментов иметодов производства, формировать у работников новаторские способности,инициативу и предприимчивость.

1.        Модернизацияструктуры высшего образования в Украине
Социально-экономические иполитические изменения в обществе, укрепление государственности, вхождениеУкраины в мировое сообщество невозможны без структурной реформы национальнойсистемы высшего образования. Приоритетной задачей является модернизация высшегообразования в соответствии с современными требованиями.
Преподавание учебных дисциплин ввысшей школе должно, безусловно, ставить целью подготовку специалиста, знание иумения которого полностью отвечают условиям современного информационногообщества.
Но сразу возникаетвопрос: можно ли этого достичь, используя старые еще «дедовские»подходы и методы?
Ведь в ХХ столетиипроизошли существенные изменения в характере накопления знаний во всехобластях. Так, если ещё сто лет назад удвоения объема знаний, особенно вфундаментальных дисциплинах проходило за 50-100 лет и молодой человек за времяобучения мог выучить почти все, что было сделано по той или другойспециальности. Сейчас удвоение знаний во многих дисциплинах проходит в десяткираз быстрее.
Поэтому возникаетнеобходимость изменений в системе образования: надо научить студентасамостоятельно решать типичные и нетипичные задачи, вести поиск информации,постоянно овладевать новыми знаниями. А для этого необходимы совсем другиеподходы, чем те, что использовались раньше в высшей школе.

2.        Болонскийпроцесс
19 июня 1999 годаминистры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию,главной целью которой провозглашалось построение до 2010 года общеевропейскогопространства высшего образования.
19 мая 2005 года внорвежском городе Берген представители Министерства образования и науки Украинывстретились с министрами образования европейских стран на коммюнике,посвящённое Болонскому процессу. На этой конференции были подписаны документы овключении Украины в Болонский процесс, что дало право нашей стране статьравноправной участницей построения общеевропейского пространства высшегообразования к 2010 году, создания так называемой «Европы знаний» и приведенияобразовательных систем разных стран к единому стандарту.
Участие Украины в Болонском процессерасширяет перспективы развития национальной системы образования. Благодарявведению кредитно-модульной системы в учебный процесс, студенты высших учебныхзаведений будут иметь возможность продолжать обучение в любом европейскомуниверситете, получит новый импульс вопрос образования в течение жизни.
Самое главное, что предлагаетБолонский процесс — это повышение качества отечественного образования. Сейчас,студенты, которые учатся по болонской системе, подтвердят, что для полученияхорошей оценки, здесь необходимо хорошо поработать. В частности посещатьзанятия, выполнять модульные контрольные и что очень важно — научиться работатьсамостоятельно.

2.1Цели и задачи Болонского процесса
Основная цель созданияБолонского содружества — это стимулирование мобильности и создание условий длясвободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников,менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечениетрудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышениеконкурентоспособности европейской высшей школы.
— одинаковую для всехстран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней – бакалавра (3года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынкатруда, второй – на научные исследования;
— зачетную систему,согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенноеколичество учебных часов (т.н. кредитов). Кредиты можно получать порциями вразных вузах стран-участниц;
— учебу на протяжениивсей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу нарынке труда;
— автономность вузов, т.е.их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в планеобразовательных решений;
2.2Структура Болонского процесса
В процессе реформированияобразования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два циклаобучения: 1-й — получение первой академической степени, т.е. степени бакалавраи 2-й — степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должнобыть не меньшее 3-х и не большее 4-х лет. Срок обучения второго цикла можетсоставлять- 1-2 года после получения 1-ой степени. Предусматривается получение докторскойстепени при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет.
Кроме того, предлагаетсяввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкостиучебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS.
Предполагаетсяорганизация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительстви международных организаций. Оценка будет основываться не на продолжительностиили содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получиливыпускники.
В связи с этим основнымнаправлением развития традиционного высшего образования в Украине является егомодернизация в соответствии с положениями Болонской декларации, одним изпринципов которой — внедрение кредитно-модульного обучения как новейшей моделиорганизации учебного процесса и введение модульно — рейтинговой системы оценкизнаний студентов.
Кредитно-модульнаясистема организации учебного процесса — это модель организации учебногопроцесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения изачетных кредитов или зачетных образовательных единиц.
При кредитно — модульнойсистеме организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется насодержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплинаформируется как система содержательных модулей. Модуль — этозадокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы(учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуетсясоответствующими формами учебного процесса. Таким образом, содержательныймодуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических илабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например,курсовой работы), консультаций, практик и контроля знаний по модулю (текущего иитогового тестирования).
Зачетный кредит — этоединица измерения учебной нагрузки необходимая для усвоения содержательныхмодулей или блока содержательных модулей.
В процессепедагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебныезаведениям, в Украине был установлен объем кредита ECTS — 36 академическихчасов и была установлена годовая учебная нагрузка студента — 60 кредитов ECTS.Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общегообъема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита (сокруглением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплины выделяется108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случае дисциплина формируетсяиз трех модулей.
Модульно-рейтинговаясистема оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академическиеуспехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента засодержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенныхзанятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических,лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.
Суммарное оцениваниеусвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестровогоэкзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей сучетом весовых коэффициентов.
Студент, который набрална протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность:
— не сдавать экзамен илизачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;
— сдавать экзамен с цельюповышения своего рейтинга по дисциплине.
Студент, который набрал втечение семестра меньше необходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен.
Академические успехистудента определяются при помощи системы оценивания знаний, котораяиспользуется в вузе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкалеи шкале ECTS.
2.3 Анализ процесса
Болонский процессоказался по нраву студентам, они получили больше свобод. Но насколько реальныэти свободы при условии, что студент учится и проживает в Украине?
Студент, мигрируя междуразличными университетами Европы, может получать знания по частям — в видеотдельных модулей, и эти модули обязательны к зачету в любом учебном заведениина пространстве ЕС. Но каждый такой студент должен свободно владеть минимумтремя иностранными языками и иметь финансовые возможности для заграничныхвояжей. Уже в начале «процесса», мало кто верил, что к 2010 годукаждый наш студент будет свободно владеть хотя бы одним иностранным языком.Иллюзорной была и возможность финансового обеспечения массового обучения заграницей. Ведь для большинства наших студентов проблемой является даже оплатаучебы в отечественном вузе, а не то что длительных заграничных вояжей.
Сладким самообманомоказалось и внедрение контроля знаний на основе кредитно-модульной системы. Вущербном варианте исполнения она подавляет творческий потенциал студентов ипреподавателей. А для последних еще и создает колоссальную дополнительнуюнагрузку.
Кроме того, заподписанием декларации не последовали действия по реализации провозглашенныхнамерений, выработке и внедрению единых стандартов обучения по унифицированнымпрограммам. Наконец, не был создан координирующий центр.
За свистопляской вокруг Болонскогопроцесса предана забвению и полностью уничтожена система подготовки кадров порабочим специальностям — через те же профтехучилища. Зато кассиры, раскладчикипродуктов, продавцы-консультанты с вузовскими дипломами заполонили торговыезалы супермаркетов. Украина оказалась в кадровом тупике, выход из которого непросматривается. И во многом благодаря бездумной кампании Болонского процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стимулирование«болонского процесса» при том, что Украина в обозримой перспективе нестанет членом ЕС, уже сейчас поставило ее на край кадровой и технологическойпропасти.
Большинство профессоров,доцентов, преподавателей различных вузов Украины очень негативно отзываются оданном процессе, говоря что в наследство от Болонской системы нам досталась еехудшая составляющая — кредитно-модульная система. Именно она, по единодушномумнению украинской профессуры, привела к стремительной деградации отечественноговысшего образования, так как оценка знаний (по частям!) не оставляет у студентацельного представления о соответствующем предмете, а, следовательно, и неспособствует получению системных знаний. Долгосрочных, системных, а неотрывочных сиюминутных (сдал модуль и забыл!). Кроме того, Болонский процессобучения ориентирован лишь на получение табулированных знаний, но никак не наразвитие творческих способностей обучаемых. В нем нет места для реализации неординарныхвозможностей студента, способного мыслить креативно и генерировать собственныеидеи.
В итоге Болонский процесссущественно снизил общий уровень отечественного образования и резкостимулировал отток молодых специалистов за рубеж. А в ближайшей перспективе — полный демонтаж некогда одной из лучших мире систем вузовского образования иподготовки научных кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.