Реферат по предмету "История"


Применение методики контент-анализа при изучении воспоминаний участников гражданской войны в Казахстане

Применение методики контент-анализа при изучении
воспоминаний участников гражданской войны в Казахстане

Алимгазинов К.

Использование приемов точных наук для изучения
исторических источников уходит своими корнями в прошлое столетие. Еще русский
историк Погодин М.П. в свое время предлагал математическую логику в качестве
возможного инструмента при историческом анализе(1). В бывшем союзе в 60-ые гг.
с именами Ю.Кахка, И.Д. Ковальченко, В.А.Устинова была связана научная
деятельность по применению математических методов исследования исторических
источников(2).

Математические методы исследования в исторической
науке, и в частности при изучении мемуарных источников, стали использоваться
сравнительно недавно. Одним из первых к источникам частного происхождения
методику контент-анализа использовал Маджаров А.С.(3). На основе выявления
личностных норм мемуариста ему удалось раскрыть эволюцию взглядов автора,
установить зависимость временных характеристик на степень эмоциональных
восприятий автором событий прошлого. Весьма интересные результаты были получены
в итоге использования методов МСА в работе Джакуповой Н.В.(4). Составление
социоматриц, по которым осуществлялся подсчет собранной методом контент-анализа
социально-психологической информации, позволил проследить на всем периоде
революционной деятельности членов политических кружков, степень идейной
сплоченности и взаимопривязанности революционеров-семидесятников в процессе
революцинной борьбы.

Интерес исследователей в вопросе использования
математических приемов изучения к источникам частного происхождения не случаен.
Особенность мемуарных источников заключается в том, что в них, как ни в одном
другом виде исторического источника, содержится обстоятельное изложение
человеческой деятельности. Деятельность, как сугубо "человеческий"
способ проявления активности(5), скрывает под собой информацию
социально-психологического аспекта о самом субъекте этой деятельности. Массовый
характер, несущий в себе эта информация, отмеченный исследователями(6),
позволяет распространить результаты, полученные количественными методами, на
всю совокупность фактов и явлений жизни, создавая тем самым генеральную совокупность,
способную охарактеризовать определенные промежуток периода по изучаемым
критериям.

Использование методов многомерного статистического
анализа (МСА), в частности методики контент-анализа, позволяет выявить
компактные группы однородных объектов(объектов изучения), заданных в
многомерном пространстве признаков(в тексте исторического источника), затем
получить статистические характеристики этих групп(7). При изучении мемуарных
источников о гражданской войне в Казахстане нами был использован следующий
принцип поиска категорий и единиц анализа. Исследуемый исторический источник –
воспоминание участника – принимался нами как единое целое, имеющее в своей
основе логически обоснованную с позиции мемуариста структуру: начало, суть
рассказа и логическую концовку повествования. Такой подход позволяет исходить
из того постулата, что все значимые для данной исторической ситуации события, а
также необходимый комментарий мемуариста были изложены в той степени, которую
мемуарист счел достаточной в силу своих субъективных посылок. Этот подход
позволяет выявить идейную сущность авторского замысла, которая и является, по
сути, отправной точкой выявления объектов текста для последующего
математического анализа. Рассмотрим пример. Виноградов П.М., школьный учитель,
который с февраля 1918 года был одним из организаторов и руководителей
советской власти в Казахстане, оставил свои записки о прошлом – "Моя жизнь
в революции", написанные во второй половине 1920 года, обнаруженные нами в
архиве Президента РК(8). Воспоминания состоят из 15 глав. По вышеуказанному
принципу были выделены три составляющие части мемуаров: 1 – организация
советской власти, политическое и социально-экономическое "лицо" этой
власти, 2 – "возрожденная" (авторский стиль - А.К.) советская власть,
принятые нами в качестве объектов исследования. Для их изучения был проделан
поиск в тексте исследуемого источника возможных индикаторов исследуемых явлений
– единиц анализа – объективно заданных в тексте исторического источника слов,
словообразований, наличие которых в контексте источника характеризовало
проявление индивидуальных характеристик и свойств отдельных анализируемых
категорий исследования, их взаимообусловленность. Данная работа проводилась на
основе анализа корреляции выявленных элементов текста. Такому же принципу
изучения подвергся и остальной иследуемый мемуарный комплекс. Не вдаваясь в
подробности применения данной методики к нашим мемуарным источникам,
остановимся в рамках работы на некоторых теоретических аспектах использования
контент-аналитической методики к источникам частного происхождения.

Применительно к повествовательным источникам процедура
выявления в контексте исторического текста элементов, поддающихся
количественной интерпретации затрудняется невыраженным открытым образом
количественной меры качественного показателя. Поэтому, приступая к
использованию количественных приемов изучения нарративных исторических
источников, следует иметь ввиду, что при процессе приведения текста источника к
тому состоянию, на котором становится возможным использование математических
методов, имеет место субъективный исследовательский момент – предпочтения
исследователя при выборе единиц и категорий анализа, напрямую зависящая от
теоретических посылок и конечных целей исследовательского процесса. Философ
Борисов В.Н. справедливо заметил, что "генетическое отношение слова к
обозначаемому предмету опосредовано практической и вырастающей на ее основе
познавательной деятельностью субъекта, имеющимися у него знаниями о
предмете"(9).

Исследовательская работа с помощью контент-анализа
сводится на начальном этапе к тому, что исторический текст
"переписывается", сводится к ограниченному набору его элементов,
которые в дальнейшем и подвергаются количественной обработке – этап
формализации. Процесс формализации текста источника требует в свою очередь
разрешения вопросов выработки лексики "языка-посредника. Использование в
качестве лексики формализованного языка слов самого текста, по мнению Деопика
Д.В., позволяет избежать неоправданных обобщений и установить поле функций термина(10).
Поэтому в качестве лексики формализованного языка нами использовался язык
самого источника. Формализация текста зависит от исследовательских задач,
исходя из которых исследователь намечает категории анализа. При изучении нами
воспоминаний участников гражданской войны в Казахстане абзац был принят нами
как единица счета при поиске непроизвольно фиксированной в мемуарах информации.
Работа строилась следующим образом. Текст источника условно был разделен на две
части – "событийную" и "рассуждательную". Последняя
содержит мнения и видение фактов и событий мемуаристом, его оценки происходящим
вокруг него событиям. Нас же интересовала первая сторона –
"событийная", менее подвергнутая искажению призмой авторского
восприятия. Для выявления этой стороны в тексте воспоминаний, в данном случае
внутри абзаца, предложения его записывались в виде простых предложений, с
последующим выяснением их основ, так как именно основы предложений способны
преподнести имеющуюся информацию в конкретизированном виде при его однозначной
трактовке. Так, к примеру, предложение "Мы выслали вперед гонца, чтобы
заранее предупредить о своем приезде жителей аулов, расположенных на берегу
двух живописных озер: Ащи-Коля и Каска-Ат" (С.Сейфуллин. "Тернистый
путь", стр.64), записывалось следующим образом: "Мы выслали
гонца", где смысловыми категориями выступают "мы" и
"гонец". Или покажем это напримере другого мемуариста, о котором мы
упоминали выше. В предложениях - "В Талгар, конечно, был послан карательный
отряд. Причем пьяные старатели забыли, что у этого отряда в тылу остается
неразоруженный 1-ый казачий полк, недоброжелательно настроенный по отношению к
Советам" после формализации были выявлены смысловые единицы –
"карательный отряд", "советы", "пьяные старатели",
"1-ый казачий полк". Далее, между обнаруженными единицами анализа
устанавливалась зависимость, степень которой и является предметом изучения с
последующим этапом интерпретации.

Такой подход к процессу первоначального сбора
информации для количественного анализа позволил избежать в некоторой степени
проблему выбора статистических критериев. Выбор категорий анализа и последующий
поиск их в контексте источника был заменен нами извлечением первых из текста
воспоминаний, как видно из показанных выше примеров. Таким образом, даный путь
позволил следовать в процессе исследования логической цепочке повествования,
придерживающейся мемуаристом и выявить контекстную взаимосвязанность единиц
анализа. Выделение перечня признаков для описания сопровождалось их
количественной характеристикой на временном и пространственном массиве
источника, который и обуславливал выбор одних критериев и отброс других для
последующего источниковедческого анализа. Получение пространственно-временных
характеристик для каждой единицы наблюдения сопровождалось занесением их в
матрицу интеркорреляции, представляющую собой таблицу совместной втречаемости
смысловых категорий. Такая таблица позволяла проследить взаимосвязанность
анализируемых единиц анализа на протяжении всего текста источника. Степень
парной зависимости единиц изначимость этой связи в контексте воспоминаний
выявлялись с использованием специальных математических формул, результаты
которых были основой для последующих логических обобщений. Вопрос об
объективности научного поиска с помощью техники контент-анализа получает разные
оценки в исследованиях ученых(11).

Однако, как отмечает Бородкин Л.И., безусловным
достоинством контент-анализа является воспроизводимость результатов
исследования(12). Всякое исследование, основаное на методике контент-анализа
может быть повторено и результаты его могут быть проверены, что говорит о
научной основе исследовательского процесса.
Список литературы

1. См.: Коялович М.О. История русского самосознания. –
Минск, изд.4-ое, Лучи Софии, 1997. –С.504.

2. Ковальченко И.Д. О применении математических
методов при анализе историко-статистических данных. // История СССР. – 1964. -
№1., Ковальченко И.Д., Устинов В.А. О применениии ЭВМ для обработки
историко-статистических данных. // Вопросы истории. – 1964. - №5., Кахк Ю.Ю.
Применение ЭВМ в исследованиях историков Эстонской ССР. // История СССР. –
1964. - №1., Устинов В.А. Применение вычислительных машин в исторической науке.
– М.,1964.

3. Маджаров А.С. К вопросу о применении
контент-анализа к источникам личного происхождения. // Источниковедение и
историография истории Восточной Сибири. – Иркутск,1982.–С.27-33.

4. ДжакуповаН.В.Мемуары народников как источник для
изучения социальной психологии революционеров-70-в.Автореф...к.и.н.–М.,1986.

5. ДридзеТ.М.Язык и социальная психология.М.,1985. –
С.24.

6. Минц С.С. О возможном подходе к изучению
социального сознания в историко-культурных исследованиях (к постановке
проблемы). // Математические методы и ЭВМ в историко-типологических
исследованиях. – М., Наука, 1989. – С.212.

7. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в
исторических исследованиях. – М., МГУ, 1986. – С.11.

8. Архив Президента РК. – Ф.811. – Оп. 4. – Д. 32. –
ЛЛ.1-66.

9. Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные
пути их исследования.–Новосибирск,Наука,Сибирское Отделение, 1967.–С.109.

10. Деопик Д.В. Некоторые принципы построения
формализованных языков для исследования исторических источников. //
Количественные методы в гуманитарных науках. – М., МГУ, 1981. – С.9.

11. См: Соковкин В.М. Об объективности исследования в
контент-анализе. // Методологические и методические проблемы контент-анализа. –
Вып.1. – М.-Л., 1973.

12. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в
исторических исследованиях... – С.140.

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.unesco.kz/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.