Введение В нашем стремительно развивающемся мире большое значение имеют технологии. Постоянное развитие науки и техники порождают новейшие технологии, каждая из которых может стать потенциальным товаром на рынке, в том числе мировом. Миграция тезнологий, их передача и использование представляет собой один из вашнейших аспектов функционирования всей современной экономики. Поэтому так важно рассмотреть её. В период кризиса, экономика сильно изменилась.
Темпы производства спали, множество фирм закрылось, именно поэтому особо важно посмотреть, как один важный фактор (кризис) влияет на другой (технологии) на мировом пространстве. Возможно, что именно развитие науки, появление новых технологий-товаров позволят выйти из кризиса. В данной работе я рассмотрю три основных аспекта рынка технологий: 1.Его основные функции, принципы действия на мировом пространстве 2.Участие в нем
России, как одной из важнейших участниц в процессе создания и продажи технологий 3.Рынок технологических услуг в период кризиса и его влияние на положение России в этой отрасли. ГЛАВА 1. Рынок технологий как отрасль мировой экономики 1. Общие принципы отрасли В практике международных экономических отношений понятие «технология» используется весьма широко, но в каждом конкретном случае содержание его различно.
Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.). Субъектами мирового рынка технологий являются: государства университеты фирмы бесприбыльные организации фонды физические лица - ученые и специалисты. Важно четко осознавать, что технология становится товаром,
то есть продуктом, который может быть продан лишь в определенных условиях. Достаточно сказать, что даже запатентованные новшества используются во всем мире едва ли на 3-5%. А в процессе прохождения голой идеи на пути своего превращения в товар отсев еще больше. Из каждых ста идей разрабатывается не больше одной. Из каждых ста новых товаров, в которых воплощены новые идеи, рынок отвергает свыше 90%.
Итак, технология приближается к тому, чтобы стать товаром на определенной стадии движения «идея - рынок», а именно тогда, когда осознана реальная возможность коммерциализации идеи, проведена экспертиза, проведен отсев, определены возможные сферы использования. Но даже в этом случае товар-технология должен иметь товарный вид, то есть удовлетворять стандартным требованиям к товару. В таком виде технология-товар может иметь вид патентов, производственного опыта, «ноу-хау», опытных
или промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологии в узком понимании как способов производства, технологических (в том числе химических, биотехнологических и др.) процессов. Приобретая товарный вид, технология становится товаром и может быть предметом передачи технологии. Бытующее в России понятие «внедрение» неприменимо к рыночным условиям технологического обмена, ибо технология может быть товаром и без «внедрения». Например, патент, опытный или промышленный образец
вполне могут иметь спрос и продаваться. Поэтому более приемлемо для процесса коммерческого использования продуктов интеллектуального труда применять термины «передача технологии» или «технологический обмен». В практике договоров технологического обмена почти невозможно бывает выделить объект технологического обмена в предельно чистом виде. Например, поставки какого-либо оборудования всегда сопровождаются передачей пакетов сопроводительной документации, иногда лицензий.
Само оборудование может быть уже знакомым, и только отдельный узел или компонент - принципиально новым, что радикально меняет технические характеристики всего оборудования. Кроме того, фирма-поставщик производит установку, наладку, пуск оборудования, обучение персонала, передавая свое «ноу-хау». Иначе говоря, передача технологии имеет место тогда, когда приобретающая сторона рассматривает ее как новую, позволяющую улучшить свою конкурентоспособность и увеличить в перспективе прибыль.
Существует мнение, что основным каналом передачи технологии является лицензионный обмен. В действительности, как уже упоминалось, это только часть, наиболее видимая со стороны. Именно поэтому все высокотехнологичные фирмы промышленно развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые в настоящее время приобрели характер технологической стратегии. Все более активную роль в сфере передачи технологии играют государства и правительства.
Действительно, так называемый технологический разрыв, который существует между США и Западной Европой, Западной Европой и Японией, промышленно развитыми и развивающимися странами, в том числе НИС и наименее развитыми, а также Россией и другими бывшими социалистическими странами, может быть выгодно использован (и используется промышленно развитыми странами) как в коммерческих, так и в политических целях. Технология-товар проходит определенный жизненный цикл.
1.На дорыночной фазе технология еще не является товаром, а лишь потенциально может стать товаром, но может им и не стать. К моменту своего выхода на рынок расходы на создание технологии быстро увеличиваются и данная стадия - выход на рынок - является критической. Если рынок отвергает новый продукт (процесс), то все затраты становятся бросовыми и лишь отягощают общий перечень издержек и накладных расходов. Собственниками созданных технологий выступают либо их
создатели, либо те государственные и негосударственные организации которые финансируют их деятельность. При этом значительные затраты на НИОКР оказываются под силу прежде всего крупным фирмам, особенно ТНК. Большие средства расходуются на внедрение и распространение новых технологий, создание на их базе новых товаров. Поэтому проявляются тенденции монополизации или олигополизации новых технологи на определенный период. 2.В случае успешного внедрения на рынок спрос на технологию быстро возрастает, достигает некоего
максимума и затем начинает снижаться. Соответственно изменяются и ценовые параметры, а значит, прибыль. В период рыночной жизни технологии быстро растут предложение, конкуренция и спрос. Появляется большое количество имитаторов, предлагающих аналогичный товар, но с другой торговой маркой. Оградить интересы человека и фирмы-производителя, их приоритет призваны патент, право интеллектуальной и промышленной собственности, охраняемые законодательством всех цивилизованных государств.
Для надежной защиты своих прав на технологию любой ее создатель стремится запатентовать ее в основных странах - потенциальных конкурентах. На практике ведущие фирмы - производители новой технологии одновременно патентуют свои новинки примерно в 25 возможных странах-конкурентах, то есть в основных промышленно развитых государствах. Правовые системы различных стран предусматривают различные сроки охраны прав собственности на технологию - примерно от 10 до 20 лет, в среднем 15.
Этого срока оказывается более чем достаточно для прохождения «жизненного цикла». Более того, в современных условиях происходит быстрое сжатие сроков и разработки, и рыночной жизни технологий. Поэтому все без исключения собственники технологии заинтересованы в максимально быстрой ее коммерциализации. Те из них, кто способен собственными силами производить и продавать технологию в материализованном виде - технику, инструменты, узлы, комплексные технологические объекты используют
следующую стратегию. а) На первом этапе жизненного цикла предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая способна обеспечить покупателю новое качество при использовании данного товара. б) На втором этапе технологический обмен сопровождается (или осуществляется в виде) прямыми инвестициями, что открывает для продавца новые горизонты - новые рынки, дает экономию на оплате труда, транспортных издержках и других услугах и товарах, позволяет увеличить
массу прибыли. в) На третьем этапе предпочтение традиционно отдавалось продаже «голых» лицензий, то есть уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную («ноу-хау») технологию, ее использование. В массовом сознании именно этот этап часто ассоциируется с технологическим обменом, но, как мы видим, это не так. Все сказанное выше относится к технологической стратегии крупных корпораций Запада в отношении к другим независимым фирмам и странам.
В свою очередь, крупные ТНК придерживаются иной стратегии во внутрифирменных отношениях. Многие из них - многозаводские, имеющие юридически независимые, но соподчиненные с материнской компанией дочерние компании, филиалы и отделения. Технологический обмен между ними осуществляется принципиально иначе, чем между полностью независимыми контрагентами. Практически бывает очень трудно выделить реальные технологические потоки внутри
ТНК, которые идут в разных направлениях и стоимостными показателями не всегда улавливаются. Не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который активно используется ими для проникновения на новые рынки и учреждения собственных фирм. Одним из наиболее показательных примеров является деятельность европейского отделения IBM - мирового лидера в производстве компьютерной технологии.
Практика показала, что деятельность многочисленных предприятий IBM в Европе привела к отставанию технологического уровня Европы от США. Иначе говоря, технологический обмен ТНК является внутрикорпоративным трансфертом, но не технологическим обменом в общепринятом понимании. Он приводит к сохранению и упрочению технологического лидерства и разрыва, а в ряде случаев и к обратному
оттоку технологии через учреждаемые в других странах исследовательские подразделения. Однако это не означает, что создание новых технологий и их активное внедрение возможно только в рамках ТНК. Гораздо более перспективным источником технологии могут быть поэтому более, мелкие фирмы, у которых недостает собственных средств для доведения технологии до рыночной стадии. В зарубежной практике все более важным источником технологий становятся небольшие компании венчурного
типа, технопарки, которые притягивают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Основной притягательной чертой в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу - в момент ее появления. Для России привлечение иностранного капитала в новые небольшие компании и технопарки - наиболее вероятный путь развития международного технологического обмена. Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического
развития, позволяет осуществлять международный технологический обмен по «многоступенчатому» сценарию. Так называемая высокая технология обращается преимущественно между промышленно развитыми странами. Средняя и низкая технологии не имеют той ценности для промышленно развитых стран, что высокая технология, то есть не могут быть для них товаром. Но для рынков НИС они могут быть «новой технологией». В последние десятилетия рынок
НИС активно участвует в технологическом обмене с промышленно развитыми странами. Поэтому промышленно развитые страны получают возможность растянуть во времени и в пространстве «жизненный цикл» технологии, увеличивая и получаемую прибыль. Принципиальная особенность такого обмена - приобретение лицензий фирмами развивающихся стран у промышленно развитых стран и перенос относительно простых стадий производства корпораций промышленно развитых стран
в собственные филиалы и отделения, расположенные в НИС. Как видно, и в первом, и во втором случае передача технологии осуществляется либо на заключительных стадиях «жизненного цикла», либо не приобретает товарной формы и осуществляется в виде внутрифирменного трансферта. 1.2. Россия на мировом рынке технологий В настоящее время в большинстве стран мира коммерциализация научных достижений стимулирует фундаментальные
исследования, тем самым, повышал коммерческую привлекательность прикладной науки. Россия также вы ходит на этот путь, однако, коммерциализация российских и, в первую очередь, советских изобретений осложняется недостатком квалифицированных специалистов в области международного патентования, разрывом между исследовательскими институтами, производственными и торговыми предприятиями. Необходимость интеграционного усилия российских производителей высокотехнологичной продукции по представлению
своих интересов на мировом рынке сейчас ощущается практически всеми организациями, так или иначе причастными к судьбе российской науки. Без вложения средств от продажи существующих конкурентоспособных российских технологий в теоретические исследования невозможно долго продержаться на мировом рынке - рано или поздно запас советских разработок закончится и устареет. Устойчивая тенденция роста доли наукоемких товаров в мировом производстве обусловлена высокой доходностью и возможностью монополизации мирового рынка отдельного
вида нового товара и технологии производителем первым на него вступившим. Опережающий рост международной торговли высокотехнологичной и наукоемкой продукцией и сокращение удельного веса сырья в мировом экспорте уже привели к значительному снижению роли транспорта при осуществлении международных коммерческих операций. В 1999 году Россией было заключено 621 соглашение по технологиям экспортного характера и 334 соглашения по импорту.
При этом в российском экспорте большую часть составили научные исследования, а в импорте промышленные технологи уже используемые в мировом производстве. Данное положение вызвано отсутствием средств у российских разработчиков на доведение своих новых технологий до коммерческого использования результатов раз работок. В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества
рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Россия пока еще не в состоянии преодолеть порога сырьевого фактора снижения себестоимости, и это особо трагично притом, что образование в мире стало одной из наиболее прибыльных отраслей экономики. Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт
НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти. Таким образом, чисто экономический вопрос переходит в плоскость философии и политологии. Нет причин отрицать то, что использование торговли технологиями как механизма влияния на скорость мирового
интеграционного процесса со стороны национальных государств и ТНК широко используется в политических целях. В тоже время мировая экономическая интеграция есть объективный исторический самоопределяющийся процесс, происходящий из невозможности сокрытия информации национальными государствами вследствие ее многократного роста. Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по
сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе. Тесная связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных товаров, составила около 1% в 1999 году. И эта тенденция сохраняется и в наше время. Так, в 1ом квартале 2009 года 1 экспорт России в области машин, оборудования и транспортных средств
(отрасли, являющиеся наиболее высокотехнологичными) составляет всего 2762 млн. долларов, что составляет всего 4,3% от общего экспорта. Данные же по США по цифрам высокотехнологических товаров всего за март 2009 2 составила 20.7 миллиардов долларов США. Необходимость в полномасштабной государственной поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно исследовательскому процессу.
По данным Росстата за 2007 год 3 инвестиции на научные исследования составили всего полпроцента от общей суммы инвестиций. Даже при беглом взгляде на проблемы российского участия в международном технологическом обмене становится ясным, что для достойного участия России на мировом рынке технологий необходим, в первую очередь много кратный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; финансирование изобретательского и рационализаторского движений
на предприятиях; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; ясное законодательство в области ВЭД; нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область и, не побоюсь повториться, деньги, деньги и еще раз деньги, поскольку без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие
России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. ГЛАВА 2. Мировой технологический рынок в условии кризиса. 2.1. Влияние кризиса на мировой технологический рынок Мировой финансовый кризис так же серьезно повлиял и на рынок технологий. В частности, на рынке информационных технологий (ИТ) аналитик
TDWI, Филип Рассом (Philip Russom)4, выделяет сегодня ряд факторов, которые, вероятнее всего, будут наиболее характерны для рынка в ближайший период. Большинство прогнозов основано на опыте предыдущих экономических неурядиц. Эффект второго плана. В начале 2000-х, в связи с некоторым спадом в экономике, компании сокращали свои расходы на новые IT-приложения и платформы, а также отодвигали все IT-затраты на второй план. Этим тенденциям в том числе следовали и японские фирмы.
Однако, несмотря на падение продаж, компании вроде Adobe и Intel продолжали вкладывать достаточно большие суммы в исследования в 2001-2003 года (что в итоге привело к хорошим продажам в 2004 году). 5 В период текущего же кризиса тенденция прямо противоположная — японские предприятия продолжают вкладываться в исследования, тогда как их западные конкуренты заняли выжидающую политику. Произошло некоторое сужение рынка.
Замораживание проектов привело к задержке приобретения и развертывания необходимых IT-систем. Поэтому когда организации справились со спадом — расходы на IT резко пошли вверх, спрос оказался огромным. В результате отрасль программного обеспечения начала стремительно развиваться. Возможно, что в 2009 году IT-затраты вновь уйдут на второй план, чтобы компенсироваться в 2010 — 2011, когда активность покупателей
вновь повысится. С другой стороны история показала эффективность прямо противоположной стратегии. Консолидация систем возвращается. Если IT-компании не смогут работать над новыми приложениями, то что же они будут делать? Вероятнее всего будут консолидировать те, что уже имеются в наличии. Именно так и было в 2001-2003 году. В тот период это имело смысл, так как многие фирмы увлеклись покупками и обзавелись множеством лишних приложений для CRM,
ERP, и их нужно было объединять. Во множество случаев компаниям до сих пор приходится разгребать ту неразбериху, которая возникла в 90-е годы. Сегодня организации, владеющие крупными центрами обработки данных кинулись внедрять различные обновления, сокращающие количество серверов и объем запоминающих устройств, в попытке снизить затраты на оборудование, электроэнергию и аренду помещений. Специалисты TDWI предполагают, что в ближайшее время возобновится
IT-централизация. В истории развития информационных технологий наблюдается своего рода эффект маятника. В 90-е годы маятник качнулся влево, многие компании распределили различные IT-функции по бизнес-подразделениям и департаментам. Затем, в начале 2000-х, большое число организаций вынуждены были сокращать расходы в ухудшившихся условиях и добиваться централизации IT — маятник качнулся вправо.
Прошли годы, и вновь маятник движется влево, может быть не со столь большой амплитудой, что в 90-е. Сегодня рано говорить о чем либо с полной уверенностью, однако такая тенденция весьма возможна. Управление качеством будет весьма популярно. Консолидация систем поставила во главу угла необходимость использования более развитых инструментов интеграции данных и синхронизации. Стремление к «чистоте» данных привело к появлению современных инструментов повышения качества и управления
нормативно-справочной информации. Фактически многие компании признают, что большая часть их IT-расходов приходится сегодня на интеграцию и качество, а не на разработку новых приложений. Открытый код не утеряет популярности. Рынок программных продуктов в большой мере открыт поставщиками, предлагающими business intelligence, интеграцию данных, СУБД и ряд других продуктов с открытым кодом. В условиях жесткой экономии их стоимость весьма привлекательна.
А вот бюджет на все IT-разработки сокращается. Эксперты TDWI считают, что 2009-2010 годы станут периодом более широкого распространения продуктов с открытым кодом. Аналитические приложения и аналитические базы на подъеме. Этот сегмент рынка получил особое развитие в последние 2-3 года, так как компании все больше и больше вынуждены контролировать стремительные изменения в бизнесе, а также выискивать способы эффективного
реагирования на них. Чаще всего эти задачи лучше всего решаются на аналитических базах, где собраны терабайты исходных данных. Бизнес-аналитики выполняют нерегламентируемые запросы (или исследуют данные с помощью прогнозной аналитики), чтобы определить, каким образом эти сущности изменились, и как на эти перемены надо реагировать. Особенно интересен пример использования технологий в банковской сфере. Т.к. в период кризиса (который стоит напомнить был изначально финансовым, т.е.
Напрямую связанным с банковской деятельностью) именно банковские и финансовые организации пострадали больше всего, соответствующие отрасли технологий так же отказались под серьезной угрозой (по причине всеобщего уменьшения расходов на ИТ, особенно в наиболее пострадавших отраслях). В связи с этим произошло резкое снижение финансирования технологичных подразделений этих организаций. Однако это не единственная тенденция: множество компаний решили пойти по пути аутсорсинга этих структур,
что опять таки влечет за собой определенные риски: ведь передав другой компании все свои ИТ ресурсы, одновременно завися от результаты их работы (что достаточно логично для банков) эти компании становятся полностью зависимыми от компаний, которым они продали свои подразделения. С другой стороны, рынок полупроводниковых высокотехнологичных товаров подвергся сильному спаду. Так, например компания nVidia получила убытки за первый квартал 2009 года в 201,3 млн. долларов (рассчитано
по методу GAAP), 6 а компания SonyEricsson понесла убытки в размере 293 миллионов евро против чистой прибыли в 133 миллиона евро в первом квартале прошлого года 7. В свою очередь аналитики компании iSupply (производитель микропроцессоров) предполагают, что рост рынка процессоров составит всего лишь 0,4% в отличие от запланированных 2,7. По их же мнению, кризис наиболее затронет рынок электроники.
Правительства европейских стран после рецессии начали активное финансирование базовых технологий, главным образом связанных с альтернативными источниками энергии, надеясь в свою очередь на энергетическую революцию. Уменьшив затраты на нефть, газ и остальные невозобновимые ресурсы, эти новые технологии могут теоретически сильно помочь экономике выбраться из экономического кризиса. Однако, как показала встреча министров энергетики «Группы восьми» 24-25 мая 2009 года в
Риме8, был обнаружен резчайший спад в инвестировании исследований в области энергетических технологий. 2.2. Россия на рынке технологий в период кризиса Российский IT-рынок, несмотря на мировой экономический кризис, будет оставаться крупнейшим рынком в Восточной Европе и не сильно пострадает от мировых финансовых проблем. В 2009 году из-за финансового кризиса рост расходов на
IT-решения и продукты во всем мире замедлится, но этот рост все-таки будет. По прогнозу исследовательской компании IDC, в мире в 2009 году на высокие технологии будет потрачено на 2,6% больше, чем в 2008−м. Хотя до кризиса общемировой прирост расходов на IT в 2009 году ожидался на уровне 5,9%. А что же Россия? Здесь, по прогнозам аналитиков, темпы развития IT-рынка в 2009 г. будут составлять приблизительно 5–9%.
Такие показатели выглядят довольно скромными, если учесть, что в последние годы российский рынок IT был одним из самых динамично развивающихся в мире и ежегодно увеличивался на 18–20%. По данным аналитической компании J’son & Partners, отдельные сегменты рынка могут показать отрицательную динамику. Какие компании больше всего сократят расходы на IT? «На сегодняшний день максимально экономить на IT-продуктах и решениях придется тем секторам экономики,
которые пострадали от финансового кризиса больше остальных. Это, например, банковская и страховая сфера. Реструктуризация, к которой прибегнут большинство компаний из этих сегментов в случае сохранения негативного тренда, может повлечь за собой сокращение числа филиалов, что неизбежно приведет к уменьшению IT-бюджетов. Промышленные и добывающие предприятия, строительные компании также в ближайшее время будут испытывать трудности и, вероятно, станут ужимать
IT-бюджеты. А меньше других, на мой взгляд, в плане сокращения расходов на IT пострадает сегмент товаров повседневного спроса – FMCG» (С. Ермилов, аналитик, J’son & Partners). «По мнению IDC, можно ожидать заметных сокращений IT-бюджетов предприятий добывающих отраслей, таких как добыча и транспортировка нефти и газа, и процессного производства: черная и цветная металлургия, автомобилестроение,
производство стройматериалов и строительство. Однако многие из них уже имеют довольно развитую IT-инфраструктуру и не смогут полностью отказаться от расходов на ее поддержание. В наименьшей же степени кризис затронет бюджеты предприятий и организаций, где IT стали средствами производства, например в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, логистика» (Т. Фарукшин, менеджер, IDC). «Сокращение IT-бюджетов прежде всего затронуло средний бизнес.
Кроме того, по нашим наблюдениям, старые долгосрочные контракты не корректировались, тогда как заключение многих новых, уже согласованных, было перенесено. Сейчас потребители IT-услуг наблюдают за развитием ситуации в экономике, не рискуя планировать существенные долгосрочные вложения» (Т. Менькова, аналитик, Финам). В первую очередь, компании в наступающем году будут сокращать издержки на информационные технологии за счет отказа от покупки «железа» - аппаратных средств, считают
участники рынка. Во многих фирмах не только в России, но и во всем мире сейчас заморожен план обновления персональных компьютеров, что уже сказывается на производителях: бьют тревогу и начинают снижать цены на свою продукцию, например, такие международные производители комплектующих для ПК, как ASUSteK Computer (ASUS), Gigabyte Technology, MicroStar International (MSI). В России, по пессимистическим прогнозам, продажи ноутбуков в следующем
году могут упасть на 5% (до 3,6 млн штук). Представители компании Acer, крупнейшего поставщика ноутбуков в Россию, констатируют, что в настоящее время продажи портативных компьютеров упали на 5–10%. «Последствия кризиса в полной мере проявятся не ранее середины 2009 года. Сейчас развитие в отрасли во многом происходит по инерции, поскольку не завершены работы по ранее заключенным контрактам. Больше всего пострадают услуги, связанные со стартом новых проектов: и консалтинг, и внедрение,
и обучение. Между тем спрос на услуги по эксплуатации уже существующих систем – их технической поддержке и сопровождению – будет по-прежнему высоким. Для предприятий главной задачей станет обеспечение функционирования существующих систем и максимально полезное использование сложившейся IT-инфраструктуры» (Н. Зезюлинский, директор по развитию бизнеса, ФОРС – Центр разработки). Какие услуги станут самыми востребованными? «Очень вероятно, что востребованы
будут интеграционные проекты – ведь они, по сути, позволяют более эффективно использовать уже внедренные функциональные системы» (Н. Зезюлинский, директор по развитию бизнеса, «ФОРС – Центр разработки»). «Мы видим повышенный спрос на аутсорсинг тех IT-сервисов, в которых задействуются собственные высококачественные инфраструктурные ресурсы аутсорсинговой компании. На наш взгляд, в ближайшем будущем в России станет широко применяться распространенная на
Западе практика передачи на обслуживание и баланс аутсорсеров клиентских IT-комплексов в совокупности с администрированием» (С. Лысаков, генеральный директор, Stack Group). «Рынку необходимы функциональные решения, простые в установке и внедрении, позволяющие быстро получать прибыль. Кроме того, будут пользоваться спросом системы локализации контента и оптимизации трафика. Не исключено, что значительно увеличится в ближайшее время спрос на
услуги аутсорсинга, как IT-решений, так и персонала, особенно учитывая массовые сокращения сотрудников, происходящие сейчас повсеместно» (С. Варюхин, вице-президент регионального отделения по странам СНГ, «Huawei Technologies»). «Позитивный аспект развития IT-рынка в кризисной ситуации может проявить себя в стратегической перспективе. Я очень надеюсь, что кризис поможет отечественному бизнесу оценить истинную роль
IT в управлении предприятием. Как это случилось в 1998 году, когда кризис породил волну спроса на ERP-системы. Хочется верить, что сегодняшняя ситуация спровоцирует такой же интерес, но уже к другим, более сложным, производственным решениям. Так, по нашим наблюдениям, уже сейчас востребовано в первую очередь все, что связано с управлением финансовыми потоками, с прозрачностью и четким контролем над ними. Больше внимания уделяется управлению рисками.
Актуальны решения по оптимизации производственных планов, управлению затратами на персонал и взаимоотношениями с поставщиками. Востребованы услуги в сфере IT-аудита, то есть выявления потенциала информационных систем и возможностей их эффективного применения» (А. Ананьин, президент, IBS). «По опыту прошлых кризисов, например в России в 1998 году или в Казахстане в 2007−м, в реальном секторе экономики значимость систем управления предприятием
в кризисных условиях только возрастает» (А. Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ, 1С). «Мы наблюдаем со стороны наших заказчиков повышение спроса на так называемые системы Business Intelligence, которые сами по запросу быстро анализируют нужный вид данных о компании. В условиях кризиса получение быстрых аналитических результатов о деятельности компании — очень важная задача. Кто и сколько нам должен? Какие расходы являются наиболее критичными?
Где можно изыскать дополнительные ресурсы? Получить оперативный ответ на эти вопросы в условиях нестабильности позволяют как раз системы Business Intelligence, которые можно очень быстро внедрить на предприятии любого профиля» (Й. Марьянович, генеральный директор, SAP СНГ). «Мы отмечаем довольно большой спрос на аналитические приложения, которые позволяют тем же банкам контролировать свой бюджет, оптимизировать затраты, а также следить за ликвидностью.
Аналитические системы дают возможность более эффективно использовать ресурсы, которых сейчас на рынке явно недостаточно» (Ю. Отрашевский, генеральный директор, R-Style Softlab). «Уже сегодня мы видим большой практический интерес к активному использованию в информационных системах наших крупнейших заказчиков свободного программного обеспечения – так называемого программного обеспечения с открытым кодом. Многие клиенты приступают к тестированию и эксплуатации программного обеспечения
в арендной модели Software as a Service – у нас есть услуга по аренде CRM- и HRM-системы. Так что, на мой взгляд, текущий кризис только ускорит выход этих бизнес-моделей на широкий рынок» (Т. Яппаров, генеральный директор, «АйТи»). Предполагается, что более, чем 40% всех доходов IT-сферы к 2012 году придется на компании малого и среднего бизнеса. Наибольшим спросом будут пользоваться защита информации и консалтинг.
9 Однако несмотря на это, кризис смешал все планы в области беспроводных услуг связи. Настоящее и будущее беспроводных технологий обсуждали 12 марта на круглом столе CNews. Игроки рынка и эксперты попытались оценить влияние мирового финансового кризиса на рынок беспроводного доступа (БД). По словам Виталия Солонина, аналитика CNews Analytics, фиксированному WiMAX суждено остаться "нишевым" сегментом, а
Wi-Fi будет постепенно терять долю на рынке. Основным драйвером роста станут сети 3G – UMTS/HSPA, и далее – LTE. Мобильный WiMAX составит конкуренцию 3G, но его доля все равно будет незначительна. Услуги мобильного WiMAX в России сейчас пытаются оказывать три оператора. "Скартел" первым объявил прошлой осенью о вводе в тестовую эксплуатацию двух сетей мобильного WiMAX – в Москве и Санкт-Петербурге. На первенство по запуску в коммерческую эксплуатацию мобильного
WiMAX претендуют компании "Синтерра" и "Системы электросвязи". А в "Комстаре", как рассказал CNews Дмитрий Коровин, руководитель проекта "Комстар-ОТС", тестовая эксплуатация мобильного WiMAX началась буквально в последние две недели. "Мы начали продавать модемы и оказывать услуги нашим тестерам говорит
Дмитрий Коровин Сейчас мы предлагаем так называемый "внешний" мобильный WiMAX–доступ. Он осуществляется с помощью внешних устройств, в данном случае – USB-донглов, которые вставляются в ноутбук или стационарный ПК". По словам Коровина, в ближайшем будущем ожидается появление "внутренних" WiMAX–решений – модемов, встроенных в ноутбуки и коммуникаторы.
Что же касается перспектив строительства оптоволоконных сетей, то, как отметил Виталий Солонин, опрошенные CNews Analytics топ-менеджеры российских сотовых операторов признаются, что будут инвестировать только в краткосрочные (до 3-х лет) проекты. "Вымпелком", например, замораживает строительство сетей третьего поколения в новых городах. Из-за кризиса под вопросом оказались интересные венчурные проекты, возможна также стагнация вопросов
по расчистке радиоэлектронного спектра. Михаил Косинов, руководитель проекта "Инфокоммуникационного союза", подчеркивает, что кризис усугубляет все проблемы развития данной отрасли. "В течение ближайших 4-5 лет на услуги WiMAX будут подписаны не более 5% всех пользователей широкополосного беспроводного доступа (ШБД) в мире, а в России - не более 2% говорит он А еще год назад ожидалось, что
WiMAX займет 5-10% рынка ШБД". Текущая же ситуация такова, что основные полосы частот уже поделены, но сети еще не построены, отмечает Косинов. При этом коммерческие перспективы и регуляторные возможности построения мобильных сетей ШБД пока не определены. 10 С другой стороны, объем продаж ПО по информационной безопасности (ИБ) в России в 2008 году увеличился на 46,7%, до 211 млн долл подсчитали аналитики
IDC. Кризис затормозит, но не остановит рост сегмента, считают в IDC. Мнения аналитиков и участников рынка расходятся в прогнозах на 2009 год: одни уверены, что рост составит не более 5-7%, другие согласны с данными IDC - рост составит около 16%. В структуре российского рынка информационной безопасности (ИБ) около 60% заняли пять компаний: "Лаборатория Касперского", Eset, Check Point и
Symantec, Microsoft. По мнению аналитиков IDC, кризис незначительно повлиял на показатели роста рынка: продажи ПО для обеспечения информационной безопасности снизились почти на 30%, однако даже при таком сокращении сегмент увеличил прошлогодние показатели на 21%. При этом наибольшая активность отмечена в сегменте домашних пользователей, который по объемам закупок опередил государственные структуры, банковские и телекоммуникационные компании.
Также у компаний помимо традиционных средств безопасности IT - антивирусов, сетевых экранов, защиты от спама - начало пользоваться популярностью ПО для управления идентификацией, доступом и средствами IT-безопасности. По мнению аналитика IDC по рынку программного обеспечения Петра Городецкого, компании, несмотря на кризис, продолжат внедрения систем информационной безопасности.
По его словам, на то есть две причины: "Поскольку цена утечки корпоративной и частной информации в последнее время значительно возросла, компании продолжат активно внедрять решения информационной безопасности. Особую роль будет играть и обеспечение соответствия нормативам - к началу 2010 года компании должны привести информационные системы персональных данных в соответствие с положениями федерального закона о персональных данных" говорит г-н Городецкий.
Директор по маркетингу Eset Анна Александрова связывает рост рынка с изменением его структуры: "Ощутимо выросла розница, составив половину от всех продаж антивирусного ПО в России" говорит она. В целом же аналитики IDC позитивно смотрят на дальнейшее развитие российского рынка ИБ. По их прогнозам, в последующие пять лет ежегодный рост рынка программных систем обеспечения информационной
безопасности составит в среднем 16%. По мнению руководителя отдела стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского" в регионе EEMEA Олега Гудилина, IDC приводит адекватный рынку прогноз. Г-жа Александрова уверена, что в 2009 году следует ожидать укрепления лидеров рынка ИБ. "Рынок ИБ оказался достаточно устойчив в кризисный период и демонстрирует положительную динамику,
в отличие от других сегментов IT-рынка, переживающих стагнацию или спад" говорит эксперт. По словам г-жи Александровой, рынок ожидают коренные изменения в сегменте розничных продаж: продукция мелких вендоров, не переживших кризис, будет исчезать с прилавков, в то время как продукты основных производителей систем ИБ продолжат рост. С экспертами рынка не согласен аналитик iKS-consulting Антон Ворыхалов. Он уверен, что кризис имел более сильное влияние на рынок
ИБ и по итогам 2009 года рост составит не более 5-7%. "Я думаю, что вендорам будет очень тяжело достичь заявленных IDC 16% роста, это слишком оптимистичный прогноз" говорит г-н Ворыхалов. Заключение Как мы видим, рынок технологий крайне неоднозначен. Дело в том, что рынок технологий охватывает собой практически все остальные рынки — для почти каждого
вида товара требуется какая то технология производства. Однако можно выделить основные тенденции: Рынок полупроводников и электроники, а так же рынки, связанные с банковскими сферами находятся под наибольшим ударом Рынки ИТ технологий переживают спад, но не такой глубокий, как другие отрасли (в России рынок информационной безопасности даже наоборот повышается)
Государственные инвестиции на базовые исследования так же были резко сокращены (что очень хорошо видно на примере исследования первичной современной проблемы — альтернативной энергетики. Спад инвестиций в этой отрасли составил более 30%) Компании активно проводят политику аутсорсинга в отношении своих департаментов, занимающихся исследованиями и информационными технологиями Резко возрос спрос на аналитические технологии (что логично в условиях
кризиса) В любом случае, рынок технологий может помочь мировой экономике выйти из кризиса, создав новую продукцию, привлекая к себе инвестиции и повышая спрос. Список использованной литературы 1.The Impact of the Financial and Economic Crisis on Global Energy Investment , IEA Background paper for the G8 Energy Ministers’
Meeting 24-25 May 2009 , Rome 2.Доклад PriceWaterhouseCoopers для ежегодного мирового экономического форума 2009 в Давосе. 3.Сборник материалов TDWI по Business Intelligence. Выпуск 6 ( TDWI’s Best of Business Intelligence, Vol. 6), Экономика и BI. Две перспективы (The Economy and BI. Two perspectives), Филип Рассом (Philip
Russom), Уэйн Экерсон (Wayne Eckerson), 2008 г, (http://download.101com.com/pub/tdwi/Fil es/2009TDWI_bbi.pdf). 4.http://financis.info/?p=928 5.http://www.itlicorp.com/news/305 6.http://www.rosinvest.com/news/539523/ 7.Росстат (http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWW W.exe/Stg/d02/88.htm и http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW .exe/Stg/d03/24-05.htm) 8.Бюро Экономического Анализа США (http://www.bea.gov/newsreleases/interna tional/trade/tradnewsrelease.htm) 9.По данным
Russia IT and Outsourcing Industry Forecast to 2011 (http://gko.su/it.aspx и http://www.market-agency.ru/index.php?op tion=com_content&task=view&id=97 6&Itemid=830) 10.По данным РИА Новости (http://rian.ru/crisis_spravki/20090422/ 168919136.html) 11.http://www.rosinvest.com/news/539523/ Использованные сокращения ИТ (IT) — информационные технологии ИБ — информационная безопасность
ПО — программное обеспечение ШБД — широкополосный беспроводной доступ ТНК — транснациональные корпорации НИС — новые индустриальные страны
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |